Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Различные виды свобод



2019-11-22 250 Обсуждений (0)
I. Различные виды свобод 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство как всякий общественный союз представляет нам сочетание стремлений к порядку и стремлений к свободе. Стремление к порядку выражается в учреждении власти государственной. Теперь нам предстоит коснуться выражения тех начал общественной жизни, которые определяются стремлением к свободе.

Свобода как свободное самоопределение индивида может быть определяема с различных точек зрения. Блюнчли различает понятия нравственной, философской и политической свободы. Под нравственной свободой разумеется такое проявление деятельности лица, которое является согласным с известными законами нравственности. Под философской свободой разумеется самоопределение индивида, вполне согласное с достижением им всех законных целей. Наконец, свобода политическая состоит в праве индивида на известные действия, не стесняющие действий других лиц и не нарушающие интересов целого. Говоря о свободе в государстве, мы должны разуметь совокупность юридических норм, определяющих юридические условия самоопределения личности по отношению к интересам всего государства. Более точное определение политической свободы дал Монтескье, сказав, что политическая свобода есть, спокойствие духа, происходящее из уверенности в собственной безопасности. Но подобное определение политической свободы необходимо было Монтескье для того, чтобы выяснить значение основного догмата его философии начала разделения властей. В смешении властей Монтескье видел начало деспотизма в государстве; при разделении властей, наоборот, он считал, что порядок обеспечен, а следовательно, у гражданина есть спокойствие духа: он уверен в своей безопасности, другими словами, он политически свободен. Подобное утверждение имело практическое значение для государств старого порядка, ибо при существовании старых форм жизни в государстве не было самого важного: уверенности гражданина в собственной безопасности. Говоря юридическим языком, в государстве не было обеспечения индивидуальной свободы. Тем не менее нельзя утверждать, что с провозглашением начала личной свободы все интересы человека являются удовлетворенными. Человек в новом государстве не может довольствоваться пассивной ролью, он требует проявления своей личности в области целого ряда общественных и политических отношений; поэтому понятие свободы в государстве значительно расширяется и обнимает собой проявления самоопределения индивида в области как индивидуальной, так общественной и политической жизни; поэтому, говоря о свободе в государстве, необходимо разуметь все те нормы, которые гарантируют свободное проявление индивида в сфере общественных и политических отношений. Под этим понятием свободы необходимо разуметь и то, что имеет значение участия индивида в государственной жизни, т.е. в тех трех функциях власти, о которых мы говорили выше. Сообразно этому общему определению мы и укажем, что наше учение о свободе должно касаться следующих сторон жизни индивидов и общественных групп в государстве; а именно: прежде всего человек считает необходимым обеспечить право личной безопасности. Личная безопасность дается ему уверенностью в спокойном пользовании всеми доступными ему благами жизни. Человек, прежде всего, должен быть уверен, что он не будет напрасно стеснен в достижении своих целей. Поэтому, прежде всего в учении о свободе необходимо установить понятие о личной свободе или, точнее говоря, понятие о личной неприкосновенности. Только тогда, когда личность обеспечена в своих элементарных правах, можно говорить о значении государственного союза. Далее, человек желает воздействовать на мир материальный; для этого необходим ему целый ряд институтов, которые обеспечивали бы ему свободное достижение его целей в области экономических отношений.

Экономическая свобода является вторым важным видом в достижении его интересов. Затем человек не может удовольствоваться провозглашением свободы личной и экономической; его духовные цели и интересы требуют также установления известных условий, обеспечивающих их свободное проявление.

Духовная свобода является третьим важным видом свободы в государстве. Кроме того, человек для осуществления своих целей желает не только удовольствоваться признанием своих прав в области личной неприкосновенности, в области экономических и духовных интересов, он желает признания его права свободно соединиться с другими людьми для достижения различных общественных целей. Этот вид свободы может быть назван общественной свободой, и в него входит понятие свободы собраний, сходок, петиций. Наконец, последний вид свободы в государстве касается тех сторон отношений индивида к власти, которые имеют в виду участие в государственной власти отдельных лиц и общественных собраний, союзов, т.е. то, что может быть названо политической свободой в тесном смысле слова. Итак, следующие пять главнейших видов свободы в государстве могут составить общее понятие о свободе, которое должно быть установлено как необходимое требование новых условий общественной и политической жизни. Эти виды суть следующие: 1) личная свобода, 2) экономическая свобода, 3) духовная свобода, 4) общественная свобода и 5) политическая свобода.

II. Личная свобода

Под понятием личной индивидуальной свободы можно подводить те нормы права, которые имеют в виду обеспечить личную неприкосновенность индивида. ...

...Если мы посмотрим, из каких моментов слагаются понятия о личной свободе, то мы убедимся, что эти моменты следующие: первый момент состоит в том, что человеческая личность должна чувствовать свою полную безопасность от посягательства государственной власти, раз нет нарушения прямого закона... Второй момент, определяющий личную свободу, заключается в том, что всякое преследование человека должно быть начато компетентной властью. Третий момент состоит в том, чтобы сама процедура следствия и суда совершалась при соблюдении известных юридических условий; благодаря этому точное установление форм следствия и суда принимает конституционное значение, ибо только при соблюдении самых строгих юридических условий судопроизводства можно быть уверенным, что человеческая личность действительно будет обеспечена в своих основных правах... Близко связанным с понятием личной неприкосновенности является понятие неприкосновенности тела. Старое право очень злоупотребляло в этом отношении, имея в своем распоряжении различные телесные наказания и употребляя при следствии и суде пытки, и, наконец, после совершения приговора клеймило преступников повреждением на теле. Ввиду таких исторических фактов новое время старательно хочет провести ту мысль, что государство не имеет права во всех трех указанных случаях: ни при следствии, ни при суде, ни после суда производить какие-либо телесные наказания или телесные повреждения... Начало личной свободы требует гарантии человеческого достоинства не только для людей, не совершивших какого-либо проступка, но оно требует известной гарантии в интересах человека и для тех индивидов, которые впали в преступления и проступки и подлежат карательной власти государства. Понятие личной свободы является не вполне исчерпанным, если мы к этому не присоединим еще понятия о неприкосновенности дома и жилища. Эта особая гарантия личной свободы состоит в том, что государственная власть имеет право входа в дом лишь при соблюдении твердо установленных в законе юридических условий. Неприкосновенность дома является общим правилом. Войти в жилище без согласия хозяина государственная власть может лишь в том случае, когда того требуют интересы целого государства. Поэтому лишь в случае какого-либо преступления или в целях его открытия представители власти имеют доступ в жилище частного лица. Поэтому для гарантии неприкосновенности дома необходимо, чтобы в законе были твердо установлены те условия, при которых может быть подобное вторжение власти в частные дома и квартиры... Только при соблюдении всех этих условий право неприкосновенности дома и жилища может быть вполне гарантировано.

В связи с тремя вышеуказанными понятиями обеспечения личности его тела и дома должно стоять и право лица на частную переписку. Неприкосновенность частной переписки является одной из конституционных гарантий, которые дорисовывают понятие о личной свободе.

Конституционное право имеет в виду поставить человека в государстве таким образом, чтобы была гарантирована его личность от неправильного посягательства государственной власти, чтобы был гарантирован его дом от неправильного вторжения агентов власти и, наконец, чтобы его сношения с другими людьми и частная переписка также имела юридическую санкцию. Все эти различные требования должны проводить к тому спокойствию духа в гражданине, о котором мечтал Монтескье. Все эти требования являются первыми элементарными условиями провозглашения свободы в государстве, первым условием для правильного развития политической жизни.



2019-11-22 250 Обсуждений (0)
I. Различные виды свобод 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Различные виды свобод

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)