Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание святых икон.



2019-07-03 413 Обсуждений (0)
Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание святых икон. 0.00 из 5.00 0 оценок




Православная Церковь чтит мощи, или останки прославленных угодников Божиих. Почитание мощей выражается в благоговейном хранении их в соответствующих гробницах в храмах, и поклонении им. Почитание мощей, в сущности, есть практическое выражение догмата о связи земной Церкви с Церковию небесной.

Почитание мощей понятно уже по факту прославления их Самим Богом дарованием нетления. Тела христиан-храмы Духа Святаго, в особенности же тела Святых, исполненных благодати. Они освящаются и проницаются силою Христовою, подобно тому, как сосуд, содержащий благовонный состав, проникается благоухания. Этою силою тела святых еще при жизни очищаются от греха: ею же они и после смерти сохраняется от тления. Поэтому - почитание мощей - прославление силы Христовой. Прославление Богом мощей чудесами служит новым побуждением к чествованию их.

Почитание мощей известно в христианстве с глубокой древности. Есть предание, что ев. Лука принес в Антиохию десную руку св. Иоанна Предтечи. Во времена гонений христиане уносили с места казни тела мучеников, с честью погребали их и на их гробах совершали службы. Отсюда получил свое начало древний обычай - полагать в алтаре мощи св. мучеников, что соблюдается и теперь. С прекращением гонений чествование мощей стало открытым. Почитание мощей было закреплено определением VII Вселенского собора, которое предает отлучению или низложению отвергающих почитание останков святых.

Церковь благоговейно чтит и священные изображения святых или иконы, вместе с изображением Самого Господа. Почитание икон, как и мощей, выражается в поклонении пред ними, церковных празднествах и пр. Почитается, конечно, не физическая сущность икон, а изображенные на них существа.

Священные изображения составляют естественную принадлежность православных храмов: для молящихся они служат постоянной и понятной проповедию о единстве церкви земной и небесной. Употребление их в частных домах является для верующих также постоянным напоминанием о новом и близком общении с теми, кто изображен на иконах.

Основания для употребления и благоговейного почитания св. изображений имеются вСв. Писании. Еще в ветхозаветной скинии были изображения херувимов, эти изображения были и в храме Соломоновом. Этим священным, изображениям херувимов - существ близких к Богу, - вполне соответствует изображения в христианских храмах ангелов и близких к Богу людей - святых, как молитвенников и помощников для живущих на земле.

Кроме изображений ангелов и святых людей в христианской Церкви применяются и изображения Божества. Бог Отец изображается в виде Ветхого деньми - старца, согласно видению прор. Даниила (7, 9); Сын Божий - в человеческом виде как младенец, отрок и муж зрелого возраста: Дух Святый - в виде голубя, духовные дары Его - в виде огненных языков.

Некоторые предуказания на изображение Божества можно усматривать и в Ветхом Завете. Таким был медный змий, предизображавший спасение, а, следовательно, и Спасителя. Ковчег Завета - был образом присутствия Божия.

В христианской Церкви употребление и почитание икон получило начало с глубокой древности. По древнейшему церковному преданию первою христианскою иконою был образ Христа Спасителя, отпечатленный Им Самим на убрусе для эдесского князя Авгаря. Церковное предание считает первым иконописцем св. ев. Луку.

Общая характеристика духовного просвещения в Константинопольской Церкви до XVIII века. Выдающиеся духовные писатели Восточной Церкви (XV-XVIII). Состояние богослужения в турецкий период. Состояние христианской жизни в турецкий период. Отношение Русской Церкви к Восточным Церквам. Отношение Восточных Православных Церквей к католицизму. Отношение Восточных Православных Церквей к протестантизму.

В османскую эпоху происходит резкий упадок духовного просвещения среди греков. Духовенство получало образование в общеобразовательных, а не в богословских школах. Постоянно действующих духовных школ в Константинопольском Патриархате в этот период не существовало. В 1712 — 1713 г. была основана богословская школа на о. Патмос во имя св. ап. Иоанна Богослова. Основателем ее был иеромонах Макарий. В XVIII в. она была самой лучшей на всем православном Востоке. Патмосская школа просуществовала до конца 1770-х гг., когда она была преобразована в простую общеобразовательную школу. В 1749 г. игуменом Ватопедского монастыря Неофитом была открыта Афонская Академия, просуществовавшая 8 лет. Греческое образование было несовершенным, так как не было приспособлено к современности. В 1837 г. был открыт богословский факультет при Афинском университете. Далее – открытие богословских школ.

Писатели: патр. Геннадий Схоларий, патр. Мелетий Пигас, патр. Нектарий, патр. Досифей, Мелетий, митрополит Афинский (он первый написал на греческом языке историю христианской Церкви (в 3-х томах), которая и до ХХ столетия служила руководством в греческих духовных учебных заведениях), еп. Илья Минятий, свящ. Константин Икономос, патр. Констанций I.

Пасха Господня.

Полунощница.Эта служба относится еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение. Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» (3), 50-й псалом. Канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни – седален, по 6-й – кондак Великой Субботы. На 9-й песни, при пенни ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати...», каждение вокруг Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Плащаница полагается на престоле. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи. Трисвятое по «Отче наш», хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (2-й глас). (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и малый отпуст (вне алтаря): «Христос истинный Бог наш...».

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди. Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. В 12 часов ночи – удар в колокол. После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды): «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби…».

Царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: «И нас на земли сподоби...». Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.

После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей…». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе...», и хор трижды повторяет тропарь. «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...». «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава...», и «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь «Христос воскресе...». После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых», а хор допевает: «И сущим во гробех живот дарова». Открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе...» входят в храм, ликуя и радуясь. Свящ. входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению. После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанна Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: «Христос воскресе». На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе». После каждой песни и пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектению, а священник – особый возглас (Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на пасхальную седмицу»). После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб...» и икос: «Еже прежде солнца...», затем – «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды). На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...», припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни вместо припева: «Христос воскресе из мертвых...» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. По 9-й песни – ексапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды). Хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог…», «Пасха священная нам днесь показася...». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. После стихир читается слово св. Иоанна Златоуста. Сугубая и просительная ектеньи. После возгласа: «Твое бо есть...» Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Аминь». Утверди, Боже». Священник поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст. «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш…». После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие.

Пасхальные часы.Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней. I-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Свящ.: «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро...» кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе плотски...», «Слава: Яко Живоносец...», «И ныне: «Вышняго освещенное Божественное Селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей – отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть, поправый...». Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы (повечерие и полунощница заменяются песнопениями часа). 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», 6-й и 9-й часы оканч. отпустом. Во время пения пасх. часов совершается проскомидия и бывает обычное каждение. Тотчас за ними совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

Литургия. В день Св. Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей…». «Благослови, владыко». Свящ.: «Благословенно Царство...». Хор: «Аминь». поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет. Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе». Мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы). Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелие (от Иоанна, зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних.

По чтению Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы). Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» и ирмос 9-й песни: «Светися, светися , новый Иерусалиме...». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». Перед причащением народа – диакон: «Со страхом Божиим...» Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...». После причащения – священник: «Спаси, Боже, люди Твоя..». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Священник: «Всегда, ныне и присно...» Хор – «Христос воскресе...» (один раз).

Ектения: «Прости приемше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем» и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину. Хор трижды «Христос воскресе...». Отпуст – такой же, как и на утрени, только без трисвечника.

Чин освящения артоса. В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение АРТОСА (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я): «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос св. водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окропленяем воды сея…». Хор «Христос воскресе» (трижды). Затем священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник поет вместо «Слава Тебе, Христе Боже...». «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии. Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм.

Великая вечерня в первый день Пасхи. Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается по все священнические одежды. «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах». Вход с Евангелием. Премудрость, прости. «Свете тихий…». Вонмем. Мир всем. Далее: Премудрость, вонмем. И произносится Великий прокимен, гл. 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна – диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее. Священник в царских вратах, лицом к народу, читает Евангелие от Иоанна (зач. 65).

После Евангелия – сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», просительная ектения, стихиры на стиховне со стихирами Пасхи.

Далее диакон: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...», хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник (с Крестом) творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».

Русская Православная Церковь в правление императора – страстотерпца Николая Второго. Личность последнего российского императора, характер его религиозности. Рост количества приходов, монастырей и церковно-приходских школ. Продолжение деятельности К.П. Победоносцева на посту обер-прокурора Священного Синода. Церковь и интеллигенция. Религиозно-философские собрания в г.Санкт-Петербурге. Митрополит Антоний (Вадковский). Попытка отыскать пути обновления церковной жизни. «Записка группы 32 -х». Церковь в годы первой русской революции. Священник Георгий Гапон и рабочее движение. Манифест об укреплении начал веротерпимости. Отставка К.П. Победоносцева. Подготовка к Поместному Собору. Предсоборное присутствие.

Годы жизни (1868-1918 гг.) Строительство храмов и монастырей. Последний император был глубоко религиозен. Во время его правления было открыто 489 монастырей. Построено 30300 храмов – более, чем при каком-либо другом русском правителе. Возобновлена канонизация святых.

Церковная политика Императора Николая II не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в его правление церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.

К.П. Победоносцев. В 1880 г. Победоносцев был назначен обер-прокурором Священного Синода и пребывал на этом посту в течение 26-ти лет. Одновременно он вошёл в состав Кабинета Министров. Будучи обер-прокурором, Победоносцев особое внимание уделял повышению общественной роли Русской Православной Церкви: увеличению количества храмов и монастырей, численности духовенства, переводу приходского клира на государственное жалование, поддержке движения церковных братств, созданию сети церковно-приходских школ. Он систематически выступал в печати по вопросам народного образования. Победоносцев предполагал создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчинённых духовному ведомству и руководимых священниками. Главное внимание в таких школах должно было уделяться воспитанию учащихся, изучению Закона Божия, церковно-славянского языка, церковного пения. В начале 1900-х годов К.П. Победоносцев решительно выступал против реформы церковного управления (проводником которой в Синоде, по его мнению, был митрополит Антоний (Вадковский), расширения веротерпимости, созыва поместного собора, — о чём писал императору Николаю II ряд записок в марте 1905 года (ряд высказанных в них идей нашли отражение в резолюциях царя на докладах Синода). Однако же именно К. П. Победоносцев в 1905 году стал автором программы «подготовительных трудов» к предстоящему Собору Русской церкви, которую он представил Св. Синоду 28 июня 1905 года.

Религиозно-философские собрания — цикл из 22 встреч, прошедших в ноябре 1901 года — апреле 1903 года в зале Русского географического общества. Собрания были созданы по инициативе Д. С. Мережковского и др. с согласия обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева и митрополита Антония (Вадковского). На собраниях председательствовал ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Сергий (Страгородский), обсуждались различные актуальные вопросы церковной жизни. Отчеты о собраниях публиковались в журнале «Новый путь». В 1903 году Собрания были закрыты по распоряжению К. Победоносцева и возродились в 1907 году в новой форме, как Религиозно-философское общество.

Одним из наиболее ярких явлений в истории Русской Церкви порубежной эпохи стала группа «32-х» петербургских священников, позднее позиционировавшая себя как «Союз (Братство) ревнителей церковного обновления». «Обновление» церковной жизни понималось участниками группы как «восстановление канонической свободы Церкви в России», как ее освобождение от власти государства и синодальной системы. Записка группы 32-х. Первая записка группы «32-х» с несколько измененным названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении» была опубликована в № 11 журнала «Церковный вестник» от 17 марта 1905 года. В этой записке говорилось, что Русская Церковь в процессе длительного существования под опекой государства стала утрачивать качества, неотъемлемо присущие церковному организму, поэтому «только Церковь, свободная в исповедании полноты своего самосознания, во внутреннем строе своем, в служении слова своего, в управлении всех дел своих и всего ей вверенного, только свободно самоуправляющаяся Церковь может поддерживать в совокупности чад своих полную, сыновне чистую веру в себя и в полноте обладать необходимым для осуществления ее божественного призвания голосом, от которого бы горели все человеческие сердца». Освобождение от власти государства было для участников группы «32-х» не самоцелью, а необходимым условием выявления подлинного призвания Церкви, основанием для «восстановления начертанного канонами строя церковного самоуправления», который включал в себя: выборность епископата и духовенства, численное и территориальное уменьшение церковной единицы, «самостоятельную, широко развитую жизнь приходов», повременные соборы всей церкви. Главной мечтой и главным требованием группы на первом этапе ее существования был созыв всецерковного Поместного Собора Российской Церкви.

