Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления совершенствования налоговой системы России.



2019-12-29 360 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования налоговой системы России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

                   4.1. Пути совершенствования налоговой системы РФ.

       В России проблема совершенствования налоговой системы – одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий.

       По словам В.В. Путина «налоговая система пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности».(17., С. 18)

       На основании статей В.А. Кашина и М.Р. Бобоева (21., С. 14-20),    И.В. Караваевой и А.В. Волкова (20., С. 62-63) попытаемся установить основные пути совершенствования налоговой системы России.

       Что касается корпоративного налога, то в наших условиях наиболее разумным было бы полностью отменить этот налог и перейти к налогообложению только выводимых из предприятия (производства) доходов и капиталов. Тогда в категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами прибыли (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу (включая и скрываемые в виде ссуд, гонораров и т.д.), возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии, опционы и т.д. директорам и высшим управляющим компаний.

       В порядке частичной замены налога на прибыль следует ввести «энергетический акциз» (одновременно со снижением ставки ПДС до среднеевропейского уровня – 15%), за счет которого государство может ввести внутренние цены на энергоресурсы на уровень среднеевропейских и начать формировать общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза, в принципе, не должны превращать нынешние обязательства организаций по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут абсолютно законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи за счет экономии потребления энергии или через переход на альтернативные источники энергопитания.

       Следует разом и безоговорочно отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства.

       Необходимо прекратить налогообложение малого бизнеса. Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при выполнении следующих условий:

· учредители предприятий не только вкладывают деньги, но и реально работают на этих предприятиях;

· среди учредителей нет юридических лиц;

· предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности всем своим личным имуществом по всем его долгам и иным финансовым (включая налоговые) обязательствам;

· число наемных работников ограничивается либо членами семьи, либо некоторым невысоким лимитом – например, в 5-10 человек;

· оборот не превышает установленного максимального предела, а чистая прибыль не превышает кратного прожиточного минимума.

Что касается налоговых льгот то, в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Такие предприятия могут стать действительными лидерами макроэкономической стабилизации, способны вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

Серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов. Для решения этой проблемы в нашей стране требуется не только снижение ставок налогов, сколько прежде всего совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика, его оппортунистический тип поведения. Далее, необходима реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями общественной властью в корыстных интересах, когда политики и чиновники в смычке с олигархами прикрывают существование различных посреднических структур, нарушают условия рыночной конкуренции, выбивая налоговые льготы и различные преференции для «своих» предприятий, территорий и отраслей. Наконец, нужна скрупулезная настройка налогового законодательства с целью обеспечения его прозрачности и предотвращения налоговой дискриминации, повышения вероятности обнаружения фактов уклонения прежде всего у посредников, благодаря деятельности которых сегодня многократно сокращаются издержки уклонения от уплаты налогов для рядовых налогоплательщиков. Ужесточение штрафных санкций, рост числа проверок и количества проверяющих как возможные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов могут привести к положительным результатам только при опережающей эффективной борьбе с коррупцией.(18., С.57-58)

Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и служение возможностей для уклонения от налогообложения.

Центральным звеном модернизации налоговой системы является создание центров обработки данных, на которые возлагается основное бремя задач по поводу обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней.(24., С. 32) 

Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане начиная с рождения. При этом каждому гражданину должен присваиваться единый и постоянный индентификационный номер.

На ближайшую перспективу следует подумать об объединении на основе налогового учета всех видов государственного учета, включая и паспортный. Тогда вместо внутренних паспортов граждане могут пользоваться простейшими (но существенно более надежными) удостоверениями личности, в которых, кроме их налогового номера, будут содержаться еще и их отпечатки пальцев (в реальном виде или в цифровом формате).

Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведовством функции сборщика налогов. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения- в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России.

Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся так:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2) расширение налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

 

Заключение.

           

Для обеспечения стабильного развития нашей страны должны учитываться и строго соблюдаться все вышеупомянутые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика России, налоговые законы не должны приниматься и проводится в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа.

       Важно помнить, что никто не может полностью отказаться от системы налогов. Налоговая система – не только бремя, которое несет на себе налогоплательщик, но и один из важнейших элементов рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в нашей стране. Более того, налоги – это плата за все получаемые гражданами блага, в том числе за общественный порядок, воспитание детей, образование. В нашем обществе, к сожалению, усилиями органов власти, экономической науки и практики в течение долгих лет формировалось негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Настало время воспитания налоговой культуры граждан, основополагающей идеей которой является утверждение, что налогообложение – это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в развитие своей страны.

       Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую.

Мировой опыт налоговых реформ свидетельствует о том, что даже хорошо работающая налоговая система не может отлично работать вечно. Изменяются государственные цели и приоритеты. С появлением новых технологий открываются и новые возможности. Эти и многие другие причины вызывают необходимость в постоянном совершенствовании налогового администрирования. Таким образом, главной целью налоговой реформы должно быть не создание наилучшего и окончательного варианта налоговой системы, а создание встроенного механизма постоянной адоптации этой системы к внешним изменениям. Полагаем, что это обстоятельство в полной мере должно учитываться при реформировании налоговой системы России.

 

Приложение.

Таблица 1

Поступление основных контролируемых министерством налогов  (млрд. рублей)

 

  Задание на 2003 год в соответствии с Федеральным законом от 11.11.03 № 150-ФЗ Фактически поступило в 2003 году % выполнения Справочно: фактически поступило в 2002 году 2003 год в % к 2002 году
Налоговые и неналоговые доходы – всего из них: Налог на прибыль организаций НДС Справочно: возмещено НДС по налоговой ставке 0% Акцизы Платежи за пользование природными ресурсами   1300,9     161,9 622,6     290 250,6   243,1     1311,7     170,8 619     292 248,1   249,5   100,8     105,5 99,4     100,7 99   102,6   1149,2     172,2 532,3     240,1 210,5   214,2   114,1     99,2 116,3     121,6 117,8   116,5

 

           

                  

 

 

 

Таблица 2

Налоговые поступления по отраслям экономики (млн. рублей)

 

Отрасли экономики Поступления                в 2002 году Поступления                в 2003 году
Транспорт Топливная промышленность Машиностроение и металлообработка Строительство Торговля и общественное питание Пищевая промышленность Электроэнергетика Черная и цветная металлургия Химия и нефтехимия Лесная, деревообрабатывающая и ц/б промышленность Промышленность стройматериалов Легкая промышленность 180 822,5 509 413,6 151 252,8         155 356 308 913,6 136 626,6 105 867,4  76 018,6          25 746    22 179,1  25 328,2  11 858,3 183 721,3 540 080,6 151 437,7 165 118,6 409 551,9 145 629,5          118 769  94 731,6  25 483,7    20 160,4  26 681,3             11 396

 

Таблица 3

Структура отсроченных (рассроченных) платежей по состоянию            на 1 января 2004 года (млн. руб.)

           

2002 год 2003 год % к предыдущему периоду
Отсроченные (рассроченные) платежи – всего, в том числе: по постановлению Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 по постановлению Правительства РФ от 15.04.2000 № 348 по постановлению Правительства РФ от 05.03.97 № 245 по постановлению Правительства РФ от 02.19.98 № 1147 по постановлению Правительства РФ от 02.10.98 № 1146 По другим постановлениям     122 870   80 762   1306   1281   55   3 39 463   75 850   46 428   1046   1029   15   2 27 330   38   43   20   20   73   33 31

                                        

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая              (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.). – Москва: Эксмо, 2004.

2. Бабленкова И.И. Основы теории государственных финансов и налогообложения. – Москва: ВГНА МНС России; Налоговый вестник, 2003.

3. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. – Москва: Юристъ, 2001.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Москва: Международный центр финансово-экономического развития, 2001.

6. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. 4-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2003.

8. Селезнева Н.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи. – Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.

9. Черник Д.Г. Налоги. – Москва: Финансы и статистика, 1995.

10.  Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. – Москва: Финансы, Юнити, 1998.

11.  Черник Д.Г. Налоги. 4-е издание. – Москва: Финансы и статистика, 2000.

12.  Черник Д.Г. Налоговый кодекс: реформы продолжаются. – Москва: Налоговый вестник, 2000.

13.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – Москва: Инфра-М, 1998.

14.  Андреев И.М. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности//Налоговый вестник № 3, 2004.

15.  Беккер Е.Г. Совершенствование институциональной системы как метод сокращения уклонения от уплаты налогов//Финансы и кредит № 4 (142), 2004.

16.  Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов// Финансы и кредит № 19 (133), 2003.

17.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2004 году»//Финансы № 6, 2003.

18.  Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика//Вопросы экономики № 2, 2004.

19.  Голубева Н.В. Об уплате земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога//Налоговый вестник № 3, 2004.

20.  Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России//Финансы и кредит № 23 (113), 2002.

21.  Кашин В.А., Робоев М.Р. Осовершенствовании налоговой системы Российской Федерации//Налоговый вестник № 12, 2002.

22.  Зрелов А.П. Особенности определения объектов налогообложения для отдельных видов операций (практика УМНС России по г. Москве)//Все о налогах № 3, 2004.

23.  Марков С.А. Упрощенная система налогообложения//Аудитор № 5, 2003.

24.  Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов//Финансы № 6, 2003.

25.  МНС России: итоги и перспективы//Налоги № 10, 2004.

26.  Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов// Налоговый вестник № 6, 2002.

 



2019-12-29 360 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования налоговой системы России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления совершенствования налоговой системы России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)