Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания.



2019-07-03 517 Обсуждений (0)
Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Елеосвящение - Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.

Библейские основания. История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

Митрополиты Варлаам и Даниил. Чудесное избавление Москвы от нашествия хана Мехмед – Гирея в 1521 году. Дело Василия Шемятича и нравственная позиция митрополита. Низложение и ссылка митрополита Варлаама. Взаимоотношения нового митрополита Даниила с великим князем Василием Третьим. Развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой и вступление в брак с Еленой Глинской. Позиция митрополита.Участие митрополита в борьбе придворных партий. Его низложение и ссылка. Митрополит Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение митрополита.

Митрополит Варлаам (XV век — 24 марта 1533, Спасо-Каменный монастырь) — митрополит Московский и всея Руси (1511—1521); преемник митрополита Симона.

Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22 мая 1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539). Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих».

Чудесное избавление Москвы в 1521 году от нашествия татарского хана Махмет-Гирея. Вел. кн. Василий собрал тогда войско против татар, а митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля, покидая город, выходили московские святители, унося с собой Владимирскую икону Божией Матери в наказание Божие за грехи жителей Москвы. Но там их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезно умоляли ие оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому блаженному Василию. Москва была спасена: Махмет-Гирей узрел Божию Матерь и, убоявшись, бежал. Установлено празднование Божией Матери в честь Владимирской иконы 3 июня (21 мая).

В декабре 1521 года митрополит Варлаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с Соломонией Сабуровой и женитьбе его на Елене Глинской. Однако дело со вторым браком Василия III относится к 1526 году, и влиять на него опальный митрополит уже не мог. Имперский посол в России Герберштейн причиной смещения митрополита называет нарушение клятвы, данной Новгород-Северскому удельному князю Шемячичу, очевидно при посредничестве митрополита. По его словам, митрополит, возмущённый поступком государя, сам сложил с себя сан и был отправлен в оковах на Белоозеро. Архимандрит Макарий (Веретенников) считает, что возможной причиной опалы на предстоятеля Русской Церкви был отказ Василию III выдать «опасную» (охранную) грамоту. Очевидно, Варлаам отказался участвовать в заведомом обмане, чем и вызвал гнев великого князя.

После Варлаама на митрополию, тоже волей великого князя, был возведён игумен Волоколамского монастыря Даниил. Желаемую Василием «опасную» грамоту Дмитрию Шемячичу новый митрополит выдал.

Митрополи́т Иоаса́ф (Скрипи́цын; ? — 1555, Свято-Троицкий Сергиев монастырь) — с 1539 митрополит Московский и всея Руси, преемник Даниила; святитель; память — 27 июля (по Юлианскому календарю), в день преставления, а также в день Соборов Московских и Радонежских святых.6 февраля 1539 года избран на Московскую первосвятительскую кафедру; участвовал в ожесточённой политической борьбе в период малолетства Иоанна IV. В 1540 ходатайствовал перед государем об освобождении князя Ивана Фёдоровича Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был «первосоветником» государя. Недовольные этим Шуйские 3 января 1542 года низложили его и сослали на Белоозеро в Кириллов монастырь. Позже он вернулся в Свято-Троицкий Сергиев монастырь, где и скончался.

«Митрополит Даниил, исполняя желание великого князя, все-таки насильно постриг Соломонию в суздальском Покровском монастыре и обвенчал великого князя новым браком с Еленой Глинской. Плодом этого брака был Иоанн Грозный» (Знаменский. История Русской Церкви).

Билет № 17

1. Книга Руфь: именование, структура и общее содержание. Основные богословские идеи.

Книга Руфь является канонической книгой ВЗ. Входит в число исторических. Располагается сразу после книги Судей (в греческом, латинском, славянском и русском тексте). Автор ее точно не известен. В раввин. традиции принято приписывать авторство пророку Самуилу. «Авторитет LXX-ти, поместивших книгу Руфь в библейском кодексе непосредственно за книгою Судей и перед 1 кн. Царств, а равно и свидетельство Талмуда (тракт. Baba-Batra 14, b.), что писателем книги Руфь был Самуил, убеждает нас, что «написание книги принадлежит времени царя Давида и сделано одним из бывших тогда пророков» (А.П. Лопухин «Толковая Библия»). Даты жизни царя Давида - ок. 1035 — 965 гг. до Р.Х.

Книга состоит из четырех глав.

Первая рассказывает о голоде в Земле Израиля, из-за которого Елимелех с женой Ноеминь и двумя сыновьями отправляются в Моав. Там сыновья женятся на моавитянках, спустя какое-то время Елимелех и два его сына умирают. Ноаминь остается с двумя невестками — Руфь и Орфа. Когда Ноаминь решает вернуться в Землю Израиля, лишь Руфь остается с ней.

Вторая глава повествует о том, как Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза, дальнего родственника Ноаминь, после жатвы для своей свекрови.

Третья глава — о том, как Руфь по совету свекрови открывает Воозу, что он приходится ей родственником.

Четвертая глава — рассказ о выкупе Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха у более близкого родственника. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого становится Давид. Перечисляется родословная Вооза и Давида от Фареса, сына Иуды.

«Характерное отличие книги Руфь от других библейских книг состоит в том, что содержание одинаково чуждо как основному руслу исторической жизни Израиля, изображаемой в исторических и пророческих книгах Ветхого Завета, так и вдохновенному умозрению и священно-лирическому излиянию вечных чувств человеческого сердца в книгах учительных» (А.П. Лопухин «Толковая Библия»).

На Книгу Руфи ссылаются в тех случаях, когда необходимо отметить следующее: 1) прозелит (даже моавитянин) может быть истинно верным Господу и обрести полное принятие в среде Израиля; 2) такие качества чужеземца, как верность и преданность завету, могут служить образцом для Израиля в его отношении к Господу; 3) Господь искупит и возвратит народ Израилев в его землю.

