Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литовско-польское государство и восточнославянские земли



2020-02-03 1969 Обсуждений (0)
Литовско-польское государство и восточнославянские земли 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В XIII веке в бассейне реки Неман в результате объединения литовских племён возникло Литовское княжество. Вскоре литовский князь начал экспансию на юг и юго-восток, вглубь древнерусских земель. Русь в это время пыталась противостоять монголо-татарам на востоке,  а также шведам и немецким рыцарям на северо-западе. Для борьбы с литовскими дружинами у Древнерусского государства не было необходимых ресурсов – ни людских, ни материальных.

Проникновение Литовского государства в русские земли происходило постепенно. Вначале в состав княжества вошли Полоцкая земля и Турово-Пинская земля. Расширение территории продолжалось и в XIV веке. В составе Литовского княжества оказались Витебская земля, Полесье, Берестейская земля, (в будущем белорусские земли). Во второй половине XIV века – Чернигово-Северская земля, Киевская земля и Переяславская земля. В начале XV века – Смоленская земля. Изменилось название этого государства, оно стало называться Великим княжеством Литовским. Это государство установило номинальную зависимость и над Диким полем –  малозаселенными землями от Днестра до Днепра (в их нижнем течении), а также восточнее Днепра – до среднего течения Северского Донца и Дона.  

Завоевание этих земель происходило без особого сопротивления местного населения. Объяснялось это несколькими причинами. Во-первых, к моменту появления литовских дружин древнерусские земли находились в состоянии феодальной раздробленности. Киев утратил своё прежнее значение административного, экономического, духовного и военного-политического центра Руси. Он был разграблен монголо-татарами. Нового центра, способного объединить русские земли для сопротивления новым захватчикам, не возникло. Во-вторых, литовские князья проводили в древнерусских землях щадящую политику, суть которой можно изложить так: «Мы старины не разрушаем и нового не вводим». Такая политика не разрушала установившийся уклад и существовавшую систему управления, она воспринималась местным населением без сопротивления. Оно лишь признавало свою вассальную зависимость от литовцев и выплачивало им дань. В-третьих, русичи воспринимали пришедших  и как освободителей от монголо-татарского ига.

Так сложилось государство, которое называют ещё Литовско-Русским. По сравнению с русичами литовцы находились на более низком уровне политического и культурного развития. У восточных славян они позаимствовали закон – Русскую Правду. Язык завоеванного населения стал использоваться в качестве официального языка. Под влиянием русичей литовцы из язычества перешли в православие, приняли крещение.

Литовские дружины успешно противостояли монголо-татарам. В 1363 г. на реке Синюхе (Синие Воды) – левый приток Южного Буга – под началом Великого князя Литовского Ольгерда они разгромили монголо-татарское войско.

Великое княжество Литовское столкнулось с интересами другого, соседнего государства – Королевства Польского. Между ними началась продолжительная борьба за галицко-волынские и подольские земли. В результате в середине XIV века Галиция вошла в состав Польши, Волынь – в состав Литвы. В первой половине XV века – Польша захватила Западное Подолье, а Восточное Подолье (Брацлавщина) осталось за Литовским государством; кроме того, Польша захватила западные земли  Волыни. 

Между тем, оба государства успешно сдерживали натиск немецких рыцарей, которые при содействии католической церкви вели наступление с запада и севера на  славянские земли. В 1410 г. под Грюнвальдом их совместные силы при участии чешских  и татарских отрядов разгромили войска  Тевтонского ордена (крестоносцев).  

В конце XIV века в Королевстве Польском прервалась правящая династия. Королевой стала Ядвига, дочь умершего короля. Польская феодальная верхушка настаивала на заключении брака  Ядвиги с Великим князем Литовским – Ягайло. Брачный союз был заключен в 1385 году в городе Крево. Династический союз дополнялся государственным союзом – Польского королевства и Великого княжества Литовского. Ягайло при этом объявлялся королем Польши. Так была заключена Кревская уния (союз). Был сделан первый шаг к сближению двух государств.

Польские магнаты не скрывали своего стремления захватить литовские земли и превратить Великое княжество Литовское в провинцию Королевства Польского. Против таких перспектив выступили крупные литовские феодалы во главе с Витовтом (оппозиция). Их поддержало и местное русское население. Противостояние Ягайло и Витовта закончилось подписанием в 1392 году Островской унии. По её условиям Великое княжество Литовское сохранялось, но как вассал Польского королевства.

Вторым шагом на пути сближения польского и литовского государств было подписание в 1413 году Городельской унии. Она не привела к созданию единого польско-литовского государства. Каждое сохраняло свою самостоятельность. Однако Городельская уния положила начало полонизации населения Великого княжества Литовского. Против этого выступила оппозиция, сформированная из крупных литовских и  русских (местных) феодалов. Её возглавил князь Свидригайло Ольгердович. Движение, начатое оппозицией, привело к фактическому распаду Литовско-Русского государства: на собственно Литву, её возглавил Сигизмунд, и «великое княжение Русское» во главе со Свидригайло. Однако оппозиция потерпела поражение. Спустя несколько лет Сигизмунд сумел вновь покорить восточнославянские земли.

Чтобы не допустить возникновения нового противостояния, на русских землях Великого княжества Литовского к концу XV века были постепенно ликвидированы удельные княжества, сохранявшиеся со времен Руси. Вводилось новое административно-территориальное деление: крестьянские общины образовывали волости, волости – уезды, уезды – земли-воеводства. Литовская феодальная верхушка стремилась разорвать духовные связи  восточных славян. Она взяла курс на заключение унии между православной церковью Великого княжества Литовского и католической церковью. В 1458 г. православная церковь выделялась в киевскую митрополию, обособленную от московской православной церкви. Однако восточнославянское население продолжало сохранять верность православию и оказывало сопротивление  распространению католичества. Спасаясь от литовских феодалов, нередко местные русские князья и простой люд переселялись в приграничные земли под защиту Московского государства.

В таких условиях происходило структурирование литовско-русского феодального общества и  формирование новой элиты под сильным влиянием польско-католической традиции. Феодальную верхушку Великого княжества Литовского стали представлять магнаты – крупные землевладельцы, и  шляхта – средние и мелкие собственники земли. Эти новые сословия литовско-русского феодального общества закрепили за собой немало привилегий, но в сравнении с польской феодальной верхушкой их привилегии были ограничены. Борьба литовско-русской элиты за равные с польскими феодалами права и привилегии закончилась их победой. Одновременно завершилось формирование феодальных сословий – магнатского и шляхетского. За каждым закреплялись права и привилегии, свойственные только представителям данного  сословия феодальной верхушки, независимо от их национальной принадлежности. Принадлежность к сословию определялась по рождению; феодальные сословия  были закрытыми, переход из одного сословия в другое был невозможен.

Феодально зависимое население  Великого княжества Литовского продолжало жить соседскими (территориальными) общинами. Община выплачивала налоги и дань государству, частным собственникам земли, монастырям. До середины XV века феодально зависимое крестьянство, горожане оставались не закрепощенными. Перевод крестьян в состояние крепостной зависимости был вызван распространением в Великом княжестве Литовском новой – фольварочной – системы ведения феодального хозяйства. Новая система хозяйствования пришла из Польши. Феодалу для успешного ведения хозяйства необходимы были такие условия: наличие большого землевладения, постоянно закрепленной за ним дешевой рабочей силы и возможности продавать выращенную продукцию на рынке.  Начало их закрепощению положил привилей Казимира 1447 года, в котором запрещалось крестьянам переходить от одного феодала к другому в поисках лучших условий жизни. Решающую роль в юридическом оформлении крепостного права сыграли Литовские уставы (статуты): первой редакции (1529 г.), второй (1566 г.) и третьей (1588 г.). Устав в третьей редакции поставил точку в закрепощении крестьян Великого княжества литовского. Свободных от крепостной зависимости крестьян  уже не было.

К середине XVI века закончилось структурирование и польского феодального общества. Оно  соответствовало структуре феодального общества Великого княжества Литовского. Завершилась и трансформация государственного устройства Польши и  Литвы. Оба государства пришли к новой форме правления – сословно-представительной монархии. Их феодальные элиты были заинтересованы в дальнейшем сближении Польского королевства и Великого княжества литовского. Польские феодалы стремились расширить свои фольварки за счет восточнославянских земель. А литовские феодалы нуждались в сильном союзнике, чтобы укрепить свои позиции в Восточной Европе и составить конкуренцию молодому Московскому государству, которое закончило процесс собирания земель Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель и выходило на европейскую арену.

В 1569 г. в городе Люблин была заключена Люблинская уния. Она стала одним из решающих событий средневековой истории Восточной и Центральной Европы. На исторической карте появилось новое государство Речь Посполита. Оно возникло в результате слияния Польского королевства и Великого княжества литовского в соответствии с Люблинской унией. При этом собственно литовские земли сохраняли в рамках этого единого государства автономный статус. Сохранялись финансы, казна, войско, местная администрация, государственный герб и печать. Южные земли (Украина) переходили в непосредственное управление Польши.

Люблинская уния открывала польским феодалам дорогу к плодородным  украинским землям. С ними на Украину пришли фольварки, крепостное право, национальное угнетение и католичество. В 1596 г. в результате соглашения между высшим православным духовенством, представлявшим верующих Галиции и западной Волыни, и высшим католическим духовенством была подписана Брестская церковная уния. На украинских землях создавалась новая церковь – греко-католическая (униатская). Ейбезвозмезднопередавалось имущество украинской православной церкви, которая объявлялась вне закона. Все православные верующие обязаны были перейти в новую, униатскую церковь или принять католичество. Тот, кто не подчинялся, объявлялся еретиком. Таким образом, чужая народу вера насаждалась принудительно. Православные Украины отказывались следовать решению Брестского церковного собора, считая его предательством веры и традиций своих дедов-прадедов.

В таких неблагоприятных исторических обстоятельствах продолжался процесс этногенеза восточных славян. Врамках Древнерусскогогосударства восточнославянские племена сохраняли свои особенности материального быта. Вместе с тем, с принятием христианства в их среде формировалось единство духовного мира, на основе церковнославянского литературного языка и живой народной речи развивался общий, понятный в целом всем, древнерусский язык, торговые связи соединяли разные регионы Руси, а внешняя опасность способствовала возникновению ощущения важности внутреннего единства общества. Существование единого государства благоприятствовало формированию древнерусской этнической общности

В XIII-XIV веках в Восточной Европе возникли неблагоприятные факторы, тормозившие процесс этногенеза восточных славян. Феодальная раздробленность привела к исчезновению единого Древнерусского государства. Восточнославянские земли испытали колоссальное внешнеполитическое давление: монголо-татарское нашествие, попытки шведов и крестоносцев захватить северо-западные земли Руси, захват Литовским княжеством и Королевством Польским значительной части земель Восточной Европы.

Как следствие – были разорваны прежние политические, экономические и духовные связи, соединявшие население Руси.  Единство древнерусской этнической общности было  ослаблено. Одновременно  на древнерусскую общность оказывали значительное влияние тюркский этнос в южном регионе, литовский и польский этносы – в западном и северо-западном регионе. Другие религии – ислам и католичество соответственно – также оказывали существенное влияние на жизненные устои православных русичей этих регионов. Эти сложные процессы непосредственно повлияли на становление русской, белорусской и украинской народностей. Они формировались на основе древнерусской общности и поэтому, будучи новыми, в то же время являлись генетически, культурно и духовно родственными  этническими  образованиями. При этом историческая память восточных славян продолжала хранить единую основу: православную веру, героический былинный эпос, похожие народные традиции, ощущение внутреннего единства.  При определенных изменениях языка, его основы оставались понятными и близкими всем восточным славянам. Современная этнология определяет восточнославянские народы как устойчивую  мегаэтническую  общность или суперэтнос.

Таким образом, в XIV веке большая часть восточнославянских земель оказалась в составе литовско-польского государства. Золотая Орда вступила в период феодальной раздробленности и её влияния на развитие Восточной Европы заметно ослабело. В таких условиях продолжался процесс этногенеза восточных славян, что привело к возникновению новых народностей - украинской, белоруской и русской, составивших единый суперэтнос.

.



2020-02-03 1969 Обсуждений (0)
Литовско-польское государство и восточнославянские земли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литовско-польское государство и восточнославянские земли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)