Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства.



2019-07-03 538 Обсуждений (0)
Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Монтанизм. Имя этой ереси дал Монтан, неученый человек, вообразивший себя Параклитом (Утешителем). Жил во II веке. В противоположность антитринитариям, монтанисты требовали полного подчинения разума велениям веры. Другими отличительными чертами их были строгость аскетизма и отвержение «падших» в гонениях. Аскетический дух монтанистов расположил к ним ученого пресвитера карфагенского Тертуллиана, который присоединился к ним, хотя закончил жизнь, несколько отойдя от этой ереси. Склонялись к монтанизму и Римские епископы Елевферий и Виктор. Монтанисты признавали учение о тысячелетнем земном царстве Христа (хилиазм).

Манихейская ересь, подобно гностицизму, представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. По учению Манеса, давшего начало этой ереси, борьба в мире начал духа и материи, добра и зла, света и тьмы составила историю неба и земли, в которой проявилась деятельность: а) животворного Духа, б) бесстрастного Иисуса и в) страждущего Иисуса – «Души мира». Иисус бесстрастный, сойдя на землю, принял только вид человека (докетизм), учил людей и обетовал пришествие Утешителя. Обещанный Утешитель явился в лице Манеса, очистил извращенное людьми учение Иисуса и открыл Царство Божие. Манес проповедовал строгий аскетизм. Обвиненный в искажении религии Зороастра, Манес был убит в Персии. Ересь эта распространялась преимущественно в Западной половине Римской империи и была особенно сильна в IV и V веках.

 

Содержание молитв 1-го, 8-го и 40-го дней. Чин воцерковления.

Молитва в 1-й день. Святой Симеон Солунский говорит, что в этих молитвах родившей женщине и окружающим ее домочадцам даруется благодать освящения и очищения. «Владыко Господи Вседержителю, родившую рабу твою исцели, восстави от одра, на нем же лежит...— молится священник.— Сохрани сию и младенца, покрой ю кровом крил Твоих... молитвами Богородицы и всех святых» (1-я молитва). «Владыко Господи,... днесь родившую сия отроча, помилуй и прости вольныя и невольныя ея прегрешения,... даждь ей скорое восстание, от скверны очисти, болезни исцели, здравие и благомощие души и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огради... Рожденнаго же младенца сподоби поклонитися земному храму» (2-я молитва). И в третий раз молит священник Господа: «Призри с Небес... и прости рабе Твоей сей и всему дому...(немощи человеческого естества)» (3-я молитва).

Молитва в 8-й день. Наречение имени. «Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Чин воцерковления появился после IV в., когда обычным сделалось Крещение не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Последование чина 40-го дня по рождении младенца и воцерковление по совр. Требнику начинается с возгласа: «Благословен Бог наш…», далее следуют обычное начало, тропарь дня или святого, и молитва и главопреклонная молитва о матери ребенка (нач. 1-й: «Господи Боже Вседержителю…» (молитва имеет 2-ю часть, которая опускается, если новорожденный умер); нач. 2-й: «Господи Боже наш, пришедый на спасение...»), молитва и главопреклонная молитва воцерковления. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом во храм со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божия) (имя рек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», вносит его в храм, а затем через южные врата - в алтарь (если младенец - мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее Требник предписывает «полагать» младенца перед царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику.

Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Нашествие Батыя (1237-1240). Бедствия народа и Церкви. Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

В 1237-1240 годах Россию постигло нашествие монголов. Передвижение средоточия церковной жизни в Москву. Монголы были религиозно индифферентны. Чингисхан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских обрядов, уважали и духовенство всех вер. Разорение русских святынь, жестокости против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну.

В 1246 году встречаем первых мучеников в самой Орде, князя Михаила Всеволодовича Черниговского с боярином Феодором. В 1270 году замучен в Орде князь Роман Ольгович Рязанский. Мученическую кончину принял и Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича.

При хане Узбеке, принявшем в 1313 году ислам, господствующей верой в Орде сделалось мусульманство, известное своим фанатизмом. Но старая языческая терпимость вер не вдруг пропала там и после этого. В Орде настал длинный период двоеверия, продолжавшийся до самого ослабления монгольского владычества над Русью. Прежние отношения монголов к православной церкви продолжались поэтому почти без изменения.

Ханские ярлыки духовенству. Пользуясь веротерпимостью монголов, первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана, а у хана Менгу-Темира выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Всех ярлыков духовенству известно 7.

Христианство среди татар. В 1276 г. сарайский епископ Феогност на константинопольском соборе предлагал уже вопросы о татарах, желавших креститься. Известны и разные случаи обращения татар даже из ханского рода. Чаще всего крестились татары, поступавшие на русскую службу.

Учреждение Сарайской епархии. В 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена православная епархия в Сарае, столице Золотой Орды.