Однако, принимая во внимание эпилог (4,18-22) и учитывая обстоятельства написания, более характерные для периода Давида, можно предположить, что основная цель написания книги заключена в подтверждении законности восхождения Давида на царский престол (комментарий Женевской Библии).

Более глубокое осмысление Книги Руфи позволяет увидеть ее содержание в свете Евангелия: язычница Руфь, отдавшись на попечение Господа, оставила страну и родных и пошла в чужую землю, где, приняв веру Авраама, присоединилась к Израилю. Этот момент тесно связан со вселенским размахом Евангелия, проявляющимся в том, что язычница обретает беспредельное милосердие Господа и Его благословение, обещанное в семени Авраама всем народам. И наконец, не следует упускать из виду предзнаменование тайны Евангелия: от Руфи-моавитянки произошел Христос, в Котором все народы, и среди них Моав и Израиль, были примирены с Богом в одном теле (Еф. 2,16; 3,6). Автор книги превозносит искупительную благодать Бога, избравшего моавитянку в качестве прародительницы Давида и как абсолютное проявление этой благодати Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1,5)

2. Беседа Господа Иисуса Христа с самарянкой (4:1-30, 39-42). Историко- археологический контекст: сведения о самарянах и об их отношениях с иудеями, современные раскопки на месте древнего Сихема (Шхема) в Тель Балата. Выражение «вода живая») непосредственный исторический и символический богословский смысл. Смысл термина προφήτης («пророк») в устах самарянки в связи с его значением в Ветхом Завете (4:19). Вопрос о месте для поклонения: археология горы Гаризим и развалины самарянского храма, указание Христа на преимуществе иудейской религии перед самарянской (4:22). Поклонение Богу «в духе и истине»; значение термина ἀλήθεια («истина»; 4:23). Догматический аспект откровения о Боге: πνεῦμα ὁ θεός («Бог есть Дух»; 4:24). Откровение Господа Иисуса о Себе как о Мессии (4:26).

Беседа с самарянкой. «Христос, очевидно, говорит, здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет, как обильная водой река в широкое море, в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго — он, так сказать, сам стремится на более обширные пространства Небесного Царства» (Лопухин).

О любви Бога к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Причина, по которой Единородный Сын Божий (см. Ин. 1:14, 18) должен быть вознесен — сначала на позорное орудие казни, а потом на славный престол небесный — заключается в том, что Бог до чрезвычайности любит людей

«Возлюбил». Евангелист говорит о любви Божией как факте, известном уже из истории (поэтому в греческом тексте здесь глагол поставлен в форме аориста), потому что пришествие Сына Божия на землю для спасения людей было в то время фактом уже совершившимся» (Лопухин).

Об истинном поклонении Богу Отцу в духе и истине. «Христос не говорит ни слова против богослужения вообще, не отрицает необходимости для человека, как существа живущего во плоти, известными внешними способами выражать свои чувства пред Богом (ср. Мф. 6:6). Он говорит только против тех узких взглядов на богослужение, какие существовали тогда у всех народов, не исключая и иудеев». И в Ин. 4, 26 Господь прямо открывает самарянке, что Он есть Мессия. «Иисус говорит ей: это Я, Kоторый говорю с тобою».

Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия. Значение тела в составе человеческой природы. Свойства человеческой души. Отличие души человеческой от душ животных.

В Священном Писании говорится, что творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему.В православном богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета. Разумеется, слово «совет» представляет собой антропоморфизм, т. к. воля и действие Лиц Пресвятой Троицы едины. Однако тем самым подчеркивается особое место человека в замысле Божием о мире.

Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творенияследует понимать логически, а не хронологически.

Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Относительно количество богословы делятся на два лагеря. Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело. Трихотомисты признают, соответственно, три: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

Значение тела в составе человеческой природы. Тело -жилище души, ее материальный носитель, посредством которого невещественное начало живет и действует в материальном мире. Кроме того, тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может.

Свойства человеческой души: духовность, самостоятельность, разумность и сознательность, бессмертие, свобода.

Отличие души человеческой от душ животных. Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела.  Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении, на согласии отцов по данному вопросу.

Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого.

Имп. Феодосий Великий – издал в 380 г. эдикт, согласно которому, христианство становилось государственной религией. В 381 году был издан другой указ в подтверждение прежнего и, объявляя никейское исповедание единым истинным, в то же время осудил ереси фотиниан, ариан и эвномиан.

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии.

В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам. В 393 году последний раз отмечались Олимпийские игры.

Скончался в 395 г. в восточной империи был его сын Аркадий (395-408 г.), а в западной — Гонорий (395-423 г.). Престол Аркадия унаследовал его сын Феодосии II или Младший (родился в 406 г.). Дети и внук Феодосия I продолжали его религиозную политику. Такой же политики держался и муж Пульхерии, сестры Феодосия II, император Маркиан (450-457 г.). Но уже Лев I Фракиан. (457-474 г), его зять император Зенон (474-491 г). и последующие императоры конца V века и самого начала VI меняют церковную политику в еще более стеснительном для Церкви смысле. Они стремились отклонить соборное обсуждение вопросов веры и решали их своими указами.

Феодосий II Младший (401 - 450), император Восточной Римской империи (408 - 450), святой благоверный. Последовательно проводил политику невмешательства в дела Церкви. Созывая собор в Ефесе, он не стремился поддержать или, наоборот, осудить Нестория или Кирилла, но предоставлял собравшимся отцам решить их судьбу



2019-07-03 517 Обсуждений (0)
Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)