Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование Донбасса как нового  промышленного



2020-02-03 2358 Обсуждений (0)
Формирование Донбасса как нового  промышленного 4.80 из 5.00 5 оценок




        региона Российской империи

 С конца XVIII века развитие  Донецкого  края происходило в составе Новороссии – потенциально богатого своими природными ресурсами, но мало освоенного региона Российской империи. Одной из особенностей этого региона и Донбасса в частности являлось отсутствие в общественной среде исторически глубоких крепостнических традиций. Пережитки старой системы хозяйствования не являлись в Новороссии  таким сдерживающим фактором, как в других регионах, поэтому здесь быстрее формировались капиталистические отношения.

Заселение. В XIX веке Донецкий край продолжал интенсивно заселяться при содействии Российского государства, заинтересованного в ускорении его хозяйственного освоения. В 1804 г. в Северное Приазовье из Белоруссии было переселено 340 тыс. евреев. В 1820-е годы в Донецкий бассейн прибыли итальянцы и итализированные славяне – переселенцы с побережья  Адриатического моря. Они осели в районе Мариуполя. Уже в 1823 г. на новом месте было создано 17 немецких колоний. Вскоре был создан Мариупольский меннонитский округ с административным  центром  Остгайм (с 1935 г. – Тельманово).

В 1831 г. в Северное Приазовье был переведен Дунайский казачий полк, сформированный в 1828 г. из задунайских казаков, которые участвовали в русско-турецкой войне на стороне России. На новом месте из них было сформировано Азовское казачье войско. Азовцев расселили на Бердянской пустоши. К Азовскому войску приписали и украинцев, переселенцев из Черниговской губернии. Всего в Азовском войске насчитывалось 1 тыс. семей.

С конца 1830-х годов на землях бывшей Кальмиусской паланки Новой Сечи (западная часть Донбасса) селились преимущественно украинские крестьяне, переселенцы с Левобережной Украины и Слобожанщины. К середине 1840-х годов они основали 38 новых поселений. В них проживало 21 тыс. мужского пола.

В 1849 г. донские казаки основали на побережье Азовского моря Новониколаевскую станицу (ныне город Новоазовск).

Во второй половине XIX века в связи с ускоренным развитием промышленного производства в Донбасс хлынули русские и украинские переселенцы в поисках работы. Правительственные круги практически не регулировали эти потоки переселенцев. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года показала, что в нашем  крае проживали представители 45 различных наречий. Наибольшую группу населения составляли русские и малороссы (украинцы).  На втором месте после них были греки, на третьем – немцы;  далее шли татары, евреи, турки, поляки, молдаване и др. 

Общую численность населения Донецкого бассейна в конце XIX века определить непросто. Дело в том, что регион не являлся тогда единым целым в административно-территориальном отношении. После завершения административно-территориальных преобразований начала XIX века земли нашего края входили в состав двух губерний: Харьковской (Старобельский уезд) и Екатеринославской (Бахмутский, Славяносербский, Мариупольский уезды и часть Александровского уезда), а восточная часть земель – в состав  Области Войска Донского.

Экономика. В первой половине XIX века в условиях кризиса феодально-крепостнической системы России в хозяйственном развитии Донецкого края проявилось немало признаков становления новых буржуазных отношений. Следует подчеркнуть, что в местной крестьянской среде преобладала категория государственных крестьян. Государственные крестьяне не выполняли барщину, были на оброке, выполняли повинности в пользу государства. Они проявляли повышенный интерес к поиску дополнительного приработка для уплаты налогов. Именно в этой среде раньше, чем у помещичьих крестьян, выделились зажиточные крестьяне, потенциально готовые вкладывать  лишнюю  копейку в предпринимательское дело.

Сельское хозяйство.  Эта отрасль экономики Донецкого края, как и Новороссии вцелом, продолжала оставаться главной в начале XIX века. Ведущая роль отводилась земледелию. По характеру это было экстенсивное земледелие. В регионе еще оставались неосвоенные земли. За счет этих земель продолжали расширяться посевы пшеницы, ячменя, проса. Немало площадей отводилось под выращивание технических культур – картофеля, льна, табака, бахчевых, спрос на них в Российской империи постоянно рос. В хозяйствах – дворянских, крестьянских –  стали использовать усовершенствованную сельскохозяйственную технику: косилки и веялки.  Благодаря этому повышалась производительность труда, увеличивалась урожайность, и в конечном счете – товарность хозяйства: росли поставки товара на внутренний, а затем – и на внешний рынок.

Другой важной отраслью сельского хозяйства нашего региона в начале XIX века было животноводство. Разведением лошадей и овец занимались и помещики, и зажиточные крестьяне. Природные условия – пастбища с сочной травой, теплый климат – благоприятствовали этому. К тому же животноводство являлось менее рискованным занятием, чем земледелие в крае с резко континентальным климатом. Степные просторы позволяли отводить значительные площади под развитие животноводства. В нашем регионе появились большие хозяйства по разведению лошадей и овец, их называли «заводами». Продукция «заводов» поступала на внутренний рынок Российской империи.

