Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОСЛЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА.



2019-05-24 251 Обсуждений (0)
ПОСЛЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Торжественным благодарственным молебствием, вечером в воскресенье 19 ноября / 2 декабря с. г., в синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, закончился, наконец, Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, начавшийся там же в воскресенье 8/21 октября — в Неделю Св. Отец 7-го Вселенского Собора. Шесть недель продолжался этот Собор, заслуживающий быть названным "историческим", как по своей необычной в истории Русской Зарубежной Церкви продолжительности, так и по чрезвычайной значительности поднятых на нем вопросов и по важности принятых на нем решений.

Под особое покровительство Пречистой Матери Божией, "Необоримой Стены и Источника чудес" поставили себя наши зарубежные архипастыри, начав деяния своего Собора во святом храме Ее и ежедневно с усердием молясь Ей перед Ее чудотворным образом, постоянно находившимся в зале заседаний, об успехе этого Собора, о спасении и утверждении нашей Русской Зарубежной Церкви, столь обуреваемой отовсюду всевозможными врагами, видимыми и невидимыми, внешними и внутренними. Вверили они себя и руководительству Св. Отцев, основоположников и столпов нашей Святой Церкви, этих подлинных "правил веры" и "образов кротости", право правивших слово Божественной Истины и словесное стадо свое добре упасших, без последования которым легко уклониться от истины на ложный путь.

И вот, как поднятые на Соборе и подвергшиеся обсуждению вопросы, так и самые решения и постановления Собора показывают, что Пречистая Матерь Божия, Зарубежная Одигитрия наша, несмотря на все наше недостоинство, нашу немощность и недостатки, все же не лишила нашу Русскую Зарубежную Церковь Своего Божественного Покрова и заступления, а Святые Отцы Церкви не оставили нас без своего богомудрого руководства. Это ясно видно из того, что на всех постановлениях Собора явно сказалась не чья-либо греховная человеческая воля, движимая нашими эгоистическими стремлениями, страстями и похотями (как отметил это и сам наш Первоиерарх), а безстрастная к безпристрастная воля Божия, всех нас призывающая к покаянию и через вразумление (тех, конечно, кто еще способен вразумиться!) — к вечному спасению, каковое одно только и является целью нашей жизни и всей нашей церковной деятельности. На Соборе стало ясно: кто хочет видеть какую-либо иную цель, как в своей личной, так и в церковной жизни, кто желает сделать Церковь и церковную деятельность только орудием для достижения своих узко-эгоистических и чисто-земных планов и интересов, тот тяжко погрешает и перед Церковью и перед самим собою, вредя церковному делу и губя свою собственную душу.

Каковы же именно главные достижения этого Собора?

Было подчеркнуто и запечатлено в соответствующем постановлении о новой организации нашего Архиерейского Синода, что наша Русская Зарубежная Церковь — Церковь именно соборная, а не "синодальная", как ее некоторые называли, оспаривая при этом и каноничность ее устройства. И хотя у нас нет возможности ежегодно созывать Собор Епископов, как требуется это канонами, темь не менее все Епископы должны принимать участие в управлении нашей Церковью; Архиерейский же Синод это только исполнительный орган Собора Епископов, и на все важнейшие решения и мероприятия он должен испрашивать согласия всех Епископов. Для лучшего и полнейшего осуществления этого важного канонического принципа соборности решено впредь вызывать в состав Синода для участия в его заседаниях периодически по два Епископа — поочередно из всех наших епархий, на определенные сроки, дабы все без исключения Епископы могли в междусоборный период принимать участие в заседаниях Архиерейского Синода, а следовательно — и в соборном управлении нашей Русской Зарубежной Церковью.

Ясно и определенно было постановлено в резолюции, предложенной самим Первоиеррахом, что Епископы, не имеющие в своем управлении самостоятельных епархий, или так называемые "викарные", как равно-благодатные, нисколько не ограничиваются в своих правах на участие в обще-церковном управлении и, являясь полноправными членами Собора Епископов, могут быть избираемыми и в состав членов Архиерейского Синода, который, по сравнению с Собором, является низшим органом церковной власти, лишь исполняющим его предначертания.

Со всей решительностью высказался Собор против модных "демократических" тенденций, которые пытаются внести некоторые малоцерковные и вовсе нецерковно-настроенные мiряне в нашу Церковь и которые ничего общего не имеют с истинной соборностью, а ведут лишь к извращению и разложению подлинной церковной жизни.

Вместе с тем, Собор вынес постановление о созыве через три года, если угодно будет Богу, Всезарубежного Церковного Собора с участием клира и мiрян, по примеру таких же Соборов, имевших место в 1921 и 1938 годах в Югославии, и поручил Архиерейскому Синоду разработку всех необходимых деталей для успешного осуществления этого весьма нелегкого в условиях нашего разсеяния и большой разбросанности церковно-соборного дела, которое должно будет еще больше укрепить в нашей Русской Зарубежной Церкви дух истинной соборности, крепко сплотив во-едино епископат, клир и мiрян, как единое тело Христовой Церкви.

Решительное осуждение вынесено на Соборе и всем попыткам со стороны разных светских организаций и политических партий так или иначе оказывать свое влияние или давление на чисто-церковные дела, которые зависят всецело от единственно-компетентной церковной власти. Не раз высказывалась вполне справедливая мысль, которую необходимо усвоить всем искренно-верующим, о полной недопустимости наблюдающегося по временам стремления разных партийных группировок использовать нашу Церковь или хотя бы отдельных служителей ее в своих чисто-мiрских целях, а тем более — делать Церковь каким-то орудием для сведения личных счетов и своих политических интриг. В Церкви Христовой нет и не может быть никаких партий: в ней перед Богом все равны — все души человеческие, ищущие спасения, перед Богом равноценны, достойны внимания, пастырского попечения и духовного окормления.

Истинно-верующие православные христиане, подлинные члены истинной Церкви Христовой должны знать и никогда не могут и не смеют забывать, что Церковь это вовсе не обыкновенная человеческая, светская организация, подобная всем другим земным организациям и человеческим обществам, это вовсе не простое "собрание верующих", а это есть единый цельный организм, одухотворяемый благодатью Святого Духа, и обнимающий собою, как Церковь, еще воинствующую на земле, так и Церковь, торжествующую на небесах, — Церковь это таинственное Тело Христово, Глава которого есть Сам Господь Иисус Христос, давший ей великое обетование: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Матф. 16, 18), которое неприменимо было бы к обыкновенным человеческим обществам, как и все земное, непрочным, недолговечным, возникающим и исчезающим. В состав Церкви входят не только люди, в данное время живущие на земле, но и все прежде жившие и все святые, прославленные на небеси.

Вот почему мы постоянно, во всех своих молитвах и богослужебных чинопоследованиях, совершаемых в храме, исповедуем свою веру "Во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь" и непреложно веруем, что истинная Церковь Христова, свято хранящая неповрежденным Священное Писание и Священное Предание, непогрешима и никогда не может отступить от истины, ибо она сама, по учению Слова Божия, есть "Столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).

За это твердое и неизменное хранение церковной истины высказался наш Собор, в своих постановлениях и в своем Послании, обращенном к нашей зарубежной пастве, осудивший все отступления от нее в виде так называемого "восточного обряда", ныне так усиленно пропагандируемого римо-католиками, и в виде так называемого "экуменического движения", повреждающего самый догмат Церкви и не без успеха пытающегося завлечь в свои сети все поместные православные церкви. Осудил наш Собор и все новшества, которые пытаются завести в нашей Церкви непрошенные реформаторы, и, высказав свое глубокое сочувствие греческим старостильннкам, решительно отверг употребление в нашей Церкви новой пасхалии, как противоречащей Апостольским и святоотеческим правилам. Строгое осуждение вынес Собор и всему тому, что идет вразрез с нашим исконным православным благочестием, признав недопустимым, в частности, устройство разного рода развлечений и увеселений в дни поста и в кануны воскресных и праздничных дней, а также празднование Рождества Христова по новому стилю и организацию так называемых "встреч Нового Года", когда для верующих еще продолжается Рождественский пост.

Особенное внимание уделил Собор делу внутренней миссии, призвав всех наших пастырей к усилению ее, о чем гласит пространно-составленная резолюция с перечислением всего того, что необходимо предпринять для этого. Мы стоим перед серьезной угрозой потерять нашу паству, растворяющуюся все больше и больше в окружающей нас иноверной и иностранной среде, и только ясное сознание этой опасности и усиленный пастырский труд по окормлению душ всех наших пасомых, а особенно — молодого поколения, может спасти положение. Главное внимание должны обратить наши пастыри на подрастающее молодое поколение, в значительной своей части лишенное возможности посещать русские школы, и все силы свои приложить к тому, чтобы не оставить его без религиозного и национального воспитания в православном русском духе.

Наконец, что особенно важно, на Соборе не раз было подчеркнуто высокое назначение пастыря Церкви, как прежде всего душепопечителя, а не только "администратора", способного лишь расхолаживать и тем отталкивать от себя пасомых. Нужна и администрация и организация для успеха дела, но при этом никак не должна забываться главная и основная задача каждого истинного пастыря — духовное делание, направленное ко спасению душ своих пасомых. А для этого пастыри должны сами вести духовную жизнь на высоком уровне и постоянно воодушевлять себя примерами пастырского служения на протяжении всей истории Христианской Церкви, и в особенности столь близким и дорогим нам образом величайшего пастыря нашего времени приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского.

Признал Собор, что лежит на нас долг и внешней миссии — обращения в св. Православие иноверцев —, но к этому нужно подходить весьма осторожно, стараясь не о том только, чтобы чисто-внешним образом присоединять к св. Православной Церкви лиц, к ней не принадлежавших, а о том, чтобы они принимали св. Православие действительно всем сердцем, с достодолжной серьезной подготовкой и становились бы на самом деле по духу православными.

С великой скорбью отозвался Собор на известия о все усиливающемся гонении на веру там у нас на родине, порабощенной богоборческим коммунизмом, — гонении, которое вновь стало принимать самые грубые формы, как это было прежде, в первые годы революции, и не мог не установить всей правильности позиции, от начала принятой нашей Русской Зарубежной Церковью, позиции, с которой она никогда не сходила, — полного непризнания безбожной советской власти и всех тех, кто с нею так или иначе сотрудничает, в том числе и легализованной "советской церкви", являющейся ее послушным орудием и проводником ее предначертаний во всем мiре.

Вот, в общем то важное, что обсуждал и что постановил наш Собор, призвавший нашу зарубежную паству к твердому стоянию за истину в наши лукавые времена и к верности истинной Церкви, ее правилам, установлениям и священным вековым заветам, которыми жили и спасались наши благочестивые предки на Святой Руси, попрание которых вызвало страшную кровавую катастрофу и наше изгнание из пределов родной земли. Дай Бог, чтобы этот наш архипастырский призыв дошел до сердец всех православных русских людей в разсеянии сущих и еще крепче объединил их вокруг нашей Русской Зарубежной Церкви, единственного сейчас свободного оплота истинной христианской веры в мiре!

С Новым Годом, с новым счастьем!

Так когда-то приветствовали у нас на Руси друг друга русские люди при наступлении Нового Года.

Этим стародавним традиционным приветствием сердечно приветствуем и мы всех наших соотечественников — православных русских людей в изгнании и разсеянии сущих и искренно желаем им в наступающем Новом 1963 Году нового счастья.

Но как и откуда может придти к нам это «новое счастье»?

Надо знать, что «счастье» наше зависит прежде всего и в первую очередь не от каких-либо внешне-благоприятных условий и обстоятельств нашей жизни, всегда столь изменчивой и непостоянной, а главным образом — от внутреннего состояния наших душ. Когда в душе настоящий ад от неудовлетворенных желаний, стремлений и разного рода греховных страстей, когда кипит в ней зависть, злоба, гнев и ненависть, когда погружена она в уныние и отчаяние, — о каком «счастье» можно тогда говорить?!

Вот почему «новое счастье» возможно для нас только тогда, когда мы сами станем новыми, когда мы обновимся душами своими, когда мы, по выражению Слова Божия, «совлечемся ветхаго человека с деяньми его и облечемся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его» (Колос. 3, 9-10), то есть, когда мы, как разъясняет дальше Св. Апостол, «отложим прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях» и «обновимся духом ума нашего», «облекшись в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), иными словами: когда мы «облечемся, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Христос простил нас» — более же всего — когда мы «облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства», и когда будет «владычествовать в сердцах наших мир Божий, к которому мы, христиане, призваны», когда «слово Христово будет вселяться в нас обильно, со всякою премудростью», когда мы будем «научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господу», а коротко говоря: когда мы будем так настроены, что «все, что ни делаем словом или делом, все будем делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Колос. 3, 12-16).

Таково о самом важном для нас, о самом жизненном, непреложное учение Слова Божия, которое «пребывает во век» (Исаии 40, 8)!

Кто же, помимо этого ясного учения Слова Божия, хочет находить какие-то иные пути к «счастью» человека — к установлению мира, благополучия и благоденствия на земле, тот только жестоко заблуждается, и ничего, кроме самых горьких и мучительных разочарований, не добьется.

Разве не довольно для нас, как яркое доказательство этого, всего того ужаса, который постиг нашу Родину-Россию? Разве не постигло такое же самое горькое и мучительное разочарование всех тех, кто ожидали какого-то «нового счастья» от так называемого «социализма» и «коммунизма», столь много обещавших обманутому ими человечеству?

Такое же точно разочарование ожидает и всех тех, кто, игнорируя учение Слова Божия и истинную Церковь Христову, станут стремиться к одному лишь внешнему упорядочению человеческой жизни, не желая помышлять о внутренних, духовных основах ее (в которых-то и заключается вся «суть»!) — кто видят все «счастье» людей в одной лишь внешней форме их жизни, в лучшем, по их мнению, политическом государственном строе, как бы он ни назывался.

Все это — наивная мечта, никогда еще себя не оправдавшая и никогда не могущая себя оправдать, ибо Спаситель наш, для того и пришедший на землю, чтобы даровать нам истинное счастье, ясно сказал, предупредив нас:

«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Что же без Него, без созданной Им Церкви, можем сделать мы хорошего?

Ровно ничего.

Не политика, а вера Христова.

Не политическая, а духовно-нравственная работа и церковная деятельность.

Вот что только и может спасти нас, спасти нашу Россию, спасти весь столь очевидно к погибели стремящийся мiр.

Это отнюдь не значит, что мы вовсе и начисто отвергаем всякую политику и всякую политическую деятельность.

Вовсе нет!

Мы только указываем и подчеркиваем, что по утверждению высочайшего для нас авторитета — учению Слова Божия, на первом месте для нас, православных русских людей, должна быть наша святая Православная вера и наша святая Церковь.

Все же остальное, как бы оно ни казалось нам прекрасным и возвышенным, должно стоять, по сравнению с этими величайшими духовными ценностями, на втором месте. Ведь Христос-Спаситель сказал вполне определенно, а слова Его, конечно, должны быть для нас непререкаемо-авторитетны:

«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» и все остальное тогда «приложится вам» (Матф. 6, 33).

Таким именно путем искания прежде всего Царствия Божия и правды его и шел на протяжении всей своей истории наш православный русский народ — так именно и строилась та Великая Россия, в которой Вера и Церковь всегда были на первом месте.

А когда русский народ, под влиянием безбожных агитаторов, пришедших к нам с богоотступнического Запада, стал отклоняться от этого своего подлинно-исторического пути, тогда и разразилась над ним эта страшная кровавая катастрофа, в результате коей мы очутились в изгнании, а весь остальной русский народ под игом страшного безпримерного рабства.

Вот почему так печально видеть, когда православные русские люди, столь много перестрадавшие и даже свою Родину потерявшие, находясь здесь в изгнании, нисколько не помышляют о своем духовном обновлении, а продолжают жить все теми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроениями, которые именно и привели к такому страшному бедствию нашу несчастную Родину-Россию. И наивно думают, что без полного и всецелого возвращения их к Богу и без подлинного оцерковления их жизни, путем одной лишь политической деятельности, можно будто бы спасти Россию. И даже самую Церковь нашу хотят подчинить своей политике, сделать ее орудием своих политических интриг, игрушкой своих политических страстей.

Вечное хотят подчинить временному, небесное — земному, святое — греховному...

Что может быть ужаснее, безнадежнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которого лишь один шаг до самых глубин адовых?

Где уж нам ожидать «нового счастья» с такими настроениями? И на что хорошее можем мы разсчитывать в наступающем Новом Году?

Нет! как учит нас Слово Божие, как учит нас Святая Церковь, путь спасения для нас, для нашей России и для всего мiра только один — это путь духовного обновления.

Найдем в себе мужество сознать свои пагубные ошибки и заблуждения, в свое время и Россию приведшие к гибели, образумимся, наконец, поняв, что без Божией помощи мы — ничто, обратимся всею душою и всем сердцем в теплом чувстве искреннего покаяния к Богу и к истинной Церкви, — обновимся душами своими, дабы этот наступающий 1963-ий Год действительно стал для нас новым годом, а тогда сможем мы надеяться и на новое счастье!

О необходимости усиленной
ВНУТРЕННЕЙ МИССИИ
в нашей Русской Зарубежной Церкви.

Мы. православные русские люди, разсеянные ныне, подобно ветхому Израилю, по всем народам земли, нередко высказываем вполне справедливую мысль об особой провиденциальности этого нашего разсеяния: Господь разсеял нас так для того, чтобы все народы земли через нас познакомились бы с истинной христианской верой — святым Православием и стали бы православными. И многие ждут и даже требуют от нас миссионерства среди иностранцев и иноверцев.

Все это так. Промысел Божий в том и состоит, что Господь даже явное зло старается обратить к добрым последствиям на пользу людям — ко спасению душ. И потому долг такого внешнего миссионерства несомненно на нас лежит. Но при этом мы часто забываем, в чем залог успеха такого миссионерства, а главное — забываем о страшной опасности, угрожающей в разсеянии нам самим — вполне реальной и все растущей угрозы самим потерять свою собственную православную веру под влиянием постоянного близкого общения с иноверцами. Мы не можем не видеть, как легко на наших глазах уже теперь денационализируется наше молодое поколение, забывая все свое русское, родное, забывая свой язык, свои русские нравы и обычаи, а вместе с тем, вполне естественно, и свою веру, отходя постепенно все больше и больше от Церкви. Особенно велика опасность в этом отношении для наших детей, рождающихся уже в иноверных странах и лишенных возможности получить воспитание и образование в русских школах в православном и национальном русском духе.

Не будем закрывать глаз на тот совершенно-несомненный печальный факт, что мы постепенно теряем нашу паству, которая как бы растворяется в окружающей нас чуждой нам по языку, по культуре и по вере среде. Пройдет еще, быть может, совсем немного лет, и от нашей православной русской паствы почти ничего не останется. Благоразумно ли, сознавая такую опасность, чрезмерно увлекаться идеей внешней миссии, забывая о гораздо более важном — о лежащем на нас святом долге миссии внутренней?

Наша главная и основная задача это — миссия внутренняя, ибо Господь строго взыщет с нас за каждую безразсудно потерянную душу, за каждую погибшую овцу вверенного нам словесного стада. Еще в Ветхом Завет Сам Господь через пророков указывал нам на эту именно главную и основную задачу внутренней миссии пастыря, желающего быть действительно добрым пастырем.

