Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая и правовая природа Цицерона



2019-08-13 315 Обсуждений (0)
Политическая и правовая природа Цицерона 0.00 из 5.00 0 оценок




Марк Тулий Цицерон (106 – 143 гг. до н.э.). Юрист, политический деятель, писатель, философ. Личность его сложна и противоречива. Как и многие римляне, он получил юридическое образование, оно имело престиж. Он получил должность квестора ( в 76 г.до н.э.) после вошел в состав сената, затем должность эдила, затем избран претором, в 63 г. До н.э. стал консулом (высшая должность). Его политическая карьера не была столь долгосрочной.

Его знаменитые речи «филиппики», направленные против Марка Антония, который пытался стать приемником Цезаря, и эти филиппики стоили ему жизни. Цицерону отрубили правую руку и голову, а затем привезли все это Антонию. О Темпорос о морес (о времена, о нравы).

Помимо своих политических речей, Цицерон оставил нам 19 трактатов по риторике и политике. Вопросу о гос-ве и праве посвящены его работы «о государстве» и «о законах», написанные в подражании Платону. Принадлежал к числу эклектиков (они старались сочетать различные системы и школы, выбирали из каждой то, что считали наиболее верным, но они не могли прийти к прочному результату). Цицерон стремился соединить воззрения стоиков, взгляды Платона, Аристотеля и Полибия. Стройной системы от этого не получилось. В трактате «о государстве» (о республике) излагаются взгляды на гос-во. «Гос-во – есть дело народа, или достояние». Под «народом» надо понимать не любое соединение людей, а множество людей, связанных общностью права и пользы. Т.о. гос-во или республика – есть дело народа, как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Это самое ранее определений гос-ва – как правового сообщества. Цицерон впервые ввел в понятие гос-ва - право, как определяющее начало. Республика (res publica – общее дело), которая может осуществляться в любых формах. Причина соединения людей в гос-ва лежит не столько в их беспомощности, сколько в самой природе человека, избегающего уединения и стремящегося к общежитию. (здесь он следует Аристотелю). Из общежития вытекает потребность во власти. Всякое гос-во должно управляться чьим-то попечением. Это царская власть, власть оптиматов (лучших - аристократия), власть народа (демократия). Все эти 3 формы Цицерон признает как «терпимые», т.к. они имеют существенные недостатки. В демократии устанавливается равенство, но такое, при котором не учитываются степени достоинства. Наиболее лучшим – 4ый вид гос. устройства, который образован «путем равномерного смешения 3х названных ранее видов, как бы сплавлен из них всех, взятый вместе». Т.о. необходимо сочетание свободы народа, власти оптиматов, империя высших магистратов, наделяемых диктаторскими полномочиями.

Так, царская власть легко вырождается в тиранию, власть оптиматов, из власти наилучших по доблести и мудрости людей, в господство богатых, а полновластие народа, приводит к безумию и произволу толпы.

Предотвратить подобное вырождение, можно лишь в условиях смешанного правления. «Необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем, чтобы достаточно власти было у магистрата, и достаточно свободы у народа». Если нет равномерного распределения полномочий, то гос. Строй не может сохранятся неизменным. Наилучшее он считал – римское устройство. Это гос-во превосходит все прочие. Учение Цицерона схоже с учением Полибия, но особенность взглядов Цицерона состоит в том, что из 3х форм правления, он выше всех ставит монархию, а на последнее место – демократию. Но идеальна – смешанная форма правления.

Вывод – гос-ву, как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором за ведением общими делами принимают участия совместно все элементы общества, соединяемые между собой общностью права.

Учение Цицерона о праве излагается в трактате «о республике» и «о законах». В решении вопроса о сущности права, Цицерон основывается на учении греческих философов, повторяет смешение права с нравственностью и законами природы. Он считал, что право уст-ся не по человеческому усмотрению, а самой природой. Под природой, как источником справедливости и права, в его учении имеется ввиду – весь окружающий человека мир, космос и человеческое бытие. Этой природе присущ разум, велящий нам совершать то, что следует совершать и запрещающий противоположное. Закон – не есть не человеческая выдумка, а нечто вечное. В основе права лежит присущая природа Справедливость. Справедливость требует заботиться о людях, не вредить другим, каждому воздавать должное и не нарушать чужую собственность. Закон находится в согласии с природой, находится повсюду, он неизменен и не может утратить силу.

Этот естественный закон возник раньше, чем возникло гос-во и его нельзя изменить или отменить ни постановлением сената, ни голосованием народа, отсюда требование, чтобы человеческие законы соответствовали справедливости и праву, идущему от природы, в противном случае они не имеют правовой силы. Мерилом права явл-ся истинный закон, «это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга и запрещая отпугивает от преступления.



2019-08-13 315 Обсуждений (0)
Политическая и правовая природа Цицерона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая и правовая природа Цицерона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)