Политическое и правовое учение Томаса Гоббса.
Томас Гоббс (1588-1679гг) – первый из английских философов, который развил полное и систематизированное учение о гос-ве. В 15 лет поступил в Оксфордский Университет, окончив много путешествовал, познакомился с Галилеем, был учителем математики у сына Карла I –Карла II. Как философ он созрел под влиянием Галилея. Его философия представляет собой механистические воззрения со всеми крайностями. Богословие как учение о вечном, Гоббс наукой не признавал, потому то задача науки – объяснять причины явлений, а Бог – непознаваем, он объект веры. Всю реальность он сводил к телам, их движениям. Борьба стюардов с Парламентом, в Англии вызвало разные политические течения, как в жизни, так и в литературе. Гоббс пытается утвердить права верховной власти против подданных. Его сочинения – трактат «о гражданине» на латинском языке и «Левиафан» - это морское чудовище, а Гоббс называет та в произведении гос-ва, издан в Лондоне в 1651г. Обе книги внесены в индекс запрещенных книг, но это не помешало их широкому распространению. Гоббс, в своем сочинении исходит из естественного состояния, в котором люди находились, когда над ними не было власти и законов. Гоббс отправляется от мысли, что основу человеческой природы составляют эгоистические стремления, он отвергает убеждения Аристотеля Гроция об общежительной природе человека. Он считает, что человек в общении ищет лишь собственной пользы и блага, люди соединяются с другими ради выгод, которые могут извлечь для себя. Поэтому в естественном состоянии сообщество людей должно выльется в войну всех против всех. Чтобы людям не уничтожить себя в этой войне, необходимо искать мира. Из этого закона проистекают и другие законы, как средства достижения этой цели. Второй естественный закон в том, что человек должен отказаться от права на все, ограничить притязания, это может быть достигнуто по средствам заключения договора. Следующий закон – соглашения должны соблюдаться. Далее еще 17 естественных законов. Это благодарность, услужливость, уважение к другим, признание других себе равными и т.д. Все эти законы можно свести к 1ому общему правилу – не делай другим того, чего бы не желал для самого себя. Большинство людей в силу стремления к выгоде не склонны соблюдать данные законы. Чтобы эти законы получили надлежащую силу, необходимо, что бы в обществе утвердилась власть, которая стояла бы на страже законов и воздерживала бы людей от действий, противоречащих миру. Это договор каждого с каждым! А не с государством. Так образовалось гос-во.
Гос-во по Гоббсу – есть объединение людей, установленное их общим договором в силу которого все обязуются подчиняться единой воле и не оказывать ей сопротивления. Подчинение должно быть безусловным. Лицо, воли которого подчиняются все прочих называется – Верховная власть. Оно не подлежит суду и контролю. Она абсолютна и безгранична, какой бы она не была по форме. Устройство верховной власти может быть трояким: монархическое, аристократическое и демократическое. Гоббс отрицает извращенные формы правления. Не мысленно также и смешанная форма правления, ибо оно противоречит единству верховной власти (следует Жану Бадену). Из 3х названных форм, предпочтение отдается монархии. 1) Никакая форма правления не избегает недостатков, которые заключаются в том, что власть используется ее носителем для своих личных интересов, но в демократии столько правителей, сколько демагогов. В монархии всего 1 правитель, поэтому здесь меньше притеснений и несправедливости. 2) Постановление многочисленных собраний несомненно хуже решений малочисленного совета. Борьба партий, не постоянность толпы, влияние демагогов, действующих на страсти людей – это недостатки народного правления. 3) Аристократия тем лучше, чем более приближается к монархии и тем хуже, что более приближается к демократии. 4) В монархии государь воплощает в себе единство верховной власти (Государство – это Я «Людовик 14»). Поданные получают от государственной власти все свои права, поэтому по отношению к ней никаких прав не имеют. Гоббс подчиняет власти даже внутреннюю жизнь человека. «Наши нравственные представления должны определяться предписаниями власти». Хорошим должно считаться то, что предписывается законодателем, а дурным то, что он запрещает. Государство может свободно распоряжаться собственностью власти и т.о. поданный явл-ся совершенным рабом. В одном случае граждане могут не повиноваться власти государя – когда тот не может обеспечить защиты их жизни. Гоббс находит недопустимой чрезмерной законодательной регламентации частной деятельности. Мера власти определяется обеспечением безопасности. Поэтому власти принадлежат права: право наказывать нарушителей закона, право войны, право суда, право законодательства, право учреждать все подчиненные власти, право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира (например о том, что власть может делиться). Власть гос-ва не ограничивается только сферой внешних действия, а распространяется и на духовный мир человека (предоставление гос-ву церковной власти). Чтобы не предписала Верховная власть – ей следует повиноваться. Во внешних действиях человек обязан подчиняться гос-ву. По мнению Гоббса, гос-во должно стать чисто светским, гражданским. Что не устраивало истинных окружителей короля (раялисты) в суждении Гоббса: 1) Для Гоббса при всей симпатии к монархическому абсолютизму, важнее всего был гос абсолютизм. В его теории более проявляется стремление к гражданскому порядку, чем преданность к Стюартам. Его теория оправдывает абсолютную власть короля и иного носителя верховной власти. Это продукт холодной логики, а не монархических чувств. 2) Гоббс явл-ся материалистом, сами они исходили из того, что королевская власть от Бога, а Гоббс абсолютизм выводит из народного договора. 3) У Гоббса развеличивание гос-ва – это результат светского, рационального духа.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |