Основные направления совершенствования налоговой системы России.
4.1. Пути совершенствования налоговой системы РФ. В России проблема совершенствования налоговой системы – одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий. По словам В.В. Путина «налоговая система пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности».(17., С. 18) На основании статей В.А. Кашина и М.Р. Бобоева (21., С. 14-20), И.В. Караваевой и А.В. Волкова (20., С. 62-63) попытаемся установить основные пути совершенствования налоговой системы России. Что касается корпоративного налога, то в наших условиях наиболее разумным было бы полностью отменить этот налог и перейти к налогообложению только выводимых из предприятия (производства) доходов и капиталов. Тогда в категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами прибыли (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу (включая и скрываемые в виде ссуд, гонораров и т.д.), возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии, опционы и т.д. директорам и высшим управляющим компаний. В порядке частичной замены налога на прибыль следует ввести «энергетический акциз» (одновременно со снижением ставки ПДС до среднеевропейского уровня – 15%), за счет которого государство может ввести внутренние цены на энергоресурсы на уровень среднеевропейских и начать формировать общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза, в принципе, не должны превращать нынешние обязательства организаций по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут абсолютно законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи за счет экономии потребления энергии или через переход на альтернативные источники энергопитания. Следует разом и безоговорочно отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Необходимо прекратить налогообложение малого бизнеса. Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при выполнении следующих условий: · учредители предприятий не только вкладывают деньги, но и реально работают на этих предприятиях; · среди учредителей нет юридических лиц; · предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности всем своим личным имуществом по всем его долгам и иным финансовым (включая налоговые) обязательствам; · число наемных работников ограничивается либо членами семьи, либо некоторым невысоким лимитом – например, в 5-10 человек; · оборот не превышает установленного максимального предела, а чистая прибыль не превышает кратного прожиточного минимума. Что касается налоговых льгот то, в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Такие предприятия могут стать действительными лидерами макроэкономической стабилизации, способны вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки. Серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов. Для решения этой проблемы в нашей стране требуется не только снижение ставок налогов, сколько прежде всего совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика, его оппортунистический тип поведения. Далее, необходима реальная борьба с коррупцией и злоупотреблениями общественной властью в корыстных интересах, когда политики и чиновники в смычке с олигархами прикрывают существование различных посреднических структур, нарушают условия рыночной конкуренции, выбивая налоговые льготы и различные преференции для «своих» предприятий, территорий и отраслей. Наконец, нужна скрупулезная настройка налогового законодательства с целью обеспечения его прозрачности и предотвращения налоговой дискриминации, повышения вероятности обнаружения фактов уклонения прежде всего у посредников, благодаря деятельности которых сегодня многократно сокращаются издержки уклонения от уплаты налогов для рядовых налогоплательщиков. Ужесточение штрафных санкций, рост числа проверок и количества проверяющих как возможные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов могут привести к положительным результатам только при опережающей эффективной борьбе с коррупцией.(18., С.57-58) Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и служение возможностей для уклонения от налогообложения. Центральным звеном модернизации налоговой системы является создание центров обработки данных, на которые возлагается основное бремя задач по поводу обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней.(24., С. 32) Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане начиная с рождения. При этом каждому гражданину должен присваиваться единый и постоянный индентификационный номер. На ближайшую перспективу следует подумать об объединении на основе налогового учета всех видов государственного учета, включая и паспортный. Тогда вместо внутренних паспортов граждане могут пользоваться простейшими (но существенно более надежными) удостоверениями личности, в которых, кроме их налогового номера, будут содержаться еще и их отпечатки пальцев (в реальном виде или в цифровом формате). Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведовством функции сборщика налогов. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов. Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения- в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России. Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся так: 1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»; 3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
Заключение.
Для обеспечения стабильного развития нашей страны должны учитываться и строго соблюдаться все вышеупомянутые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика России, налоговые законы не должны приниматься и проводится в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа. Важно помнить, что никто не может полностью отказаться от системы налогов. Налоговая система – не только бремя, которое несет на себе налогоплательщик, но и один из важнейших элементов рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в нашей стране. Более того, налоги – это плата за все получаемые гражданами блага, в том числе за общественный порядок, воспитание детей, образование. В нашем обществе, к сожалению, усилиями органов власти, экономической науки и практики в течение долгих лет формировалось негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Настало время воспитания налоговой культуры граждан, основополагающей идеей которой является утверждение, что налогообложение – это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в развитие своей страны. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Мировой опыт налоговых реформ свидетельствует о том, что даже хорошо работающая налоговая система не может отлично работать вечно. Изменяются государственные цели и приоритеты. С появлением новых технологий открываются и новые возможности. Эти и многие другие причины вызывают необходимость в постоянном совершенствовании налогового администрирования. Таким образом, главной целью налоговой реформы должно быть не создание наилучшего и окончательного варианта налоговой системы, а создание встроенного механизма постоянной адоптации этой системы к внешним изменениям. Полагаем, что это обстоятельство в полной мере должно учитываться при реформировании налоговой системы России.
Приложение. Таблица 1 Поступление основных контролируемых министерством налогов (млрд. рублей)
Таблица 2 Налоговые поступления по отраслям экономики (млн. рублей)
Таблица 3 Структура отсроченных (рассроченных) платежей по состоянию на 1 января 2004 года (млн. руб.)
Список использованных источников и литературы: 1. Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004 г.). – Москва: Эксмо, 2004. 2. Бабленкова И.И. Основы теории государственных финансов и налогообложения. – Москва: ВГНА МНС России; Налоговый вестник, 2003. 3. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. – Москва: Юристъ, 2001. 5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Москва: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. 6. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. 4-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. 8. Селезнева Н.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи. – Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. 9. Черник Д.Г. Налоги. – Москва: Финансы и статистика, 1995. 10. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. – Москва: Финансы, Юнити, 1998. 11. Черник Д.Г. Налоги. 4-е издание. – Москва: Финансы и статистика, 2000. 12. Черник Д.Г. Налоговый кодекс: реформы продолжаются. – Москва: Налоговый вестник, 2000. 13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – Москва: Инфра-М, 1998. 14. Андреев И.М. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности//Налоговый вестник № 3, 2004. 15. Беккер Е.Г. Совершенствование институциональной системы как метод сокращения уклонения от уплаты налогов//Финансы и кредит № 4 (142), 2004. 16. Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов// Финансы и кредит № 19 (133), 2003. 17. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2004 году»//Финансы № 6, 2003. 18. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика//Вопросы экономики № 2, 2004. 19. Голубева Н.В. Об уплате земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога//Налоговый вестник № 3, 2004. 20. Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России//Финансы и кредит № 23 (113), 2002. 21. Кашин В.А., Робоев М.Р. Осовершенствовании налоговой системы Российской Федерации//Налоговый вестник № 12, 2002. 22. Зрелов А.П. Особенности определения объектов налогообложения для отдельных видов операций (практика УМНС России по г. Москве)//Все о налогах № 3, 2004. 23. Марков С.А. Упрощенная система налогообложения//Аудитор № 5, 2003. 24. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов//Финансы № 6, 2003. 25. МНС России: итоги и перспективы//Налоги № 10, 2004. 26. Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов// Налоговый вестник № 6, 2002.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |