Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неопатерналистское социальное государство



2019-08-13 1094 Обсуждений (0)
Неопатерналистское социальное государство 0.00 из 5.00 0 оценок




Неопатерналистское социальное государство – это более жёсткая модель социального государства, имеющая иные социальные функции и заключающаяся в перераспределении ролей в процессе реализации социальной функции от публично-властных структур к структурам гражданского общества, а также обладающее такой характерной чертой как адресность.

Если в качестве критерия использовать способ (или метод) осуществления социальной функции, то можно выделить следующие исторические типы социального государства: этап становления социального государства; патерналистское социальное государство, для которого характерна максима «каждому по потребностям, определяемым стандартами конкретного общества»; неопатерналистское социальное государство, которое находится в стадии становления.

Неопатерналистское социальное государство предполагает иные, нежели прежде, цели социальной функции: скорейшее всемерное включение трудоспособных граждан в сферу труда, в отличие от цели социального государства прежнего патерналистского типа, в рамках которого осуществлялась (и в ряде случаев продолжает осуществляться) забота обо всех нуждающихся гражданах

Новый исторический этап развития социального государства можно обозначить как неопатерналистский: современное государство не отказывает в помощи (в патронаже) своим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но осуществляет эту помощь новыми способами – не в форме прямых и долгосрочных выплат по безработице, например, а в форме финансирования затрат по приобретению второй, третьей, четвертой специальности и стимуляции скорейшего включения реципиента в трудовую деятельность. (Речь идет исключительно о трудоспособных гражданах.).

Характерной чертой реализации социальной функции на современном этапе стала селективность (адресность) социальной помощи и попытки активизировать граждан в плане продуктивного труда на благо государственно организованного общества. Государство понимает отеческую заботу не как прямое содержание граждан, а как предоставление им возможности профессиональной самореализации; оно предлагает трудоспособным гражданам позаботиться о себе самостоятельно, оставляя за собой обязанность патронажа исключительно в отношении тех групп населения, которые не имеют физической возможности сделать это самостоятельно. Таким образом, принцип солидарности как один из базовых принципов социального государства не исчезает, он всего лишь преобразуется в контексте приватизации современной социальной услуги, обеспечивая модификацию социального государства.

Перераспределение ролей в процессе реализации социальной функции от публично-властных структур к структурам гражданского общества

Сегодня патернализм государства проявляется не в «привилегиях» и дотационных долгосрочных выплатах всем нуждающимся без разбора, не в безоглядном патронаже, а прежде всего в помощи гражданам, желающим включиться в активную трудовую жизнь (переквалификация, обучение, организация малого бизнеса и т.д.). Не может государство, сохраняясь как политическая целостность, просто кормить трудоспособных граждан, не желающих работать. Для современного государственно организованного общества наиболее оптимальны компромиссные формы решения социального конфликта. Но, по сути, социальная функция государства и является таким компромиссом, так как для государства важны интересы всех социальных групп.

Совокупность всех перечисленных факторов определяет тенденции развития социальной функции государства, характеризующиеся модификацией методов ее осуществления, сокращением бюджетных расходов на ее реализацию, а также движением социального государства от патерналистского (государства всеобщего благоденствия) в сторону современного неопатерналистского (государства возможностей). Предлагаемая парадигма модифицированного социального государства – мера вынужденная, обусловленная демографической ситуацией, условиями квазирынка и прочими факторами, присущими современному обществу. Она, по сути, противоположна парадигме социального государства 60–80-х гг. ХХ в.

Новое неопатерналистское социальное государство нацелено на поддержку трудоспособного населения и предполагает смещение акцентов с государственной ответственности за благополучие трудоспособных граждан на корпоративную и личную ответственность. Если в патерналистском социальном государстве основным субъектом осуществления социальной функции были публично-властные структуры, то в современном неопатерналистском социальном государстве активизируется приватизация услуг по социальному обеспечению, и консолидированным субъектом ее осуществления являются и институты гражданского общества, и институты публичной власти.

Хотя социальное государство как институт и как форма деятельности не исчезает, оно активно модифицирует методы своей реализации в соответствии с требованиями времени. Этот процесс объективен, обусловлен множеством факторов и происходит в любом социальном государстве, в том числе и в России.

№11 Либеральная модель социального государства

Либеральная модель социального государства присуща США, Англии, Ирландии.

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Её основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют, в первую очередь, частные сбережения и частное страхование, а не средства из государственного бюджета. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее защищенных слоев населения. Но, с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. В рамках данной модели государство участвует в реализации социальной политики чаще опосредованно, не через финансирование социальных программ из своего бюджета, а через организационно-правовую институциализацию негосударственных финансовых потоков на социальные нужды (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице, социальную защиту и др.) и одновременно через развитие всей рыночной инфраструктуры получения доходов в обществе.

Либеральная модель основана на доминировании рыночных механизмов. Социальная помощь исходит из минимальных социальных потребностей бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства к существованию. Материальная помощь предоставляется на основании обязательной процедуры проверки нуждаемости. Таким образом, государство несёт ограниченную, но, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан, которые оказались неспособными к самостоятельному существованию.

В отношении инвалидов, в основном, развиваются антидискриминационные меры, направленные на создание им равных условий и прав с иными гражданами. Антидискриминационное законодательство в отношении инвалидов доказало свою эффективность. Но такие меры могут действовать только в условиях развитой правовой и судебной системы. В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности.

Данная модель СГ эффективна в условиях экономической стабильности или в период подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным сокращением социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Как и две других модели (корпоративная и североевропейская), либеральная нигде не встречается в чистом виде. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, критериям избирательности, источникам финансирования и целям. Причем, многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватываются значительные по численности группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем программы материальной помощи в некоторой степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.

К сильным сторонам данной модели СГ можно отнести политику дифференциации услуг в зависимости от доходов, меньшую чувствительность к демографическим изменениям, возможность поддерживать достаточно низкий уровень налогообложения.

№12.  Корпоративная модель социального государства

В основе корпоративной модели социального государства лежит корпоративный принцип, который предполагает максимум ответственности корпорации (предприятия, учреждения) за судьбу своих работников. Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но наиболее значимую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются, в первую очередь, страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых она, в свою очередь, является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами. Классическим представителем корпоративной модели социального государства сегодня является Германия.

Корпоративная модель, ориентирована на оказание содействия со стороны государства объединениям работников и работодателей в вопросах организации и функционирования институтов профессиональной самоподдержки (обязательного социального страхования), которые наделяются статусом публичных организаций; например семьи с единственным кормильцем получают налоговые льготы.

Особенностью данной модели является то, что система социальной защиты в равной мере распространяется на всех жителей страны: богатых и бедных, коренное население и мигрантов. Другая отличительная черта - это сильное развитие общественного сектора экономики, особенно в социальной сфере: социальное обеспечение практически полностью находится в руках органов государства и муниципалитетов.

Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не значительную. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны: основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Базовым принципом распределения социальных благ в рамках корпоративной модели является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые посредством государственного бюджета, имеют право все лица, легально проживающие на территории такого государства. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, в основном, собираются через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямыми налогами облагаются доходы.

германия страна где максимально полно реализованы принципы консервативной модели. первая в мире вела систему страхования. заслуга канцлера бисмарка - добился принятия 3 законов - о страховании по болезни лиц промыслового труда, 1884 год, закон о несчтаных случаев на произвосдвте и закон обинвалидности и страовании по старости. немецкая модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия, лучше обеспечен тот кто больше работает и зарабатаывает. соц защитой занимаются национальные и местные ассоциации предпринимателей профосоюзы и государство.



2019-08-13 1094 Обсуждений (0)
Неопатерналистское социальное государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неопатерналистское социальное государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)