 Для стимулирования хозяйственного освоения Новороссии в регионе стали  проводиться с 1840-х годов сельскохозяйственные выставки, где пропагандировались знания о севообороте, новых породах скота, новой сельскохозяйственной технике. Интерес к выставкам проявляли владельцы крупных хозяйств – помещики и зажиточные крестьяне.

Еще одна отрасль наращивала свой потенциал в первой половине XIX века в Донецком бассейне – мануфактурное производство. С началом промышленного переворота, занявшего в России полвека (1830-1880-е годы),  мануфактурное производство постепенно становилось ведущей отраслью в нашем крае. В первой половине XIX века определились два центра, где сосредоточивались мануфактурные  предприятия: Мариуполь и Бахмут.

В Мариуполе было немало предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции – мукомолен, маслобоен, винокурен и др. Их владельцы – мещане и зажиточные крестьяне. В 1830 г. в Мариуполе была построена первая макаронная «фабрика»; ее продукция находила сбыт на внутреннем рынке. Развитие хозяйства города сопровождалось увеличением количества жителей. С этим явлением был непосредственно связан рост спроса на строительные материалы. Первый завод по производству кирпича и черепицы возник в городе в начале XIX века, а в середине XIX века действовало 7 таких заводов.

В Бахмуте возобновилась выварка соли, но уже на каменном угле. В 1832 г. возобновилось производство соли и в Торе (ныне город Славянск). В середине XIX века тут работало 12 солеварных заводов. Они принадлежали местным мещанам. Кроме того, в 1857 г. в Бахмуте был построен завод по производству воска, в 1860 г. – табачная фабрика.

Продолжались работы по изучению полезных ископаемых Донецкого кряжа. В 1827 году горным инженером Е.Ковалевским была составлена первая геологическая карта Донбасса. На карту было нанесено 25 разведанных месторождений угля. Проводились разведочные работы и другими экспедициями, которые прибывали в наш край по указанию правящих кругов или отечественных заводчиков.

В первой половине XIX века уголь стал разрабатываться активнее: у казачьей станицы Грушевая (ныне территория города Шахты Ростовской области), возле Александровки. В 1841 г. по приказу  М.Воронцова, генерал-губернатора Новороссии в верховьях реки Кальмиус (г. Донецк) под руководством горного инженера А.В.Гурьева началось строительство трех новых шахт. С этого начиналась история Александровского рудника, где добывался уголь высокого качества и который использовался на паровых судах Черноморского флота. Александровский рудник давал высокую прибыль, по этой причине в строительство шахт в Донбассе включились местные предприниматели, помещики. К примеру, местным землевладельцем Рутченко и помещиком Карповым были заложены глубокие рудники: Рутченковские и Карповские (территория города Донецка). В начале 1850-х годов в Донбассе было 45 действовавших рудников.

К 1860 г. добыча угля в Донецком бассейне составила 6 млн. пудов в год (1 пуд=16,38 кг); для сравнения – в 1796-1806 гг. было добыто 2,4 млн. пудов. Угледобывающая  промышленность  становилась одной из ведущих отраслей региона.

Важным фактором, ускорявшим процесс хозяйственного освоения Донбасса, стало развитие торговли. Производимый товар необходимо было доставить на внутренний рынок.  Внутренняя торговля в нашем крае была представлена Бахмутской и Мариупольской ярмарками  (они проводилась 3-4 раза в год). Огромное  место в торговле Донбасса занимал Мариупольский порт. Успешно развивалась его инфраструктура: в 1800 г. была организована таможня, позднее создано портовое управление. В 1846 г. на балансе порта было 376 каботажных судов и 61 заграничное судно. Развивалась и стационарная форма торговли в городах: строились лавки, харчевни, винные погреба. С 1830 г. в Бахмуте начал функционировать гостиный двор. 

Во второй половине XIX века промышленный переворот в Российской империи вступил в решающую стадию. Ускорилось развитие и экономики Донецкого бассейна.  На первый план вышли крупные предприятия тяжелой промышленности. Теперь они стали «визитной карточкой» нашего края. Решающим фактором в этом процессе стало железнодорожное строительство.

В 1865 г. группа промышленников Донбасса обратилась к российскому правительству с просьбой учредить концессию на строительство железной дороги от Курска до Таганрога. Планировалось, что она пройдет через Харьков. Эта железная дорога была необходима для вывоза хлеба из центральных районов России к Мариупольскому порту, а в обратном  направлении по ней шел бы уголь Донбасса.

В 1868-1870 гг. Курско-Харьковско-Азовская железная дорога была построена. Это была первая железная дорога в нашем регионе. Она находилась в частной собственности. Железная дорога пересекала Донбасс через Лозовую, Горловку, Таганрог; конечным пунктом был город Ростов. В железнодорожное строительство включились и другие предприниматели. В 1872 г. по договору, заключенному Дж. Юзом с российским правительством, началось строительство Константиновской железнодорожной ветки. Она соединила Константиновку с Ясиноватой и Еленовкой. В 1878 г. началась эксплуатация еще одной – частной Донецкой железной дороги. В 1884 г. закончилось строительство Екатерининской железной дороги, связавшей Криворожье с Донбассом. К концу 1880-х годов в Донецком бассейне функционировали 1 казенная железная дорога и 2 частные. В 1890-х годах правительство стало выкупать частные дороги. Тогда же начались пассажирские перевозки по железной дороге.

Железнодорожное строительство дало толчок развитию отечественной индустрии, стимулировало развитие внутренней и внешней торговли, соединяло регионы России в единое целое, укрепляя российский внутренний рынок.

Большой спрос на чугун, близость криворожской железной руды и возможность доставки ее в Донбасс обусловили развитие в нашем крае черной металлургии. Этому способствовала также политика российского правительства: оно предоставляло инвестиционное право иностранным капиталистам на льготных условиях. В Донецкий бассейн потекли капиталы. Одним из первых иностранных владельцев капитала был Джон  Юз, вложивший свои средства в развитие угледобывающей и металлургической промышленности Донбасса. В 1873 году был налажен  пуск завода Новороссийского акционерного общества каменноугольного, железного и рельсового производств (г. Донецк), делами которого заправлял Джон Юз.

Это был первый крупный металлургический завод, обеспечивший высокие прибыли владельцу. На построенном в 1858 г. доменном заводе, названном в честь  императора Петра I – Петровским (территория современного города Енакиево), не удалось наладить долговременное производство. Вслед за Юзовским заводом на Юге России развернулось строительство других металлургических предприятий. К концу XIX века в Новороссии функционировало 17 металлургических заводов, из них 12 – в Донбассе. В сооружение крупных металлургических заводов вкладывали капиталы в основном иностранцы: бельгийцы, немцы, французы, англичане, американцы.

По объему производимого металла регион вскоре опередил старый промышленный район империи – Урал. Донбасс занял ведущее место в металлургии Юга России. Металлургические заводы нашего края давали 70% южного чугуна или более 36% общероссийского  объема  металла.

Во второй половине  XIX века в нашем крае получила развитие еще одна отрасль тяжелой промышленности – металлообрабатывающая. Этому способствовала частная инициатива иностранных и отечественных инвесторов. Так, за эти годы были построены: Горловский завод горного оборудования, Дебальцевский механический завод, Харцызский котельный завод, Машиностроительный и чугунолитейный  завод Э.Т.Боссе и Р.Г.Геннефельда (ныне Донгормаш) и другие предприятия. Крупнейшим из них был Луганский паровозостроительный завод (1890 г.), построенный Г. Гартманом.

Донбасс оставался важным регионом добычи соли. Во второй половине XIX века она добывалась шахтным способом (район Бахмута) и по-прежнему вываривалась. Закладывались основы химической промышленности. Началось производство соды на содовом заводе у Лисичанска, построен был еще один содовый завод около Славянска (Тор). Возле Никитовки (Горловка) началась разработка месторождения киновари (руды) и А.А.Ауэрбахом был построен единственный в России завод по производству ртути. К концу XIX века Донбасс давал Российской империи  также стекло, изделия из стекла, кислоту.

В 1900 г. в Донецком бассейне работало до 300 предприятий тяжелой и пищевой промышленности. Промышленное производство развивалось быстрее в западной части региона, чем в восточной части, относящейся к Области Войска Донского. Дело в том, что земли донского казачества оставались неотчуждаемыми. К тому же в войсковую казну взимались платежи с каждого пуда продукции, произведенной на казачьих землях. Это сдерживало развитие промышленности в Донской стороне.

Во второй половине XIX века возникли более благоприятные условия для развития торговли. Появление в Российской империи банков и их филиалов, укрепление финансовой системы, развитие новых видов связи – почты, телеграфа, железных дорог – позволяло проводить более успешные торговые сделки. Стимулировали развитие внутренней торговли участие в ней новых частных и государственных предприятий. Расширялась и география торговли. Донбасс был связан с Уралом, центральным и западным регионами Российской империи, с Кубанью, Крымом, другими торговыми центрами Новороссии. Модернизация Мариупольского порта позволила установить устойчивые торговые связи с Турцией, Болгарией и Румынией.

Таким образом, за короткий (по историческим меркам) срок Донбасс превратился в крупный промышленный регион Российской империи. Опередив Урал, наш край стал занимать одну из важнейших позиций по уровню производства промышленной продукции и по темпам индустриального развития. К концу XIX века Донбасс сформировался как крупный регион современного промышленного производства России.

 

Выводы:

1. На протяжении XIX века Российская империя преодолела кризис феодально-крепостнической системы и утвердилась в ряду буржуазных государств Западной Европы с развитой экономикой.

2. В Российской империи XIX века возникли общественно-политические движения, и произошло размежевание политических сил.

3. Во внешней политике российской дипломатии удалось укрепить позиции государства после неудач середины XIX века.

4. Многонациональный Донбасс как новый промышленный регион  прочно занял ведущее место в индустрии  пореформенной Российской империи.

 



2020-02-03 2358 Обсуждений (0)
Формирование Донбасса как нового  промышленного 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Формирование Донбасса как нового  промышленного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)