Св. Петр, царевич Ордынский. Преподобный Петр, царевич Ордынский, был племянником хана Золотой Орды Бергая. В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский, (память 21 мая) ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия (память 23 мая). В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Бергая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, и по его молитвам больной исцелел. Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. На пути святителя догнал отрок, племянник хана Бергая, и умолил святителя взять его с собой в Ростов. В Ростове отрок был крещен с именем Петр и женился. Святой Петр отличался любовью к молчанию, Богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. После смерти своей супруги, незадолго до своей кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году.

Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на Соборе 1547 года.

Билет № 7

Книга Исход: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1 – 2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2 – 4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5 – 11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12).

У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот («И вот имена») — по начальным словам. Славяно-русское наименование «исход» есть перевод с греческого «эксодос» и указывает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорится об исходе евреев из Египта. Время написания - между 1440 и 1400 гг. до Р.Х.

Лопухин: «Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей». Книга написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне.

Ближайшая цель написания кн. Исход заключается в том, чтобы дать народу еврейскому и увековечить в его памяти религиозно-нравственные и гражданские законы, более отдаленная сводится к указанию исполнения данных праотцам народа еврейского обетовании. Книга Исход обнимает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа», до первого месяца второго года по исшествии их из Египта, т.е. более 400 лет.

Содержание - история народа израильского «от той минуты, когда евреи под давлением фараонов начинают чувствовать взаимную солидарность, сближаются все теснее и теснее чувством общей опасности и чудесами, сопровождавшими исшествие из страны порабощения — до дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной около главного святилища — скинии». Можно поделить на три части:

- (после краткого вступления) - освобождение народа из египетского рабства;

- история путешествия евреев до горы Синай (Исх 13:17-18:27);

- заключение и обновление завета Бога с избранным народом (Исх.19-40).

Основная мысль Исхода заключается в том, что Бог выводит верных на свободу из рабства. Композиция – сложная, обусловлена характером книги, которая является не хроникой событий, записанной беспристрастным современником, а в значительной мере возникла как богослужебный и назидательный текст для молитвенных собраний (ср. Деян 15:21). Прежде всего Исход — книга Пасхи, которая читалась на празднике Завета.

Связь с Новым Заветом. «Образ Моисея и тема исхода занимают важное, едва ли не центральное место в пророческой письменности и псалмах. Но и для Нового Завета они сохраняют свое значение. Сам Христос Спаситель, называя важнейшие заповеди, приводит древнее Моисеево исповедание веры. Хотя события Исхода отделены от Воплощения Слова более чем тринадцатью веками, Церковь всегда видела в них деяния того же Бога, Который открылся людям во Иисусе Христе (см. св. Иустин. Диалог с Трифоном, II). По словам ап. Павла, переход через море и манна суть прообразы вод крещения и небесного Хлеба — Христа. Это не поверхностная аналогия, а свидетельство о глубинной связи двух Заветов. В обоих Бог являет Себя как Избавитель, дарующий спасение».

Имя «Моисей» значит - «взятый из воды». Три месяца после рождения мать его скрывала (от египтян), потом осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Дочь фараона нашла ребенка и взяла под покровительство. Известно только, что он был «научен… всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22). Во взрослом возрасте Моисей совершил убийство египтянина, был предупрежден о том, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования, он покинул страну и оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю Моисей помогал по хозяйству, пас его скот.

Призвание Моисея. Однажды Моисей пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнем и не сгорал. Он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей!.. не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».Пораженный внезапным явлением Бога, Моисей снял обувь и благоговейно стоял перед пламенеющим кустом, с трепетом внемля голосу Божию: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, — продолжал Господь — Я увидел страдания народа Моего в Египте… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей… в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону …и выведи из Египта народ Мой…» Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону… и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:6–12).

Откровение Имени Божия. Центральным и, быть может, наиболее существенным в явлении при Неопалимой купине стало откровение имени Божия, выразившее новую и исключительную степень близости Создателя к Своему творению. Значимость этого откровения подтверждается уже тем, что на протяжении всех трех прошедших тысячелетий человеческая мысль постоянно возвращается к его осмыслению. «Яхве» – единственное имя, которое Сам Бог открыл человеку.

Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить народ Израиля из плена. На глазах у фараона произошли чудеса, но он не отпустил народ.

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения: превращение воды в кровь, нашествие жаб, нашествие мошек, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром, молнии и огненный град, нашествие саранчи, тьма, смерть первенцев. Евреям повелевалось сделать пометку на двери из крови агнца. В домах, где была такая пометка, никто не погибнул.

Установление праздника Пасхи. Как для Священной истории ВЗ праздником ее начала была Пасха (Исходе из Египта), так и для Новозаветной истории точкой отсчета тоже является Пасха — праздник Воскресения Христова. Прообразовательное значение. Пророки Исайя и Иеремия уподобляют Мессию агнцу.



2019-07-03 538 Обсуждений (0)
Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)