ОБЕСПЕЧЕНИЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Методическая работа является составной частью учебного процесса и является одним из основных видов деятельности профессорско-преподавательского состава ДЮА. Она направлена на совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, обеспечение тесной связи обучения с практической деятельностью выпускников. 4.2. Методическая работа ДЮА осуществляется по следующим основным направлениям: 4.2.1. Создание системы управления качеством учебно-воспитательного процесса, разработка и проведение мероприятий по совершенствованию управления учебным процессом, организация педагогического и научно-педагогического труда. 4.2.2. Разработка и обсуждение учебных планов, программ учебных дисциплин и других документов по планированию учебного процесса. 4.2.3. Разработка и обсуждение инновационных методик преподавания учебных дисциплин, текстов лекций, а также методик организации проведения различных видов занятий. 4.2.4. Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, изучение и обобщение положительного опыта методической работы. 4.2.5. Оценка методического обеспечения процесса обучения по дисциплинам. 4.2.6. Совершенствование методики организации дополнительной (внеаудиторной) работы студентов. 4.2.7. Подготовка и выпуск методических сборников и информационных бюллетеней по вопросам педагогики, методики преподавания и научной организации учебного процесса. 4.3. Основными формами методической работы являются: 1) реализация в учебном процессе требований нормативных правовых актов ДНР, локальных нормативных актов ДЮА; 2) заседания учебно-методического совета ДЮА, обсуждение вопросов методик обучения на заседаниях Ученого совета; 3) заседания кафедр и методических комиссий по специальности (направлению); 4) научно-методические конференции, совещания и семинары; 5) учебно-методические собрания; 6) показательные, открытые и пробные занятия, взаимные посещения занятий; 7) лекции и доклады по методике обучения и воспитания, педагогике и психологии высшего профессионального образования; 8) научные исследования по вопросам методики обучения и воспитания студентов; 9) проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение, распространение и внедрение в практику передового педагогического опыта; 10) деятельность школ педагогического мастерства преподавателей; 11) повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию методики обучения студентов; 12) проведение контроля проведения учебных занятий и др. 4.4. Работа учебно-методического совета осуществляется на основе Положения об учебно-методическом совете в ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», утвержденного приказом ректора ДЮА от 24.07.2018 года № 177. Председателем учебно-методического совета является проректор по учебной работе и методическим инновациям. 4.5. Заседания Ученого cовета ДЮА по вопросам учебной и методической работы проводятся в соответствии с планом заседаний на учебный год. На данных заседаниях рассматриваются наиболее важные мероприятия по организации, планированию и ведению учебного процесса, обсуждаются итоги учебной и учебно-методической работы. 4.6. Центром учебно-методической работы является кафедра. Учебно-методическая работа включается в план работы кафедры. На кафедре проводится планомерная систематическая работа по накоплению, научному обобщению и внедрению в учебный процесс передового методического опыта, совершенствованию методики преподавания дисциплин и разработке учебно-методических материалов. Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя. 4.7. Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседании кафедры, могут быть: 1) улучшение структуры и содержания учебных дисциплин; 2) совершенствование методики проведения основных видов занятий; 3) внедрение инновационных технологий организации учебного процесса; 4) анализ качества подготовки студентов по дисциплинам кафедры и мероприятия по улучшению их обучения; 5) обсуждение и внедрение в учебно-образовательный процесс передового опыта лучших преподавателей кафедры, других образовательных организаций высшего профессионального образования; 6) повышение квалификации преподавательского состава, становление начинающих преподавателей; 7) совершенствование учебно-материальной базы, применение компьютерной техники, новых информационно-коммуникационных технологий; 8) выполнение научных работ и научно-педагогических (методических) экспериментов; 9) проблемы подготовки научно-педагогических и научных кадров; 10) рассмотрение рукописей учебников, учебных пособий, конспектов лекций и других методических документов; 11) рассмотрение программ учебных дисциплин, календарно-тематических планов; 12) итоги учебной и производственной практики студентов; 13) рассмотрение экзаменационных материалов, результатов зачетов и экзаменов; 14) совершенствование методик преподавания учебных дисциплин; 15) вопросы проведения занятий со студентами-заочниками; 16) работа методических комиссий по направлениям подготовки (специальностям). Кроме указанных вопросов на заседаниях кафедры рассматриваются результаты проведения открытых и учебных занятий, итоги работы преподавательского состава за истекший семестр, итоги контроля занятий, конспекты лекций, планы семинаров и другие учебно-методические материалы. 4.8. Научно-методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики учебного процесса, методикам преподавания отдельных дисциплин, проблемам организации труда преподавателей и студентов в целях обобщения положительного опыта научно-педагогической деятельности и повышения эффективности учебного процесса. Они организуются и проводятся методическими комиссиями кафедр. 4.9. На научно-методических семинарах рассматриваются пути дальнейшего совершенствования подготовки студентов по дисциплинам кафедры, интенсификации учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности, внедрения инновационных методов и технологий обучения студентов. 4.10. Межкафедральные методические совещания проводятся в целях согласования содержания смежных учебных дисциплин и выработки единых методических подходов к проведению различных видов учебных занятий. 4.11. Показательные занятия (мастер-классы) проводятся лучшими преподавателями кафедры по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам. Их цели: продемонстрировать образцовую организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, показать методы эффективного использования компьютерной техники, программных продуктов, наглядности обучения, других элементов учебно-материальной базы. Показательные занятия организуются в соответствии с расписанием занятий, на них приглашаются преподаватели, члены Ученого совета факультетов, проводящие занятия по данной дисциплине со студентами. 4.12. Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом и оказания помощи преподавателям в организации и методике проведения занятий, а также в целях контроля занятий. Они проводятся в ходе плановых учебных занятий со студентами. На открытых занятиях присутствуют руководящий и профессорско-преподавательский состав кафедры. Непосредственно после занятия проводится его разбор. Преподаватели отмечают положительные стороны занятия, недостатки, высказывают свое мнение о достижении поставленных учебных целей и вносят предложения по улучшению методики обучения. Итоги обсуждения подводит заведующий кафедрой. Он отмечает положительные стороны занятия, характерные недостатки, уточняет толкование отдельных проблем и вопросов, дает оценку занятию и рекомендации по внедрению на кафедре положительного опыта. Результаты обсуждения вносятся в протокол очередного заседания кафедры и журнал контроля проведения учебных занятий. Открытые и показательные занятия планируются таким образом, чтобы они предшествовали проведению занятий остальными преподавателями по данной теме. Каждый преподаватель в течение года проводит, как правило, одно открытое занятие. 4.13. Пробные занятия проводятся по решению заведующего кафедрой в целях определения подготовленности преподавателя и допуску его к самостоятельному проведению занятий со студентами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия могут планироваться по решению декана факультета для вновь поступающих на работу преподавателей. Начинающий преподаватель, в зависимости от уровня его подготовки, проводит от одного до трех таких занятий. Пробные занятия проводятся только перед преподавателями и обсуждаются на заседании кафедры или предметно-методической(профильной методической) комиссии. Итоги обсуждения заносятся в протокол заседания кафедры (предметно-методической(профильной методической) комиссии). 4.14. Взаимное посещение занятий проводится для обмена опытом учебно-воспитательной работы преподавателей. Показательные, открытые и пробные занятия, а также взаимные посещения проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым на кафедре на семестр и утверждаемым деканом факультета. Утвержденные графики предоставляются в учебно-методический отдел в начале каждого семестра (Приложение 27 к Порядку). Порядок организации и проведения вышеуказанных занятий определяется Положением о порядке проведения открытых, пробных, показательных (мастер-класс) занятий и взаимопосещений сотрудниками кафедр в ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», утвержденного приказом ректора от 27.09.2017 года № 214. 4.15. Научные исследования проводятся в интересах совершенствования образовательного процесса и главным образом по вопросам организации и методики обучения обучающихся, изучения и внедрения в учебную практику инновационных технологий, научной организации труда преподавательского состава и студентов. 