Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и признаки налогов и сборов.



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
Сущность и признаки налогов и сборов. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ФМ

Курс 1

Группа 13

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Налоговая система России и основные направления 

ее совершенствования».

 

Москва 2004


Содержание:

 

I. Введение......................................................................................................................................3

II. 1. Теоретические основы налогов России..............................................................................4

   1.1. Сущность и признаки налогов и сборов..….........................................................4

   1.2. Функции налогов..…..................................................................................................5

   1.3. Элементы налога (основная терминология)…........................................................8

   1.4. Классификация налогов.….......................................................................................10

   2. Налоговая система России.................................................................................................12   

   2.1. Сущность и принципы налоговой системы.….......................................................12

   2.2. Система налогового законодательства....................................................................14

   2.3. Налоги, взимаемые на территории России.............................................................16

   2.4. Постановка на учет в налоговых органах...............................................................19

   2.5. Порядок исчисления налогов...................................................................................19

   2.6. Порядок уплаты налогов...........................................................................................22

   2.7. Организация налогового контроля..........................................................................25

   2.8. Ответственность за нарушение налогового законодательства.............................26

         2.9. Органы управления и контроля в налоговой сфере...............................................28

3. Специальные налоговые режимы России........................................................................30

         3.1. Упрощенная система налогообложения..................................................................30

      3.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.............................................................................................................32

         3.3. Единый сельхозналог................................................................................................33

   4. Основные направления совершенствования налоговой системы                                            России....................................................................................................................................35

          4.1. Пути совершенствования налоговой системы РФ.................................................35

III. Заключение................................................................................................................................38

Приложение.......................................................................................................................................39

Список использованных источников и литературы......................................................................42

 

Введение.

 

       Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда били и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использоваться налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. 

       До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы предоставляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном пренебрежительном отношение большинства членов общества к налогам как таковым. В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало уплачивать те или иные налоги, то есть стало налогоплательщиками. И поэтому значение налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

       Между тем добиться этого и руководителям фирм, и должностным лицам, осуществляющим начисление налогов, и простым гражданам нелегко в условиях действия в Российской Федерации многоступенчатой, сложной и нередко недостаточно ясной налоговой системы, к тому же подверженной частым и не всегда продуманным изменениям. Осложняет положение также наличие многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.

 

 

Теоретические основы налогов России.

 

Сущность и признаки налогов и сборов.

.

       Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

       Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны.

       Трудность понимания природы налога связанно с тем, что его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление действительности. Налог – это прежде всего финансовая, экономическая категория, а по всей внутренней сущности – это общественно необходимое явление. Поэтому по мере развития двух наук – экономической и политической – открываются новые возможности для выяснения сущности налога.

       В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно: 1) прерогатива законодательной власти утверждать налоги; 2) главная черта налога - односторонний характер его установления; 3) налог является индивидуально безвозмездным; 4) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства; 5) налог взыскивается на условиях безвозвратности; 6) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

       В соответствии со ст.8 первой части НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

 В начале российской налоговой реформы понятие «налог», «сбор», «пошлина», иной «платеж» не различались. В соответствии со ст.2 Закона об основах налоговой системы все вышеперечисленные наименования обязательных платежей в пользу государства объединялись в одно понятие «налог».

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части НК дается следующее определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

       При этом разграничение не исчерпывается только определениями, данными в ст.8 НК РФ, но и попытками развести налог и сбор, устанавливая отличия в технологии их взимания. Общий принцип различия правового регулирования налога и сбора заключается в том, что действие Налогового кодекса распространяется на сборы только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в Налоговом кодексе.

       . Налоги и сбор обьединяет:1) обязательность платежа; 2) уплата в пользу государства (муниципального образования); 3) применение принуждения в качестве обеспечения уплаты; 4)денежная форма.

В системе налогов и сборов РФ присутствуют также пошлины и взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 

       Представляется, что пошлины близки к сборам в силу отсутствия налогового периода, авансового характера уплаты и индивидуальной возвратности, поэтому к ним применимы нормы НК РФ, относящиеся к сборам.

       Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды Конституционным Судом РФ были приравнены к налогам, и во второй части НК названы социальным налогом. Поэтому для взносов используется именно налоговый режим.

       Понимание термина и сущности налога способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Но самое главное – это то, что без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую ответственность или иные виды ответственности налогоплательщика.

 

 

Функции налогов.

 

       Функция налога – это проявление его социально-экономической сущности в действии, способ выражения его свойств, то есть в основных направлениях воздействия на развитие общества и государства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения государственных доходов.

Вопрос о функциях налогов рассматривается практически в каждом научном труде, посвященном исследованию теории налогов и налогообложения. Но при этом не наблюдается единого мнения в том, какие функции свойственны налогу.

       Основной функцией налога, не вызывающей сомнения, является фискальная. Эта функция проявляется через формирование доходов государства посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. М.Ю. Березин в своей статье «Состав и экономическое содержание функций налогов» говорит о том, что «направленность поступления налога в бюджет позволяет назвать фискальную функцию также казначейской функцией». Он полагает, что определение функции как казначейской является наиболее точным, поскольку «показывает направление движения налога и место его мобилизации. Направление поступления налога одно – в бюджет. Иное направление поступления обязательного денежного платежа не допускает признания его налогом». (16.,С.75-76) Следовательно, выполнение обязательным денежным платежом казначейской функции приводит к закреплению за ним статуса налога.

Фискальная функция в 2002 г обеспечила налоговых поступлений в бюджет России – 81,21%, а за 2003 г. поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ (включая поступления в государственные внебюджетные фонды) 3636 млрд. руб., что на 15,4% больше, чем в 2002 г. Из них в федеральный бюджет поступило 1311,7 млрд. руб. (или 114,1% к уровню 2002 г.), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 1359,4 млрд. руб. (или 115% к 2002 г.). (25., С.4) 

 Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

       Регулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; спад или рост производства, а также его структуры; научно-технический прогресс; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Выделяют три составляющие регулирующей функции налогов РФ: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

       Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой подфункции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопления капитала.

       Фискальные потери вследствие реализации стимулирующей подфункции налога достаточно ощутимы. В данной таблице на основании расчетных данных Министерства финансов РФ приведена оценка потерь доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2002 г.(7., С. 25)

 

 

Налоговые доходы и льготы

Оценка налоговых льгот исходя из предусмотренного в проекте бюджета РФ уровня собираемости налогов

в условиях действующего законодательства в 2001 г.

с учетом изменения налогового законодательства

всего, млрд. руб. в том числе в федеральный бюджет, млрд. руб. Всего, млрд. руб. в том числе в федеральный бюджет, млрд. руб.
Налоговые доходы бюджетной системы – сумма 2648,7 1581,0 2616,2 1626,3
Налоговые льготы, предостав- ляемые в соответствии с феде- ральным налоговым законода- тельством и законодательством субъектов федерации, - сумма   783,7   282,0   497,5   209,7
в % к ВВП 7,39 2,66 4,69 1,98
Удельный вес льгот в общей сумме налоговых доходов 23,6 15,1 16,0 11,4

 

       Дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.

       Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за воду, потребляемую промышленными предприятиями, за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и используются для финансирования расходов из соответствующих целевых бюджетных фондов, где они и аккумулируются.

       М.Ю. Березин полагает, что название «регулирующая» для данной функции «недостаточно верное», так как «называя функцию налога регулирующей, следовало бы в зависимости от колебаний экономики для определенных категорий налогоплательщиков изменять не только состав льгот, но и параметры других инструментов распределения налоговой нагрузки, например величины налоговых ставок, что противоречит принципу постоянства элементов налога, определенности и стабильности налоговой системы». Он называет эту функцию обременительной, так как «налог на плательщика всегда возлагает определенную налоговую нагрузку … налог фиксирует ее, а не регулирует».(16.,С.78)

       Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таим образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

       Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов – явление частое. Уже в 2004 г. этой проблеме было посвящено несколько статей, из них «Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщиков» В. Вишневского и А. Веткина в журнале «Вопросы экономики» и статья Е.Г. Беккер «Совершенствование институциональной системы как метод сокращения уклонения от налогов» в журнале «Финансы и кредит».                                      

        

 

                   1.3. Элементы налога (основная терминология).

       Налог представляет собой цельное, но неоднородное образование и распадается на ряд элементов. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах РФ, определяющих условия налогообложения, его организацию, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

       Субъект налога, или налогоплательщик, - это физическое либо юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность платить налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель совпадают в одном лице.

       Резиденты – это физические и юридические лица,имеющие постоянное местопребывание в государстве; налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом. Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году.

       Нерезиденты не имеют постоянного местопребывание в государстве; налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

       Налоговый агент – это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

       Объект налогообложения – это некий юридический факт, устанавливающий отношение налогоплательщика к предмету налогообложения и обуславливающий возникновение обязанности по уплате налога именно у этого налогоплательщика.(22., С.3)

       Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта. Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения. Поэтому база налога выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада).

       Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

       Налоговая ставка(норма налогового обложения) представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы.

       Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера.                Предмет налога – это экономическое основание, с которым связывается возникновение обязанности по уплате налога.(22., С.3)

       Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Он отражается через экономические (стоимостные) и физические характеристики. Масштаб налога как элемент налога необходим для определения налогооблагаемой базы.

       Единица налога как элемент налога тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба.

       Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Существуют два источника – доход и капитал налогоплательщика. Источник может совпадать с предметом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: предмет налога – заработная плата (она же источник налога).

       Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода (изъятие налога до получения владельцем дохода), по декларации (изъятие части дохода после его получения) и по кадастру.

       Декларация – официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени

       Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.

           

 



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
Сущность и признаки налогов и сборов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и признаки налогов и сборов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)