Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регламента детализируя порядок проведения закрытого совещания судей, устанавливает:.



2019-07-03 268 Обсуждений (0)
Регламента детализируя порядок проведения закрытого совещания судей, устанавливает:. 0.00 из 5.00 0 оценок




«1. Обсуждение и принятие итогового решения Конституционного Суда по делу осуществляется Конституционным Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и стенографирование (кроме случаев, когда Конституционным Судом принято решение об отсутствии необходимости ведения стенограммы).

2. Если Конституционным Судом принято решение провести закрытое совещание без участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а его стенографирование не осуществляется.

3. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату совещания и время его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим в заседании Конституционного Суда результаты голосования по ним.

4. Протокол закрытого совещания хранится в соответствующем деле. Стенограмма закрытого совещания (если таковая велась) хранится до опубликования соответствующего итогового решения Конституционного Суда. С протоколом и стенограммой (если таковая велась) закрытого совещания вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол и стенограмму, которые рассматриваются тем же составом Конституционного Суда».

2. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.  Порядок изложения особого мнения судей содержится в статье 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и§ 59 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 76 Федерального конституционного закона:

«Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

§ 59 Регламента Конституционного Суда:

«1. В особом мнении или мнении судьи, не согласного с решением Конституционного Суда, принятым в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в целом или с положениями его мотивировочной части, не должны высказываться суждения и оценки, не относящиеся непосредственно к вопросу о конституционности или неконституционности рассматривавшихся положений нормативного правового акта либо их конституционно-правовому истолкованию.

2. Текст особого мнения или мнения судьи должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения (принятия - при разрешении дела без проведения слушания) итогового решения Конституционного Суда либо принятия определения Конституционного Суда».

3. Провозглашение и опубликование решения

Провозглашение решения. Статьёй 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» определено, что решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

- судьям Конституционного Суда Российской Федерации;

- сторонам;

- Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;

- Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Опубликование решения. Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях (Статья 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Регламент Конституционного Суда в § 62Направление решения Конституционного Суда для опубликования») дополнительно устанавливает:

«1. Копии решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляются руководителем Секретариата Конституционного Суда для опубликования в официальных и иных (по решению Конституционного Суда) изданиях. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения Конституционного Суда завершается формулой «Конституционный Суд Российской Федерации».

2. Копия решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, и тексты особого мнения или мнения судьи по делу (при их наличии) направляются также для размещения в электронных базах данных (справочных правовых системах) и в базе данных информационной системы Конституционного Суда».

Вопрос № 24. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок исправления неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации определяется статьёй 82 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ и § 60 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 г.

Статья 82 Федерального конституционного закона определяет, что «Конституционный Суд Российской Федерации после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение».

§ 60 Регламента Конституционного Суда устанавливает, что:

«1. Исправление допущенных в решении Конституционного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Конституционного Суда. В случае обращения в Конституционный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось соответствующее решение Конституционного Суда, с заявлением по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд обязан рассмотреть такое заявление.

2. Исправление неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, производится в заседании Конституционного Суда.

3. Об исправлении неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, выносится определение Конституционного Суда. Копия такого определения направляется органам и лицам, которым направлялось решение, а также в печатные издания, в которых оно было опубликовано».

2. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется статьёй 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ и § 61 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 г.

Статья 83 Федерального конституционного закона определяет, что «Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено». В ней указано, что «Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу». При этом о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации «выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение».

§ 61 Регламента Конституционного Суда устанавливает, что:

«1. Для подготовки к рассмотрению вопроса о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, Председатель Конституционного Суда поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство о разъяснении решения и доложить о нем в заседании Конституционного Суда.

2. Определение Конституционного Суда по вопросу о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, принимается в порядке, установленном для принятия соответствующего решения Конституционного Суда.

3. После включения в повестку дня заседания Конституционного Суда вопроса о разъяснении ранее принятого с проведением слушания решения Конституционного Суда органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, а также органам и лицам, выступавшим в качестве сторон по делу, не позднее чем за 10 дней направляется уведомление о времени и месте заседания Конституционного Суда. В этот же срок копия ходатайства направляется судьям Конституционного Суда.

4. Копии определения Конституционного Суда о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляются органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, органам и должностным лицам, перечисленным в статье 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также в печатные издания, в которых было опубликовано данное решение Конституционного Суда».

 

В статье 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, что решения Суда должны быть отправлены: судьям Конституционного Суда Российской Федерации; сторонам; Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации. Эти решения могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

 

Вопрос № 25. Действие и исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Действие решений Конституционного Суда Российской Федерации. Действие решений Конституционного Суда Российской Федерации определяется статьёй 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ и § 63 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 г.

Статья 79 Федерального конституционного закона («Юридическая сила решения»)определяет, что «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию». Ею устанавливается, что:

- решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения;

- постановление Суда, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ (разрешение дела без проведения слушания – авт.), вступает в силу со дня его опубликования;

- иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Данная статья устанавливает также и то, что «Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта». В соответствии с данной статьёй:

- акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу;

- признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению;

- решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

«В случае, – предписывает статья 79,–  если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».

Рассматриваемая статья ФКЗ №1 базируется на отсутствии ретроспекции (обратной силы) у решения о конституционности подлежащего применению нормативного акта. В ней говорится: «Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации» (а не с момента принятия нормативного акта, признанного несоответствующим конституции – авт.).

