Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды и структура правосознания



2019-05-24 442 Обсуждений (0)
Понятие, виды и структура правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие правосознания:

Правосознание - совокупность взглядов, идей, убеждений, мнений, оценок, а также настроений и чувств людей в отношении действующего и желаемого права, деятельности правовых институтов, поступков людей в правовой сфере;

Правосознание - форма общественного сознания, связанная с отражением правовой действительности.

2. Признаки правосознания:

- сфера сознания вообще;

- сфера общественного сознания;

- сознание правовых явлений;

- двухсторонний характер взаимосвязи с правовой действительностью;

- культуросообразность.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, поэтому оно наряду с иными формами сознания отражает определённую часть общественного бытия - юридическую действительность. Термин «правовое сознание» давно утвердился в юридической науке, хотя он может показаться несколько односторонним: ведь к юридическим относятся и явления правовые, и явления государственные (порядок образования, компетенция, формы деятельности различных государственных органов и т. д.). Существуют также понятия «политическое сознание», «политическая культура», однако они выработаны и используются преимущественно политологией.

3. Виды правосознания:

· по количеству субъектов (индивидуальное, групповое, массовое);

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определённых категорий граждан (молодёжи, студентов, пенсионеров, педагогов, врачей, судей, адвокатов и т. д.) есть сходные черты правового сознания. Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определённой социальной группы. Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества; поэтому анализируется так называемое общественное правосознание, которому свойственен самый высокий уровень общности. Можно проследить связь между указанными видами правового сознания: они соотносятся между собой как философские категории «единичное», «особенное» и «общее». Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако его нельзя свести ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного многообразия. Исследование правового сознания разных уровней общности остаётся актуальной проблемой юридической науки. В частности, представляет интерес анализ соотношения господствующего (как правило «положительного») и не господствующего («отклоняющегося») правосознания на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

· по уровню рефлексии (обыденное, профессиональное, доктринальное).

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. В силу этого точнее было бы называть его практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, можно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обыденного правосознания. Обыденные представления о праве носят ограниченный характер, поскольку они находятся в рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет разрозненный, хаотический характер, наряду с правильными могут уживаться и ошибочные взгляды и представления о юридических явлениях. Обыденное правовое сознание является более распространённым, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки. Данный вид правового сознания можно описать на индивидуальном, групповом и общественном уровне.

Противоположностью обыденного является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, значительно более глубоком уровне. Теоретическое правосознание как система правовых знаний раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития. Следует иметь в виду, что предпосылкой теоретического правосознания является правосознание обыденное, поскольку знанию систематическому, научному всегда предшествует знание фрагментарное, неполное.

4. Структура правосознания: правовая идеология, правовая психология. Обычно подвергают исследованию структуру, внутреннее строение правосознания, выделяя его составные элементы. Чаще всего при этом говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Идеологические элементы правосознания- это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («хорошее» или «плохое», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает» и т. д.). Но при этом нельзя говорить о приоритете правовой идеологии над правовой психологией. Скорее наоборот: знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

5. Достоинства и недостатки профессионального правосознания юристов.

Профессиональная деятельность юриста имеет специфические особенности, что предъявляет высокие требования к его деловым и личным качествам. Знание социальных норм, стойкий иммунитет к правовому нигилизму и антиморали, высокая правовая культура, гражданская позиция – без этого не может быть современного юриста.

Деформация профессионального правосознания юристов проявляется в сферах: - профессионально-нравственной - потеря представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмена ее норм в поведении искаженными узкокорпоративными нормами и, как следствие, нарушение законности; - профессионально-интеллектуальной - шаблонность мышления, постепенная утрата его широты, глубины, критичности, преувеличение значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда - их абсолютизация; - эмоционально-волевой - разбалансированность и огрубление эмоционально-волевой сферы, появление длительных депрессивных состояний, рост внутренней и внешней конфликтности, агрессивность, ослабление волевых качеств, потеря способности к самоконтролю и саморегуляции; - в сфере профессиональных действий.

6. Дефекты правосознания: правовой инфантилизм; правовой идеализм; правовой нигилизм; правовой цинизм.

· Правовой инфантилизм

Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций. Правовой инфантилизм — это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Это не только правосознание бывшего «троечника» в вузе, ибо говорят, что из «троечников» вырастают генералы, но и возможность индивидуального угасания под влиянием жизненных условий, интеллектуальных и творческих качеств личности. Показателями подобного правосознания являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей деятельности, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении служебных задач.

· Правовой идеализм

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете смыкаются и образуют как бы "удвоенное" общее зло. Иными словами, перед нами две стороны "одной медали".

В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.

Абсолютизация права, наделение его чудодейственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления - это существование в мире иллюзий. Отсюда - лавинообразный рост законов и указов за последние десять лет, поиск спасения именно в них. Но еще древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов. Сейчас всем ясно - сотней или даже тысячей законов положение не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами. Полоса "демократического романтизма" проходит.

· Правовой нигилизм

Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни" (В.А. Туманов). Речь идет о невостребованности права обществом.

Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

А). Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 1999 г. в России было зарегистрировано свыше 3 млн. преступлений. Реально же совершено намного больше.

Б). Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.

В). Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется "правовое поле", на котором легко произрастает правовой нигилизм.

Г). Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве", т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а "по понятиям".

Д). Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда - трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль "обкомов", "горкомов", "райкомов", при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть "первыми лицами", "хозяином" в данной "вотчине". При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

Е). Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

· Правовой цинизм

Цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. А, по мнению В.А. Бачинина, «цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной.

В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма способны совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств). В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство.

Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола государственной власти».

7. Причины «перерождения» правосознания, формирования антиобщественных установок в правосознании граждан и должностных лиц.

Перерождение правосознания – это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

По мнению Баранова В.К. «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений

8*. Представление версий соотношения права и правосознания.

Во-первых, правосознание представляет духовную предпосылку правотворчества. Законы, указы и другие нормативные акты, издаваемые государственными органами и должностными лицами, являются продуктом сознательной деятельности людей. Прежде чем создать тот или иной нормативный акт, люди должны иметь ясное представление об общих целях и задачах правового регулирования, понимать необходимость его принятия, умело формулировать его текстуальное содержание. Все это предполагает профессиональное правосознание лиц, уполномоченных от имени общества осуществлять правотворчество.

Во-вторых, правосознание составляет непосредственное содержание государственной воли общества, образующей сущность права.

В-третьих, правосознание является исходной основой исполнения и соблюдения норм права в точном соответствии с их смыслом. Если нормативные акты отражают потребности общества и соответствуют его представлениям о справедливости и необходимости их создания, то, руководствуясь своим правосознанием, люди сообразовывают свое поведение с требованиями норм права.

В-четвертых, правосознание представляет исходную основу правильного применения норм права уполномоченными на то должностными лицами и органами государства.

9*. Представление функций правосознания в динамике взаимодействия права и правосознания.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

Литература по теме:

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.

Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. Л., 1972.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. N 10.

Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976.

Щегорцев В.И. Социология правосознания. М., 1981.



2019-05-24 442 Обсуждений (0)
Понятие, виды и структура правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды и структура правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)