Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков



2019-11-20 544 Обсуждений (0)
Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков 0.00 из 5.00 0 оценок




Межправительственные организации по регулированию мировых то­варных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:

Международные организации,

Международные советы,

Международные консультативные комитеты,

Международные исследовательские группы.

Международные товарные организации имеют целью наблюдение за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состо­яния мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотно­шением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки реко­мендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные организации и Международные исследовательские группы). Деятельность Международных товарных организаций в определенной степени ограничива­ет возможности для односторонних действий некоторых стран—производи­телей сырья, препятствует образованию международных объединений экс­портеров картельного типа.

7.1. Международные организации

Международные организации (International Organisations) были созда­ны на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за IX реализацией. Они обладают правосубъектностью, имеют конкретные цели организационную структуру. Направления деятельности Международных организаций предполагают использование специально создаваемых механиз-в в зависимости от вида соответствующего международного товарного со­глашения.

В настоящее время в системе ООН действуют Международные орга-

Щии по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по зер-

0 тропической древесине, по джуту. Организационная структура Меж-

родных организаций, наделенных международной правосубъектностью,

Щипе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполни-

и комитет и Исполнительного директора. Международный совет яв-

я высшим органом, состоящим из представителей всех участников Со-

'Ния. Он проводит регулярные очередные и внеочередные сессии, где

171


принимаются решения, связанные с реализацией Соглашения. Система рас­пределения голосов при принятии решений основана на формальном равен­стве сторон — стран-экспортеров и импортеров. Исполнительный комитет — это высший исполнительный орган, работающий под руководством Совета и отчитывающийся перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение за со­стоянием конъюнктуры мирового рынка и вырабатывает рекомендации по механизму его регулирования.

7.1.1. Международная организация по какао МОКК (International Cocoa Organisation ICCO)

Была создана в соответствии со Статьей 5 Международного соглаше­ния по какао, заключенного в 1972 г., с целью наблюдения за его реализа­цией. Она была сохранена в рамках последующих соглашений 1975, 1980 1987, 1993 гг. Международная организация по какао (МОКК) является межправительственной организацией, деятельность которой призвана со­действовать развитию и укреплению международного сотрудничества во всех областях мировой экономики какао между экспортирующими и импорти­рующими странами в соответствии с целями и задачами действующего Международного соглашения по какао (МСКК) 1993 г. Членами МСКК в 1996 г. были 16 стран-экспортеров и 21 страна-импортер (включая РФ), а также Европейское сообщество.

Главной целью при создании Организации была выработка и осуще­ствление странами-участницами мер (в том числе и экономического харак­тера) по предотвращению чрезмерных колебаний цен на какао, обеспече­нию достаточного предложения какао по разумным ценам, а также по обес­печению устойчивых поступлений от экспорта производителям какао. Ос­новным механизмом для достижения этих целей в соглашениях 1975, 1980 и 1987 гг. являлся буферный запас какао, при помощи которого осуществля­лось воздействие на мировые цены. Однако из-за перепроизводства какао попытки стабилизировать цены в 1987 г. оказались безуспешными и закупки в буферный запас были приостановлены, что привело к кризису Организа­ции. Для выхода из создавшейся ситуации было принято решение о «замо­раживании» действия положений соглашения 1987 г., касающихся экономи­ческих мер воздействия на рынок какао. В таком виде соглашение 1987 г. после двух решений о его продлении просуществовало до 1993 г.

В МСКК 1993 г. в основном сохранены многие общие положения старого соглашения, носящие институционный и административно-хозяй­ственный характер, однако оно не имеет механизмов прямого вмешатель­ства на рынках (таких как буферный запас или система удержаний). Равно­весие между спросом и предложением на какао на рынке достигается по­средством корректировки производства и стимулирования потребления.

В соответствии со Статьей 1 МСКК 1993 г. главными целями МОКК являются:

172


• содействовать развитию и укреплению международного сотрудниче-
вО всех секторах мировой экономики какао;

• способствовать стабилизации мирового рынка какао в интересах всех
тников, стремясь, в частности: добиться сбалансированного развития
ка какао путем принятия мер для содействия необходимым корректиров-

производстве и стимулировании потребления в целях обеспечения в есрочном и дОЛГосрочном плане равновесия между предложением и спро-• обеспечить достаточное предложение какао по разумным ценам, koto­s'были бы справедливыми по отношению к производителям и потребите-. способствовать расширению международной торговли какао;

• содействовать транспарентности в функционировании мировой эко­
номики какао посредством сбора, анализа и распространения соответствую­
щих статистических данных и проведения необходимых исследований;

• способствовать проведению научных исследований и разработок в об­
ласти какао;

• обеспечивать соответствующий форум для обсуждения всех вопросов,
касающихся мировой экономики какао.

Суть соглашения заключается в Статье 28, которая предусматривает разработку «плана регулирования производства» производящими странами в рамках Комитета по производству, образуемого Советом МОКК, и выпол­нение этого плана данной группой стран. Каждый экспортирующий участ­ник отвечает за свою «программу регулирования производства», осуществ­ляемую им для достижения целей, определенных планом. Импортирующие страны также являются членами Комитета по производству, однако план регулирования производства и программы определяются и финансируются исключительно экспортирующими странами. Комитет по производству ко­ординирует национальные политики и программы стран, учитывая план ре­гулирования производства, и дает рекомендации в отношении «любых мер и мероприятий (включая, там, где это целесообразно, и диверсификацию), особствующих скорейшему восстановлению устойчивого равновесия меж­предложением и спросом на мировом рынке какао». Комитет на основа-ши прогнозов в области мирового производства и потребления какао уста-авливает показатели годовых уровней мирового производства, необходи-< для достижения и поддержания равновесия между спросом и предложе-ем на какао. Он также осуществляет наблюдение за выполнением плана и ограмм регулирования производства и предоставляет подробные отчеты ', который может давать соответствующие рекомендации. Статья 34 направлена на расширение потребления какао во всех стра-этой целью предусматривает образование Комитета по потреблению, зовать в котором могут все члены Совета. Импортирующие участники Ют усилия для устранения или значительного сокращения внутрен-'епятствий росту потребления, а также для стимулирования мер по Ждению новых областей использования какао. Внутренние налоги и та-

173


моженные тарифы включаются в данные по потреблению какао, которые каждая страна-участница направляет не реже одного раза в год Исполни­тельному директору МОКК. Комитет по потреблению осуществляет наблю­дение за выполнением программ и делает оценку тенденций в области по­требления, а также определяет препятствия, стоящие на пути расширения потребления какао, в особенности на нетрадиционных рынках, и оказывает содействие научным исследованиям в новых областях использования какао На основании подробного отчета Комитета Совет рассматривает положение с потреблением какао и может давать соответствующие рекомендации. Он вправе образовать подкомитеты с целью осуществления конкретных программ в области потребления какао, которые финансируются участниками на доб­ровольной основе.

Кроме того, соглашение имеет целью содействовать открытости в об­ласти мировой экономики какао посредством сбора, анализа и распростра­нения соответствующих статистических данных и проведения необходимых исследований (Статья 1 d). Одной из статей, направленных на достижение большей открытости, является Статья 32, которая говорит о том, что «уча­стники обязуются ежегодно, не позднее мая, предоставлять Исполнитель­ному директору имеющуюся у них информацию по запасам какао, находив­шимся в их странах в конце сельскохозяйственного года какао (на 30 сентяб­ря)». Не реже одного раза в год Исполнительный директор представляет подробный отчет по данному вопросу Совету, который может давать участ­никам соответствующие рекомендации.

Новшеством соглашения является включение в него статьи об аспек­тах, касающихся окружающей среды. В Статье 53 указывается, что «участ­ники оказывают должное внимание рациональному управлению ресурсами какао и его переработке, помня о принципах, согласованных на восьмой сессии ЮНКТАД и на Конференции ООН по окружающей среде и разви­тию». Буферный запас согласно МСКК 1975, 1980 и 1986 гг. являлся ос­новным механизмом МОКК, который должен был предотвращать чрезмер­ные колебания цен на какао на мировых рынках. Соглашениями предусмат­ривалась защита устанавливаемых в них диапазонов цен на какао: в случае, если рыночная (индикаторная) цена на какао опускалась ниже нижней, ого­воренной соглашением, цены (цены вмешательства), то производились за­купки в буферный запас; и наоборот, если индикаторная цена поднималась выше верхней цены вмешательства, находящиеся в буферном запасе какао-бобы начинали продаваться. Общий объем буферного запаса был установ­лен в количестве 250 тыс. т, включая запасы, переданные после прекраще­ния действия МСКК 1980 г., которые составляли около 100 тыс. т. Допол­нительным средством стабилизации цен являлась система удержаний какао с рынка, объем которой был определен в размере 120 тыс. т какао. Система удержаний вступала в действие после закупки в буферный запас всех 250 тыс. т какао. Предполагалось, что объем буферного запаса может быть увеличен на

174


с Т; если МСКК 1987 г., заключенное на три года, будет продлено на - превышающий один год.

' Операции буферного запаса и введение в действие системы удержаний о с рынка финансировались за счет взносов (сборов) с экспорта и им-1 какао, которые страны—участницы соглашений перечисляли на циальный счет буферного запаса. Размер сборов составлял порядка 30 долл. США с 1 т какао. Основная часть сборов уплачивалась намИ.экспортерами, а страны-импортеры платили такие сборы только пучае закупки какао из стран, не являвшихся участницами соглаше-К 25 февраля 1988 г. буферный запас достиг величины в 250 тыс. т, закупки были прекращены. Так как МСКК 1993 г. не содержит поло-кений о буферном запасе, то согласно МСКК 1987 г. весь имеющийся эуферный запас подлежит ликвидации. На 46 сессии Совета МОКК, проходившей в сентябре 1993 г., были уточнены Правила ликвидации бу­ферного запаса.

МОКК осуществляет постоянное наблюдение за положением на миро­вом рынке какао, проводит сбор, изучение, анализ статистической инфор­мации, получаемой от стран-участниц, регулярно публикует результаты своих исследований и прогнозы состояния рынка какао. Страны—члены МОКК получают выпускаемые МОКК публикации и другие материалы на безвоз­мездной основе.

Главной целью нового международного соглашения по какао, приня­того на Конференции ООН по какао в июле 1993 г., становится не обеспече­ние краткосрочной стабилизации цен путем интервенций на рынке, а выра­ботка средне- и долгосрочной политики сбалансирования спроса и предло­жения на основе межправительственных договоренностей между странами-продуцентами и потребителями путем добровольных мероприятий по регу­лированию производства и потребления.

Международная организация по какао осуществляет свои функции че-Совет МОКК и его органы, а также Секретариат МОКК на основе ад­министративных правил Организации. Совет МОКК является высшим ор­ганом Организации, включающим всех ее участников. Он проводит в конце каждого полугодия сельскохозяйственного года (для какао — с 1 октября 30 сентября) свои регулярные сессии и в случае необходимости созы­вает специальные сессии.

При Совете функционируют комитеты: Исполнительный, Финансовый,

этический, а также подкомитеты: 1) по политике в области производства

о политике в области потребления какао (в рамках Соглашения МСКК —

г-)- Секретариат МОКК включает: (1) Канцелярию Исполнительного ди-

гора; (2) Экономический отдел с секцией экономических исследований и

стики и секцией контроля; (3) Отдел административного обслуживания с

* персонала и общего обслуживания, финансово-расчетный, перево-

эбслуживания конференций. Основным направлением деятельности

175


МОКК является наряду с мониторингом рынка выработка рекомендаций пра­вительствам стран-членов с целью оптимизации объемов производства какао-бобов и стимулирования потребления какао в странах-импортерах.

В соглашении 1993 г. экономический механизм стабилизации рынка не предусмотрен.

7.1.2. Международная организация по кофе МОК (International Coffee OrganisationICO)

Была создана в соответствии со Статьей 7 Международного соглаше­ния по кофе, подписанного в 1962 г. с целью наблюдения за его реализаци­ей. Она была сохранена в рамках последующих соглашений 1968, 1976, 1983 и 1994 гг. Участниками МОК являются 54 государства — 18 стран-экс­портеров и 36 стран-импортеров (1996 г.).

