Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.



2019-07-03 457 Обсуждений (0)
Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона. 0.00 из 5.00 0 оценок




Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его.Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.

Я Неделя – Пасхальная,

Я – Фомина,

Я – свв. жен-мироносиц,

Я – о расслабленном,

Я – о самаряныни,

Я – о слепом,

 

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси...» (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – «Мироносицам женам...». Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя–о расслабленном. В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…». Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси...». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство...». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство...». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше... Светися, светися...».

Пятая Неделяо самаряныне. В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зач. 63-е). Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая Неделяо слепом. Вспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме, в праздник обновления храма

ОТДАНИЕ ПАСХИсовершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день). Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст. На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше...». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом. Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные). После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.Совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа.

История праздника. Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе.

Особенности богослужения.Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерни «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником…».

На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф.,зач. 71. По Евангелии поется: «Воскресение Христово видевшее...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлен И. Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника.

На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне». После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы». Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол – Деяний, зач. 1-е, Евангелие – Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию...» с первым припевом. Вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш...». Вечером в день праздника – великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...». На Литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа». Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный...» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже...» и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости...». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯпо Пасхе, свв. отцев 1-го Вселенского Собора. В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Праздник совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение – «Божественным покровен...».

Троицкая родительская суббота. На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша». Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную. Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа

Русская Православная Церковь накануне и при начале Февральской революции. Продолжение подготовки к Поместному Собору. Открытие Предсоборного Совещания. Имяславческая смута. Патриотическая деятельность Церкви в периодПервой мировой войны. Личность Г.Е. Распутина. Его влияние на церковные дела. Церковь и Временное правительство. Обер-прокурор В.Н. Львов. Вопрос о церковно- приходских школах. Группы и союзы либерально-демократического духовенства. Поместный Собор 1917-1918 гг. Состав Собора. Реакция Собора на события в стране. Восстановление Патриаршества и избрание Патриархом святого Тихона. Другие решения Собора. Собор и Октябрьский переворот.

Накануне русской революции 1917 года политическое положение Церкви было нелегким. Либеральная оппозиция воспринимала ее придатком государственного аппарата, архиереев – "синодальной бюрократией" и "распутинцами", требовала перестройки всего церковного здания на началах демократии. Часто случавшееся в дореволюционное время активное вовлечение Церкви в политику, например - в думских избирательных кампаниях, лишь усугубляло положение, давало дополнительные поводы для критики.

Предсоборное Совещание. В 1912 году, с разрешения императора Николая II, Святейший Синод учредил Предсоборное Совещание, которое работало с 28 февраля 1912 по 3 апреля 1913 года. Задачей Совещания являлось продолжение работы над материалами Предсоборного Присутствия по вопросам церковной реформы. Входило 7 человек. Упразднено в 1914 году.

Имяславие - движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. монастырях Афона в 1909-1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Начало движению положила публикация книги схим. Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», состоявшаяся в 1907 г.

Патриотическая деятельность. Активное участие в деле организации посильной помощи армии и флоту: совершение молебнов о даровании победы и ежедневных молитв. Монастыри и храмы призывались к тому, чтобы делать пожертвования для раненых и оказывать помощь лицам, призванным на войну. Во всех храмах — в пользу Красного Креста — были установлены кружки для пожертвований. Предусматривалась подготовка монастырями и общинами лиц, умевших ухаживать за ранеными и больными, а также сбор собственными силами и средствами госпитальных принадлежностей. Православному населению напоминали о необходимости проявлять внимание к семьям призванных на войну. Клирики РПЦ должны были составлять поучения, в которых содержался бы призыв, обращенный к пастве, — содействовать успеху войны, оставив взаимные несогласия. 20 июля 1914 г. Св. Синод принял специальное определение за № 6503 — «об организации во всех православных приходах помощи семьям лиц, находящихся в войсках». Епархиальные архиереи обязывались сделать распоряжения о немедленном образовании в каждом приходе особых попечительных советов.

Г.Е. Распутин. Одиозная фигура. В народной молве прозван «старцем». Был близок к царской семье. Возможно, причина – болезнь наследника. Все попытки предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В 1903 году приехал в Петербург, познакомился с несколькими архиереями. 1907 г. – дело о хлыстовстве. В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.

Влади́мир Никола́евич Львов (2 апреля 1872 — сентябрь 1930, Томск) — российский политический и государственный деятель, член Государственной думы III и IV созывов. Обер-прокурор Святейшего Синода (1917; в составе Временного правительства). Во время Февральской революции стал членом Временного комитета Государственной думы. Занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода в первом и втором (первом коалиционном) составах Временного правительства. Удалил из Синода его прежних членов: митрополитов Петроградского Питирима (Окнова) и Московского Макария (Невского). В апреле 1917 года инициировал издание указа Временного правительства об изменении состава Святейшего Синода, который оставил из прежних его членов только архиепископа Сергия (Страгородского). Активно поддерживал деятельность демократически и реформаторски настроенных представителей духовенства. Отношение Церкви к верховной государственной власти — к власти императора-самодержца, Львов интерпретировал как государственную автономию Церкви. Утверждал, что государю принадлежит власть в Церкви не государственная, но каноническая, определенная правилами святой Церкви.

Вопрос о церковно-приходских школах. В 1909 году исполнилось 25 лет ЦПШ. Вопрос о ЦПШ обсуждался активно. Несмотря на события в политической жизни, лишавшие Церковь какой бы то ни было надежды сохранить свои позиции в деле народного просвещения, Собор (1917-1918) продолжал развивать идею о всемерном развитии и повышении уровня церковно-приходских школ. Главным средством просвещения и воспитания православного населения Собор считает церковно-приходские школы, а также содействие религиозному воспитанию в школах других типов и учреждениях внешкольного образования.

Либерально-демократические союзы. «Союз прогрессивного петроградского духовенства», который 7 марта преобразовался в «Союз демократического православного духовенства и мирян», «Союз объединенного духовенства и мирян» города Москвы, «Союз церковного единения» (Петроград).

Поместный Собор 1917-1918 гг. Первый с конца XVII века Поместный собор Правосла́вной Росси́йской Це́ркви. В состав Собора входили Члены по выборам, по должностям и по приглашению Святейшего Синода: 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

Среди принятых Собором постановлений следует отметить определения о восстановлении Патриаршества, о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о братствах ученых монахов, о порядке прославления святых к местному почитанию и др. Успел Собор и выпустить уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности – от Патриарха до самоуправляемых приходов, узаконив значительную часть преобразований «церковной революции» 1917 г., и показав себя в этом плане «прямым наследником» предсоборных дискуссий начала ХХ века. Собор завершил работу 20 сентября 1918 г. Продолжался 13 месяцев. В ноябре 1917 года состоялось избрание Патриархом Митрополита Тихона (Белавина). Вскоре – интронизация.

Билет № 46



2019-07-03 457 Обсуждений (0)
Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)