Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое  и правовое учение Аристотеля.



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Политическое  и правовое учение Аристотеля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Аристотель 384-322 годы до н.э.

Родился в колонии Стагира (его называют великий Стагирит).

Философское образование он получил в Афинах в академии Платона, пришел туда в 17 лет и пробыл там 20 лет, как ученик сначала и как учитель позже. Он преклонялся перед Платоном, однако и критиковал его мысли иногда. Критика была взаимной и доброй. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель основал «Ликей» («Лицей»). После смерти его ученика – Александра Македонского, Аристотель покинул Афины. Все его работы считаются подготовкой к его основному трактату «Политика». «Политика» - до сих пор актуально. Направление – реализм (в отличии от идеалиста Платона). Аристотель убежден в реальности существующего мира, нет мечтаний, а более согласуется с действительностью. С тем, чтобы показать, что ведет к добру, а что к гибели. Согласно Аристотелю, человек – прирожденное политическое существо и инстинктивно стремится к общежитию. Это приводит к возникновению семьи, затем союза семей - селения, а из нескольких селений образуются государства, как наивысшая форма человеческого общения. Сущность гос-ва – политическое общение людей, соединившихся ради общего блага, для целей возможно лучшего существования. «Гос-во не для борьбы, не для предотвращения преступления, а для того, чтобы жить счастливо».

Управление гос-вом дб общее. Отсюда и учение Аристотеля о формах правления. Политические формы, где властвующие имеют ввиду общее благо и есть правильные, а там где имеются ввиду выгоды правителей – есть формы извращенные.

Формы делятся на 3 группы по составу верховной власти.

Власть м принадлежать либо 1 лицу, либо не многим, либо большинству граждан.

Отсюда 3 правильных формы правления:

1) Монархия (царство). Власть 1ого, общая польза.

2) Аристократия – господство лучших людей, правящих в интересах всего общества.

3) Полития- власть большинства правящих в интересах общего блага.

Каждой из этих 3х форм соответствует извращенная форма.

Монархии – Тирания

Аристократии – Олигархия

Политии – Демократия (правят бедные вопреки интересам богатых).

В 7,8 главах Аристотель дает представление наилучшего гос-ва. Это гос-во, в котором счастливы все его граждане.

Такое совершенное политическое устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и благоприятные климатические условия. Гос-во дб не слишком малым и не слишком большим, ибо в малом мало средств к существованию, а в большом трудно установить порядок. Гос-во дб легко обозримым. Территория дб труднодоступной для вторжения неприятеля, наилучшее гос-во д иметь сообщение с морем, это полезно как для обороны страны, так и для снабжения гос-ва продуктами. Для совершенного гос-ва необходимы благоприятные климатические условия – не слишком холодным и не слишком жарким. Холодный укрепляет мужественность, но не интеллект, а жаркий наоборот формирует интеллект, но не мужественность. Поэтому северные народы одарены мужественностью, а азиаты сообразительностью. А греки соединяют в себе свойство и тех и других.

Гражданство не дается земледельцам, ремесленникам, купцам, ибо их деятельность не направлена на служение добродетелей. Исключение призвание граждан – служение отечеству. Служение гос-ву включает в себя: защиту, заботу о законодательстве, управление, суд, оправление религиозного культа. Аристотель считает, что младшие граждане должны защищать отечество, а старшие править. В молодом возрасте граждане, проходя через военную службу, учатся повиноваться, для того, что бы потом хорошо управлять.

Т.о. все гражданское население делится на 2 сословия:

1) военное

2) законосовещательное + 3) сословие жрецов (те, кто утомился управлять, находятся в отдыхе).

Женщины не принимают никакого участия в политической жизни.

Для совершенного гос-ва необходимо, чтобы граждане воспитывались в добродетели. Аристотель разрабатывает воспитание дошкольное, школьное воспитание.

От совершенного правления Аристотель отличает то, что наилучшим образом подходит для действительной жизни – это полития.

В любом обществе есть богатые и бедные – две противоположные формы правления (олигархия и демократия), желательно соединение обеих форм, что и достигается в политии. Политя состоит из соединения богатства с бедностью, то здесь правит средний класс, лучшие черты демократии олигархии. Полития это средний гос-ый строй, господствует во всем средний элемент, в нравах умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Именно это соответствует политической справедливости. Аристотель считал, что есть все основания смотреть на политию как на будущее греческий полисов, за ней будущее.

С точки зрения гос-го устройства для политии характерно:

1. Средний имущественный ценз для участия в Народном Собрании.

2. При замещении должностей применяется(олигархия) избрание и жребий.

3. За исполнение судебных обязанностей выплачивается вознаграждение неимущим, а состоятельные подвергаются штрафу за неисполнение этой обязанности.

Наилучшим для действительности строем (формой) Аристотель считает такое сочетание олигархических и демократических учреждений, которое центр тяжести государственной жизни приходится на зажиточное среднее сословие. Смешанное правление. Условно образцовая.

 Аристотель не обделяет и другие, и дает советы относительно их устройства каждой формы, указывая на причины падения правительства и способы поддержать это правительство. Главной причиной политических переворотов – стремление к равенству. Демократия прочнее олигархии, народ здесь имеет против себя только меньшинство , а в олигархии с двух сторон, человеческие страсти (честолюбие, зависть, призрение к правителям, интриги, чрезмерное превосходство одного лица над другими). Все эти причины действуют различно в разных формах правление и каждая угрожает опасность своего рода, различные средства, которые должны быть использованы для поддержания правительств.

Олигархия. Должна облекаться в демократическую форму, в отношениях членов высшего сословия между собой. Олигархии следует заботится и о благе народа, важно соблюдать правила в соответствии с которым должности не должны быть средством обогащения. Полезно предоставлять второстепенные должности низшим классам, этим удовлетворяется честолюбие последних.

Тирания. Поддерживается двумя противоположными способами.      

1. Нравственное унижение подданных, возбуждение между ними взаимного недоверия. Тиран запрещает всякие собрания, где люди могли достигать соглашения, шпионство. Женщинам и рабам предоставляется полная свобода, чтобы легче найти в них доносчиков, тиран приближает к себе низших людей, что возвышается, то искореняется.

2. Возможное приближение к царству. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств. Тирания Писистрата в Афинах (33года)

 

Олигархия и Тирания самые шаткие формы правления.

Анализируя причины падения – вывод, что всего важнее умеренное пользование властью. Односторонние формы правления могут рассчитывать на устойчивость, когда приближаются к среднему. Доктрина золотой середины. В политическом учении Аристотеля как и в его Этике благо всегда лежит между двух крайностей.

Правовые взгляды Аристотеля изложены в «Никомахова этика». Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя и естественные, общее для всех, признаваемые всеми народами, даже если нет никаких связей   (уважение родителей, помощь друзьям, почитание богов). Эти неписанные законы он называет «ПРАВДОЙ», ими восполняется неполнота законов писанных, естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми. Писанные законы разделяет:

1. Те законы, которые предписывают что необходимо делать по отношению к обществу

2. Законы, устанавливают, что должны делать отдельно к его членам.

Предвосхищает деление права на частное и публичное, которое буде проведено Ульпианом.



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Политическое  и правовое учение Аристотеля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое  и правовое учение Аристотеля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)