Священник Георгий Гапон и рабочее движение. Создатель и руководитель рабочей организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», организатор рабочей забастовки и массового шествия рабочих к царю 9 (22) января 1905 года. После 9 января 1905 года — деятель русской революционной эмиграции, организатор Женевской межпартийной конференции 1905 года, участник неудавшейся подготовки вооружённого восстания в Санкт-Петербурге с помощью оружия с парохода «Джон Графтон», основатель революционной организации «Всероссийский рабочий союз». После возвращения в Россию в октябре-ноябре 1905 года — руководитель возрождённого «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», союзник графа Витте, сторонник реформ, провозглашённых Манифестом 17 октября, противник вооружённых методов борьбы. Убит в 1906 г.

Манифест. Начало XX века характеризуется либерализацией конфессиональной политики Российской империи. 17 апреля 1905 года был обнародован указ «Об укреплении основ веротерпимости», подтвердивший свободу вероисповедания и расширивший права христианских конфессий (в том числе старообрядческих согласий и сект). Вопреки ожиданиям, принятие его дало только отрицательный результат. Уравняв Православие в правах с другими конфессиями, власть тем самым ослабила его авторитет. Число православных начало сокращаться.

Предсоборное присутствие. 27 декабря 1905 года императором был издан указ об учреждении Предсоборного присутствия – «особого присутствия из представителей церковной иерархии и других, духовных и светских лиц» для обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению на планируемом Поместном Соборе. Работа Предсоборного присутствия началась 6 марта 1906 года. Председателем был назначен митрополит Антоний (Вадковский). Предсоборное присутствие заседало в Александро-Невской Лавре с марта по декабрь 1906 года. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление патриаршества. В присутствии прозвучали решительные требования освободить Церковь от мелочной обер-прокурорской опеки. Большинство выступавших поддержали предложение о многократном увеличении числа епархий. Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, после чего было распущено указом императора Николая II.

Отставка К.П. Победоносцева. Подал в отставку в октябре 1905 года. В марте 1907 г. скончался в Петербурге

Билет № 45

 

Осия – один из 12 малых пророков. Книга пророка Осии представляет собою не собрание отдельных речей пророка, а свод их, сокращенное изложение того, что проповедовал пророк в течение своего служения. Это изложение, как и в других библейских книгах, не имеет строго систематического характера. Обыкновенно книгу Осии разделяют на две части: к первой относят гл. I-III, а ко второй гл. IV-XIV. Первая часть обнимает начало служения пророка, т. е. речи из времени Иеровоама II, а во второй содержится изложение обличительных и утешительных речей пророка из последующего периода его служения.

Соответственно современному пророку, состоянию народа, книга Осии имеет обличительный характер. Исходным пунктом проповеди для пророка служит идея брачного союза народа Израильского с Иеговой.

В книге пророка Осии есть несколько мессианских пророчеств.

«Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго"». Этот стих перекликается в смысловом отношении с «и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"». И помилую Непомилованную – т.е. Церковь. С одной стороны, это исполнилось при Зоровавеле, при возвращении из плена, с другой – указание на отдаленное для пророка будущее, которое наступило только с пришествием Мессии, как указание на призвание язычников ко Христу.

Следующий стих также имеет мессианское значение, но сложен и неоднозначен для толкования. «И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля!» Святые пророки часто изображают возвращение Иудеев и Израильтян из плена и собрание всех под Единою главою. Главу эту они изображают и понимают как Мессию – Спасителя мира. Таким образом, в этом стихе пророк говорит о соединении всех под Единою Главою – Христом.

Следующее мессианское пророчество Осии : «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его»). Это место можно понимать, как исполнение покаянным чувством народа в плену, в ассирийском рабстве, и возвращение народа в кратчайший срок к Богу и через это возвращение и духовное оживление евреев. Можно также видеть указание на будущее Воскресение Христово.

Слова «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» в прямом смысле относятся к изведению евреев из египетского плена. Можно понимать их и как мессианское пророчество. Святой евангелист Матфей приводит их как пророчество об удалении в Египет и возвращении из него Богомладенца Христа: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». (Мф. 2, 15).

Следующее мессианское пророчество Осии – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»

Особенности герменевтики послания к Евреям. Священство Христа и Аарона (Евр. 4.14-7.28); превосходство жертвы Христовой над левитскими жертвоприношениями (8.1-10.18); небесная скиния.

Cвященство в Ветхом Завете понималось как посредничество между избранным народом и Богом. Через священство и постоянно приносимые руками священников храмовые жертвы народ Израиля непрерывно ощущал себя в Завете, в живой связи с Богом. Будучи одним их израильтян, первосвященник в то же время в силу своего положения был олицетворением единственности и непрерывности Завета: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 1-4).

Автор упоминает Аарона как родоначальника ветхозаветного династического священства вообще и прежде всего первосвященства. Так начинается сравнение первосвященства Христа с первосвященством Аарона. Начиная с 5-й главы, демонстрируя мастерское владение аллегорическим методом толкования Писания, автор Евр. показывает, что первосвященство Христа в своей единственности и неповторимости — более чем достаточно для нашего искупления.

Превосходство вечного («по чину Мелхиседека») священства Христа состоит в том, что если ветхозаветное Левиино (Аароново) священство должно было беспрерывно приносить многочисленные жертвы за грехи народа, то священство Христа, принесшего Самого Себя в жертву на Голгофе — это жертва единственная и не нуждающаяся в повторениях:

«Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» .После столь обстоятельной разработки темы Мелхиседека автор Евр. делает вывод:

Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8, 1-2).

В этих кратко разобранных главах Евр., где говорится о вечном, непреходящем и единственном священстве Христа, содержится та богословская база, которая лежит в основе христианского (новозаветного) понимания священнического служения. Священник христианской Православной Церкви — никак не посредник между народом и Богом, а лишь тот, кто видимым образом актуализирует «здесь и сейчас», в данном собрании, в данной Церкви, вечное и единственное первосвященство Христа.

«Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях»

Основные понятия о Таинствах. Действительность и действенность Таинств. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания. Миро, его освящение.

В православном догматическом учении понятие «Таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус.

Два основных критерия, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих: 1) Таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), т. е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. 2) В таинствах же действие благодати носит конкретный характер

Действительность — это объективная сторона таинства. Таинство называется действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать.

Действенность — это субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека.

Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются:

1) вера во Христа и в спасительную силу таинств (см.: Мф.13:58, 16:16; Ин.6);

2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением.

Таинство Крещения. «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».

В ряду церковных Таинств крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость Крещения для спасения: ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Хотя таинство крещения является совершенно необходимым для всех людей, тем не менее, по верованию Православной Церкви, в исключительных случаях оно может быть заменено иным, чрезвычайным крещением — крещением кровью, когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову. Таковой крестится тем крещением, которым крестился Сам Христос (см.: Мф.20:22-23). Важно также: в случае тяжкой болезни либо смертельной опасности совершить Таинство Крещения может крещеный человек и не в сане, и даже вне зависимости от пола.

«Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».   В Православной Церкви таинство миропомазания обычно совершается непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним единый богослужебный чин.

Способом совершения таинства является крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Так, помазание:а) чела означает «освящение ума или мыслей»;б) персей (груди) — «освящение сердца и желаний»;в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»;г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина».

«Таким образом запечатлеваются св. миром все главнейшие части тела человека, как органы всех сил и способностей его души, и совокупно укрепляются благодатными силами обе части его состава».

Таинство Миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви

Отношение Турецкого правительства к Церкви в связи с национальными движениями за независимость. Борьба греков за национальную независимость. 1862 год - независимое княжество Румыния. Независимость Болгарии в 1878 году. Церковно- общественная деятельность Константинопольской Патриархии. Патриарх Григорий V. Гатти-гумаюн 1856 г. Новый порядок избрания патриархов.

Со времени падения Константинополя отдельные греческие патриоты восставали на защиту своей веры и национальности. Обыкновенно они собирали вокруг себя храбрых дружинников и мстили туркам за их неистовства против христиан. Своим мужеством они поддерживали во всех греках надежду на возможность свержения турецкого ига. Но только в 18-19 веках появилась возможность более успешной борьбы.

XIX век. В 1821 г. Ипсиланти, во главе отряда вооруженных греков, вторгся в Дунайские княжества и организовал восстание. Но предприятие в Молдавии, где было мало греков, не могло быть успешным. Турки быстро справились с восстанием, и Ипсиланти вынужден был бежать в Австрию. Но вслед за этим вспыхнуло поголовное восстание греков в Морее и на островах Архипелага. Началась упорная и кровопролитная борьба. Турки зверски умертвили в Константинополе патриарха Григория V и старались смирить греков варварскими мерами. Греки отвечали тем же. Европейские правительства, среди которых главную роль играл австрийский князь Меттерних, опасавшийся вс<



2019-07-03 413 Обсуждений (0)
Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание святых икон. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание святых икон.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)