4.16. Педагогические (методические) эксперименты организуются в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области образования, достижений педагогической науки и предложений педагогов-новаторов. Результаты экспериментов обсуждаются на заседании кафедры или на Ученом совете ДЮА. 4.17. Контроль учебных занятий проводится руководством ДЮА, факультета, заведующими кафедрами с целью определения и оценки методического уровня проведения занятий, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности преподавателя, проводящего занятия. Контроль может быть плановым и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавательского состава кафедры. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых каждым преподавателем не реже, как правило, одного раза в семестр. 4.18. Предметно-методические (профильные методические) комиссии создаются с целью совершенствования содержания и методики проведения занятий по дисциплинам кафедры. В ее состав включаются преподаватели, ведущие совместную учебную работу по определенной учебной дисциплине (или по разделу дисциплины), а также преподаватели смежных дисциплин. Состав методической комиссии – 2-5 человек. 4.19. Работа предметно-методической (профильной методической) комиссии включает: 1) обсуждение содержания и методики проведения занятий по учебной дисциплине (или по разделу дисциплины); 2) обсуждение учебно-методических материалов, разработанных преподавателями; 3) разработку и совершенствование частной методики преподавания учебной дисциплины; 4) разработку проектов учебных программ, тематических планов, структурно-логических схем (сетевых графиков) изучения дисциплины; 5) изучение, обобщение и распространение передового опыта проведения занятий; 6) оказание помощи молодым преподавателям в подготовке и проведении занятий; 7) разработку предложений по совершенствованию учебно-материальной базы, применению технических средств обучения и компьютерной техники по дисциплине; 8) обсуждение открытых и пробных занятий; 9) анализ текущей успеваемости по дисциплине, результатов экзаменов и зачетов; 10) методическое руководство самостоятельной работой студентов и проведение консультаций. Предметно-методическую (профильную методическую) комиссию возглавляет председатель, назначаемый руководителем кафедры из числа наиболее подготовленных и опытных преподавателей. Председатель предметно-методической (профильной методической) комиссии отвечает за выполнение возложенных на комиссию задач. Он периодически (не менее одного раза в семестр) отчитывается на заседании кафедры о проделанной работе. Предметно-методическая (профильная методическая) комиссия составляет семестровые и месячные планы работы и ведет протоколы заседаний. Заседания проводятся, как правило, один-два раза в месяц. Задание обычно готовит по поручению председателя предметно-методической (профильной методической) комиссии тот преподаватель, который является автором методической разработки. Рекомендации по содержанию и методике проведения занятий принимаются на основе широкой и свободной дискуссии преподавателей. В протоколах заседаний предметно-методической (профильной методической) комиссии отражается содержание принятых решений по обсуждаемым вопросам, в том числе рекомендации по содержанию и методике проведения каждого занятия. 4.20. Планирование методической работы кафедры осуществляется на основе плана методической работы ДЮА на учебный год и заключается в определении мероприятий, направленных на совершенствование методики обучения, повышение профессионального мастерства преподавателей, разработку и внедрение эффективных методов, компьютерных и инновационных технологий обучения, сроков определения мероприятий и исполнителей. Оно отражается в плане работы кафедры на учебный год. Сроки проведения мероприятий по методической работе уточняются в планах работы кафедры на месяц. Основные виды работ предметно-методических (профильных методических) комиссий отражаются в планах работы комиссий на учебный семестр и на месяц. На кафедре ведутся книги (журналы) планов работы и протоколы заседаний кафедры, а в предметно-методических (профильных методических) комиссиях – книги (журналы) планов работы и протоколов заседаний. Протоколы заседаний предметно-методической (профильной методической) комиссии оформляются на основе записей хода заседания, а также других материалов, подготовленных к заседанию. В постановляющей части протокола должны содержаться конкретные задачи и рекомендации. Протоколы заседаний предметно-методической (профильной методической) комиссии нумеруются в пределах одного учебного года и подписываются заведующим кафедрой (председателем предметно-методической (профильной методической) комиссии). 4.21. Основой подготовки учебной и учебно-методической литературы в ДЮА является учебный план. В соответствии с учебным планом по каждому направлению, специальности (специализации) учебный процесс обеспечивается учебной и учебно-методической литературой.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |