Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



2019-08-14 259 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Организация учебного процесса в ДЮА регламентирована:

- Конституцией Донецкой Народной Республики;

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 г. (Постановление №I-233П-НС) с изменениями, внесенными Законом от 14.03.2016 г. № 111-IНС);

- Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», утверждённым приказом Министерства образования и науки ДНР (далее – МОН ДНР) от 04.04.2016 года № 297;

- Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», утвержденным приказом МОН ДНР от 04.04.2016 года№ 309;

- Порядком организации и проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования, утвержденного приказом МОН ДНР от 22.12.2015 года № 922 (с изменениями внесенными приказом МОН ДНР от 03.10.2016 года № 1020);

- Порядком организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования ДНР, утвержденного приказом МОН ДНР от 10.11.2017 года № 1171, уставом ДЮА;

- иными действующими в Донецкой Народной Республике нормативными правовыми актами;

- локальными нормативными актами ДЮА.

2.2. Образовательные стандарты являются основой оценки качества образования и профессиональной подготовки студентов в ДЮА.

2.3. Образовательная программа (ОП) – представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. ОП имеет направленность, характеризующую ориентацию ОП на конкретные области знания и виды деятельности.

Образовательная программа (далее – ОП) имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и(или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности студентов и требования к результатам ее освоения.

Направленность ОП устанавливается следующим образом:

1) направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знаний и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом.

2) направленность программы специалитета:

а) определяется специализацией, выбранной образовательной организацией изперечня специализаций, установленного государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;

б) в случае отсутствия специализаций, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, – конкретизирует ориентацию программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом;

3) направленность программы магистратуры конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.

В наименовании ОП указываются наименование специальности или направления подготовки и направленность образовательной программы, если указанная направленность отличается от наименования специальности илинаправления подготовки.

2.4. Образовательная программа, разрабатываемая в соответствиис образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно − базовая часть и вариативная часть).

Базовая часть ОП является обязательной вне зависимости от направленности ОП, обеспечивает формирование у студентов компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя:

- дисциплины (блоки) и практики, установленные образовательным стандартом;

- дисциплины (блоки) и практики, установленные ДЮА;

- государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть ОП направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных базовой частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также на формирование у студентов компетенций, установленных ДЮА дополнительно к компетенциям, установленным базовой частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и включает в себя дисциплины
(блоки) и практики, установленные ДЮА, рекомендованные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью ОП.

2.5. При реализации ОП ДЮА обеспечивает студентам возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении ОП) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин в порядке, установленном ДЮА. Избранные студентами элективные дисциплины являются обязательными для освоения.

При реализации ОП, разработанной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, факультативные и элективные дисциплины, а также специализированные адаптационные дисциплины (блоки) включаются в вариативную часть указанной программы.

2.6. Программы бакалавриата и программы специалитета при очной форме обучения включают в себя учебные занятия по физической культуре (физической подготовке).

2.7. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации. Данный комплекс представлен в виде общей характеристики ОП, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (блоков), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав ОП по решению ДЮА.

2.8. В ОП определяются:

1) планируемые результаты освоения ОП – компетенции студентов, установленные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и компетенции студентов, установленные ДЮА дополнительно к компетенциям, установленным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с учетом направленности (профиля) ОП;

2) планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения ОП.

2.9. В общей характеристике ОП указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) ОП;

4) планируемые результаты освоения ОП;

5) сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации ОП.

ДЮА может включить в состав общей характеристики ОП также иные сведения.

2.10. Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса, является учебный план.

2.11. Учебные планы разрабатываются ДЮА в соответствии с ОП, структурно-логической схемой подготовки студентов и утверждаются ректором ДЮА.

2.12. Учебный план определяет учебную нагрузку студента на изучение учебных дисциплин в академических часах и зачетных единицах (кредитах).

Блок представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., формирующих определенные компетенции.

Блок представляет собой совокупность учебных дисциплин (практик) с указанием форм контроля, ответственных за формирование определенных компетенций. Блоки подразделяются на базовые и вариативные, общая последовательность перехода от одних к другим должна быть закреплена в соответствующих нормативных документах.

Зачетные единицы (кредиты) характеризуют трудоемкость освоения студентами образовательной программы и отдельных дисциплин в целом сучетом всех составляющих, в том числе аудиторной и дополнительной (самостоятельной) работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. Часовое измерение 1 зачетной единицы (кредита) является равным 36 академическим часам. Трудоемкость образовательной программы в целом, выраженная в зачетных единицах (кредитах) (далее – з.е.), принимается в следующих параметрах: 1 учебный год равен 60 з.е.

Кредиты устанавливаются для всех учебных дисциплин (модулей), кроме физического воспитания и других внекредитных учебных дисциплин (факультативов). Кредиты также присваиваются по всем другим видам учебной деятельности студента (практики, курсовые и дипломные проекты (работы), государственная итоговая аттестация).

2.13. Учебный план (УП) для каждого направления подготовки (специальности) разрабатывается учебно-методическим отделом совместно с деканатами. УП обсуждается на заседании Учёного совета ДЮА и утверждается ректором.

По решению Ученого совета ДЮА могут быть открыты в направлениях подготовки – профили и магистерские программы, а в специальностях – специализации.

Учебные дисциплины, определяющие профиль, специализацию или магистерскую программу, указываются в учебном плане соответствующего направления подготовки (специальности). Для каждого профиля, специализации или магистерской программы может разрабатываться отдельный учебный план.

В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации студентов, других видов учебной деятельности с указанием их объема взачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем обязательной аудиторной работы студентов во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (лекционные, практические, семинарские и т.д. занятия) и объем дополнительной внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов в академических часах. Для каждой учебной дисциплины и практики указывается форма промежуточной аттестации студентов.

Частью учебного плана является график-календарь учебного процесса.

Для конкретизации видов учебных занятий, их объема, форм контроля по семестрам и т.д. на каждый учебный год формируется рабочий учебный план по каждой специальности.

На основе утвержденного учебного плана очной формы обучения разрабатываются учебные планы для заочной и экстернатной форм обучения. Для обеспечения перехода на новые учебные планы могут разрабатываться переходные учебные планы для всех курсов, кроме выпускного.

Учебный план должен быть стабильным и рассчитанным на весь установленный срок обучения в ДЮА.

В случае необходимости, изменения в учебный план после рассмотрения Учёным советом ДЮА по представлению декана факультета вносятся приказом ректора в установленные сроки. Проект приказа готовится учебно-методическим отделом, рассматривается Учебно-методическим советом.

2.14. Рабочий учебный план составляется на каждый учебный год на основании учебного плана для детализации планирования и совершенствования учебного процесса, утверждается проректором по учебной работе и методическим инновациям.

2.15. Учебные дисциплины делятся на нормативные (базовые) и выборочные (вариативные).

Нормативные (базовые) учебные дисциплины определяются соответствующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Выборочные (вариативные) учебные дисциплины определяются ДЮА и обосновываются в вариативных компонентах ОП.

2.16. Место и задачи учебной дисциплины, ее общее содержание и требования к формированию компетенций, перечень рекомендуемой литературы, других методических и дидактических материалов определяет программа учебной дисциплины.

Программы учебных дисциплин разрабатываются ДЮА в соответствии с ОП.

2.17. В соответствии с учебным планом конкретного направления подготовки (специальности) разрабатываются рабочие программы по каждой учебной дисциплине, имеющие единую структуру для всех форм обучения.

Рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются кафедрами, рассматриваются на заседаниях кафедр, учебно-методическом совете и утверждаются проректором по учебной работе и методическим инновациям.

Рабочая программа учебной дисциплины состоит из двух частей:

1) общая информация об учебной дисциплине:

- область применения, нормативные ссылки;

- ее роль и место в учебном процессе;

- компетенции студента, формируемые в результате усвоения дисциплины;

- раскрытие содержания учебного материала, организации и технологии обучения, способов проверки результатов обучения, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

2) содержание учебной дисциплины изложено по разделам:

1. Тематический план изучения учебной дисциплины (по семестрам):

- лекционные занятия;

- практические (семинарские) занятия;

- курсовые работы;

- рефераты;

- контрольные работы;

- учебно-исследовательские работы;

- самостоятельное изучение разделов дисциплины;

- практика (учебная, производственная);

- другие виды работы.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

- рекомендуемая литература (основная, дополнительная, периодическая);

- средства обеспечения освоения дисциплины (методические указания и материалы по видам занятий, программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий));

- критерии оценки знаний, умений и навыков.

3. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- учебно-лабораторное оборудование;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов.

2.18. Для каждой конкретной дисциплины в разделе «Тематический план изучения дисциплины» необязательно наличие всех подразделов, так как могут быть предусмотрены не все виды работ.

2.19. Текст программы учебной дисциплины должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе.

2.20. Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, употреблять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.

2.21. Программа практики включает в себя:

1) указание вида практики, способа и формы ее проведения;

2) перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП;

3) указание места практики в структуре ОП;

4) указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических часах;

5) содержание практики;

6) указание форм отчетности по практике;

7) способы диагностики знаний для проведения промежуточной аттестации студентов по практике;

8) перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;

9) перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

10) описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

ДЮА может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

2.22. Средства диагностики для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине или практике, входящие в состав программы дисциплины или программы практики, включает в себя:

1) перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП;

2) описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3) типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП;

4) методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для каждого результата обучения по дисциплине или практике образовательная организация высшего профессионального образования определяет показатели и критерии оценивания, шкалы и процедуры оценивания.

2.23. Средства диагностики знаний для государственной итоговой аттестации включают в себя:

1) перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ОП;

2) описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкалы оценивания;

3) типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ОП;

4) методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП.

2.24. ДЮА разрабатывает ОП в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, но не реже одного раза в пять лет.

2.25. Каждый компонент ОП разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов. Порядок разработки и утверждения ОП устанавливается ДЮА. Информация об ОП размещается на официальном сайте ДЮА в сети Интернет.

2.26. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации ОП осуществляется ДЮА самостоятельно, исходя из необходимости достижения студентами планируемых результатов освоения ОП, а также с учетом индивидуальных возможностей студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.27. При реализации ОП используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, а также электронное обучение. При реализации ОП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на блоковом принципе представления содержания ОП и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

2.28. Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения учебных планов и программ и базируется на следующих исходных данных:

1) График-календарь учебного процесса;

2) Календарные планы изучения учебных дисциплин;

3) График последовательности (структурно-логическая схема) изучения учебной дисциплины;

4) Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам;

5) Расписание учебных занятий;

6) Наличный аудиторный фонд.

График-календарь учебного процесса является составной частью учебного плана и уточняется на каждый учебный год. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул, практик и т.п.

Календарный план изучения дисциплины разрабатывается ежегодно в соответствии с программой учебной дисциплины и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения учебной дисциплины, содержит перечень учебных вопросов и при необходимости организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. В нем определяются: перечень разделов и тем, виды занятий и время, отводимое на изучение учебного материала. Календарный план по учебной дисциплине разрабатывается отдельно для каждой из форм обучения и сроков обучения (Приложение 2 к Порядку).

Календарный план разрабатывается преподавателем, рассматривается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой. В календарный план ежегодно с учетом новейших достижений науки и требований практики могут вноситься необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания учебных дисциплин.

2.29. Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится руководителем кафедрой не менее чем за три месяца до начала очередного семестра. Сведения предоставляются в учебно-методический отдел, для составления расписания (Приложение 3 к Порядку).

Перечень аудиторного фонда составляется учебно-методическим отделом до начала учебного года и утверждается ректором ДЮА.

2.30. На основании рабочих учебных планов и программ, количества учебных групп и лекционных потоков, с учётом аудиторного фонда и штатного состава кафедр учебным отделом составляется общеакадемическое расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса. В расписании учебных занятий должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых дисциплин и лиц, проводящих занятия. Расписание составляется на семестр и утверждается проректором по учебной работе и методическим инновациям.

2.31. Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения проректора по учебной работе и методическим инновациям в виде докладной записки за подписью декана факультета. После согласования и подписания предоставляется в учебно-методический отдел.

2.32. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными нормами.

Формирование учебных групп осуществляется на факультете с учетом равномерного распределения студентов, обучающихся по определенной специальности (направлению), по учебным группам с учетом изучения иностранных языков, занятий в компьютерных классах.



2019-08-14 259 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)