§ 63 Регламента Конституционного Суда о порядке исчисления сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, устанавливает, что:

«1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено начало соответствующего срока в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» или в решении Конституционного Суда.

2. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа последних суток. Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день».

Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации определяется статьями 80 («Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации») и 81 («Последствия невыполнения решения») Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ

Статья 80 Федерального конституционного закона устанавливает следующее:

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Суда) нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее 3-х месяцев после опубликования решения Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее 2-х месяцев после опубликования решения Суда отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 6 месяцев после опубликования решения Суда вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Суда. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Суда законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Суда, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Суда отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Суда высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими КонституцииРоссийской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Суда вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора».

В качестве примера по возложению на орган государственной власти обязанности привести нормативный акт в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда можно сослаться на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П. В Постановлении говорится: «Признать подпункт "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в части, наделяющей органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочием определять единые специально отведенные для проведения публичных мероприятий места, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3), в той мере, в какой им - вопреки вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования - нормативно не закрепляются критерии, обеспечивающие соблюдение равенства юридических условий реализации гражданами права на свободу мирных собраний при определении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специально отведенных или приспособленных для проведения публичных мероприятий мест, чем порождается возможность его неоднозначного истолкования, а следовательно, и произвольного применения.

Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - внести необходимые изменения в правовое регулирование определения специально отведенных мест.

Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих изменений органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при определении специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест следует исходить из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе.27

Статьёй 81 Федерального конституционного закона устанавливается, что «Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом».

В статье 315 УК РФ говорится: «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

 

Вопрос № 26. Виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.

1. Понятие производства в конституционном правосудии. Производство в конституционном правосудии – это деятельность Конституционного Суда, а также сторон и иных участников судебного процесса по поводу рассмотрения и разрешения по существу определённого вида дел, являющихся предметом конституционного разбирательства. Производство в конституционном правосудии можно определить и как «регламентированный группой однородных конституционных процессуальных норм, закрепленных в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», порядок реализации Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий по рассмотрению и разрешению им отдельных категорий дел».28

Производство в конституционном правосудии регламентируется общими правилами производства в Конституционном Суде Российской Федерации, изложенными в разделе втором «Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации» Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (принципы конституционного судопроизводства, порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде и др.). Вместе с тем,  каждый вид производства в конституционном правосудии имеет свои,  свойственные только ему особенности.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает следующие особенности производства:

- как субъекты, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

- допустимость обращения в Конституционный Суд;

- пределы конституционной проверки;

- итоговое решение и его правовые последствия.

2. Виды производств в конституционном правосудии. Исходя из юрисдикционных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующих им категорий дел, указанных в статье 125 Конституции Российской Федерации, в статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в статье 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», следует выделить следующие производства в конституционном судопроизводстве:

1) о толковании Конституции Российской Федерации. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Заметим, что в перечень субъектов обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом не входят Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации.

2) о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов соответствующих органов государственной власти и договоров между ними;

3) о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

4) о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

5) о конституционности законов по запросам судов;

6) по спорам о компетенции между соответствующими органами государственной власти;

7) о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) о проверке конституционности инициативы проведения общероссийского референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

В зависимости от количества и характера дел, рассматриваемых Конституционным Судом Российской Федерации, производства делятся на простые (т.е. рассмотрение одного дела) и объединенные производства (т.е. рассмотрение двух и более дел одной или нескольких категорий). В объединенных производствах объединяющим началом служит единый предмет рассмотрения.

 

Пример объединения дел в одно производство содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан"

Конституционный Суд Российской Федерации: рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 ГПК Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобы ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Хакасэнерго", граждан М.-С.А. Абакарова, А.В. Андрияновой, И.Ж. Гафиятуллина, Н.Р. Гильмутдинова, Д.Е. Заугарова, А.Д. Ищенко, Л.С. Колодько, А.А. Маслова, А.И. Маслова, А.И. Масловой, Е.Ю. Олейниковой, Т.Ф. Полякиной, О.С. Полудо, С.В. Пономаревой, С.П. Савельева, Р.П. Савельевой, Э.А. Сизикова, Ф.Ф. Чертовского, А.Ф. Шипиной и А.В. Щербинина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

Учитывая, что запрос и жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.29

 

Производство в конституционном правосудии может быть устным и письменным. Письменное производство возможно только по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Основная особенность данного производства заключается в том, что рассмотрение дела производится без слушания (не заслушиваются объяснения сторон, заключения эксперта, объяснения специалистов).

Вопрос № 27. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел без проведения слушания (письменное производство).

 

Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел без проведения слушания изложены в статье 47.1. («Разрешение дел без проведения слушания») Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» № 1 –ФКЗ и в главе 6 («Вопросы, касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суда») Регламента Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 г.

1.  Регулирование письменного производства Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации».  

В статье 47.1. Федерального конституционного законаговорится, что Конституционный Суд Российской Федерации (далее – Суд) может без проведения слушания:

- «рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа)»;

- «проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле».

Это возможно, если Суд «придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике».

 

В пункте 1 части первой статьи 3 ФКЗ № 1 указано, что Конституционный Суд Российской Федерации: разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

 

Далее в данной статье говорится, что дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

«1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав».

«Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление».

Статья устанавливает, что «В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него».

2. Регулирование письменного производства Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. § 52 Регламента устанавливает, что дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не поздн



2019-07-03 268 Обсуждений (0)
Регламента детализируя порядок проведения закрытого совещания судей, устанавливает:. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регламента детализируя порядок проведения закрытого совещания судей, устанавливает:.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)