Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование.



2019-07-03 785 Обсуждений (0)
Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование. 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтение тропаря «Искупил ны еси от клятвы законныя…». По сложившейся практике при чтении тропаря священник из благоговения пред евхаристическими сосудами целует их следующим образом:

Дискос – при словах «Искупил ны от клятвы законныя»;

Потир – при словах «честною Твоею Кровию»;

звездицу – при словах «на Кресте пригвоздився»;

копие – при словах «и копием прободся»;

лжицу – при словах «безсмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе».

«Чтение этого тропаря показывает, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу (Евхаристии), в воспоминание великой Господней жертвы на Голгофе».

Священнодействие с Агничной просфорой. Св. Патриарх Герман в священнодействии с Агничной просфорой усматривает Зачатие и Рождество Иисуса Христа.

Соединение вина с водой. Воспоминание истечения крови и воды из тела Господа Иисуса Христа.

Священнодействие с Богородичной просфорой. Положение частицы в честь и память Богородицы справа от Агничной просфоры символизирует десное от Бога седение Ее, на что и указывают слова «предста Царица одесную Тебе».

Священнодействие с девятичинной просфорой.

Священнодействие с заздравной просфорой.

Священнодействие с заупокойной просфорой.

«Не должно думать, чтоб частицы, приносимыя о живых и умерших, были очистительною жертвою наших грехов; оне, как исповедует и твердо содержит наша православная Церковь, не освящаются в Тело Господне; при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий; при возношении Святаго Агнца горе, во время возглашения Святая Святым, оне не подъемлются для таинственнаго воздвижения на крест с плотию Спасителевою; а потому и в преобщение давать их Церковию запрещается».

Каждение. Смысл троекратного каждения таков: «1) для предосвящения их; 2) в знаменование аромат, возлиянных на Тело Христово Иосифом и Никодимом при Его погребении (Иоан. 19:40); 3) в воспоминание о Дарах, смирне и ливане, волхвами новорожденному Царю Христу принесенных».

6. Духовное просвещение. Пагубные последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика). Переводная письменность. Афон.Южно-славянское влияние. Сборники. Распространение апокрифических сочинений. Оригинальная письменность. Поучения и послания. Митрополит Кирилл, Серапион, епископ Владимирский, святитель Петр, святитель Алексий, преп. Кирилл Белозерский, святители Киприан и Фотий. Святитель Иона. Сочинения митрополита Григория Цамвлака. Агиографическая литература. Прохор, епископ Ростовский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие авторы. Стиль «плетения словес». Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения». Хождение на Флорентийский Собор иером. Симеона Суздальца.

Религиозное образование описываемого времени развивалось под самыми неблагоприятными условиями. Один Новгород проявлял некоторую образованность вследствие своего большего спокойствия от татар и своих сношений с Западом.

Само духовенство плохо удовлетворяло своему просветительному призванию. Митрополит Исидор на Флорентийском соборе говорил, что на Руси сами епископы люди некнижные. Низшее духовенство митрополит Киприан прямо обвинял в невежестве и указывал при этом на толстые сельские сборники, которые попы наполняли молитвами ο трясавицах и нежитях и разными суеверными сказаниями.

Переводная письменность видимо усилилась. Русские нарочно ездили на восток за книгами.

Размножение апокрифов. Но с умножением переводов, наряду с истинными книгами, из Греции, Болгарии и Сербии к нам перешло в это время особенно много апокрифов. У нас давно уже известно было определение об истинных и ложных книгах, в краткой редакции занесенное еще из Греции (помещенное в сборнике Святослава); теперь оно все более и более разрасталось по объему; в более полном виде помещено в Паисиевском сборнике и молитвеннике митрополита Киприана; потом распространялось во множестве списков с разными вариантами и дополнениями. Из апокрифов, которые в нем запрещаются, одни относились к библейской истории, например: Адамов завет, Сифова молитва, Енох, Заветы 12 патриархов и др.

Оригинальная письменность. Любимым родом оригинальной письменности были поучения и послания. Характер творений преимущественно обличительный – напр. у митр. Кирилла и у Серапиона Владимирского.

Некоторые поучения: Поучение игуменом, попом и дьяконом митрополита Петра, сходное с поучением митрополита Кирилла, Поучение митрополита Алексия ко всей пастве и др. Особенной простотой и жизненностию отличается еще поучение владыки Новгородского Симеона к псковичам, похожее на поучение Луки Жидяты, такой же перечень нравственных правил, между которыми замечательны наставления чтить сан духовный и не вступаться в церковные имущества. К этому же разряду поучений положительного характера относятся послания знаменитого игумена белозерского преподобного Кирилла к великому князю Василию Дмитриевичу, к князьям Андрею Можайскому и Дмитрию Звенигородскому.

Епископ Про́хор (в схиме Трифон; ум. в 1328) — епископ Русской церкви, епископ Ростовский (1311 — 7 сентября 1328). По его заказу для Успенского собора в Ярославле в память о князе Фёдоре Ростиславиче Чёрном в 1327 году было создано Феодоровское Евангелие с заставками, инициалами и двумя миниатюрами[3]. Прохор составил краткое житие митрополита Петра и канон ему.

Епифа́ний Прему́дрый (ум. около 1420 г.) — православный святой, агиограф. Известен как составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Почитается в лике преподобных, память совершается 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Пахо́мий Логофе́т или Пахо́мий Серб (? — ум. не ранее 1484) — иеромонах, агиограф, гимнограф, составитель и редактор ряда житий святых, похвальных «Слов», служб и канонов, переводчик.

Путешествия к святым местам. Сохранились благочестивые описания путешествий к святым местам. Β половине ХIV века путешествовал в Царьград и Иерусалим новгородец Стефан. Сохранилось описание Флорентийского собора, написанное суздальским иеромонахом Симеоном, тоже спутником Исидора

Билет № 13

1. Исторические книги Ветхого Завета. Состав, классификация и каноническое достоинство исторических книг Ветхого Завета в еврейской, латинской и греческой традициях. История и богословие в исторических книгах Ветхого Завета.Историческими книгами Ветхого Завета называются библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х.) до Симона Маккавея (142 г. до Р.Хр.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет.19 книг: 12 – канонические, 7 – неканонические.  По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь

В еврейской Библии книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры — Неемии и Есфирь — к разделу «кегубим» — священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь — пятое, Есфирь — восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон — последние места среди «писаний».

Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу, т.е. в повествовании прослеживается явно назидательный характер.

Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются

Призвание первых учеников (Ин 1:37-44). Вера Филиппа и вера Нафанаила. Исповедание Нафанаила (1:49) в контексте иудейской мессианской терминологии периода позднего Второго храма; сравнение с исповеданием св. ап. Петра (Мф 16:16) и ап. Фомы (Ин 20:28). Святоотеческое толкование слов «Ты — Христос, Сын Бога Живого» в Мф 16:16. Апологетический аспект слов св. ап. Фомы (Ин 20:28).

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам. Отношения между Отцом и Сыном. Тринитарное положение Святого Духа. Личные (ипостасные) свойства. Почему Бог троичен в Лицах? Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения.

Между Первой и Второй Ипостасями Пресвятой Троицы имеет место отношение предвечного рождения. Отец раждает Сына.Тринитарное положение Святого Духа:«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16).«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое..» (Ин.14:26).Святой Дух, т. е. Утешитель, отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Эти стихи указывают только на личное различие между Сыном и Духом, на некоторую соотнесенность между Ними, причем эта соотнесенность устанавливается не непосредственно, а через отношение Второй и Третьей Ипостасей к Отцу. Таким образом, между Отцом и Святым Духом имеет место отношение предвечного исхождения.

Личные (ипостасные) свойства: у Отца — нерожденность; у Сына — рожденность; у Святого Духа — исхождение.

Свт. Григорий Богослов пытается объяснить троичность Божественных Лиц: «Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе — противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе — эллинства и многобожия».

Очевидно, что «рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как протяженный во времени процесс, поскольку Бог пребывает вне времени. Также недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по образу причинно-следственных отношений, которые можно наблюдать в мире тварном.

Сами термины «рождение», «исхождение», открытые в Священном Писании, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это есть лишь несовершенные образы Их неизреченного общения.

4. Расколы в древней Церкви: Каллиста и Ипполита, Новата и Новациана. Вопрос о падших. Споры о крещении и о времени празднования Пасхи.Внутри отдельных Церквей стали возникать разногласия, из которых одно стало первопричиной разделения Востока и Запада. В 217 году, по смерти епископа Римского Зефирина, часть римской общины избрала ему в преемники диакона Каллиста, который принадлежал к монархианам – ереси, распространившейся в Африке, и главным проповедником которой был Савелий.Ипполит, пресвитер Римской Церкви, обличитель ереси, был тоже избран епископом, и в течение 18 лет в столице было два епископа.

Раскол 217 года важен в том отношении, что выявились две точки зрения на власть римского епископа, которые потом с еще большей силой проявились в споре при святом Киприане Карфагенском. Сторонники Каллиста: всякий, кто не состоит в общении с римским епископом – схизматик и исключил себя из церковного общения. Сторонники Ипполита: римский епископ постольку является выразителем церковной традиции, поскольку находится в общении с другими епископами Поместных Церквей.

Раскол в Римской Церкви прекратился в 235 году, когда оба епископа, святой Ипполит и преемник Каллиста святой Понтиан, приняли мученический венец. Раскол имел большое историческое значение, так как впервые римский епископ, авторитет которого до этого был очень высок, оказался неправославным. Авторитет же епископа Ипполита, защитника Православия, настолько был велик на Востоке, что его главное сочинение «Апостольское Предание» было принято многими Церквами как руководство.

Новат (III век) — пресвитер Карфагенской церкви, осуждённый в 251 году. Был известным пресвитером, но когда в 248 году в Карфагене стали избирать епископа, по общему требованию был избран епископом святитель Киприан, который был младше Новата. Пять пресвитеров, между которыми особенно выдавался Новат, недовольные этим избранием, отделились от Киприана, а Новат, без ведома и воли епископа, поставил в диакона Фелициссима, человека богатого и влиятельного. Образовался раскол, известный под названием раскола Новата и Фелициссима. Раскольническая партия решительно отказалась от повиновения епископу, когда он, в гонение Деция, удалился из Карфагена, и стала самостоятельно распоряжаться церковными делами, особенно касающимися принятия отпадших от Церкви.

Новациан - создал учение, названное новацианством, согласно которому Церковь есть общество святых, а все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из неё и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. Церковь не может прощать тяжких грешников; если же она их прощает и принимает обратно, то сама делается нечистой, перестаёт быть святой.

Вопрос о падших. В исповедании веры впадали в заблуждение не только миряне, но и пресвитеры, и даже епископы. Поэтому вставал вопрос: в каком сане принимать обратно отпавших от истинной веры клириков и признавать ли действительным совершенное в их обществах Таинство Священства? Вопросу приема в лоно Церкви членов отколовшихся от нее сообществ и посвящены Первое и Второе послания к Амфилохию, епископу Иконийскому, свт. Василия Великого. Святитель Василий делит заблуждающихся на три категории: еретики, раскольники и члены самочинных сборищ. Такое деление, как он сам говорит, принадлежит не ему, а было ранее; «еретики» - это люди, «совершенно отторгшиеся и в самой вере отчуждавшиеся» Получается, что фактически еретики не являются членами Церкви. «Раскольники» - это христиане, «разделившиеся во мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание».«Самочинные сборища» - это, по учению святителя, «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и не наученным народом». Крещение, совершаемое у раскольников, святитель предписывает признавать, хотя и не согласен с ними в важных вопросах. Логика такая: чем далее человек отступил от православной веры, тем строже должны быть к нему требования при возвращении в члены Церкви.

Споры о Крещении. Некоторые из восточных церквей, а также церковь карфагенская с большей частью африканских, перекрещивали всех еретиков, при вступлении их в православную Церковь, признавая неправильным их крещение от еретического общества, содержащего неправильное вероучение. Напротив, другие церкви, в числе их Александрийская и Римская, не перекрещивали еретиков, если крещение было совершено по правильной форме, то есть во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Из-за разности во взглядах на крещение еретиков, в сер.III века - споры в Церкви. Эта разность во взглядах на крещение еретиков оставалась до IV века, когда на вселенских соборах были установлены общие правила, каких еретиков принимать в Православную Церковь через перекрещивание и каких нет, т.е. каких еретиков крещение признавать действительным.

Споры о праздновании Пасхи возникли в конце II века. Спор поднялся в восточных церквах (около 170 г.), именно на соборе лаодикийском "происходил великий спор о Пасхе", а также и в других местах "по сему случаю происходили соборы и совещания епископов, которые все единодушно, посредством своих посланий, положили общим правилом праздновать Воскресение Господне из мертвых не иначе, как в день воскресный и именно в этот день прекращать пасхальный пост". Все-таки малоазийские церкви продолжали праздновать Пасху вместе с иудеями. Римский епископ Виктор, неразумно видевший в обрядовой разности догматическую разность, в послании от лица Римского собора, особенно настаивал на одновременном праздновании Пасхи всеми церквами, именно в день воскресный после 14-го нисана.

Но Поликарп, еп. Ефесский, занимавший главное место между азийскими епископами, составил из них собор и, по общем совещании, писал к Виктору и к Римской церкви, что ап. Филипп, погребенный в Иераполе, ап. Иоанн, погребенный в Ефесе, а также Поликар, еп. Смирнский, и многие другие — «все праздновали Пасху, по Евангелию, в 14-й день, ни в чем не отступая от правила веры, но во всем держать его. Так поступаю и я, Поликарп, наименьший из всех вас, и поступаю по преданию своих родственников, которых был наследником, а из родственников моих считается семь епископов, я восьмой, и они всегда праздновали Пасху в тот день, когда народ оставлял квасной хлеб. Вот уже мне, братья, шестьдесят пять лет о Господе; я имел сношения с братьями по всей вселенной, прочитал все свящ. Писание и угроз не боюсь».



2019-07-03 785 Обсуждений (0)
Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)