Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе



2019-05-24 2435 Обсуждений (0)
Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе 4.50 из 5.00 4 оценки




1. Определение критериев. Правовая культура имеет качественные и количественные характеристики. Совершенство правовой культуры в качественном смысле определяется степенью соответствия официально и массово признаваемых правовых ценностей объективным условиям жизнедеятельности данного общества. Совершенство правовой культуры в количественном смысле определяется через оценку эффективности результата (соответствия фактического правопорядка целям правового регулирования) и через оценку эффективности процесса (например, по Парето - через оценку наименее вредных изменений, минимакс и т.п.), причем оценке подлежат все основные функции правовой культуры.

Правовая культура требует знания своих прав и неукоснительного исполнения своих обязанностей в рамках конституционного принципа «незнание закона не освобождает от ответственности».

2. Определение критериев совершенства осуществления функций правовой культуры. Определение проблем, существующих в правовой культуре современной России.

Способы совершенствования:

многократное сокращение массива законодательства;

приведение законодательства в соответствие с массовыми правовыми представлениями;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти, особенно правоохранительных (например, сокращение функциональных обязанностей при четкой регламентации исполнения оставшихся обязанностей и предоставлении достаточных полномочий);

последовательная реализация принципа неотвратимости юридической ответственности при одновременном снижении санкций за менее значимые деяния; создание системы стимулов и поощрений за добровольное повышение стандартов правомерного поведения (например, предоставление налоговых вычетов за установление и соблюдение повышенных требований к экологической безопасности производства, благотворительную деятельность физических лиц и т.п.);

правовое образование и воспитание населения.

3. Правовая культура включает в себя правовое воспитание и правовое образование.

Образование включает в себя обучение и воспитание. Его основная цель – повышение правовой грамотности населения. ФЗ «Об образовании» предусматривает знание правового минимума. Осуществляется как в школах, так и в непрофильных ВУЗах путем таких курсов как «основы права», «правоведение», «введение в право». Возможные меры: введение образовательных программ по юриспруденции в школах, неюридических факультетов вузов, повышение квалификации для государственных и муниципальных служащих, поддержка юридических клиник и т.п.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Признаки правового обучения:

- целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских. профессиональных знаний и навыков;

- планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения;

- организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т.д.), формы контроля (экзамены, зачёты);

- формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Даётся целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности;

- сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение в обществе.

Воспитание - процесс формирование личности. Включает в себя знание основ Конституции, соблюдение законодательства. Осуществляется через поощрение правомерного поведения, как альтернативную наказанию методику принуждения к соблюдению законодательства.

Признаки правового воспитания:

- представляет из себя систематическую деятельность. Правовое воспитание должно проводиться постоянно, непрерывно, а ни от случая к случаю или стихийно. Начинается с детства и длиться всю жизнь;

- проводится социальными институтами, лицами. Правовыми воспитателями являются: органы законодательной (правотворческой), исполнительной, судебной власти, прокуратура, милиция, учреждения образования, общественные организации. Воспитательной работой должны заниматься профессионалы-юристы судьи, следователи, адвокаты, нотариусы и т.д. Вообще круг правовых воспитателей достаточно широк;

- направлено на передачу: нравственно-правовых идеалов, ценностей; опыта правового поведения;

- целью правового воспитания является развитие внутренней готовности к активной правомерной деятельности.

В результате правового воспитания у личности должно сформироваться:

- развитое нравственно-правовое мировоззрение, мышление;

- система нравственно-правовых ценностей и принципов;

- уважительное отношение к морали, праву, закону, органам представительной и исполнительной власти, суду, правоохранительным органам;

- понимание личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения.

- способность отличать правомерное поведение от неправомерного;

- негативное отношение к правонарушениям.

Организация процесса правового воспитания – один из непростых, и до сих пор до конца по настоящему нерешённых вопросов. Воспитание вообще, правовое воспитание в частности, и по сей день недостаточно регламентируется и конкретизируется нормативно-правовыми актами, отражается в учебных планах, программах. В сравнении с воспитанием, обучению в законе уделено большее внимание. Подробно регулируются содержание, система, формы, организация процесса обучения. В качестве «спасательного круга» предлагается говорить об обучающем воспитании, воспитывающем обучении. Такое сочетание понятий приемлемо, имеет место, но проблема воспитания должна получить в законе самостоятельное и более конкретное, ясное выражение в виде отдельной главы в Законе «Об образовании».

Правовое обучение и правовое воспитание являются двумя сторонами единого процесса правового образования. Правовое образование делится на профессиональное и гражданское правовое обучение и воспитание. Первое – это подготовка юристов по программам высшего, среднего и начального профессионального образования. Второе – это правовое обучение и воспитание населения (граждан). Начинаться оно должно с дошкольного возраста, продолжаться в школе, училище, техникуме и т.д.

Литература по теме:

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.

Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание. Ростов-на-Дону, 1976.

Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.



2019-05-24 2435 Обсуждений (0)
Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)