Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья 93 Конституции Российской Федерации



2019-07-03 366 Обсуждений (0)
Статья 93 Конституции Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

Данный вид производства изложен в главе XV («Рассмотрение дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления») Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации»

В главе определены:

- субъект, обладающий правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 107);

- условия, при которых запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации считается допустимым (ст. 108);

- порядок направления запроса и дачи заключения(ст. 109);

- заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 110).

Статья107Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации») определяет, что обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.

Статья 108Допустимость запроса»). В соответствие  с данной статьёй запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления.

Статья 109 («Порядок направления запроса и дачи заключения»):

«Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда Российской Федерации.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом Российской Федерации не позднее десяти дней после регистрации запроса».

Статья 110 («Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления»). «По итогам рассмотрения дела, – говорится в данной статье, – Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.

 

Вопрос № 35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел, связанным с реализацией инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу референдума.

Источником процессуального регулирования данного производства является Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Статья 23 Федерального конституционного закона («Назначение референдума») устанавливает следующее:

«1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации». 35

 

Примером рассматриваемого производства являетсяПостановление Конституционного суда от 11 июня 2003 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения …», предусматривающих период, в течение которого не допускается выступление с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и само его проведение…

Федеральным конституционным законом от 27 сентября 2002 года статья 8 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" дополнена частью третьей следующего содержания: "Субъекты, упомянутые в пункте 1 части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Депутаты Государственной Думы, обратившиеся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, утверждают, что Федеральный конституционный закон увеличив период, в течение которого не допускается инициатива о проведении референдума Российской Федерации и само его проведение, тем самым пересмотрел положения Конституции Российской Федерации о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, и о том, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа,

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 года "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" в части, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации, постольку, поскольку - по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона - период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.

Конституционно-правовой смысл положений Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование.

2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" по порядку его принятия Государственной Думой, поскольку в данной части запрос не отвечает критерию допустимости, установленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".36

 

Вопрос № 36. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

 

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации – это органы конституционного правосудия (контроля) в данных государственных образованиях.

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах определяют такой суд как судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, который входит в единую судебную систему Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельны в выборе способа организации своих конституционных (уставных) судов, прежде всего – в выборе способа и порядка формирования судов, в определении их состава и определении требований,предъявляемых к кандидатам на должность судей.

1. Порядок формирования и состав конституционных (уставных) судов. Порядок формирования состава конституционного (уставного) суда в субъектах федерации различен.

Рассмотрим порядок наделения полномочиями председателя конституционного суда, заместителя председателя и судьи конституционного суда на примере Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 № ВС-13/7 (ред. от 21.04.2008) «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Его статья 12 устанавливает следующее:

«1. Предложения о кандидатах на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя …, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан могут вноситься Президенту Республики Башкортостан депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Республики Башкортостан, юридическими научными и учебными заведениями из числа лиц с безупречной репутацией, обладающих признанной высокой квалификацией в области права.

2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан назначается на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

3. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан назначаются на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан.

5. В случае прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан представление о назначении другого лица на вакантную должность вносится Президентом Республики Башкортостан в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии».37

 

В этом примере можно обратить внимание на то, что право выдвижения кандидатов на должность судей конституционного суда предоставлено довольно широкому кругу субъектов.

Достаточно сложным является способ назначения на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга. Статья 15  Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» от 5 июня 2000 года N 241-21 предусматривает такой порядок:

«1. Лицо назначается на должность судьи Уставного суда Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе. …

Представления на кандидатов на должность судей Уставного суда могут вноситься:

1) Губернатором Санкт-Петербурга в количестве не более шести кандидатов при назначении на должности судей Уставного суда первого состава и не более одного кандидата на каждую вакансию при последующих назначениях на должности судей Уставного суда;

2) группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов, при этом каждый депутат может входить в состав только одной группы, выдвигающей не более одного кандидата;

3. Один и тот же кандидат на должность судьи Уставного суда может выдвигаться только от одной группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или только Губернатором Санкт-Петербурга.

4. Представления на кандидатов на должности судей Уставного суда направляются в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в течение месяца со дня открытия вакансии.

Представления, внесенные группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направляются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга для согласования. Губернатор Санкт-Петербурга в течение 7 дней рассматривает указанные представления и направляет в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ответ о согласовании или об отказе в согласовании по каждому из указанных представлений. При этом Губернатор Санкт-Петербурга согласовывает не менее одной кандидатуры на каждую вакансию из числа кандидатур, представленных группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

8. По вопросу о назначении на должности судей Уставного суда проводится тайное голосование бюллетенями в один тур.

9. Назначенными на должности судей Уставного суда считаются кандидаты, получившие при голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам с учетом вакантных должностей судей Уставного суда, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

10. Если вследствие равенства голосов, полученных двумя и более кандидатами на должности судей Уставного суда, оказывается невозможным замещение вакантной должности, Законодательное Собрание принимает решение о проведении второго тура голосования».38

 

Конституционные (уставные) суды формируются одним из трёх способов:

- законодательными органами власти по представлению главы субъекта Федерации;

- на основе равного количества кандидатов, выдвигаемых главой государства и государственным советом, например, в Республике Татарстан;

- на основе равного представительства кандидатов на должность судей в соответствии с принципом разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Ниже приведены способы формирования и состав конституционных (уставных) судов ряда субъектов Российской Федерации:

Конституционный суд Республики Адыгея избирается Советом представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет. Состоит из 3 судей.

Конституционный Суд Республики Башкортостан избирается Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Бурятия формируется путём назначения судей Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Дагестан – судьи назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по Представлению Президента Республики Дагестан на неограниченный срок. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики – судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики сроком на 10 лет. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Карелия – судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия первоначально сроком на 3 года, а по истечении этого срока — на неограниченный срок. Состоит из 3 судей.

Конституционный суд Республики Коми – судьи избираются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми на неограниченный срок. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Марий Эл – сдьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл сроком на 12 лет. Состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) – сдьи назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Президента Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет. Состоит из 7 судей.

Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания –судьи назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по предложению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет. Суд состоит из 5 судей.

Конституционный суд Республики Татарстан – судьи избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (в равном количестве) сроком на 10 лет. Суд состоит из 6 судей. Избрание на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан на второй срок не допускается.

Конституционный суд Республики Тыва – судьи назначаются на должность Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва по представлению Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 10 лет. Суд состоит из 5 судей.

Конституционный суд Чеченской Республики – судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Чеченской Республики по представлению Президента Чеченской Республики на неограниченный срок. Суд состоит из 5 судей.

Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Судья Уставного суда назначается на должность сроком на шесть лет.

Уставный Суд Калининградской области состоит из 5 судей, назначаемых на должность областной Думой. Срок полномочий судьи — 12 лет.

 

2. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов включают:

- рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации

- контроль за конституционностью договоров субъекта Российской Федерации с РФ и иными субъектами, включая и международные договоры;

- толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации

- разрешение споров о компетенции между органами власти субъектов, а также между ними и органами местного самоуправления;

- защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

- участие в законодательном процессе субъекта путем осуществления права на законодательную инициативу.

- контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов и решениями о проведении региональных референдумов.

Некоторые особенности в определении полномочий конституционного суда можно привести из Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. N 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан». Так, в числе полномочий Конституционного суда Республики Татарстан является подготовка заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан (ст. 3, п.4). Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность не только закона Республики Татарстан или его отдельных положений, но и нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления (ст. 3, п.5).39

 

Вопрос № 37. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

 

Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах рассмотрим на примере нескольких субъектов Российской Федерации.

Судопроизводство в Конституционном суде Республики Башкортостан.

Конституционный Суд Республики Башкортостан рассматривает и разрешает дела на заседаниях Конституционного Суда Республики Башкортостан. В заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан. Организационной особенностью судопроизводства данного Суда является то, что на его заседания «могут быть приглашены – согласно статье 24 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1992 № ВС-13/7 (ред. от 21.04.2008) «О Конституционном суде Республики Башкортостан» – Президент Республики Башкортостан, Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, его заместитель, депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, его заместители, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан и другие должностные лица.

Основаниями к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления (ст. 38 Закона);

Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан обладают Президент Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан, органы местного самоуправления, граждане и их объединения (ст. 39 Закона). Особенность данной нормы заключается в том, что к субъектам указанного права в республике относятся Прокурор Республики Башкортостан, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан, органы местного самоуправления и объединения граждан.

В статье 74 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» говорится, что решение Конституционного Суда Республики Башкортостан по существу вопросов, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Республики Башкортостан. Иные решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Таким образом, в данной статье отсутствует положение о решении конституционного суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главы государства в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое именуется заключением.

Имеет значение и то, что Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в определении понятия «постановление» включает наряду с итоговым решением по рассмотрению дела о конституционности договора, нормативного акта, толкования конституции республики:

- итоговые акты о конституционности деятельности партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске,

- о толковании Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» (ст.3 и 72).

В Законе имеется статья о пересмотре решения Конституционного Суда Республики Башкортостан (ст. 87), которой говорится, что решение может быть пересмотрено Конституционным Судом Республики Башкортостан по собственной инициативе в случаях, если: изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение; открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному Суду Республики Башкортостан в момент принятия решения.

Необходимо обратить внимание на то, что конституционное правосудие в республике может быть непосредственно обращено к правоприменителю. Так, в соответствии с частью 2 статьи 107 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в случае, если Конституционный Суд республики признал Закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции республики, данное дело подлежит пересмотру, а нарушенные права – восстановлению компетентным органом в обычном порядке. Случаи, когда решение конституционного суда непосредственно обращено к правоприменителю предусматривает и Закон Республики Татарстан «О Конституционном Суде Республики Татарстан» (ст. 102 ч.2).



2019-07-03 366 Обсуждений (0)
Статья 93 Конституции Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья 93 Конституции Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)