Взаимоотношения после гражданской войны
После окончания гражданской войны для восстановления хозяйства социализма необходимо было соединить хозяйственные усилия республик. Дальнейшее развитие федеративных отношений независимых советских республик в послевоенный период характеризуется заключением договоров между РСФСР и этими республиками по военным и экономическим вопросам. В дополнение к договорам заключались соглашения по вопросам финансовым, внешней торговли, продовольственной политики, управления железнодорожным транспортом и связью. Происходивший в мае 1920 года IV Всеукраинский съезд Советов поручил ЦИК Украины войти в переговоры с ВЦИК о представительстве в нем, предложив включить в его состав 30 избранных съездом представителей от Советской Украины. Через месяц, в июне 1920 года, на второй сессии VII созыва ВЦИК принял данное предложение, в его состав было избрано 30 представителей Украины. Это решение положило начало созданию федеративного высшего органа государственной власти складывающейся федерации независимых советских республик. Первый союзный договор был заключен между РСФСР и Советским Азербайджаном 30 сентября 1920 г. Договор между РСФСР и Азербайджанской СCP о военно-экономическом союзе намечал объединение главных отраслей государственного управления. Кроме того, в дополнение к договору был заключен ряд соглашений: «Об объединении продовольственной политики»; «Об объединении управления почтой, телеграфом, телефоном и радиотелеграфом»; «По финансовым вопросам»; «По вопросам внешней торговли»; «О проведении единой экономической политики». Соглашениями устанавливалось, что законодательные акты РСФСР будут действовать также и на территории Азербайджанской ССР. 28 декабря 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украинской ССР. В союзном договоре между РСФСР и Украиной говорилось о том, что обе республики заключают договор, сознавая необходимость сплотить свои силы в целях обороны и в интересах их хозяйственного строительства. Договор РСФСР с Украинской ССР прямо предусматривал военный и хозяйственный союз республик. Для лучшего осуществления военно-хозяйственного сотрудничества предусматривалось объединение военных и хозяйственных органов государственного управления. Объединению подлежали семь народных комиссариатов: военных и морских дел, ВСНХ, внешней торговли, финансов, НКПС, труда, почт и телеграфа. 16 января 1921 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Советской Белоруссией. Статья 1 устанавливала, что РСФСР и Советская Белоруссия вступают между собой в военный и хозяйственный союз. Для лучшей организации военного и хозяйственного сотрудничества этих республик ст. III договора предусматривала объединение тех же семи народных комиссариатов, что и договор РСФСР с Украиной. Условия их объединения были аналогичны условиям объединения народных комиссариатов РСФСР и Украины. На таких же в основном началах были заключены союзные договоры РСФСР и с закавказскими советскими республиками. 21 мая 1921 г. РСФСР заключила союзный договор с Советской Грузией, а 30 сентября — с Армянской ССР. В декабре 1921 года IX Всероссийский съезд Советов по предложению закавказских республик принял решение включить в состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета представителей всех договорных республик. До этого в состав ВЦИК входили только представители Украины и Белоруссии. Решение IX Всероссийского съезда Советов о включении в состав ВЦИК представителей всех независимых советских республик было значительным шагом вперед в развитии их федеративных отношений. Включение в декабре 1921 года в состав ВЦИК представителей Грузии, Армении, Азербайджана завершило процесс создания высшего федеративного органа государственной власти. Оно привело также и к изменению характера деятельности Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В послевоенный период ВЦИК являлся не только органом государственной власти РСФСР, но и окончательно сформировался как федеративный орган государственной власти складывающейся федерации, независимых советских республик. Однако права этого органа власти распространялись лишь на вопросы военной и хозяйственной деятельности соответственно заключенным договорам. Особенностью федеративного органа государственной власти республик — ВЦИК — являлось то, что он был создан на основе высшего органа государственной власти РСФСР. Союзные договоры республик явились правовым оформлением их военного и хозяйственного сотрудничества. По сравнению с периодом гражданской войны и интервенции, когда договоров не было и объединялись лишь пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед в развитии федеративных связей республик: союзные договоры предусматривали объединение двух новых органов государственного управления — народных комиссариатов внешней торговли, а также почт и телеграфа[С19] . Историческое значение союзных договоров состоит В том, что юридически закрепленное ими военное и хозяйственное сотрудничество представляло собой дальнейшее развитие федеративных отношений республик, которое подготовило возможность образования СССР[С20] [4].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |