Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года.



2019-05-24 732 Обсуждений (0)
Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответ:

Истории развития идеи разделения (разграничения) властей (Аристотель, Локк, Монтескьё):

· Аристотель в своем труде «Политика» (335—322 до н. э.;трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии) выдвигал идею разделения властей в государстве на три части:

1) Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;

2) Должностной орган;

3) Судебный орган.

· Идея, выдвинутая Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком. Основной труд – «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.). Предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную (здесь имеется в виду и судебная в том числе) и федеративную. Законодательная – высшая по отношению к другим (но остальные не пассивны по отношению к ней, предотвращают гегемонию), представлена парламентом. Исполнительная – король и кабинет министров, имеет право вето на решения парламента (взаимное ограничение). Федеративная – представляет государство во внешнем сообществе;

· Шарль Луи Монтескьё. Его основная работа в рамках проблемы: Трактат «О духе законов» (1748 г.). Ввел термин: Разделение властей. Согласно Монтескьё в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и ведающая вопросами гражданского права. Эта власть карает за преступления и разрешает споры при столкновении частных лиц, ее можно назвать судебной властью. Выделение ее в самостоятельную ветвь государственной власти представляет собой существенный вклад Ш.Л. Монтескье в развитие теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей, выдвинутый еще в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой- либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Каждая из ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей по отношению друг к другу, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Таким образом, основные цели разделения властей: исключение абсолютизации власти; повышение эффективности деятельности ветвей власти, взаимный контроль.

Признаки разделения властей: распределение власти между различными органами; обеспечение «взаимного равновесия» полномочий органов власти и невозможности монополизации власти; возможность обжалования актов законодательной и исполнительной властей в суд; недопустимость подмены одних государственных органов другими при осуществлении их полномочий и специальной компетенции.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя (ст. 107 К. РФ), назначить при необходимости досрочные выборы, распустив ГД РФ (ст. 111, 117 К. РФ). Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти согласно ст. 83, 111–112, 115, 116 К. РФ Президент оказывает решающее воздействие на работу Правительства. Сюда же можно отнести вотум недоверия правительству (ст. 117 К. РФ), запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; судебная власть может отменить или признать недействительными акты, принимаемые исполнительной властью.

В отношении судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, нашедшие отражение в Конституции (см. гл. 7 К. РФ), процессуальном законодательстве (в его гарантиях, принципах): принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности; особый порядок наделения судей полномочиями (судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации; судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации) и т.д.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Особенности разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 года:

· Выведение института Президента РФ за рамки разделения властей (наделен нормотворческими, исполнительными и квази-судебными полномочиями: ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 80, ст. 83, ч. 1 ст. 110 К. РФ);

· Переизбыток полномочий у Президента РФ, деформирующий систему разделения властей;

· Подробное закрепление полномочий и недостаточное – механизмов взаимодействия и взаимной ответственности;

· Относительная слабость и зависимость представительной власти (неразвитость контрольных полномочий, облегченность механизма роспуска);

· Неразвитость гарантий самостоятельности и независимости судебной власти.

Кроме того, характерно углубление деформаций в системе разделения властей в ходе последующего конституционного развития:

· Продолжающаяся концентрация полномочий на уровне президентской власти;

· Изменения в порядке формирования палат парламента;

· Изменения в статусе депутата;

· Изменения в порядке назначения прокуроров;

· Изменения порядка назначения Председателя Конституционного Суда.

Исторические факты:

В Думе первого созыва голосования по вопросу о недоверии правительству Черномырдина проводились трижды: 27 октября 1994 года Дума не выразила недоверие правительству, 21 правительству июня 1995 года (после теракта в Буденновске) выразила, но при повторном голосовании 1 июля 1995 года не подтвердила своего решения. В Думе второго созыва процедура недоверия правительству Черномырдина была инициирована коммунистами и союзными им депутатскими группами в октябре 1997 года, но до голосования дело не дошло, т к. коммунисты свою инициативу отозвали в обмен на уступки президента.

Отклонение кандидатур Председателя Правительства: 1992 г. – Гайдара (1 раз отклоняли), назначили Черномырдина; апрель 1998 г. – Кириенко (2 раза отклоняли), назначили его же; август-сентябрь 1998 – Черномырдина (2 раза отклоняли), назначили Примакова. До роспуска ГД РФ не дошло.

Теоретики: В связи с вышеизложенным, О.Е. Кутафин отмечал: «Принятие Конституции РФ 1993 года не создало объективных условий для самостоятельного и полноценного существования системы разделения властей. В стране продолжилось противостояние Президента и парламента. Что же касается судебной и исполнительной власти, то они превратились в ветви власти, полностью зависимые и фактически подчиненные Президенту… Конституция РФ сегодня закрепляет не столько разделение властей, сколько развернутый конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президентской власти. Сосредоточение у главы государства множества властных рычагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а организационно-функциональная деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобразные черты».

В.С. Нерсесянц также отмечал, что «система разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер – с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью».

Источники (авторы) по теме:

Tier 1 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. М., 1995.

Tier 2 Белевский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М., 1990.

Tier 3 Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Pravogizn.h1.ru



2019-05-24 732 Обсуждений (0)
Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)