Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Экономическая свобода



2019-11-22 246 Обсуждений (0)
III. Экономическая свобода 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек в сфере своей экономической деятельности, в сфере создания условий благосостояния должен также быть гарантирован от неправильного вторжения государственной власти в область, подлежащую его непосредственному распоряжению. В числе первых видов этой экономической свободы надо поставить свободу передвижения как такой элементарный вид свободы в государстве, без которого человек не может правильно развивать всех своих сил... Самое понятие свободы передвижения включает в себя три различ­ных момента. Первый момент — это передвижение в смысле пере­хода из одного государства в другое; второй момент — перемена оседлости в том же государстве и третий момент — временные отлучки, временный переезд внутри самого государства. ...

Рассмотрим теперь отношения нового и старого государства ко всем указанным нами сторонам вопроса о свободе передвижения вне пределов своего государства. Старое право боялось временных заграничных отлучек по тем же фискальным соображениям, по которым оно боялось допускать свободу передвижения в пределах одного государства. К этим экономическим соображениям присоединился другой мотив, чисто духовного характера: боязнь за образ мыслей своих подданных, который может измениться под влиянием чужеземных порядков... Новое государство не могло относиться к этому вопросу так строго, как государство старого порядка, оно, наоборот, уменьшило разные стеснительные условия, касающиеся выезда подданного за границу с какими-либо научными или иными целями. Напротив, государство всячески развивает деятельность своих политических и финансовых агентов, дабы они могли оказывать деятельную защиту своим соотечественникам, попавшим на чужую территорию. Благодаря этому мы не видим каких-либо стеснительных условий, касающихся выдачи заграничных паспортов. Государство облагает выдачу паспорта известным налогом, но он вызван не какими-либо политическими мотивами, а просто является одним из видов налога на роскошь, так как поездка за границу в большинстве случаев доступна лишь людям сравнительного достатка.

Теперь пойдем дальше и посмотрим, какие условия ставит государственная власть по вопросу об эмиграции. Эмиграция представляется для старого государства явлением незаконным; эмигрант рассматривается как лицо, совершившее незаконный поступок, следовательно, равносилен преступнику. В этом смысле обыкновенно словом эмигрант обозначают лицо, незаконно выселившееся из собственной страны. Если старое право так дурно смотрело по фискальным условиям на эмиграцию, зато оно очень сочувственно относилось к вопросу иммиграции, ибо лицо, вновь поселившееся на территории данного государства, являлось лишним предметом обложения, следовательно, представлялось крайне желательным для государственной власти. ...

...Вслед за признанием прав передвижения необходимо еще признать несколько прав свободы человека в области экономических отношений. В числе основных прав, провозглашенных как декларацией 1775 года в Америке, так и декларацией прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, находилось право собственности. Таким образом, право собственности, являясь одним из основных прав человека, предполагает полную свободу индивида в распоряжении принадлежащих ему имуществом и полное исключение посягательства государства на собственность частного лица. ...

...Случаи экспроприации могут быть оправдываемы только настоятельной государственной надобностью, поэтому право экспроприировать должно быть поставлено в строгие рамки законности. Необходимо решение компетентной власти, повелевающей экспроприацию; далее, необходимо точное вознаграждение за взятую в казну собственность. Вознаграждение должно быть вполне справедливо, т.е. соответствовать как стоимости имущества, так и тем убыткам, которые несет лицо, теряющее известный объект собственности. Следовательно, имущественная свобода, в тесном смысле слова, сводится к тому, чтобы признать право человека распоряжаться своим имуществом и не бояться незаконного посягательства на него со стороны государственной власти.

Мы указали, таким образом, на значение свободы передвижения и имущественной свободы для достижения экономических интересов человека. Теперь нам необходимо еще указать на значение третьего вида экономической свободы, именно свободы труда. То, что в декларации прав и затем в конституции 1793 г. и всеми европейскими конституциями именуется свободой труда, содержит в себе следующие два основных признака: 1) свобода выбора занятий и 2) ведение начатого дела сообразно своим интересам и с теми формами производства, которые человек считает наиболее пригодными. Эти два основных момента свободы труда, которые мы можем найти во всех европейских конституциях, вполне объясняются историческими соображениями... При этом государственная власть может лишь в одном случае производить свое вмешательство, а именно: лица, избравшие себе известное занятие, могут прийти и столкновение с интересами других лиц, которые пожелают воспользоваться услугами лиц тех профессий, которые требуют специальных познаний (медики, инженеры, адвокаты и т.п.); поэтому государственная власть, не стесняя выбора занятий, ставит известные требования к тем лицам, которые желают выступить на вышеуказанных профессиях. В силу подобных соображений в государстве устанавливается правило, что лишь при наличности известных условий, диплома, аттестата и т.п. — данное лицо может заниматься профессией, требующей специальной технической подготовки.

Второй момент свободы труда есть свобода выбора способов ведения предприятий. Такое странное провозглашение свободы мыслимо лишь как реакция против существующей при старом порядке системы регламентации труда. Регламентация труда имеет значение в ту эпоху, когда необходимо подымать национальное производство... Государство не только брало на себя обязанность не стеснить предпринимателя в выборе занятия, но оно было обязанным брать на себя известные обязательства. Обязательства эти состояли в доставлении рабочим известного заработка, появились известные в истории национальные мастерские, созданные по плану Луи Бланка, в которых за определенную плату давался труд на счет государства. Это было результатом организации труда, о которой мечтал Луи Бланк, но которая, к сожалению, привела к весьма печальным последствиям, и попытка Луи Бланка оказалась вполне неудачной. Но значение государства по отношению к труду впоследствии выразилось в том, что государство вмешивается в отношения предпринимателей и рабочих, старается ограничить число рабочих часов, установить известное условие работы малолетних и женщин, обязывает фабрикантов заботиться о санитарном состоянии фабрик и т.п. Но все эти меры не имеют никакого отношения ограничивающего свободу труда в указанных нами выше пределах; то является рядом чисто государственных мер, которые необходимо лежат на ответственности государства, ибо, предпринимая их, государство исполняет свое истинное назначение, дает возможность осуществлять интересы не только самостоятельных классов общества, но и тех несамостоятельных общественных наслоений, которые сами по себе, без поддержки государства, не в силах отстоять свои интересы.

Указав на общие признаки тех норм, которые встречаются в конституциях, норм, имеющих целью оградить свободу индивида в области экономических отношений, мы можем сделать общий вывод, что во всех разбираемых нами случаях определяющим моментом законодательства является устранение тех зол, которые по этим вопросам встречаются при старом порядке.

IV. Духовная свобода

Свобода человека в области духа проявляться может в самых различных отношениях. Законодательство конституционных государств ставит те нормы права, которые имеют в виду устранение разных фактически образовавшихся стеснении проявления духовной свободы. Сначала мы укажем на нормы права, обеспечивающие свободу мысли, а затем уже перейдем к свободе совести.

Свобода мысли выражается, главным образом, в свободе печати, ибо мысль только тогда обыкновенно получала стеснение, когда она конкретно выражалась в области печатного слова. Но, очевидно, это не единственный способ проявления свободы мысли, иначе сказать, установление свободы печати не является еще полным устранением тех задержек, которые стесняют свободное проявление человеческой мысли. Свободное проявление мысли человека может выражаться не только в области печатного слова, но и в области, главным образом, преподавания. Если мы допустим полную свободу преподавания как необходимое условие развития науки в государстве, то мы должны допустить и полную свободу учения, ибо свобода мысли может проявиться не только в преподавании со стороны учителя, но и в выборе известного занятия со стороны учеников. Поэтому в германском конституционном праве мы встречаем как один из видов свободы мысли свободу преподавания и свободу учения... Таким образом, мы видим уже три различных вида свободы человеческой мысли. Эти три вида суть: свобода печати, свобода преподавания и свобода учения. Кроме этого, надо указать еще на одно важное соображение: свобода мысли является вполне упроченной только тогда, когда во всех политических отношениях проходит та основная идея, что человек свободен в выражении всех своих мнений. Эта идея ложится в основание организации избирательных систем и самой деятельности парламента. Ни избиратель, ни член парламента не может быть судим за выражение своих мнений; далее, свобода мнения должна быть допускаема и в области суда. Судья, назначенный или выборный, одинаково должен быть свободен в постановлении своего приговора; никакие стеснительные меры не могут касаться области суда в этом отношении. Наконец, и в области административных отношений, в сфере так называемого самоуправления, также допускается полная свобода мнений, излагаемых членами разных самоуправляющих союзов.

...Если свобода мысли выражается специфически в конституциях в свободе печати, то свобода совести находит себе также юридическое выражение в свободе вероисповедания. ...

...Если теперь мы пожелаем указать те моменты, которые определяют свободу совести в государствах конституционных, то мы увидим, что понятие свободы совести слагается из следующих трех основных моментов: 1) в это понятие входит прежде всего признание свободы выбора исповедания; юридически это выражается в том, что исповедание той или иной религии не связано никакими ограничениями в области политических или гражданских прав; 2) в понятие свободы совести входит признание государством свободы церкви, другими словами, право людей, исповедующих одну веру, составлять одно вероисповедное общество, именуемое церковью, и давать ей соответственную организацию и 3) третий момент свободы совести есть свобода проповеди. По всем этим указанным моментам можно различно группировать все западноевропейские конституции. Свободу выбора исповеданий можно считать признанной почти всеми действующими конституциями; по второму вопросу такого единогласия мы не найдем; так, в конституциях Португалии и Бразилии мы находим очень важное ограничение в пользу католической религии. Наконец, по третьему пункту мы находим еще более разногласия, так при признании господствующей церкви, а таковая признается в большинстве конституционных государств, свобода проповеди является своего рода политическим оружием, ибо признавая ту или иную господствующую церковь, государственная власть соединяет с данными политическими интересами свои политические интересы, поэтому свобода проповеди переходит уже из области чисто религиозных отношений в область чисто политических. ...



2019-11-22 246 Обсуждений (0)
III. Экономическая свобода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Экономическая свобода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)