Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы политического, экономического и социального развития страны и способы их разрешения.



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Проблемы политического, экономического и социального развития страны и способы их разрешения. 0.00 из 5.00 0 оценок




 «Наследство» Александра III и выбор внутриполитического курса Николаем II.

В период правления Александра III произошло укрепление самодержавия. Это произошло за счёт укрепления «вертикали власти», консервативной корректировки реформ 60-70- х гг. («контрреформы» 80-начала 90-х гг.) и самого  «духа» самодержавной власти. Значительную роль в реализации данной политики сыграла личность царя.  

   - Выступление Николая II на приёме представителей дворянства, земств, городов и казачьих войск 17 января 1895 г. Официальное заявление императора о неприемлемости притязаний земских либеральных кругов на участие в делах внутреннего управления. Провозглашение императором курса на сохранение незыблемых основ самодержавия как основы политической системы Российской империи.

  - Продолжение политики борьбы с либеральными настроениями в обществе и деятельностью революционно-демократической интеллигенции в 1894-1904 гг.

  Политика  государства  в области экономического развития страны.

  - Преемственность курса на ускоренное развитие промышленного производства как приоритетного направления экономической политики государства. Деятельность С. Ю. Витте (1849-1915) на посту министра финансов (1892-1903).

Сергей Юльевич Витте родился в июне 1849 г. в Тифлисе в семье крупного чиновника, члена совета Кавказского наместничества Юлия Фёдоровича Витте. Его предки некогда покинули Голландию, переселившись в Прибалтику, когда эти земли ещё принадлежали Швеции. С середины XIX в. благодаря многолетней беспорочной службе деда по отцовской линии Сергея Юльевича Фридриха Витте фамилия получила право на потомственное дворянство. Мать С. Ю. Витте, урождённая Е. А. Фадеева, вела свою родословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких. Именно в семье Фадеевых, в доме дяди, известного военного историка и публициста генерала Р. А. Фадеева прошли детские и юношеские годы будущего министра финансов. В генеральской семье, где царил верноподданнический монархический дух со славянофильским оттенком, формировалось мировоззрение будущего государственного деятеля России. Получив домашнее воспитание, Сергей Юльевич сдал экстерном экзамен за гимназический курс и в 1866 г. стал студентом физико-математического факультета Новороссийского университета Одессы. На пути научной карьеры, на который готов был вступить выпускник университета, встали его мать и дядя, предпочитая видеть своего сына и племянника в роли государственного чиновника. В 1871 г. по протекции дяди он был назначен на должность чиновника канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора в управление Одесской железной дороги. Через два года первая ступень в продвижении по служебной лестнице была пройдена. Он стал столоначальником. В 1875 г. Витте был присвоен гражданский чин титулярного советника (9 класс). На этом временно его чиновная карьера прервалась, так как в 1877 г. Витте подал прошение об увольнении с государственной службы и увлёкся деятельностью начальника эксплуатационного отдела частного Общества Юго-Западных железных дорог. Исполнение новых обязанностей потребовало от него сменить место жительства и уехать в Петербург. Там он был приглашён в правительственную комиссию, занимавшуюся изучением состояния железнодорожного дела в России. В начале 80-х годов Витте в Киеве активно занимается практической деятельностью по организации железнодорожных перевозок Общества. В 1883 г. им была опубликована книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», сделавшая Витте признанным знатоком тарифной проблемы. Практика полностью подтвердила расчёты автора по изысканию средств повышения прибыльности железнодорожных перевозок, что явилось лучшей рекомендацией для возвращения его на государственную службу в более высоком ранге. В 1890 г. по протекции императора Александра III, в нарушении всех правил продвижения в чинах, «взлетев» сразу на несколько ступеней в чиновной иерархии, Витте был назначен директором Департамента железных дорог в Министерстве финансов в чине действительного статского советника (статского генерала). Существенную роль в этом назначении сыграло предупреждение об опасности царскому поезду двигаться с перегрузкой и превышением скорости, сделанное Витте накануне железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г. Значительно потеряв в доходах, так как должность директора Департамента оплачивалась значительно скромнее должности управляющего Юго-Западными железными дорогами, Витте обрёл нечто большее – возможность стать крупным государственным деятелем. В 1892 г. он был назначен управляющим Министерства путей сообщения. В 1893 г. в связи с болезнью министра финансов И. А. Вышнеградского Витте становится его преемником. Будучи связанный по предшествующей должности с МПС, новый министр финансов дал «зелёный свет» финансированию строительства железных дорог в России. Это предопределило подлинный бум в железнодорожном строительстве в 90-е гг. XIX в. С 1895 по 1899 гг. в стране было сооружено рекордное количество железнодорожных линий. Но достижения министра финансов не ограничивались этим. Витте удалось успешно завершить то, что подготавливалось в недрах Министерства финансов его предшественниками, - реализовать финансовую реформу в России, сделавшую русский рубль одной из самых надёжных конвертируемых валют в мире. Это создало благоприятные условия для притока иностранных капиталов в страну в размерах значительно превосходящих все капиталовложения в предшествующие десятилетия пореформенного развития и обеспечило устойчивый экономический рост в 90-е гг. XIX в. Подготавливая введение золотого эквивалента бумажных денег, Витте озаботился стабильным обеспечением доходной части бюджета. Этой цели послужили мероприятия по усилению роли косвенных налогов, получение дополнительных доходов за счёт активной торговой политики России (превышение вывоза товаров над ввозом), использование иностранных займов, взятых под выгодный процент для обеспечения устойчивого финансирования национальной экономики, введение винно-водочной монополии для увеличения поступлений в казну. Данные мероприятия в условиях политической стабильности конца XIX в. дали возможность успешно ввести в стране золотое обращение. Необходимо отметить, что важную роль в принятии судьбоносного решения о введении золотого обращения в стране сыграл Николай II, поддержавший «рискованное» по мнению многих начинание министра финансов. Львиная доля иностранных капиталов, хлынувших в страну в 90-е гг., вкладывалась в тяжёлую промышленность. Этим был обеспечен беспрецедентный рост производства в таких отраслях как добыча нефти, угля, металлургии, машиностроении, электротехнической промышленности, производстве цветных металлов. Ускорилось развитие транспортной сферы. Всё это создавало благоприятные условия для дальнейшего развития национальной экономики.

Обратной стороной успешного промышленного развития было усиление зависимости России от иностранного капитала в промышленном производстве, увеличение диспропорций между капиталовложениями в промышленный и аграрный сектор экономики, рост цен на промышленные товары по сравнению с низкими ценами на сельхозпродукты, и, в условиях «естественного» обезземеливания крестьян в густонаселённых губерниях страны, обострение крестьянского вопроса в целом.

  -  Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета страны (90-е гг.XIX в.).

  - Введение государственной винно-водочной монополии для пополнения бюджета (1894).

  - Обеспечение государством приоритета экспорта товаров над импортом для увеличения национального капитала.

  - Введение в стране золотого обращения как условие повышения престижа национальной валюты (1897).

  - Активное использование иностранных займов для финансирования развития национальной экономики и нарастающий приток иностранного капитала в пореформенный период в Россию (80-90-е гг. XIX в.). До реформы 1861 г. вложения иностранного капитала в экономику России ограничивались суммой 9,7 млн. рублей. В пореформенную эпоху ввоз капиталов резко увеличивается. В 1880 г. он составил 97,7 млн. рублей золотом. Основными государствами-инвесторами стали Франция (32,2%), Англия (31%), Германия (30,7%), Бельгия (1,7%), прочие 4,3%. В 1890 году вложенный капитал исчислялся 214, 7 млн. рублей. На первое место в списке государств-инвесторов выдвинулась Германия, за нею шли Франция и Англия. Резко увеличила свои капиталовложения Бельгия. В 1900 году ввоз финансовых средств достигает рекордной цифры 911 млн. рублей, из которых бельгийские капиталы составляли 296 млн. рублей (32,5 % от общего количества капиталовложений), французские - 226,1 млн. (24,8%), германские - 219,3 млн. (21,1%), английские -136,8 млн. (15%), а все прочие вместе взятые составляли 32,3 млн. рублей (3,6%). Львиная доля иностранного капитала вкладывалась в тяжёлую промышленность (добывающую, металлургическую, машиностроительную, химическое производство). Это привело к резкому увеличению выплавки чугуна и стали, стремительному росту добычи нефти, угля, активизации железнодорожного строительства, техническому им технологическому перевооружению ряда промышленных отраслей, развитию новых промышленных регионов страны, росту энерговооружённости труда и другим позитивным сдвигам в промышленном развитии.

     Характерные черты развития экономики страны на рубеже XIX- XX вв.

   - Ускорение развития лёгкой промышленности (текстильной, пищевой) в 90-е гг. XIX в. 

  - Бурный рост строительства промышленных предприятий в 90-е гг. XIX в. Ускоряющееся развитие отечественного промышленного производства в 90-е гг. XIX в.

 Из 14386 промышленных предприятий, основанных в стране с 1861 по 1900 гг. на последнее десятилетие падало 5788, что составляло 40,2% прироста за сорок пореформенных лет.   

    - Активное развитие внешней и внутренней торговли в 90-е гг. XIX в.

    - Ускорение процесса концентрации производства и рабочей силы.

В России на предприятиях с числом рабочих свыше тысячи человек в 1901 году работало около 31 % всех промышленных рабочих, в то время как в таких высокоразвитых странах как Германия – 15%, в США – 17%.

    - Сравнительно более низкие темпы прироста сельскохозяйственного производства.

Благодаря упорному труду земледельцев сельское хозяйство России развивалось по восходящей. Валовой сбор ржи в 47 губерниях Европейской России в период 1901-1905 гг. по сравнению с периодом 1891-1895 гг. возрос на 19%, а производство пшеницы за этот же период увеличилось на 39,5% . Из года в год возрастала урожайность по важнейшим хлебам, росло производство технических культур. В начале XX века Россия вышла в лидеры мирового производства хлеба, так как сельское хозяйство продолжало быть основным сектором хозяйства страны, давая стране в 1900 году 45 % национального дохода. Тем не менее, в конце XIX - начале XX века в стране говорили о кризисе в сельском хозяйстве. Причины были внешние и внутренние. Одной из внешних причин был аграрный кризис в Европе, который в середине 90-х гг. достиг своего пика из-за падения цен на зерно под давлением более дешёвой массы хлеба, привозимой в Европу из Канады, Аргентины, Австралии. Эти трудные времена для российских экспортёров хлеба совпали с протекционистскими мероприятиями правительства по защите интересов национальной промышленности. Таможенный тариф 1891 года ударил по интересам крупных аграриев, нуждавшихся в недорогих сельскохозяйственных машинах. В результате выросли цены на импортные сельскохозяйственные машины. Таможенная война с Германией в 1892-1893 гг. также негативно сказалась на их интересах. К внутренним причинам можно отнести сравнительно невысокий уровень эффективности крестьянских хозяйств, действующих в рамках общинно-передельной собственности. Частновладельческие хозяйства, демонстрировавшие и более высокую урожайность по сравнению с крестьянско-общинными землями (на 8-20%) и более высокий уровень товарности (на 13-20%) в начале XX века составляли всего 25,8% всей земли в России, находившейся в сельскохозяйственном использовании. А именно частновладельческие хозяйства, отличавшиеся большой концентрацией и нацеленные на рынок, обладали неоспоримыми преимуществами приспосабливаться к интенсивным формам хозяйствования. Самый высокий уровень товарности давало помещичье хозяйство - 47%. В начале XX века в России насчитывалось всего 570 передовых помещичьих хозяйств. Суммарно это был небольшой островок в море крестьянских хозяйств, развивавшихся преимущественно экстенсивно по причине недостатка капиталовложений.

- Экономический кризис в России 1900-1903 гг. и активизация процесса формирования монополистических объединений в промышленном производстве. Ускорение процесса складывания финансового капитала.

Активно потребляя иностранный капитал, последние достижения западной техники и технологии, активно вывозя свою продукцию на внешние рынки, Россия всё активнее приобщалась к мировому капиталистическому хозяйству. В то же время возрастающая привязанность национальной экономики к иностранным инвестициям, особенно в тяжёлой промышленности из-за нехватки оборотных средств, делали её финансово-хозяйственный механизм чутко реагирующим на все колебания финансовой конъюнктуры в Европе. В 1898-1899 гг. финансово-экономический кризис в Европе привёл к приостановке притока иностранных капиталов в Россию. Пошла цепная реакция свертывания финансовых операций в российских банках, связанных с европейскими биржами, волна повышения процентных ставок на ссуды. Уже в 1899 г. начинаются первые банкротства. Но наиболее ощутимо кризис сказался на ряде отраслей тяжёлой промышленности. В 1900-1903 гг. отмечается падение производства продукции на ряде важных производств. Сокращается рост акционерных обществ, происходит падение курсов ценных российских бумаг. К 1903 году количество приостановивших свою деятельность фабрик и заводов достигло 3 тысяч. Свыше 100 тысяч рабочих были вынуждены покинуть свои рабочие места.В тоже время этот кризис ускорил развитие тех тенденций развития капитализма, которые вызревали в его структуре в конце XIX века – идёт процесс монополизации промышленного производства.Наиболее распространённой формой монополистических объединений (картели, синдикаты, концерны, тресты) в России получили простейшие формы монополий – синдикаты (объединения для совместного сбыта продукции). Развивается процесс взаимопроникновения (сращивания) банковского и промышленного капиталов и развитие финансового капитала. Российский промышленно-финансовый организм переживает период структурной перестройки. Государство с помощью субсидий предпринимателям в 1900-1903 гг. пытается минимизировать негативные последствия кризиса.

   Сословно-классовая и культурная политика правительства. Попытка изучения и разрешения сословно-классовых проблем.

   - Проведение первой полной Всероссийской переписи населения (1897).

   - Деятельность «Особого совещания по делам дворянского сословия» (1897-1901).

    - Изучение рабочего вопроса в промышленном секторе страны и частичное разрешение ряда проблем: Издание законов об ограничении рабочего времени на предприятиях от 2 июня 1897 г. 11,5 часами; о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность от 2 июня 1903 г.; о введении на фабриках и заводах института фабричных старост от 10 июня 1903 г.

    - Изучение крестьянского вопроса.

Во второй половине 90-х гг. XX в. в правительстве обсуждался вопрос о целесообразности сохранения общины и круговой поруки. В 1902-1905 гг. действовало «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». В результате был принят Закон об отмене круговой поруки в общине по выплате выкупных платежей, но саму общину правительство не решилось трогать. Как в чиновничьих кабинетах, так и в земских общественных кругах не было преобладающего мнения о её дальнейшей судьбе. Наиболее последовательную линию на ликвидацию общины в решении крестьянского вопроса проводил С. Ю. Витте.

    -  Принятие Закона об отмене круговой поруки в общине по выплате выкупных платежей (12 марта 1903 г.).

      - Обсуждение вопроса о либерализации предпринимательской деятельности населения и преодоления сословных ограничений на занятие предпринимательской деятельности. Принятие Закона о государственном промысловом налоге (1898).

Данный закон создавал более благоприятные условия для занятия предпринимательской деятельностью представителями различных сословий.

 - Отмена телесных наказаний для крестьян и солдат (август 1904 г.).

11 (24) августа 1904 года в России были официально отменены все виды телесных наказаний. Розги остались только в исправительных арестантских отделениях и военных тюрьмах вплоть до революции 1917 года. Данный закон был принят вскоре после рождения долгожданного наследника престола Алексея Николаевича в качестве акта милосердия.

     Политика государства в области образования.

- Увеличение финансирования государством Министерства народного просвещения (с 1894 по 1904 гг. в 2 раза).

- Создание новых высших учебных заведений для удовлетворения потребностей развивающейся промышленности, науки и техники.

- Учреждение большого числа коммерческих училищ, училищ морского мореплавания и др.

  - Восстановление традиции женского образования в России, временно прерванной в царствование Александра III. Количественный рост учебных заведений для женщин.

- Значительное увеличение ассигнований на церковно-приходские школы в стране.



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Проблемы политического, экономического и социального развития страны и способы их разрешения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы политического, экономического и социального развития страны и способы их разрешения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)