Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страны-экспортеры, против которых в 2008 г. инициированы два и более антидемпинговых расследований



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Страны-экспортеры, против которых в 2008 г. инициированы два и более антидемпинговых расследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Страны-экспортеры Всего Страны-экспортеры Всего
Китай 71 Индонезия 10
ЕС 19 Япония 2
США 8 Вьетнам 3
Малайзия 9 Бразилия 3
Таиланд 13 Иран 3
Корея 9 Канада 3
Тайвань (Китай) 10 Саудовская Аравия 4
Турция 4 Украина 2
Индия 6 ЮАР 3
Россия 2 ВСЕГО 208

Источник: секретариат ВТО (Интернет)

Особое место в системе нетарифных ограничений зарубежных стран занимает требование о содержании местных компонентов. Условие использования местных полуфабрикатов и узлов – это правило, законодательно устанавливающее долю продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой товар предназначен для продажи на внутреннем рынке.

Важной особенностью требования о содержании местных компонентов является то, что оно не дает прямого дохода правительству и не создает квотной ренты для иностранных производителей. Вместе с тем, условие об использовании местных компонентов способствует привлечению прямых иностранных инвестиций. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в последнее время увеличивается, в частности, приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны, которые прибегают во внешнеэкономической политике к выдвижению требований о содержании местных компонентов.

В особую группу нетарифных количественных ограничений выделяются «добровольные» ограничения экспорта, представляющие собой разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. В настоящее время в ЕС, США, ряде других стран происходит модификация «добровольных» ограничений экспорта и они принимают форму «соглашений об упорядочении рынка», которые вводится сразу в нескольких странах.

В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления.

Во второй главе «Эволюция нетарифной ограничительной практики в процессе унификации международной торговой деятельности» проанализированы международные нормы и институты, способствующие формированию системы нетарифных мер во внешнеторговой сфере, сущность и изменение политики протекционизма в современных условиях.

Исследование показало, что в последние два десятилетия российская торговая политика развивалась под постоянным воздействием международного права, главным образом, системы норм, выработанных и используемых в рамках ВТО. Этому способствовали два фактора: наличие исторически сложившихся многих общих правовых основ у России и экономически развитых стран, а также стремление российского бизнеса и государства своевременно адаптироваться к мировым условиям ведения торговли.

Международно-правовое регулирование нетарифных ограничений осуществляется на основе обязательного пакета многосторонних соглашений ВТО, которые развивают и конкретизируют нормы ГАТТ 1994. Соглашениями ВТО подробно урегулированы правила применения количественных ограничений как одной из наиболее распространенных форм нетарифных инструментов, которые могут выступать в виде квот, процедур импортного лицензирования, специальных защитных мер.

Анализ сложившейся на мировом рынке практики применения защитных мер имеет особое значение для целей совершенствования ограничительной практики, формирующихся в настоящее время в России. Исследование показало, что длительный период развития страны в условиях государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности, отсутствие имманентного опыта развития конкурентоспособности, значительного инновационного потенциала, имеющего коммерческий выход, умения сохранять ранее занятые ниши рынков поставили российскую внешнеторговую сферу перед необходимостью организации жесткой защиты национального производителя. В современном мировом хозяйстве эта защита не может строиться иначе, чем на условиях сложившихся, отобранных коллективным опытом многих стран, унифицированных международных норм, принципов и правил. Применение защитных мер, как нам представляется, будет носить длительный характер, пульсируя (по масштабам применения) в зависимости от состояния внешней среды, кризисности мирового финансового сектора, степени агрессивности воздействия на российскую экономику мирового хозяйства.

Важным источником международно-правового регулирования количественных ограничений внешней торговли является смежное с ГАТТ Соглашение о процедурах импортного лицензирования. Соглашение направлено на унификацию правил выдачи импортных лицензий, для того, чтобы исключить превращение лицензионных формальностей в ограничительный инструмент. Импортное лицензирование является правомерным и необходимым для национальной экономики. В то же время оно может превратиться в скрытый барьер торговли в случае неправильного использования принципов его предназначения. Поэтому ВТО генерирует нормы, направленные против использования лицензионных процедур в дискриминационных целях. Нормы ВТО в области экспортных ограничений оказались менее детализированными, поскольку ограничения импорта долгое время были главной темой многосторонних переговоров.

Обобщая проанализированный материал, можно отметить, что количественные ограничения склонны принимать разнообразные формы. С одной стороны, их применение подчинено общему запрету, с другой стороны, оно регулируется многочисленными правилами и исключениями, как на уровне ГАТТ, так и на уровне специальных норм отдельных многосторонних соглашений. Динамика применения количественных нетарифных инструментов неоднозначна. Применение квот и запретов экономического характера, например, может иметь понижательную тенденцию, особенно в периоды стабильного поступательного развития мирового хозяйства. В тоже время растет число запретов, вводимых по неэкономическим соображениям, в особенности в целях защиты окружающей среды, обеспечения безопасности и здоровья человека.

Одним из наиболее действенных и широко применяемых инструментов нетарифного регулирования внешней торговли любого государства является применение антидемпинговых и компенсационных мер. Достаточно подробно критерии определения демпинга и антидемпинговые процедуры рассматриваются в соглашении ВТО по применению соответствующих статей ГАТТ, которое получило название Антидемпингового кодекса. Соглашение является обязательным для всех участников ВТО. В соответствии с ним учрежден комитет ВТО по антидемпинговой политике, функциональной задачей которого является проведение консультаций по вопросам, связанным с реализацией антидемпингового соглашения.

При разработке условий присоединения, по мнению автора, российская сторона должна учитывать, что нормы ВТО не запрещают демпинг или субсидии как таковые, но налагают ограничения на их применение, для того чтобы исключить неблагоприятное воздействие этих инструментов на торговлю.

Национальные органы стандартизации, по замыслу ВТО, должны участвовать в подготовке международных регламентов и стандартов, чтобы затем продвигать их на национальном уровне. К стандартам и регламентам внутригосударственного характера предъяв­ляются некоторые общие требования, соблюдение которых обязательно для то­го, чтобы эти документы считались правомерными. Запрещается использовать технические правила для целей протекционизма. Основным критерием протекционизма в данном случае является применение технических регламентов и барьеров с целью оказания более ограничивающего воздействия, чем это необходимо для достижения законных целей. Законными целями  признаются требования национальной безопасности, предотвращение обманной практики, защита здоровья или безо­пасности людей, жизни или здоровья животных и растений, охрана окружающей среды.

Автор делает вывод, что на  современном этапе развития нетарифного регулирования применение технических,  санитарных и фитосанитарных мер имеет тенденцию к расширению и усложнению. В этой связи знание и грамотная реа­лизация международно-правовых норм ВТО в данной области становится залогом того, что данные меры будут использоваться государствами рационально и без дискриминации. На сегодняшний день данная область регулирования остается наиболее конфликтной, о чем свидетельствует большое количество международных споров, рассматриваемых в соответствующих структурах ВТО.

Усиление в последние два десятилетия «открытости» регулирования торговли привело к тому, что любое одностороннее действие страны по повышению тарифных ставок стало немедленно выявляться и вызывать ответные действия противоположной стороны, результатом чего становились потери тех выигрышей, на которые рассчитывали разработчики торговой политики. Поэтому в практике международной торговли более серьезные позиции стали завоевывать нетарифные регуляторы. Мировой опыт осуществления такой политики основан на сочетании и сосуществовании, казалось бы, двух взаимоисключающих принципов: свободы торговли, часто выражающейся в экспортной экспансии, и протекционизма, стремящегося защитить национального производителя.

Эволюция применения нетарифных средств, на наш взгляд, тесно связана с развитием политики протекционизма в его «нетарифном» проявлении. С ростом интернационализации хозяйственной жизни возросли масштабы воздействия внешней сферы на хозяйственные рынки. Для многих стран внешнеэкономические связи стали решающим фактором для определения конкурентоспособности страны.

Автор делает вывод, что в условиях глобализации существенно выросло значение внешнеэкономической политики государства, которая выступает важным фактором повышения национальной конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности и эффективности социально-экономического развития страны. В современной мировой экономике, для которой характерны масштабная либерализация и расширение международной торговли товарами и услугами, усиление позиции и сферы действия транснациональных корпораций, любые макроэкономические преобразования в государстве испытывают на себе влияние внешних факторов. Фактически, само развитие и благосостояние нации определяется тем, насколько качественно страна интегрирована в систему международного разделения труда.

В политике по отношению к внешней торговле исторически сложилисьи постоянно взаимодействуют два направления: свободной торговли и протекционизма. При значительной либерализации международной торговли элементы протекционизма, присутствующие во внешнеторговой практике большинства стран мира, постоянно модифицируются и усложняются. Необходимость применения протекционистских мер обусловлена, прежде всего, неравномерностью уровней развития стран, и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью национальных производителей по сравнению с иностранными поставщиками. Серьезное влияние оказывает на политику протекционизма нестабильность мировых хозяйственных процессов.

Проводя политику активной защиты либерализации международной торговли, развитые страны при этом широко используют инструменты протекционизма особенно в кризисные периоды. Из-за торговых барьеров, возведенных промышленно развитыми странами по отношению к товарам, представляющим экспортный интерес для развивающихся стран, последние, по данным ЮНКТАД,  ежегодно теряют до 700 млрд. долл.

К объективным причинам проведения политики протекционизма, обоснованным экономической теорией и практикой, относят необходимость защиты «зарождающихся» отраслей экономики. Согласно Дж. С. Миллю, выдвинувшему этот постулат, временные протекционистские пошлины являются наиболее приемлемым средством для государства, создающего у себя аналог иностранной промышленности, поскольку превосходство одной страны над другой в определенной отрасли производства часто возникает только из-за того, что она начала этот процесс раньше. В определенной мере это относится также к поддержке отраслей, находящихся в состоянии кризиса, утративших сравнительные преимущества вследствие каких-либо обстоятельств, в первую очередь, вследствие нестабильности хозяйственной среды.

Этот аргумент в пользу протекционизма возник в период наиболее значительного макроэкономического спада 1930-х годов. Дж. М. Кейнс обосновал, что тарифы, хотя и не являются разумными как долгосрочная политика, могли немедленно облегчить резкий спад, переключить потребление с иностранных на внутренние товары, и тем самым повысить занятость и национальный доход.

По мнению автора, в пользу применения протекционистских мер свидетельствуют и некоторые особенности современной мировой торговли, которая подчинена влиянию острых кризисных явлений, а также стратегических установок таких субъектов, как региональные межгосударственные организации, транснациональные корпорации, финансовые группы, союзы, и, вследствие этого, не может считаться традиционной, объясняемой классическими теориями.

В современных  доктринах внешнеторгового нетарифного регулирования большинства государств преобладают два направления:

- нетарифный протекционизм;

- торгово-политические методы расширения экспорта товаров.

Для защиты и стимулирования национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из наиболее эффективных форм стимулирования экспортных отраслей являются субсидии, представляемые государственным органом страны предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

В текущем десятилетии в мировой практике прослеживается тенденция роста мер административного характера направленных, как правило, на искусственное ограничение возможностей проникновения иностранных конкурентов на внутренний рынок. Эти меры являются, прежде всего, протекционистским инструментом и эволюционируют, по мнению автора, в направлении занятия более унифицированных позиций. Особенно часто административные ограничения применяются как средство реализации правил, касающихся защиты здоровья и безопасности людей, животных и растений, охраны окружающей среды, культурного, исторического наследия, обеспечения прав потребителей. В некоторых случаях административные ограничения применяются как инструмент политического давления в качестве средства реализации запретов и эмбарго, введение которых связано с политическими мотивами.

В третьей главе «Развитие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации на современном этапе» рассмотрены особенности нетарифного регулирования ограничений в российской практике осуществления экспортно-импортных операций, предложены меры совершенствования политики нетарифного регулирования.

В России, как и в большинстве стран мира, государству принадлежит ведущая роль в разработке и реализации национальной внешнеторговой политики. Это обусловлено тем, что экспорт и импорт товаров составляют существенную часть ее валового внутреннего продукта (ВВП), экспортная квота составляет около 30% и национальная экономика может эффективно функционировать только при условии оптимальной регулирующей роли государства.

Наиболее острой проблемой для российской экономики является защита национальных производителей, в том числе  и нетарифными мерами. Экономические реформы, проводимые в России с 90-х г.г. ХХ века, и кризисные проявления последних 2х десятилетий подтвердили, что свободный рынок не является саморегулирующейся системой. Свободный рынок требует активного государственного вмешательства для предотвращения макроэкономической нестабильности, с одной стороны, и оказания содействия развитию цивилизованных рыночных отношений, с другой.

Торговая политика России осуществляется посредством таможенного тарифного и нетарифного регулирования (см. таблицу 3).

В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации установлен единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Этот режим определяет характер нетарифного регулирования.

 

 

Таблица 3

 



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Страны-экспортеры, против которых в 2008 г. инициированы два и более антидемпинговых расследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страны-экспортеры, против которых в 2008 г. инициированы два и более антидемпинговых расследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)