Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.



2019-07-03 633 Обсуждений (0)
Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете. 0.00 из 5.00 0 оценок




 «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». В Православной Церкви таинство миропомазания обычно совершается непосредственно после Таинства Крещения. Поскольку на Востоке миропомазание составляло с крещением единое чинопоследование, первоначально свв. отцы часто не рассматривали миропомазание как отдельное таинство, но, скорее, как один из аспектов Таинства Крещения. Одним из первых, кто начал проводить различие между миропомазанием и крещением, был, вероятно, сщмч. Киприан Карфагенский, согласно которому «рождение христиан совершается в крещении».

О Крещении в Предании Церкви принято говорить как о втором или новом рождении человека, но рождение имеет смысл только в том случае, если за ним следует жизнь. С целью достойного прохождения жизни во Христе в таинстве миропомазания крестившемуся сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как Дар, дающие ему возможность возрастать и укрепляться в жизни духовной. Таким образом, миропомазание есть исполнение крещения.

 

Первоначально апостолы совершали это Таинство через возложение рук,но вскоре дары Духа Святого стали преподаваться новопросвещенным через помазание миром. Возможно, это было обусловлено численным и пространственным ростом Церкви, вследствие которого апостолы и епископы сочли целесообразным заменить возложение рук действием миропомазания, которое могли совершать также и пресвитеры, при условии, что миро для таинства будет освящаться самими апостолами и епископами. Однако можно предположить, что апостолы, вместе с возложением рук, изначально использовали и помазание. Прямых свидетельств об этом в Священном Писании нет, но в то же время в книгах Нового Завета имеется ряд мест, где говорится о благодатном помазании, контекст которых вполне позволяет отнести эти высказывания к рассматриваемому Таинству.

Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров. О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:21-22).

Способом совершения Таинства является крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Так, помазание

   а) чела означает «освящение ума или мыслей»;

   б) персей (груди) — «освящение сердца и желаний»;

   в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»;

   г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина».

   «Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава».

Богослужение в Русской Церкви в домонгольский период. Первые храмы и их общественное значение. Храмоздательство при св. Владимире и Ярославе Мудром. Наиболее замечательные храмы Киевского периода (Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород). Устройство храмов. Святые иконы (Киево-Печерская, Владимирская, «Знамение» иконы Божией Матери, иконы «Никола Мокрый» и «Никола Зарайский»). Мощи святых и других святыни. Новые русские праздники (Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа, дни памяти святых, «Юрьев день», празднования в честь чудотворных икон и др.). Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Особенности Студийского устава. Особенности при совершении таинств и обрядов. Спор о постах в среду и пяток в северо-восточной и южной Руси. Христианская жизнь. Влияние христианства на нравственность русского народа. Пережитки язычества. Борьба с ними иерархов и пастырей Церкви. Причины сохранения остатков язычества. Примеры благочестия. Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Монастыри до основания Киево-Печерского монастыря. Основание Киево-Печерского монастыря, его устройство и значение. Общежительный устав. Виды подвижничества. Связи с миром. Значение обители в деле духовного просвещения. Другие замечательные монастыри этого периода (Георгиевский, Антониев, Хутынский в Новгороде, Спасский и Богородицкий монастыри в Полоцке, Борисоглебский монастырь в Торжке и др.).

Кн. Владимир в Киеве построил церковь во имя святого Василия (своего ангела по христианскому имени) на холме, где стоял идол Перуна. Другую церковь каменную во имя Успения Богородицы он построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна с помощью греческих мастеров, которые строили ее 5 лет (до 996 г). Осталось после него несколько других церквей, в Берестове, в Василеве, Вышгороде и проч. После Владимира усердными строителями церквей явились его дети Мстислав и Ярослав.

Храмы: Собор Спаса в Чернигове, Киевская София, церковь Благовещения на Златых вратах Киева, София Новгородская, соборы в Ростове и Смоленске, собор в Суздале и др.

Первые святыни храмов были тоже не русского мастерства, а получались из Греции или Болгарии. Много принес их с собой еще святой Владимир из Корсуня и царевна Анна из Царьграда.

Особенно украшались и чествовались иконы чудотворные. Самыми замечательными из них были: 1) икона Богоматери Печерская, принесенная из Царьграда греческими мастерами; 2) икона Богоматери Смоленская (Одигитрия), присланная из Царьграда к Всеволоду Черниговскому, потом (в 1111 году) перенесенная в Смоленск Владимиром Мономахом; 3) Владимирская, бывшая прежде в женском монастыре в Вышгороде, потом перенесенная во Владимир князем Андреем Боголюбским; 4) икона Знамения Божией Матери в Новгороде; 5) святителя Николая Зарайского, в 1224 году принесенная из Корсуня в Зарайск Корсунянином Евстафием; 6) По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы "Мокрого" есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

Мощи доставлял в Россию Царьград. Открывались мощи и русских святых: в 1007 году были открыты мощи святой великой княгини Ольги, в 1020 году - святых Бориса и Глеба, в 1091 году преподобного Феодосия Печерского, в 1164 году - святых Леонтия и Исаии Ростовских, потом Авраамия Ростовского, в 1192 г. - князя Всеволода Псковского.

Праздники. Обретение мощей русских угодников Божиих, строение знаменитых храмов, чудеса, например, чудо Знамения Богородицы во время осады Новгорода в 1170 г., чудо Спасителя, Богоматери и Честного Креста в победе 1-го августа князя Андрея Боголюбского над болгарами (1164 г.) и другие события делались поводом к установлению новых праздников. К концу ХI или в начале ХII века явился новый праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари.

Уставы. Первый определенный устав введен был ранее всех церквей и монастырей преподобным Феодосием в монастыре Печерском; это был устав Студийский. Отсюда он распространился повсюду и сделался надолго господствующим в Русской церкви. Богослужебные книги употреблялись у нас сначала в болгарском переводе; в самой России их стали переводить со времени Ярослава.

Особенности. Крещение младенца совершалось в 40-й день по рождении, если он не был очень слаб, и позднее, даже до трех лет. После наречения христианского имени всегда оставалось в употреблении другое мирское (славянское) имя. При крещении взрослых принято было оглашать инородцев в течение 40, а славянина в течение только 8 дней, вероятно, как лучше приготовленного к принятию веры. В 8-й день после крещения совершался обряд разрешения, состоявший, вероятно, в снятии с крещенного белой одежды и в омовении знаков миропомазания. Это не все.

Спор о постах. В 1157 г. ростовцы выгнали от себя епископа Нестора за то, что он, на основании действовавших в Греции древних строгих постановлений, не разрешал поста в среду и пяток даже по случаю великих праздников, кроме Пасхи, Пятидесятницы, Рождества и Богоявления Господня.

Противником сего был некто Феодор, племянник смоленского епископа Мануила, который, на основании более позднего Студийского устава (Х в.), считал дозволенным разрешать пост не только для Господских и Богородичных праздников, но и для памятей великих святых. Митр. Феодор и патриарх оправдали учение Нестора. Но преемник Нестора Леонтий был еще строже: основываясь на правилах, в Х и ХI в. уже отмененных, он не хотел разрешать поста ни для каких праздников. В России его оспорили; он отправился для решения дела в Грецию, но и там тоже был осужден. В 1168 году спор о посте, затихший было на севере, с новой силой возгорелся на юге. Печерский игумен Поликарп с братией держались относительно постов правил Студийского устава. Митрополит Константин разделял напротив мнение Нестора. По предложению великого князя Мстислава, в Киеве собрался собор. Но на соборе мнения тоже разделились: одни с великим князем стали на сторону митрополита; другие, не желая досаждать ни митрополиту, ни великому князю, предоставляли распоряжения о соблюдении того или другого устава воле архиереев и игуменов по монастырям; третьи думали, что дело нужно перенести на суд патриарха. Мстислав закрыл собор без решения, но когда все несогласные с митрополитом разъехались. Поликарп был осужден на заточение. Этот поступок митрополита сильно встревожил противную партию, которая благоговела перед печерским игуменом за его святость. Святослав Черниговский даже прогнал своего епископа Антония за то, что он действовал заодно с митрополитом. Последовавшее вскоре взятие Киева войсками Боголюбского народ прямо объяснял гневом Божиим за Поликарпа. Правила Студийского устава относительно постов оставались господствующими в России до падения этого устава в следующем периоде.

Тяжелое время усобиц. Положительное влияние христианства: пастырям церкви нередко и на самом деле удавалось останавливать кровопролитие.

Пережитки язычества. Многие по старой памяти ходили молиться под овины, к священным деревам, озерам и кладезям, сходились на языческие игрища и проч. Проповедники обличали народ в язычестве. Возможная причина – укоренелось языческого сознания.

Примеры благочестия. Из русских митрополитов причислены к лику святых Михаил, Илларион, Иоанн II, Ефрем и Константин; из епископов: ростовские - Феодор, Леонтий, Исаия, владимирский Симон, туровский Кирилл. Особенно много видим в лике святых новогородских владык, таковы: епископы Иоаким, Лука Жидята, Никита чудотворец, известные Нифонт и Аркадий, Иоанн, участвовавший в чуде Знамения Богородицы; слава о его святости и чудесах над бесами послужила поводом к составлению сказания о поездке его в Иерусалим на бесе.

Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства в Киеве и Новгороде. Святой Антоний пришел в Киев, обошел все монастыри, но ни в одном не нашел такой строгой жизни, к какой привык на Афоне, и в 1051 году поселился в пещере недалеко от города. Скоро узнали о подвижнике люди, стали приходить за благословением, а некоторые просились к нему на сожительство. Первый поселился в его пещере пресвитер Никон, постригавший потом всех, кого принимал Антоний.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

Значение. Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь.

Общежительный Устав. При устройстве общежития монастыри руководствовались правилами соборов, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита и других. Сведения ο монастырских правилах описываемого времени можно получать из уставной грамоты святого Дионисия Суздальского Снетогорскому (Псковскому) монастырю, из жития Кирилла Белозерского, где излагается содержание устава, введенного в его монастыре, из устава Евфросина Псковского, из поучений и посланий об иноческой жизни, между которыми замечательны послания митрополита Фотия.

Виды подвижничества. Общежительные и необщежительные обители. В последних монахи имели каждый свое особое хозяйство, особо держали келейное правило и сходились вместе только для богослужения.

Другие монастыри. Вслед за Киево-Печерским монастырем возникали новые обители во всех русских городах, преимущественно с половины ХII века. В одном Киеве их было до 17; в Переяславле и Чернигове было по 4 монастыря, в Галицком княжестве 3, в Полоцке, по житию святой Ефросинии, значится тоже 3, кроме ее Спасского монастыря, а в Смоленске, по житию святого Авраамия Смоленского и по летописи - 5 монастырей.

Билет № 6

Призвание Аврама и его переселение в Ханаан (Быт. 11 – 13). Авраам и Лот (Быт. 13, 14). Завет Божий с Авраамом (Быт. 15). Рождение Измаила (Быт. 16). Установление обрезания (Быт. 17). Богоявление у дубравы Мамре (Быт. 18:1-16). Содом и Гоморра (Быт. 18:17 – 19). Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Женитьба Исаака (Быт. 24). Исав и Иаков (Быт. 25, 27). Иаков у Лавана (Быт. 28–31). Борьба Иакова с Богом (Быт. 32:22-31). Дети Иакова (Быт. 34 – 36). Иуда и Фамарь (Быт. 38). История Иосифа (Быт. 37, 39 – 45). Переселение Израиля в Египет (Быт. 46 – 50).

Патриарх Авраам – образец крепкой веры и терпения. 12 глава книги Бытия начинается с обращения Бога к Авраму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».Обстоятельства события, при которых произошло призвание Аврама, неизвестны. О жизни его до этого момента также нет сведений. Важно: отвечая на призыв Божий, Авраам с самого начала показал свое благочестие. Это было мужественное решение, показывающее, как велико было доверие праведника Богу.

Авраам и Лот. Лот – племянник Авраама. Со временем они разделились. Лот стал жить в обществе нечестивых людей Содома.

Завет Божий с Авраамом. Видение ночью. Обещание Богом многочисленного потомства. Вера Авраама. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Господь говорит о том, что вывел праведника из Ура Халдейского, чтобы дать ему землю во владение. Авраам просит о знамении. Но это не признак маловерия.  «Обетование о наследовании земли Ханаанской, — думал Аврам, — может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в то время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бедствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долговременном ожидании обетованного наследия, могут поколебать в потомках Аврама веру в обетование. Посему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особенным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполнится» (еп. Виссарион).

«Господь снисходит к просьбе праведника. Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек». Господь открывает Авраму, что его потомство, прежде чем получить исполнение обетования, должно будет пережить целый ряд испытаний и бедствий: во-первых, им предстоит продолжительное и беспокойное странствование по земле Ханаанской, а во-вторых, длинное и тяжелое рабство, имеется в виду — рабство в Египте. Общую продолжительность этого первого периода еврейской истории — периода скитаний бедствий и рабства — Бог определяет в четыреста лет.

Рождение Измаила. В то время дети, рождавшиеся от служанок, считались законными. Жена Сара, которая была бесплодна, просит Авраама войти к служанке – Агари. Агарь забеременела. Сара стала ее притеснять. Агарь убежала в пустыню, там ей было откровение. «Ты Бог видящий меня» - исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение. Возвратилась к Аврааму. Родила ему сына Измаила. Имя означает: «слышит Бог». На момент рождения Измаила Аврааму было 86 лет.

Установление обрезания. «Сей есть завет Мой, который вы: должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство.Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь. Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла. В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, — «обрезание сердца».

Явление Бога у Мамврийского дуба. Во время дневного зноя Авраам увидел трех мужей. Проявил гостеприимство и уважение, подал угощение, но сам не ел с ними. – радушие и скромность. Кто эти три мужа? «Некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из этих странников был Лицом божественным, два же остальных были Ангелами.По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое»

Содом и Гоморра. Господь уничтожил эти два города и их порочных жителей. Ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему. Сразу после бегства Лота с семьей с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб.

Авраам и Авимелех. Некоторое время Авраам находился в Гераре – столице филистимлян. Сказал о Сарре, что она его сестра. Авимелех, царь Герарский, взял Сарру в свой дом. Бог явился Авимелеху во сне и угрожал ему за это смертью. Авимелех не касался Сарры и возвратил ее мужу. Предоставил право жить на своей земле, сколько угодно.

Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Авраам послушался повеления Божия принести в жертву своего сына Исаака. Яркий пример веры и послушания. Прообраз Крестной Жертвы.

Женитьба Исаака (Быт. 24). После смерти своей супруги Авраам решил женить Исаака. Он отправил своего старшего раба Елеазара на поиски невесты для сына, взяв с того обещание, что он не возьмет жену из хананеян. Елеазар отправился в Харран и после молитвы Богу встретил Ревекку. Он привез ее к Исааку.

Исаак и Авимелех (Быт. 26). По причине голода Исаак пошел в Герар к Авимелеху. Похожий случай: называет Ревекку сестрой, но позднее Авимелех узнает, что она – жена Исаака. Богатство и сила Исаака. Требование Авимелеха удалиться: «удались от нас, ибо ты сделался сильнее нас».

Исав и Иаков (Быт. 25, 27). 2 сына Исаака. Исав – старший, ему принадлежало первородство. Продал первородство Иакову за чечевичную похлебку. Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

Иаков у Лавана (Быт. 28 – 31). Лаван выдал за Иакова сначала свою старшую дочь Лию, а затем и младшую — Рахиль. Впоследствии между домом Лавана и разросшимся семейством Иакова возникли раздоры, и Иаков принужден был со всей своей семьей и добром бежать от Лавана. Последний пустился за ним в погоню и нагнал его у места, которое после того получило название Галаад (Галь-Эд) — скала-свидетель, так как здесь противники заключили между собой мирный договор.

Возвращение Иакова и его встреча с Исавом (Быт. 32, 33). Иаков пошел на встречу брату и 7 раз поклонился ему до земли, оставив семью сзади. «Земные поклоны — обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов — господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения». Исав побежал к брату и обнял его.

Дети Иакова; история с Диной (Быт. 34 – 36). Дина – дочь Лии от Иакова.Сихем вступил с ней в связь. Имел намерение вступить в брак. Сыновья Лии Симеон и Левий в качестве мести за позор сестры напали на город и умертвили всех мужчин. Не раскаялись. По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя «Израиль».

Иуда и Фамарь (Быт. 38). «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».

История Иосифа (Быт. 37, 39 – 45). Иосиф был очень любим своим отцом. Мог толковать сны. Видел вещий сон о том, что братья будут кланяться ему. Был продан братьями за 20 сребренников. Прообраз Христа, проданного иудой за 30 сребренников. В Египте толковал сны фараона. Был поставлен им на высокую должность. Через некоторое время сбылся сон Иосифа – братья пришли к нему на поклон. По прошествии времени Иосиф и братья примирились.

Переселение Израиля в Египет (Быт. 46 – 50). Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет. В Египте семья Иакова-Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским. Он делился на двенадцать колен по числу двенадцати сыновей Иакова. История Иосифа, пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя. Спаситель также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес и прославился, и спас людей от греха и вечной смерти.

Древние переводы Нового Завета. Цитаты из Нового Завета у святых отцов. Славянский перевод Нового Завета. Синодальный перевод Нового Завета (краткая история, вклад в дело перевода свт. Филарета Московского). Современные издания Нового Завета.

Апофатическое и катафатическое богословие. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих. Истинность наших представлений о Боге. Антропоморфизмы Священного Писания.

Еще дохристианские авторы знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом в конечном счете повергает человека в молчание, т. к. все имена и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не позволяют объять бесконечное. Иначе говоря, опыт богопознания в своем пределе неизъясним. Следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический (от греч. άπόφασις — отрицание), т. е. стремление познать Бога не в том, что Он есть, не в соответствии с нашим тварным опытом, а в том, что Он не есть. Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание за Богом всех свойств и качеств, так или иначе присущих тварному естеству.

Бог — это не только некая сущность, но и свободно-разумное Существо (т.е. Личность), Которое Само Себя открывает человеку в Своих действиях, или энергиях. Отсюда открывается возможность катафатического (от греч. κατάφασις — утверждение, согласие) знания о Боге.

Между двумя путями богопознания, апофатическим и катафатическим, существует тесная связь. Катафатическое богословие есть опора апофатического восхождения. В Своих действиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает возможным положительное богопознание, но каждая ступень, которая достигается в этом восхождении, не является последней ступенью — за ней открываются новые возможности для дальнейшего движения. Таким образом, катафатическое богословие имеет практическое значение для апофатического восхождения, оно является как бы некой лестницей, по ступеням которой человек свое восхождение совершает.

Хотя апофатическое богословие является преимущественно практическим, это не означает, что апофатика не имеет значения для богословского научного знания.

Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем отрицания по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие.

Катафатические (положительные) свойства – соответственно действованиям Бога, посредством которых Он открывает Себя «вовне», Священное Писание содержит ряд катафатических имен, каждое из которых характеризует Бога положительным образом: разум, премудрость, всеведение, святость, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, правда Божия.

Антропоморфизмы. В Священном Писании имеется множество мест, где Богу приписываются телесные органы, а также чувства, состояния и способности, присущие тварным существам. Такие выражения Священного Писания именуются антропоморфизмами и антропопатизмами (греч. άνθρωπος — человек; μορφή — форма; πάθος — страсть). Антропоморфизмы весьма удобны для выражения опыта богообщения, их использование в Священном Писании и в трудах свв. отцов является следствием непостижимости Бога и ограниченности человеческого языка.



2019-07-03 633 Обсуждений (0)
Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)