«Сыне человеческий», так говорил Господь св. пророку Иезекиилю: «изреки пророчество на пастырей израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям израилевым, которые пасли самих себя! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И разсеялись оне без пастыря и, разсеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли разсеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне! Живу Я, говорит Господь Бог: за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение, и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякаго зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец моих не пасли... вот Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец»... (Иезек. 34, 2-10).

Как страшно звучит это строгое прещение Божие, изреченное еще в Ветхом Завете!

Но на сколько больше и несомненно строже спросится с нас, пастырей, теперь — в Новом Завете! Вспомним для того, чтобы это себе ясно представить, хотя бы две глубоко-трогательные притчи Господа Иисуса Христа: одну — о добром пастыре (Иоан. 10 гл.), а другую — об овце заблуждшей (Лук. 15, 4-6).

В наше время, когда, вследствие крайнего упадка духовной жизни, многие чрезмерно увлекаются чисто-внешним деланием в ущерб, а иногда и в отмену внутреннего делания, часто приходится слышать, что для успешного пастырствования и, следовательно, для успеха внутренней миссии, необходимо быть прежде всего хорошим администратором. Но Сам Пастыреначальник-Христос ровно ничего не говорит об этом. Он говорит, что истинным пастырем, то есть таким, который может иметь успех в деле внутренней миссии, является тот, кто «зовет своих овец по имени», и за кем сами овцы идут, «потому что знают голос его», что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы», что он знает своих овец, и овцы знают его (Иоан. 10, 1-15); что он, потеряв одну из своих овец, оставляет 99 овец в пустыни и идет искать заблуждшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и пришедши с нею домой, радуется о ней больше, чем о 99-ти незаблуждших (Лук. 15, 4-6). И Св. Апостол Павел главным деланием доброго пастыря поставляет не «администрацию», а чисто-духовное делание: пастырство, по его словам, это «дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефес. 4, 11-13). Ставя себя в пример Ефесским пастырям, Св. Ап. Павел говорил: «Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас» (Деян. 20, 31). А к Солунянам он писал: «Вы помните, братие, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими, потому что вы знаете, как каждаго из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшаго вас в Свое царство и славу» (1 Солун. 2, 9-12).

Уже из этих немногих мест новозаветного Священного Писания ясно видно, что главное делание пастыря, которое только и может обезпечить успех его внутренней миссии, это есть именно внутреннее, духовное делание со строго-индивидуальным подходом к каждой отдельной человеческой душе.

Не администрация , а так называемое в науке Пастырского Богословия душепопечение — вот что самое главное.

Если этого нет, то, в сущности, и пастырствования никакого нет.

Весьма мало для пастыря, для успеха ведомой им внутренней миссии, если он будет только хорошим администратором, чиновником с хорошо налаженной благоустроенной канцелярией, мало даже, если он будет хорошо, умно и красиво проповедывать и благолепно отправлять богослужение, хотя это и весьма важно.

Главное и самое существенное в подлинном пастырском служении, единственное, что только и может обезпечить полный успех внутренней миссии — это душепопечение, движущей силой которого является любовь пастыря к своим овцам, порождающая пламенную ревность о спасении их душ, – та именно сострадательная любовь, которая каждого доброго пастыря уподобляет Пастыреначальнику-Христу и которая, по учению Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), заимствованному им из беседы Св. Иоанна Златоустого на Послание к Колоссянам (том ХI стр. 360), подается в виде зачаточного дара, каковой надлежит постоянно возгревать, развивая его в себе, каждому рукополагаемому в великом Таинстве Священства.

Если нет у пастыря этой сострадательной любви к своим пасомым, если он погасил в себе этот великий дар, вместо того, чтобы развивать и возгревать его, если не горит он ревностью о спасении душ вверенных ему пасомых, если он только чиновник-формалист, хотя бы очень аккуратно и пунктуально исполняющий внешним образом свои обязанности, у которого все дела находятся в полном порядке, и администрация ведется блестяще, — дело внутренней миссии у него никогда не будет идти успешно, и он легко может растерять всех своих овец, которые постепенно разбегутся от него в разные стороны.

