Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Либеральное движение не нашло широкой поддержки у основной массы населения – городского и сельского пролетариата, подавляющего большинства крестьян.



2019-11-13 378 Обсуждений (0)
Либеральное движение не нашло широкой поддержки у основной массы населения – городского и сельского пролетариата, подавляющего большинства крестьян. 0.00 из 5.00 0 оценок




Весной 1905 г. в социалистических партиях шло уточнение программных формулировок, вырабатывалась тактика действий в условиях начавшейся революции. В РСДРП выявилось наличие двух тактик. На Женевской конференции меньшевики сочли двигателем революции элементы «политически освобожденного буржуазного общества», а ее итог им виделся в виде созыва всенародного Учредительного собрания и не ставился в жесткую зависимость от подготовки вооруженного восстания. На III (большевистском) съезде РСДРП (апрель – май 1905г., Лондон) «руководящая роль в общедемократическом революционном движении в России» была отдана пролетариату. Съезд ориентировал на установление «революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» и ставил вопрос о необходимости подготовки к вооруженному восстанию.

Празднование 1 мая вылилось в массовые манифестации, охватившие 142 промышленных центра.

Летом и осенью 1905г. продолжались крестьянские выступления (в июне их число составило 492, в июле – 248, в августе – 155, в ноябре – 796, в декабре – 575). Эсеры весной и летом приветствовали аграрный террор (однако осенью 1905 г. призвали к его ограничению).

Восстание на броненосце «Потемкин» в июне 1905 г. возвестило о начале включения в революционное движение армии и флота. С октября по декабрь 1905 г. в вооруженных силах произошло 89 выступлений.

К концу лета 1905 г. сформировалось широкое оппозиционное самодержавной власти движение, охватившее в той или иной мере почти все слои населения. Требования немедленного предоставления всему населению равных политических и гражданских прав, а также проведения выборов в Думу на основе «четыреххвостки» (всеобщее, прямое, равное, тайное голосование) стали всеобщими.

С начала сентября наблюдался подъем рабочего движения, итогом которого стала начатая московскими железнодорожниками Всероссийская октябрьская политическая стачка. В ней участвовало до 2 млн рабочих Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Киева, Харькова. Революционными выступлениями было охвачено 66 губерний Европейской России, 120 городов, сотни фабричных и станционных поселков. Жизнь в столицах и стране в целом была практически полностью парализована.

У Николая II было два возможных варианта дальнейших действий: либо введение военной диктатуры, либо провозглашение широких либерально-конституционных реформ, способных внести раскол в оппозиционно-революционный лагерь. На втором варианте активно настаивал Витте – один из авторов проекта манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», предложенного Николаю II . Под давлением Витте и вел. кн. Николая Николаевича 17 октября 1905 г. Николай II подписал этот манифест.

Манифест 17 октября, во-первых, объявлял о необходимости «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Во-вторых, в нем объявлялось о расширении состава думских избирателей за счет «тех классов населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». В-третьих, устанавливалось «незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Провозглашалось создание объединенного Совета министров. За законностью действий министров должна была наблюдать Дума.

Гражданские свободы и законодательные права Государственной думы приближали манифест к конституционному акту, предполагали качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в манифесте не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства. Таким образом, почва для дальнейших столкновений между обществом и властью сохранялась.

Манифест 17 октября представлял собой максимум уступок Николая II за весь период его правления и имел поворотное значение в истории революции 1905–1907 гг. Царская власть начала выходить из изоляции. От оппозиционного движения отошли верхние и средние слои населения, нуждавшиеся в государственной власти для защиты своего положения в обществе в условиях продолжавшейся революции.

Среди них были как чисто сословные, дворянские организации, так и всесословный «Союз русского народа». Общими для всех традиционалистско-монархических организаций являлись приверженность уваровской «триаде» («самодержавие, православие, народность»), отрицание права Государственной думы на законодательное вето, защита сословного строя, доходящий до гротеска антисемитизм. Союз русского народа стал наиболее массовой партией России, насчитывавшей летом 1906 г. 253 тыс., а в конце 1907 г. – 410 тыс. человек.

Основной целью традиционалистско-монархические силы считали борьбу с «крамольниками», нарушающими святые для Руси традиции. К ним они относили как революционную, так и либеральную интеллигенцию. Манифест 17 октября рассматривался ими как непозволительная и вынужденная уступка. В еврейских и интеллигентских погромах, прокатившихся по стране после опубликования манифеста, погибло более 1,6 тыс. и получило ранения 3,5 тыс. человек. «Союз русского народа» был назван Николаем II «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем».

Осенью 1905 г. самоопределился и партийно оформился либеральный лагерь. На базе консервативного меньшинства земских съездов в ноябре 1905 г. возникла умеренно-либеральная партия – Союз 17 октября. Союз выступал за содействие правительству, «идущему по пути спасительных реформ», за единство и нераздельность империи, являющейся отныне конституционной монархией, за обеспечение гражданских прав личности. Численность партии в годы революции достигала 65–70 тыс. человек.

Левое, радикальное крыло либерального движения, составила Конституционно-демократическая партия(с 1906 г. Партия «народной свободы»), образовавшаяся на базе большинства земско-городских съездов и «Союза освобождения». Партийная программа включала в себя требования правового государства в виде конституционной монархии с ответственным перед парламентом правительством, всеобщего гражданского и политического равноправия, культурного самоопределения наций, политической автономии для Польши, принудительного отчуждения частновладельческой земли «по справедливой (не рыночной) оценке», 8-часового рабочего дня. Численность кадетской партии составляла 55–70 тыс. человек.

Осенью 1905 г. с введением гражданских свобод общественно-политическая жизнь страны демократизировалась как никогда прежде. Запрещенные еще весной 1905 г. профсоюзы осенью уже объединяли в своих рядах 45 тыс. петербургских рабочих, 25 тыс. московских и тысячи рабочих других городов. Возникли межотраслевые, отраслевые, региональные профсоюзные объединения.

Советы рабочих депутатов становятся реальной политической силой. 13 октября начинает действовать Петербургский Совет, 21 ноября – Московский Совет. Петербургский Совет возглавлял беспартийный адвокат Г. С. Хрусталев-Носарь, а с 26 ноября – Л. Д. Троцкий, игравший и до этого активную роль в Совете. Всего в стране действовало 55 Советов.

Начатая 6 декабря социалистами и Московским Советом забастовка переросла в вооруженное восстание, а точнее, в ряд столкновений боевых дружин рабочих с полицией и войсками. Уже к 19 декабря силами Семеновского и Ладожского полков восстание было подавлено.

После Московского восстания власти более решительно переходят к силовому подавлению революции. В Совете министров прорабатывается вопрос о введении военно-полевых судов «с исключительной целью постановления приговоров о смертной казни». В то же время программа «политико-экономических мероприятий, способных устранить в будущем аграрные беспорядки», которая разрабатывалась в правительстве Витте, остается нереализованной.

В апреле 1906 г. Витте вместе со всем кабинетом был отправлен в отставку. Немалую роль в этом сыграла личная неприязнь Николая II к Витте, явно стремившемуся стать ведущей фигурой в политической жизни России и в то же время не сумевшему предусмотреть революционный всплеск конца 1905 г.

Роспуск 8–9 июля I Государственной думы и сопровождавшая его атмосфера разочарования в попытках мирно договориться с властями дали шанс революционным партиям. 12 июля ЦК РСДРП, ЦК ПСР, всероссийские крестьянский, железнодорожный и учительский союзы подписали воззвания к народу и к российскому крестьянству, призывавшие «взять волю, низложить все правительственные власти, заменив их своими выборными», созвать Учредительное собрание. Планировавшиеся в Свеаборге, Кронштадте, Ревеле выступления моряков и солдат должны были подтолкнуть к восстанию петербургских рабочих. Однако восстания начались стихийно, разрозненно, сопровождались кровавыми эксцессами и вскоре были подавлены. Очередное поражение привело к отказу как эсеров, так и большевиков от курса на непосредственную подготовку вооруженного восстания.

В день роспуска I Государственной думы на пост председателя Совета министров был назначен П. А. Столыпин. Общее направление действий было очерчено следующим образом: «Открытые беспорядки должны встречать неослабный отпор. Революционные замыслы должны пресекаться всеми законными средствами... Борьба ведется не против общества, а против врагов общества. Поэтому огульные репрессии не могут быть одобрены. Намерения государя неизменны. Старый строй получит обновление».

Взяв курс на борьбу с революционным терроризмом, Столыпин в определенной мере опирался на традиционалистско-монархический лагерь. Совет объединенного дворянства, в частности, обещал правительству поддержку при условии роспуска Думы, учреждения «скорорешительных судов», изменения избирательного закона. В августе 1906 г., после подавления Балтийского восстания, был принят указ о военно-полевых судах. Судопроизводство осуществлялось в течение 48 часов. С августа 1906 по апрель 1907 г. по приговорам военно-полевых судов было казнено более 1100 человек. Одновременно с опубликованием указа о военно-полевых судах была обнародована и Далее следовал перечень намечаемых преобразований, своего рода прообраз правительственных деклараций, с которыми Столыпин выступал затем во II и III Государственной думе.

II Государственная дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., была Думой «резких крайностей». Кадеты заняли лишь 98 мест, 43% (222) мест получили партии левого блока, включавшего в себя трудовиков, большевиков, меньшевиков, эсеров, а также народных социалистов (энесов), выделившихся из правого крыла ПСР к осени 1906 г. Фракция октябристов и умеренно-правых насчитывала 44 депутата, крайне правых было 10. Председателем Думы стал кадет Ф. А. Головин.

Столыпинское правительство стремилось направить работу Думы в русло обсуждения правительственных указов и законопроектов. Под предлогом готовящегося военного заговора Столыпин потребовал исключения из состава Думы 55 депутатов-социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности. Дума не согласилась, и манифестом 3 июня 1907 г. она была распущена. Одновременно было издано новое положение о выборах, что открыто нарушало провозглашенный Основными законами порядок принятия новых избирательных законов. Этот день считается окончанием революции.

Главным итогом российской революции 1905–1907 гг. стало ограничение самодержавия, введение законодательного представительства и умеренных гражданских и политических свобод, появление легальных партий и профсоюзов. Повысился уровень жизни рабочих. Среднегодовая заработная плата рабочих увеличилась с 205 руб. в 1905 г. до 241 руб. в 1907 г. Уменьшился размер штрафов, до 50–60 часов сократилась продолжительность рабочей недели. Был введен ряд элементов медицинского и социального обеспечения. В деревне были отменены выкупные платежи. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы.

Однако сохранение полусамодержавной монархии и помещичьего землевладения, систематическое урезание достигнутых прав и свобод оставляли значительную часть оппозиции неудовлетворенной. В то же время Николай II на протяжении последующих лет не оставлял мысли о возвращении к самодержавию.

Революция 1905–1907 гг. в России стала как бы переходной от западноевропейских революций XVIII–XIX вв. к циклу демократических революций XX в. на Востоке и в Латинской Америке (революция 1905–1911 гг. в Персии (Иране), младо-турецкая революция 1908–1909 гг., синьхайская революция 1911–1913 гг. в Китае и революция 1910–1917 гг. в Мексике).

Общие черты революции 1905–1907гг. и последующих демократических революций таковы: антиабсолютистское содержание, широкая поддержка «низов» и создание народных форм революционной власти, особое значение крестьянско-общинного фактора, относительная слабость либерального крыла в общем оппозиционном движении.

Столыпинские реформы

 Перед правительством, возглавляемым Столыпиным, стояла задача разрешить три группы противоречий, выявившихся в ходе первой русской революции между либеральным обществом и самодержавной властью, непривилегированными «низами» и привилегированной элитой (крестьянский и рабочий вопросы), общероссийским центром и национальными окраинами. Разрешить противоречия предполагалось путем коренной модернизации экономики (прежде всего аграрного сектора) и частичного реформирования социальных отношений и госаппарата. Это должно было поставить Россию в один ряд с индустриально развитыми державами мира. В конечном счете, успех или неуспех социально-экономической модернизации с неизбежностью вел к уменьшению или увеличению социальной напряженности в обществе.

Для решения всего комплекса задач Столыпиным был избран путь консервативно-либерального реформаторства, осуществляемого совместными усилиями правительства и умеренно либеральной части общества (представленной правоцентристским большинством III Государственной думы). За образец принималась общественно-политическая модель бисмарковской Германии. Курс реформ был рассчитан на 10– 20 лет.

Важнейшим элементом третьеиюньского политического режима и основным гарантом успешного осуществления намеченных реформ являлась личность Столыпина. По словам одного из его ближайших помощников – С. Е. Крыжановского, Столыпин «первым сумел найти опору не только в силе власти, но и в мнении страны, увидевшей в нем устроителя жизни и защитника от смуты. В лице его впервые предстал перед обществом вместо привычного типа министра-бюрократа, плывущего по течению в погоне за собственным благополучием, новый героический образ вождя, двигающего жизнь и увлекающего ее за собою...». Говоря современным политическим языком, Столыпин являлся харизматическим лидером, сумевшим благодаря исключительности своих личных качеств вернуть государственной власти утраченный ею авторитет. По позднейшему признанию правого кадета В. А. Маклакова, Столыпин был единственным, кто мог спасти конституционную монархию, каковой, несмотря на свой полусамодержавный статус, фактически являлась третьеиюньская Россия.

Однако харизматические свойства личности премьер-министра могли быть эффективными лишь до тех пор, пока политика Столыпина пользовалась полной поддержкой со стороны настоящего «хозяина земли Русской» – Николая II. Это сообщало всей третьеиюньской конструкции потенциальную неустойчивость.

Важным звеном третьеиюньского режима была Государственная дума. Ее успешное функционирование служило необходимым условием примирения либерально настроенного общества с царской властью.

С самого начала осуществление реформистского курса было осложнено целым рядом обстоятельств. Третьеиюньское законодательство явилось прямым нарушением Манифеста 17 октября и Основных законов империи, поскольку было проведено без согласия II Государственной думы. «Только власти, даровавшей первый избирательный закон, – гласит Манифест 3 июня 1907 г., – исторической власти русского царя, довлеет право отменять оный и заменить его иным». Таким образом, в государственно-правовой фундамент третьеиюньской монархии были заложены взаимоисключающие положения. Конфликт с радикально настроенной частью общества, требовавшей полноценной конституции, в итоге не устранялся, а лишь переходил в новую фазу.

Без прочной опоры как среди радикальной части общественности, так и социальных низов Дума могла контролировать ситуацию лишь при авторитарной «подпорке» в лице традиционного самодержавия. Слабость авторитета Государственной думы объяснялась и отсутствием в российской истории традиции парламентаризма.

Все это ставило и самого Столыпина, и сотрудничавшую с ним Думу в жесткую зависимость от императора и группировавшихся вокруг него крайних монархистов, которым, в свою очередь, был абсолютно чужд умеренный либерализм и конституционализм столыпинского курса.

Одним из приведших в тупик всю третьеиюньскую систему власти факторов являлся император Николай Романов, постепенно перешедший на позиции антиреформизма и фактически заблокировавший большинство проведенных через Думу либеральных законопроектов (либо непосредственно, либо при помощи Государственного совета, состав которого на 50% контролировался лично императором).

Говоря о столыпинском курсе, отметим, что самому Столыпину принадлежала лишь его общая идея: вначале «захватить» впавшую в «анархическо-хаотическое состояние» Россию «в кулак», а затем, «проведя земельную реформу, долженствующую уничтожить опаснейшую для России Партию социал-революционеров  начать «постепенно разжимать кулак», т. е. наращивать заложенный в Манифесте 17 октября потенциал гражданского и политического либерализма.

Основными задачами правительственной политики Столыпин полагал сохранение Россией своей целостности и великодержавного статуса с одновременным превращением ее в «государство правовое».

Помимо создания работоспособной Думы ключевым моментом преобразований явилась аграрная реформа, начало которой положил принятый 9 ноября 1906 г. указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший (с некоторыми поправками) законом 14 июня 1910 г. Каждый крестьянин наделялся правом выходить из общины и получать находящуюся в его пользовании надельную землю в личную собственность.

Несмотря на очевидные трудности, с которыми столкнулась аграрная реформа в целом она развивалась успешно. Хотя к началу мировой войны из общины вышло немногим более 25% крестьян, а количество хуторов и отрубов составило примерно 10% от совокупного числа крестьянских хозяйств общий импульс, приданный аграрному сектору столыпинской реформой, был настолько мощным, что к 1915 г. валовой сбор зерна в России вырос по сравнению с началом века в 1,7 раза. Важнейшим следствием реформы явились качественный сдвиг в психологии как крестьян, так и земских и правительственных кругов, а также повсеместное распространение прагматизма и рост профессионализма, определившие собой дух третьеиюньской эпохи. Невзирая на объективную болезненность процесса крестьянского землеустройства и связанный с этим рост социальной напряженности внутри общины, в целом вплоть до Февральской революции российская деревня оставалась политически стабильной.



2019-11-13 378 Обсуждений (0)
Либеральное движение не нашло широкой поддержки у основной массы населения – городского и сельского пролетариата, подавляющего большинства крестьян. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Либеральное движение не нашло широкой поддержки у основной массы населения – городского и сельского пролетариата, подавляющего большинства крестьян.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)