На своей 64 сессии, состоявшейся в марте 1994 г., Международный совет по кофе принял новое соглашение по кофе, которое заменило согла­шение 1983 г., срок которого истек 1 октября 1994 г.

Цели Соглашения 1994 г.:

• содействие развитию международного сотрудничества в вопросах ми­
ровой торговли кофе;

• обеспечение форума для проведения межправительственных консуль­
таций и переговоров, направленных на достижение разумного соотношения
между мировым предложением и спросом на основе цен, приемлемых для
потребителей и выгодных производителям, что могло бы обеспечить долго­
срочную стабильность между спросом и предложением;

• содействие расширению мировой торговли кофе путем сбора, анали­
за и предоставления статистической информации и публикаций о ценах на
мировом рынке кофе;

• выполнение роли центра по сбору, обмену и изданию информации
по экономическим и техническим вопросам рынка кофе;

• содействие развитию потребления кофе; обеспечение потребителям
достаточного предложения кофе по умеренным ценам, а производителям —
рынки для сбыта кофе по выгодным ценам.

МОК осуществляет свои функции через Международный совет по кофе, Исполнительный комитет, Исполнительного директора и Секретариат. Меж­дународный совет по кофе является высшим органом Организации и вклю­чает всех участников Соглашения. Он проводит две регулярные сессии в год и может собираться на внеочередные сессии. Регулирующий механизм Со­глашения основывается на квотном механизме и фонде содействия развитию потребления.

Соглашение по кофе 1976 г., заключенное в период высоких цен на кофе, было основано на квотном механизме, но не содержало установлен­ного уровня цен, которые этот механизм должен был защищать. В связи с этим в первые четыре года данного Соглашения квоты не вводились. Квот-

176


 


й механизм был введен с 1 октября 1980 г., и были установлены пределы бания КОМплексной индикаторной цены. Мировой рынок кофе был по­ен на квотируемый рынок стран-участниц и неквотируемый рынок стран-* участниц. Фонд содействия развитию потребления финансируется в обя-гельном порядке странами-экспортерами, участвующими в Соглашении, тем уплаты пошлин за марки, подтверждающие экспорт кофе, а страны-мпортеры делают взносы в фонд в добровольном порядке. Средства фонда -пользуются в основном для финансирования проводимых кампаний по шреНИю потребления кофе в странах-импортерах, а также на исследова-иЯ и разработки, направленные на увеличение потребления кофе. Фонд может предоставлять средства на финансирование до 50% стоимости таких кампаний. Деятельностью фонда управляет Комитет фонда, возглавляемый Исполнительным директором. В состав Комитета входят все участники, делаюшие взносы в фонд.

7.1.3. Международная организация по натуральному каучуку МОНК (Internatioal Natural Rubber Organisation INRO)

Была создана в 1980 г. для наблюдения за реализацией Международ­ного соглашения по натуральному каучуку, заключенного в 1979 г. Указан­ное Соглашение было первым, заключенным в рамках Интегрированной программы ЮНКТАД по сырьевым товарам. Международное соглашение по натуральному каучуку 1995 г. было подписано на Международной конфе­ренции по натуральному каучуку, проходившей в Женеве в феврале 1995 г. Оно заменило действовавшее ранее международное соглашение по натураль­ному каучуку от 1987 г., срок которого истек в декабре 1995 г. Соглашение 1995 г. вступило в силу 18 декабря 1995 г. после его подписания четырьмя странами-экспортерами, на долю которых приходится 94% экспорта, и 15 странами-импортерами, а также ЕС, на которые падает около 50% импорта. В январе 1996 г. к Соглашению присоединились еще 3 импорти­рующих страны, доля которых составляет 25% мирового импорта. Срок действия Соглашения — 4 года. Основные положения Соглашения 1995 г. повторяют соглашения 1979 и 1986 гг. Оно имеет те же цели, что и пре­дыдущие соглашения, важнейшими из которых являются стабилизация #н и достижение баланса между спросом и предложением. Как и в со-ашениях 1979 и 1987 гг., цены на натуральный каучук будут стабилизиро-1ться путем проведения операций с международным буферным запасом в ) тыс. т, как единственным инструментом рыночной интервенции. Бу-Рерный запас будет состоять из 400 тыс. т обычного запаса и 150 тыс. т чрезвычайного запаса.

Основные цели Международного соглашения по натуральному каучуку:

• достижение сбалансированного роста предложения натурального ка-

а и спРоса на него, тем самым способствуя смягчению серьезных трудно-

' возникающих в связи с излишками или нехваткой натурального каучука;

177


• достижение устойчивых условий торговли натуральным каучуком п0-
средством устранения чрезмерных колебаний цен на натуральный каучук
неблагоприятно воздействующих на долгосрочные интересы как производи,'
телей, так и потребителей, и стабилизация этих цен, без нарушения долго,
срочных тенденций развития рынка, в интересах производителей и потреби­
телей;

• содействие стабилизации поступлений стран-участниц от экспорта на­
турального каучука по благоприятным и выгодным ценам, тем самым спо­
собствуя обеспечению необходимых стимулов для неуклонного роста темпов
производства и ресурсов для ускоренного экономического роста и социаль­
ного развития стран-участниц;

• стремление к обеспечению достаточных поставок натурального каучу­
ка для удовлетворения потребностей импортирующих участников по справед­
ливым и разумным ценам и стремление к тому, чтобы эти поставки были
более надежными и бесперебойными;

• принятие всех возможных мер в случае появления излишка или не­
хватки натурального каучука, направленных на смягчение экономических труд­
ностей, с которыми могут столкнуться страны-участники;

• достижение расширения международной торговли натуральным кау­
чуком и готовыми изделиями из него и улучшения их доступа на рынок;

• повышение конкурентоспособности натурального каучука путем по­
ощрения исследований и разработок по связанным с ним проблемам;

• содействие улучшению обработки и организации сбыта натурального
каучука;

• расширение международного сотрудничества и консультаций по воп­
росам, связанным с натуральным каучуком, и влияющим на предложение и
спрос;

• содействие развитию и координации программ по проведению иссле­
дований и оказанию помощи, а также других программ в отношении нату­
рального каучука.

МОНК осуществляет свои функции через Международный совет по натуральному каучуку, Исполнительного директора и Управляющего стаби­лизационным запасом. Международный совет по натуральному каучуку яв­ляется высшим органом МОНК, включающим всех членов Организации. Совет наделен полномочиями и выполняет все функции, необходимые для обеспечения выполнения Международного соглашения по натуральному ка­учуку (МОНК-94). Совет избирает на каждый год председателя и заместите­ля председателя поочередно от стран-участниц (экспортеров и импортеров) по принципу ротации. Совет обычно проводит две очередные сессии в год, все его решения и рекомендации принимаются раздельным простым боль­шинством голосов. В составе Совета имеются следующие комитеты: Коми­тет по административным вопросам; Комитет по операциям со стабилизаци­онным запасом; Комитет по статистике; Комитет по прочим мерам. Совет

178


иинством голосов устанавливает состав и круг ведения каждого коми-ддминистративный бюджет МОНК образуется из взносов каждой стра-

умма которого исчисляется на основе количества голосов, которыми лагает страна в Совете. Регулирующий механизм Соглашения осно-ется на создании международного стабилизационного запаса, кото-является единственным инструментом вмешательства для стабилиза-еН на рынке. Стабилизационный запас натурального каучука (СЗНК) "оглашению 1979 г. был определен в 550 тыс. т, в том числе обычный ялизационный запас был установлен в размере 400 тыс. т и чрезвычай­ный - в 150 тыс. т.

финансирование всех расходов на создание стабилизационного запаса аспределяется поровну между участниками Соглашения — как экспортера-i так и импортерами. Механизм МОНК-79 предусматривал, что закупки натурального каучука в стабилизационный запас производятся, когда цены на рынке падают ниже установленного уровня, и продажи из запаса осуще­ствляются, если цены превысят согласованный уровень. Решение на закуп­ки натурального каучука в стабилизационный запас принимает Исполни­тельный директор в зависимости от уровня цен на мировом рынке.

Финансовые обязательства стран—членов МОНК по финансированию СЗНК подлежат выполнению в течение месяца по получении извещения Исполнительного директора МОНК о причитающихся суммах, иначе на об­разовавшуюся задолженность начисляются проценты по рыночным кредит­ным ставкам. Внесенные суммы остаются собственностью стран—участниц Соглашения и подлежат возврату в случае прекращения его действия или ликвидации стабилизационного запаса.

7.1.4. Международная организация по сахару МОС (International Sugar Organisation ISO)

Международное соглашение по сахару (МСС) впервые было подписа-

о в 1937 г.(СССР был участником), однако оно прекратило свое действие

! началом второй мировой войны, хотя формально продолжал существовать

Секретариат. В 1953 г. Конференция ООН по сахару разработала текст

вого Международного соглашения по сахару, которое вступило в силу в

4 г. сроком на 5 лет. В нем участвовало 23 страны (в том числе СССР). В

9 г. вступило в силу новое соглашение сроком на 5 лет. Однако в связи с

;м, что участники соглашения не смогли договориться об установлении экс-

Ртных квот на последние два года действия Соглашения, оно фактически

£кратило свое действие в 1961 г. Сохранился лишь Международный совет по

*аРУ и его Секретариат. Очередное Международное соглашение по сахару

о разработано и принято на Конференции ООН по сахару в 1968 г. Оно

о в силу в 1969 г. сроком на 5 лет. Основная цель соглашения состо-

^табилизации цен на мировом рынке путем экспортных квот. Конфе-

ия ООН по сахару 1973 г. не смогла разработать текст нового соглаше-

179


ния. С целью сохранения Международного совета по сахару и его Секрета­риата было принято лишь административное Международное соглашение по сахару, которое действовало с 1974 по 1977 г. На Конференции ООН по сахару в 1977 г. было принято новое Международное соглашение по сахару (МСС 1977 г.), которое вступило в силу с 1 января 1978 г. и впоследствии было продлено до 31 декабря 1984 г. В нем участвовало 44 экспортирующих страны и 15 стран-импортеров (включая СССР). В ходе переговоров по зак­лючению нового международного соглашения по сахару, проходивших в 1983—1984 гг., противоречия между экспортерами сахара, особенно между ЕС и развивающимися странами, не позволили разработать соглашение с регулирующим механизмом. В результате с 1984 г. оно стало функциониро­вать без экономических статей. Следующее международное соглашение по са­хару было заключено в 1987 г. и действовало до 1992 г. В 1992 г. вступило в силу новое МСС, которое продолжает действовать и также без экономичес­ких статей. В него входят 46 участников.

Основные цели Международного соглашения по сахару:

• расширение международной торговли сахаром и прежде всего с целью
увеличения экспортной выручки развивающихся стран-экспортеров;

• достижение стабильных условий в международной торговле сахаром,
в частности, предотвращение чрезмерных колебаний цен при таких уровнях
цен, которые были бы выгодными и справедливыми для производителей и
оправданными для потребителей;

• обеспечение поставок сахара, достаточных для удовлетворения по­
требностей импортирующих стран;

• увеличение потребления сахара;

• содействие равновесию между предложением сахара и спросом на него;

• обмен информацией о мировом рынке сахара;

• содействие координации политики отдельных стран в организации
сбыта сахара.

МОС осуществляет свою деятельность через Международный совет по сахару, а также Исполнительного директора, Управляющего фондом фи­нансирования запасов и Секретаря, назначаемых Советом. Международ­ный совет по сахару является руководящим органом и состоит из представи­телей всех участвующих в Соглашении стран. Он проводит две регулярные сессии в год (в мае и ноябре).

Совет осуществляет следующие функции:

• делает дважды в год оценку вероятного объема производства и по­
требления сахара в текущем и будущем году;

• следит за состоянием и тенденциями развития мирового рынка саха­
ра, выявляет краткосрочные и долгосрочные проблемы развития сахарной
промышленности и с этой целью проводит соответствующие исследования;

• собирает и обобщает информацию о новых областях применения са­
хара, о производстве заменителей;

180


• выпускает периодические издания и отдельные монографии по рынку

сахара-

Для оказания помощи Совету в выполнении возложенных на него фун-

иИЙ созданы и функционируют следующие вспомогательные органы: Ис-нительный комитеТ; Статистический комитет, Комитет по потреблению ixapa, Комитет по пересмотру цен, Комитет по специальному резерву квот, Мандатный комитет, Финансовый комитет и рабочая группа по присоеди­нению к Соглашению.

Для целей финансирования расходов МОС ежегодно утверждается ад­министративный бюджет.

 

7.2. Международные советы

Международные советы (International Councils) в отличие от Между­народных организаций не обладают правосубъектностью и не предусматри­вают специальных механизмов регулирования рынков. Они создавались в рамках международных товарных соглашений с целью оказания содействия их реализации путем регулирования отношений между участниками согла­шений, предоставления им информации о состоянии и тенденциях развития мирового товарного рынка и принятия мер по регулированию мировых цен. В настоящее время действуют Международные советы по оливковому мас­лу, олову, зерну. Рабочими органами Международных советов являются пленарные сессии, комитеты и Секретариат.

7.2.1. Междунаролный совет по оливковому маслу МСОМ (International Olive Oil Council I00C)

Международный совет по оливковому маслу был создан в 1959 г. в рамках Международного соглашения по оливковому маслу 1956 г. и про­должал функционировать в рамках последующих соглашений 1963, 1979 и Э86 г. Соглашение 1986 г. было продлено до 31 декабря 1993 г. В марте 93 г. был принят Протокол, расширяющий сферу действия Соглашения 986 г., который после подписания его 9 членами и ЕС в качестве кол­лективного члена вступил в силу в марте 1994 г. Протокол действовал до 1 декабря 1998 г., однако он может продлеваться на каждые последую­щие два года.

Основные цели Соглашения:

• международное сотрудничество и совместные действия на рынке;

• содействие развитию и взаимному обмену технологиями по выращи-
нию и переработке оливок;

• расширение международной торговли оливковыми продуктами;

• стандартизация в международной торговле оливковыми продуктами.

181


Международный совет по оливковому маслу призван контролировать выполнение Соглашения и будет продолжать содействовать всеми средства­ми расширению мирового производства оливковой продукции, ее потребле­нию и международной торговли. В его функции входит сбор информации по вопросам оказания помощи в различных формах отраслям промышленно­сти по выращиванию оливок и производству оливковой продукции.

В Соглашении не предусмотрен механизм регулирования мирового рын­ка. Оно не содержит положений, непосредственно предусматривающих ре­гулирование цен. МСОМ может давать лишь соответствующие рекоменда­ции участникам Соглашения.

Рабочими органами МСОМ являются: пленарные сессии Совета, эко­номический комитет, технический комитет, подкомитет по химии оливко­вого масла, комитет экспертов по столовым оливкам, комитет по пропаган­де потребления. В целях стимулирования роста потребления оливкового масла создан Фонд пропаганды потребления. Его средства аккумулируются за счет ежегодных обязательных взносов стран-экспортеров (в размере 300 тыс. долл. на 1979 г.), а также добровольных взносов стран-импортеров. Для целей финансирования рабочих органов МСОМ ежегодно утверждается админист­ративный бюджет.

7.2.2. Междунаролный совет по олову МСО (International Tin Council ITC)

Международное соглашение по олову I, принятое на Конференции ООН по олову в 1953 г., вступило в силу в 1956 г. сроком на 5 лет; II Соглашение действовало с 1961 по 1966 г.; III Соглашение — с 1966 по 1971 г.; IV Соглашение — с 1971 по 1976 г. (впервые принял участие СССР); V Соглашение — с 1976 по 1981 г. и было продлено до 1982 г.; VI Соглашение — с 1982 по 1986 г., VII — с 1986 по 1984 г.

Участниками Международного соглашения по олову являются 6 произво­дящих и 19 потребляющих олово стран.

Основные цели МСО:

• предотвращение чрезмерных колебаний цен на олово;

• обеспечение равновесия между мировым производством и потребле­
нием олова;

• смягчение трудностей, возникающих в результате излишка или не­
хватки олова;

• принятие в случае нехватки олова мер, направленных на увеличение
производства олова и его справедливое распределение.

Международный совет по олову является руководящим органом Со­глашения. Он состоит из представителей всех участвующих в Соглашении стран. Совет проводит, как правило, четыре регулярные сессии в год. Со­вет назначает Исполнительного председателя, Управляющего стабилизаци­онным запасом и Секретаря. Для оказания помощи Совету в выполнении

182


сВоих функций существуют следующие вспомогательные органы: группа экономическим вопросам и рассмотрению цен, административный ко-геТ комитет по финансированию буферного запаса, комитет по издерж-и ценам, мандатный комитет и статистический комитет. Совет может гпеждать любые другие вспомогательные органы. В функции Совета входит:

• проведение ежеквартальной оценки вероятного объема производства
потребления олова на текущий и следующий кварталы;

• наблюдение за издержками производства олова, уровнем производ­
ства, состоянием и тенденциями развития рынка, выявление краткосрочных

[ долгосрочных проблем развития мировой оловянной промышленности и проведение в связи с этим соответствующих исследований;

• сбор и обобщение информации о новых областях применения олова,
о производстве заменителей;

• публикация периодических изданий и отдельных монографий по рын­
ку олова.

Регулирующий механизм международных соглашений по олову пре­терпел определенные изменения. В период действия I, II и III соглашений для ограничения колебания мировых цен на олово в пределах минимального и максимального лимитов цен, установленных Соглашением, использовал­ся стабилизационный (буферный) запас, созданный за счет оловодобываю­щих стран. Кроме того, для защиты минимального уровня цен предусмат­ривалось введение экспортного контроля.

Буферные запасы в период действия I Соглашения создавались в раз­мере 25,4 тыс. т олова, по II и III соглашениям — в 20 тыс. т. Минималь­ные и максимальные цены соглашений неоднократно изменялись в сторону их повышения. Экспортные квоты вводились в период действия I Соглаше­ния (в 1957 — 1959 гг.) и III Соглашения (в 1968 — 1969 гг.). Согласно IV Соглашению, предоставлялась возможность установления категории стра­ны-участницы (производящей или потребляющей) на основе объема экс­порта или импорта олова, а не его производства или потребления, допуска­лась большая оперативность действий Управляющего буферным запасом. В Соглашении общие размеры буферного запаса были определены в 40 тыс. Щ из которых 20 тыс. т составляли обычный запас, финансируемый в обя­зательном порядке производителями, и 20 тыс. т — дополнительный запас, финансируемый на добровольной основе потребителями.

Регулирующий механизм VI Соглашения был основан на создании бу-

Рерного запаса и системе экспортного контроля, что предполагало введение

ограничений на экспорт олова в тех случаях, когда средства буферного запа-

оказывались недостаточными для того, чтобы остановить падение цены

олово. По условиям VI Соглашения буферный запас состоял из обычно-

ЗДаса в 30 тыс. т олова, финансируемого на паритетных началах произ-телями и потребителями, и дополнительного запаса в 20 тыс. т, фи-

183                                                                          '


нансируемого за счет денежных займов под обеспечение складскими свиде­тельствами, а в случае необходимости правительственными гарантиями Условия займов подлежали одобрению Советом. В VI Соглашении было сохранено положение о том, что финансовое обязательство производителя который потребляет существенную долю металла, производимого из отече­ственной руды, или финансовое обязательство потребителя, который про­изводит из отечественной руды значительную часть потребляемого им оло­ва, определяется соответственно исходя из объема экспорта или импорта олова.

Если средства запаса окажутся недостаточными для защиты минималь­ной цены, Совет может ввести экспортный контроль, т.е. объявить о вве<



2019-11-20 544 Обсуждений (0)
Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)