Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историко-стадиальная классификация социального государства



2019-08-13 812 Обсуждений (0)
Историко-стадиальная классификация социального государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Можно представить типологию социального государства в историко-стадиальном срезе. речь пойдет не о фрагментарной социальной деятельности государственно-организованного общества, которая существовала всегда, с момента появления государства как политического явления, а о социальной функции государства, расположенного в рамках индустриального или постиндустриального общества.

Существуют различные варианты периодизации социального государства, но наиболее аргументированными нам кажутся хронологические классификации социального государства, предложенные М. Пауэллом и М. Хъюиттом, классификации С.В. Калашникова и классификация .В. Родионовой.

М. Пауэлл и М. Хьюитт, анализируя развитие социального государства в Великобритании, предлагают: первоначальный или этап становления социального государства (с ХIV столетия до 1940-х гг. ХХ столетия), классический этап (с 1940-х до 1970-х гг.), для которого характерна максима «каждому по потребностям, определяемым стандартами государственно-организованного общества, к которому принадлежит гражданин»; реструктурированное социальное государство (с 1970-х до конца 1990-х гг.) и современное социальное государство или государство возможностей (с конца 1990-х по настоящее время).

Для первоначального этапа или этапа становления социального государства в Великобритании были характерны следующие черты: активное «соучастие» в качестве соакторов органов публичной власти и институтов гражданского общества в социальной деятельности и явная тенденция к смещению акцента в пользу государственных структур. инициаторами того или иного вида социальной деятельности являлись институты гражданского общества; и там, где публично-властные структуры недостаточно, по мнению общества, помогали той или иной группе населения, самоорганизовывались институты гражданского общества и выступали в качестве активных акторов вместе с публично-властными институтами, действуя в этом случае факультативно

Изданные правительством в послевоенные годы нормативные правовые акты были направлены на реконструкцию системы здравоохранения, государственного страхования, государственной социальной помощи, (в том числе при несчастных случаях на производстве), изменения семейных пособий, правил предоставления бесплатного жилья нуждающимся и т.д. И с 5 июля 1948г. новое классическое социальное государство (по классификации М. Пауэлла и М. Хьюитта) начало свое существование в Соединенном Королевстве. Критерием классического социального государства можно считать высокую степень материального обеспечения нуждающихся граждан за счет средств государственного бюджета (как пенсионеров, так и безработных).. Можно сделать вывод, что в период существования классического социального государства роль публично-властных институтов в решении социальных вопросов стала основной. Но институты гражданского общества продолжали активно сотрудничать с ними в области здравоохранения и образования, оставляя исключительно за органами и учреждениями публичной власти правотворческую деятельность в сфере регламентации социальной функции и в области обеспечения жильем. В этот период основную нагрузку по реализации социальной функции среди институтов гражданского общества несут родственники, друзья, соседи.

В 1997г. победили лейбористы, возглавляемые Тони Блэром, которых принято называть «Новыми лейбористами». И с 1997г. начинается новый этап в развитии социальной функции государства. Его М. Пауэлл и М. Хьюитт обозначают как современное социальное государство.

Новые лейбористы начали с изменений в области налоговой политики. Причем, они не напрямую увеличили налоговые ставки, а сделали это «ползучим» способом, увеличив гербовой сбор за приватизацию и изменив налоговые дивиденды в пенсионном страховании. В 1998 и 1999гг. это позволило осуществить перераспределение расходов в пользу более бедных семейств.

Реформы в области образования начались с начальной школы, когда родителям было предоставлено право выбора школы, а преподавателям дифференцировали оплату в зависимости от результатов обучения и степени востребованности той или иной школы.. В Шотландии, в зависимости от результатов обучения конкретного студента, изменяется и объем финансирования.

Интересны инновации в сфере регулирования трудовых ресурсов и борьбы с безработицей. Так, увеличилась возможность трудоустройства через систему «пожизненного обучения», когда гражданину предоставляется и вторая, и третья и даже четвертая возможность переквалифицироваться и найти работу по вновь приобретенной специальности в соответствии с требованиями рынка

Но главной идеей социальной функции современного социального государства, можно сказать, основным принципом является «труд для тех, кто может; защита для тех, кто не может». Речь идет о взаимодействии прав и обязанностей. Те, кто не может работать, имеют бесспорное право на социальную помощь и защиту. Но для тех, кто способен работать, это право носит скорее условный характер. Сегодня программы Правительства Великобритании не ограничиваются полной мужской занятостью. Цель – полная занятость для всех, что более соответствует требованиям современного общества и современной семьи. Представители публичной власти в современной Великобритании не увеличивают пособия по бедности, они предлагают безработным приобрести новые навыки и работать по новой специальности.

В современной российской науке в последнее время получила распространение диахронная периодизация социального государства С.В. Калашникова:

1-й этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;

2-й этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) – этап правового социального государства;

3-й этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ века) – государство социальных услуг;

4-й этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х) – государство всеобщего благоденствия;

5-й этап (с начала 80-х гг. до середины 90-х гг.) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

6-й этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.

Вышеизложенная периодизация, ее терминологический аппарат, на наш взгляд, несовершенны и требуют существенной доработки.

О.В. Родионова выделяет по критерию способа (или метода) осуществления социальной функции следующие исторические типы (диахронную типологию) социального государства: этап становления социального государства (с ХIV столетия до 1940-х гг. ХХ столетия), патерналистское социальное государство (с 1940-х до 1980-х гг.), для которого характерна максима «каждому по потребностям, определяемым стандартами конкретного государственно-организованного общества»; неопатерналистское социальное государство, которое находится в стадии становления. Неопатерналистское государство предполагает иные, нежели прежде, методы реализации социальной функции: скорейшее всемерное включение трудоспособных граждан в сферу труда, в отличие от прежнего патерналистского типа, в рамках которого государство осуществляло (и в ряде случаев продолжает осуществлять) заботу обо всех нуждающихся гражданах. И хотя тенденции неопатерналистского социального государства прослеживаются ясно и четко, процесс его становления в целом еще не завершен и сегодня говорить о нем, как о реально существующем феномене преждевременно.



2019-08-13 812 Обсуждений (0)
Историко-стадиальная классификация социального государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историко-стадиальная классификация социального государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)