Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три уровня публичной власти в Российской Федерации: смысл, особенности, основы взаимодействия. Государство и местное самоуправление.



2019-05-24 5908 Обсуждений (0)
Три уровня публичной власти в Российской Федерации: смысл, особенности, основы взаимодействия. Государство и местное самоуправление. 4.88 из 5.00 8 оценок




Ответ:

Понятие «публичная власть» является собирательным. Оно охватывает как государственные, так и муниципальные органы власти и управления.

В Российской Федерации принято разграничивать три уровня публичной власти: федеральный уровень, уровень субъектов федерации и уровень местного самоуправления.

Природа публичной власти предполагает для Российской Федерации наличие как минимум двух уровней ее реализации – государственного и местного. Государственная власть реализуется на федеральном и региональном уровнях. Местная власть осуществляется в городских, сельских поселениях и на территории других муниципальных образований.

При этом все уровни публичной власти являются равноценными и равнозначными.

Федеральный уровень включает: Президента – главу государства (Конституцией РФ выведен за рамки разделения властей); Федеральное собрание Российской Федерации (парламент, орган законодательной и представительной власти); Правительство РФ (центральный орган исполнительной власти); министерства и ведомства (ФОИВы - федеральные органы исполнительной власти); Верховный Суд РФ (высший судебный орган); Прокуратуру РФ, Счетную палату РФ; Центробанк ǸǼ и иные федеральные государственные органы.

За федеральным уровнем Конституцией РФ закреплено решение вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации (статья 71) и совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).

Уровень субъектов Российской Федерации включает: главу субъекта Российской Федерации (президента, губернатора, главу администрации); представительный (законодательный) орган государственной власти (законодательное собрание, губернскую думу, областной совет и т.д.); правительство субъекта РФ; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации также могут создаваться и действовать региональные структуры федеральных органов государственной власти (например, Представитель Президента РФ). На уровне субъектов Российской Федерации действуют также органы судебной власти, но органами субъектов Российской Федерации они не являются (округа их деятельности могут не совпадать с территорией деятельности субъектов РФ).

Структура органов государственной власти закрепляется Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, субъекты Российской Федерации могут осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 72 Конституции. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции ǸǼ).

Местное самоуправление – третий уровень публичной власти, форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления закрепляется уставом муниципального образования. Она может включать представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетный орган, иные органы и выборные должностные лица.

Правовые основы местного самоуправления закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава 3 указанного Федерального закона закрепляет перечень вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации отказалась от закрепления принципа «демократического централизма» и понятия «высший орган государственной власти» (кроме судов). Каждый государственный орган в сфере своих полномочий самостоятелен и является в своей сфере «высшим». Вместе с тем, все органы публичной власти обязаны действовать на основе закона, их действия могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или в суд и отменены в установленном законом порядке.

Понятно, что даже в условиях последовательной демократизации всех сфер общественных отношений самостоятельность, независимость местного самоуправления от системы органов государственной власти имеют во многом условный и декларативный характер постольку, поскольку любое цивилизованное государство де-юре и де-факто устанавливает их рамки, пределы.

Поэтому в нашей стране органы местного самоуправления решают вопросы исключительно местного значения на основе и в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, местные публично-правовые образования представляют собой нижний уровень системы («пирамиды») организации и функционирования публичной власти в стране, разделенной по «вертикали».

Источники (авторы) по теме:

Tier 1 Уваров А.А. Местное самоуправление в России: Краткий учебный курс / А.А. Уваров. 3-e изд., перераб. М.: НОРМА, 2008.

90.  Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность.

Ответ:

Понятие законности: общественно-политический режим, состоящий в господстве права и правового закона в жизни общества, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений.

Основные подходы к пониманию законности:

· Законность как метод реализации норм права, общеправовой принцип и принцип деятельности государственных органов и должностных лиц, получающий закрепление в Конституции и иных нормативно-правовых актах как обращенное ко всем требование исполнения и соблюдения всех правовых предписаний.

· Законность как одна из ключевых категорий юриспруденции, выражающая оценку и соотношение между деятельностью органов государства, общественных и политических объединений, поведением граждан и требованиями правовых норм, направленная на последовательную борьбу с правонарушениями и предотвращение произвола в деятельности должностных лиц.

Требования законности:

· Верховенство закона (правового закона);

· Точное и неуклонное соблюдение и исполнение всеми законов и иных нормативно-правовых актов;

· Обеспечение неукоснительной реализации прав, свобод и обязанностей всех субъектов правоотношений. Обязанность государства создать эффективный механизм реализации и систему гарантий прав и законных интересов субъектов;

· Последовательная борьба с правонарушениями. Роль юридической ответственности в осуществлении режима законности;

· Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц и ограничение ее законом. Законность как антипод произвола.

Критерии оценки уровня законности в государстве:

· Количество и динамика правонарушений;

· Распространенность наиболее тяжких правонарушений;

· Уровень раскрываемости правонарушений;

· Реализация мер ответственности;

· Отношение граждан и должностных лиц к соблюдению законодательства и др.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Следовательно, обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона.

Законность и справедливость:

Не менее тесная связь установилась между законностью и нравственностью. В теории государства и права утвердилось мнение о том, что подлинная законность всегда нравственно обоснована. А поскольку центральной идеей нравственности выступает справедливость, то законность должна быть справедливой (плюс исходя из принципа равенства всех перед законом и судом). При этом справедливость понимается не только как идея, но и как реально сложившаяся в каждом обществе система общественных отношений, отвечающая представлениям общества в конкретный исторический период о соответствующей его интересам социальной и юридической справедливости

Источники (авторы) по теме:

Tier 1 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В. В. 3-е изд. М.: Юристъ, 2001.

Теория государства и права / Под ред. Алексеева С. С. 3-е изд. М.: Норма, 2005.

Tier 2 Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. 7-е изд. М.: Юристъ, 2000.

Емельянов Б. М., Правкин С. А. Теория государства и права. Ч. 2. М.: МИЭМП, 2010.

Морозова Л. А. Теория государства и права. 4-е изд. М.: Эксмо, 2010. 



2019-05-24 5908 Обсуждений (0)
Три уровня публичной власти в Российской Федерации: смысл, особенности, основы взаимодействия. Государство и местное самоуправление. 4.88 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Три уровня публичной власти в Российской Федерации: смысл, особенности, основы взаимодействия. Государство и местное самоуправление.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)