Что же, следовательно, нужно для успеха внутренней миссии?

Прежде всего — живая душа пастыря-отца, исполненная сострадательной отеческой любви к своим пасомым.

Именно с такой живой душой, отечески настроенной, а не только по-чиновничьи и формально-механически, должен осуществлять пастырь свою троякую пастырскую деятельность в приходе: учительство, священнодействование и душепопечение.

Пастырь, желающий иметь успех в деле внутренней миссии, никогда не должен забывать, что он, по заповеди Самого Пастыреначальника-Христа (Матф. 28, 19), является прежде всего учителем Закона Божия для всех своих овец, независимо от их возраста, пола, состояния и положения в обществе. И он должен оправдывать это свое звание, постоянно уча свою паству — не только чисто-формально, произнося проповеди за Богослужением, но и повсюду, при каждом удобном случае. И тут ему необходимо помнить, что как проповедь его, так и все поучения и наставления его должны быть не просто механически-выполняемой обязанностью, а живым словом, исполненным искреннего, а отнюдь не напускного, деланного (который всегда чувствуется и производит часто только отталкивающее впечатление) пафоса. Все, о чем пастырь собирается говорить, чему хочет поучать свою паству, должно быть предварительно пропущено, по меткому выражению одного из наших выдающихся гомилетов (проф. В. Ф. Певницкого), через горнило его ума и переработано в лаборатории его сердца, то есть тщательно продумано и прочувствовано им самим. Вяло произносимое слово, на подобие того, как ученик отвечает зазубренный им наизусть урок, не дойдет до сердца слушателей и не произведет в них должного действия. А пафос не искренний, напускной, действует иногда даже отрицательно, не только не привлекая внимания к словам пастыря и к нему самому, как любящему отцу, а зачастую и отталкивая, ибо притворство и неискренность, коль скоро они почувствуются, никогда не могут внушить доверия и расположить к себе.

Вместе с тем, уча свою паству, пастырь должен тщательно следить за тем, дабы у него самого слово его не расходилась с делом: чтобы он сам исполнял то, чему учит своих пасомых. Беда, если пасомые начинают подмечать, что пастырь сам не следует в своей жизни тому, чему он учит! Иными словами: пастырь, желающий иметь успех в деле внутренней миссии, должен учить свою паству не только словом, но и примером своей личной жизни.

Совершенно необходима в нынешнее время, в наших условиях, более, чем когда-либо прежде, ибо мы окружены со всех сторон иноверцами, катихизация, то есть постоянное, систематическое наставление в основных истинах нашей Православно-Христианской Веры, как детей, так и взрослых. И дети и взрослые должны настолько быть знакомыми с основными Положениями нашего православно-христианского веро- и нравоучения, чтобы быть в состоянии дать ответ каждому вопрошающему о Св. Православии и, если нужно, посрамить иноверцев и сектантов, подходящих к ним, как это часто бывает, со своим лукавым совопросничеством. Нечего и доказывать, как это важно для сохранения нашей паствы в ограде нашей св. Церкви!

Подобно тому как учительство, так и священнодействия не должны совершаться пастырем только механически, как одно формальное выполнение принятой на себя обязанности. Тут от пастыря, вступающего в таинственное общение с Богом и со всем горним мiром, особенно требуется духовное горение — искренняя молитвенность — личный подвиг молитвы, как домашней, так и общественной. Пастырь — предстатель пред Богом за людей - за овец своих, и таким он должен всегда ощущать, сознавать себя, когда он молится, а в особенности, когда совершает общественное Богослужение. Тут необходимо, чтобы паства чувствовала искреннюю молитву своего пастыря, чтобы его собственное молитвенное настроение передавалось ей, и чтобы она вдохновлялась его молитвой, и сама так же молилась.

И здесь, как и в деле учительства, столь же зловредны и механическое «отбывание» богослужебного чинопоследования и искусственный, деланный пафос — «театральность» в жестах, движениях, произнесении возгласов и чтении молитв.

Чрезвычайно важно для успеха внутренней миссии привлечение, по возможности, всех молящихся к тому или иному деятельному участию в Богослужении, дабы они не чувствовали себя только праздными зрителями или слушателями, приходя в церковь, как в театр, «для того лишь, чтобы послушать красивое пение хора», исполняющего, как это теперь часто бывает, совершенно нецерковные, бравурные, театральные композиции. Совершенно необходимо возстанавливать древний, требуемый самим нашим уставом, обычай всенародного пения за Богослужением. Ведь общеизвестно, что более всего увлекает наших верующих в сектантство именно это общее пение, которое является столь характерным для сектантских собраний. Стыдно православным верующим не знать своего дивного, ни с чем не сравнимого, православного Богослужения, а потому святой долг пастыря — знакомить своих пасомых с Богослужением, что легче всего и может быть достигнуто путем привлечения к практическому участию в нем.

Это практическое знание Богослужения в наших условиях чрезвычайно важно еще и вот по какой причине. Все меньше и меньше остается у нас в нашей Русской Зарубежной Церкви и священников и опытных, прошедших прежнюю хорошую школу псаломщиков. Перед многими, если не перед всеми, нашими приходами встает весьма реальная опасность — остаться со временем совсем без псаломщиков и даже быть может, без священников, по крайней мере, постоянно и регулярно совершающих Богослужения.

Что же тогда делать? Неужели закрывать приходы или допускать, чтобы они уходили в какую-нибудь другую юрисдикцию?

Да не будет!

Ведь по нашему уставу все богослужебные чинопоследования суточного круга, кроме, само собой разумеется, Божественной литургии и прочих таинств церковных, могут совершать и лица, не посвященные в иерархический сан. Это широко использовали в своей молитвенной практике все иноческие обители, скиты и пустынножители, среди которых не было иноков, облеченных в сан иерея. И до последнего времени наблюдалось это, например, на отличавшейся своим высоким народным благочестием Карпатской Руси, где в случае болезни или отлучки священника, сами верующие, без священника, читали и пели и полунощницу, и утреню, и часы, и вечерню, и повечерие, а вместо Божественной литургии — обедницу.

В этом никак нельзя видеть ничего предосудительного, ибо сами наши богослужебные книги предусматривают такую возможность, в такого рода, например, часто встречающемся указании: «Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш»... Аще ли ни, глаголи умиленно: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь». И дальше следует все богослужебное чинопоследование полностью, кроме, конечно, ектений и священнических возгласов. Великая, сугубая и просительная ектении заменяются при этом чтением 12 раз «Господи, помилуй!», а малая ектения — троекратным чтением «Господи, помилуй!»

Общественная молитва, как ничто другое, крепко объединяет верующих. И вот во всех тех приходах, где нет постоянного священника, совершенно необходимо не только допустить, но и рекомендовать верующим сходиться в воскресные и праздничные дни в храм или даже на дому, где нет храма, для того, чтобы совместно совершать такую общественную молитву по установленному богослужебному чину. Этим мы сохраним наши приходы, оставшиеся без священника, от распыления и от ухода в другие юрисдикции. А время от времени в них может приезжать специально посылаемый туда Епархиальной Властью священник для совершения Божественной литургии и необходимых таинств и треб.

Но самое главное и самое важное в деле внутренней миссии это исполненная искренней любви сердечная забота пастыря о каждой отдельной душе, или так называемое душепопечение, составляющее собою самое существо пастырства, в собственном смысле.

Как это видно из слов св. Апостола Павла, обращенных к Солунянам (1 Сол. 2, 11), пастырское душепопечение это есть постоянное горение любящег



2019-05-24 251 Обсуждений (0)
ПОСЛЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОСЛЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)