Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская Федерация как социальное государство



2019-08-13 449 Обсуждений (0)
Российская Федерация как социальное государство 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальное государство – это государство, в котором деятельность государственных органов по перераспределению в обществе материальных и иных благ осуществляется в соответствии с принципом социальной справедливости[6].

Социальная функция заключается в:

1) Социальной защите нуждающихся.

2) Обеспечении социальных прав и свобод (право на труд, занятость населения и т.д.).

2) Обеспечении образованием, здравоохранением, жильём и т.д.

Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Последующие статьи раскрывают содержание этого положения о социальном государстве. Например, ч.2 ст. 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Или ч.1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Более глубокое развитие содержания понятия социального государства прослеживается в самом российском законодательстве: устанавливаются пенсии, пособия, льготы и т.д. То есть законодательно закрепляются различные социальные права. Обеспечивается перераспределение в обществе в целях достижения социальной справедливости. Этой цели служат следующие федеральные законы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О страховых пенсиях», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и т.п.

 Необходимо отметить, что в России действует значительное количество международных актов (приоритетны перед законами, согласно ч. 4 ст.15 Конституции РФ), посвящённых реализации социальных функций, например, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Конвенция о правах ребёнка 1989г. и т.д.

Существует развитое социальное законодательство, включая доктринальное закрепление таких прав. Например, отметим Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г., утверждённую распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р. В ней предусмотрено развитие всех социальных прав (включая право на пенсию), расписанное детально. Например, в отношении пенсионной системы в долгосрочной перспективе планируется достичь следующих показателей (ч.2 ст. 10 разд. III ): а) обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 - 2020 годам до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера; б) создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем до 40 процентов. Деятельность высших должностных лиц также неизбежно сталкивается с необходимостью работы с социальной сферой жизни общества. Так в статье В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России»[7] (2012г.) нашли отражения положения о социальном характере России, об улучшении оплаты труда бюджетников (преподаватели, учителя), об адресной помощи, о сохранении и росте пенсий.

 

в полной мере идеи социального государства в России ещё не реализованы, это та цель, к которой государство обязано стремиться, согласно ст.7 Конституции РФ.

Сегодня в России существует множество проблем, связанных с различными сферами социальной защиты. Так, в частности, в 2016г. прибавка на лекарства для детей-инвалидов составила 4 рубля 20 копеек (общая сумма достигла 762,2 рублей)[8].

Не сформировано полного равенства как в нормативном, так и практическом перераспределении доходов в субъектах федерации. Так, нет единых стандартов по социальным услугам. В частности, обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров в Самарской области на 1 человека стоило 250 рублей, а в Чукотском АО – 14,8 тыс. рублей[9].

Защита социальных прав на практике возможна, но затруднена. Имеет место сложный механизм правового регулирования. Он далек от автоматизма. Например, уволенный по сокращению штата работник может получать при определённых условиях заработную плату от прежнего работодателя в течение трёх месяцев, если он занимается своим трудоустройством[10]. Или, например, имел место прецедент, когда работница, получившая травму на своём рабочем месте (поскользнувшись, упала на пол, сломала кости конечностей), только в судебном порядке смогла добиться от своего работодателя предоставления рабочего места в соответствии с программой реабилитации, оплаты лечения и компенсацию морального вреда[11].

Но социальная помощь порождает проблему социального иждивенчества. В наибольшей степени это происходит в среде мигрантов, алкоголиков, живущих исключительно на пособия. Эта проблема рождает спорные инициативы по изменению правил получения помощи людьми. Так, по мнению ряда чиновников, широкий круг получателей пособия по безработице, в который включаются и лица, которые не работали, дискредитирует данный вид пособия как компенсацию именно утраченного заработка[12].

Следует отметить, что Россия встаёт на путь построения либеральной модели социального государства, т.к. создаются механизмы, возлагающие на самого нуждающегося ответственность за своё благосостояние (негосударственные пенсионные фонды, система страхования), также сокращается реальный размер помощи (так, сегодня пособие по безработице ничтожно мало – всего 850 рублей, что никак не соответствует прожиточному минимуму). Можно привести и другие примеры из современной российской действительности.

 

 



2019-08-13 449 Обсуждений (0)
Российская Федерация как социальное государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская Федерация как социальное государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)