Система налогового законодательства.
Система российского налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. В рамках этой совокупности различают федеральные законы, законы и акты субъектов федерации, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления. В основу российского законодательства положена концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение издания конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Однако на практике это требует времени и значительных усилий со стороны государства. Самые общие подходы закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, в ст.57 главы 2 сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Федеративное устройство государства повлияло на конкретные условия организации бюджетно-налоговых отношений в России. В Конституции РФ определено, что «становление общих принципов налогообложения – объект совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов» (ст.72), а также закреплен принцип единства, на основе которого должна строиться налоговая система. С 1 января 1999 г. правовое обеспечение в сфере налогообложения обеспечивается Налоговым кодексом РФ, налоговыми законами РФ, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления. В Налоговом кодексе закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав системы налогов, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей. Законы Российской Федерации включают законы общего действия (например, Закон «О федеральных органах налоговой полиции») и законы о конкретных налогах. В настоящее время основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса РФ. Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется состав затрат, применяемый при налогообложении; рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и т.д. Согласно ст.4 НК федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах, предусмотренных НК, могут издавать нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сбором, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенных НК. Акты Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) и Министерства финансов Российской Федерации в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой ответственность. Но в целом задача издания подобных актов сводится к разъяснению методики вода в действие закона и т.д. Письма, указания и разъяснения МНС носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Они являются сегодня пока самым обширным источником налогового законодательства. Необходимо подчеркнуть, что инструкции Госналогслужбы не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение – регламентировать единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов. Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного суда Российской Федерации имеет важное значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего арбитражного суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. Кроме национального законодательства, отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (налоговые органы); 4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (таможенные органы); 5) Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов; 7) Органы государственных внебюджетных фондов; 8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения (органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции. 2.3. Налоги, взимаемые на территории России.
Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации, образуют систему, складывающуюся из федеральных, региональных и местных налогов. Критерием выделения именно этих трех видов налогов и сборов является бюджетное устройство России. Федеральные налоги и сборы устанавливаютсяНалоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. За счет этих налогов поддерживается финансовая стабилизация, стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии со ст.13 НК РФ федеральными налогами и сборами являются: 1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3. налог на прибыль (доход) организаций; 4. налог на доходы от капитала; 5. подоходный налог с физических лиц; 6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7. государственная пошлина; 8. таможенная пошлина и таможенные сборы; 9. налог на пользование недрами; 10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13. лесной налог; 14. водный налог; 15. экологический налог; 16. федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Из этих налогов значительные поступления в бюджеты обеспечивает налог на имущество предприятий. Большую роль в поддержании финансовой базы регионов играет сбор на нужды образовательных учреждений. К региональным налогам и сборам относятся: 1. налог на имущество организаций; 2. налог на недвижимость (при введение в действие этого налога прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога); 3. дорожный налог; 4. транспортный налог; 5. налог с продаж; 6. налог на игорный бизнес; 7. региональные лицензионные сборы. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: 1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц; 3. налог на рекламу; 4. налог на наследование или дарение; 5. местные лицензионные сборы. В следующих диаграммах на основе статьи «МНС России: итоги и перспективы» газеты «Налоги» №10 за 2004 г. приведены данные поступлений налогов и сборов в бюджеты нашей страны по основным видам налогов.(25., С.4) Исполняющий обязанности министра по налогам и сборам Геннадий Букаев отметил, что по отдельным налогам, поступившим в федеральный бюджет в 2003 г., отмечается недобор: не выполнено задания по НДС (недопоступило 3,6 млрд. руб.), по свободной группе акцизов (2,5 млрд. руб.). В то же время перевыполнено задание по налогу на прибыль (на 8,9 млрд. руб.), по платежам за пользование природными ресурсами (на 6,4 млрд. руб.), в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых (почти на 6 млрд. руб.). (см. табл.2 в приложении).(25., С.4)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |