Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности



2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Схема 2. Классификация нетарифных мер 10

Для получения наиболее полного и правильного представления об инструментарии нетарифного регулирования были проанализированы классификации нетарифных мер, разработанные как отдельными исследователями, так и международными экономическими организациями.

На основе проведенного исследования диссертант пришел к выводу, что в отсутствие общепринятого и нормативно закрепленного определения нетарифного регулирования научная ценность проанализированных классификаций состоит в формировании единообразного подхода к определению объекта исследования – понятия «нетарифные меры». В практическом плане выработка общепринятого понятийного аппарата является необходимым условием достижения международных договоренностей по вопросам торговой политики. В соответствии с логикой унификации правил международной торговли основным вариантом классификации нетарифных мер становится схема, разработанная ВТО.

В диссертации охарактеризованы основные группы нетарифных мер и выявлены особые возможности нетарифного регулирования международной торговли в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

В период кризиса особо возрастает роль «точно наводящихся» мер торговой политики, позволяющих бороться не вообще с проникновением иностранных товаров на национальный рынок, а с конкретными случаями нарушений условий конкуренции. Такими свойствами обладает значительная часть нетарифных мер.

Нетарифные меры – модернизирующийся инструментальный сегмент внешнеторгового регулирования. Развитие нетарифного инструментария происходит в рамках общего курса ВТО на либерализацию мировой торговли, одним из направлений которого является последовательная тарификация мер государственного регулирования международной торговли.

Вторая глава диссертации посвящена изучению зарубежного опыта применения нетарифных мер на примере ЕС и США.

Практика нетарифного регулирования в ЕС, ставшая предметом исследования в первом параграфе второй главы, представляет особый интерес, поскольку, с одной стороны, знакомит с особенностями механизма нетарифного регулирования в рамках таможенного и экономического союза, являющегося на сегодняшний день одним из самых крупных в мире интеграционных образований, а с другой стороны, характеризует торговую политику важнейшего внешнеэкономического партнера Российской Федерации.

В диссертации проанализированы особенности применения нетарифных мер в ЕС, отмечено активное использование в европейском механизме нетарифного регулирования мер как экономического, так и административного характера. 11

Установлено, что среди нетарифных мер экономического характера чаще всего применяются антидемпинговые инструменты. При этом нормативное регулирование антидемпинговых мер в ЕС характеризуется, с одной стороны, тем, что оно выведено из компетенции государств-членов и передано в ведение европейской администрации, а с другой стороны, в силу членства ЕС в ВТО, должно выстраиваться в строгом соответствии с нормами Соглашения о толковании статьи VI ГАТТ.

Компенсационные меры по частоте применения существенно уступают антидемпинговым. Приводимые в диссертации статистические данные свидетельствуют о том, что количество инициированных в ЕС расследований о фактах применения специфических субсидий значительно меньше аналогичного показателя антидемпинговых процедур.

Эффективным нетарифным инструментом экономического характера в ЕС остаются налоги и сборы. Несмотря на значительное продвижение в деле унификации правил применения нетарифных инструментов в ЕС, в сфере налогообложения ведущую роль по-прежнему играют национальные регуляторы.

Административный блок нетарифных мер в ЕС чрезвычайно разнообразен и постоянно пополняется новыми инструментами. Центральное место в нем занимают количественные ограничения и иные меры сходного характера.

Ценность изучения американского опыта нетарифного регулирования (второй параграф второй главы) напрямую связана с той ролью, которую США играют в мировой торговле и современных международных экономических отношениях, а также с особым местом, которое США занимают среди государств – основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.

Мировой финансово-экономический кризис вносит определенные коррективы в торговую доктрину США, вкрапляя в нее элементы «вынужденного протекционизма». Однако существенному пересмотру официальная торговая политика до сих пор не была подвергнута.

Применение нетарифных мер в США регламентируется на международном и национальном уровнях. Существенной особенностью торговой политики США, касающейся, в том числе, нетарифных мер, является заметное усиление двусторонних механизмов в ущерб многостороннему регулированию.

В диссертации представлена организационная основа нетарифного регулирования в США и проанализированы изменения, внесенные в нее за последние годы.

Для американской модели нетарифного регулирования характерны общие для большинства зарубежных стран тенденции модификации нетарифного инструментария, появления новых способов и приемов регулирования внешнеторговой деятельности. 12

Эффективными инструментами в современной американской практике нетарифного регулирования выступают антидемпинговые пошлины и налоговое законодательство.

Среди мер административного характера выделяются количественные ограничения, введение запретов на импорт в США, экспортный контроль, использование различных административных процедур в целях внешнеторгового регулирования, применение стандартов и иных технических барьеров в торговой политике и т.д.

Европейская и американская модели нетарифного регулирования, отличаясь оригинальностью и наличием значительного числа уникальных черт и особенностей, в то же время, в силу членства в ВТО и участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, соответствуют общепринятым принципам торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским и американским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении национальных товаропроизводителей, который при этом не противоречил бы международным торговым правилам и стандартам.

Нетарифные инструменты в отдельных случаях могут применяться как средства оперативного регулирования внешнего товарооборота благодаря тому, что само нетарифное регулирование в меньшей степени (по сравнению с таможенно-тарифным регулированием) связано международными обязательствами. При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не в полной мере соответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия соответствующих торгово-политических решений выступают интересы национальной экономики (национальных экономик – для стран ЕС), а также американских и европейских компаний.

Современными тенденциями развития нетарифного регулирования в ЕС и США являются обеспечение его транспарентности, усиление роли в арсенале нетарифного регулирования антидемпинговых и компенсационных мер, обладающих особой избирательностью воздействия, а также дифференциация выбора нетарифной меры в зависимости от степени экономического развития страны - торгового контрагента.

Опыт осуществления нетарифного регулирования сразу несколькими органами государственного управления в США представляет интерес для Российской Федерации на современном этапе реформирования механизма государственного регулирования внешней торговли.

Изучение практики наднациональной регламентации нетарифных мер в европейском таможенном союзе представляют интерес в связи с образованием Тaмoжeннoгo coюзa Рoccии, Бeлopycсии, Кaзaxcтaнa и принятием союзного Таможенного кодекса. 13

Третья глава диссертации посвящена исследованию процессов нетарифного регулирования в Российской Федерации: формированию нетарифного инструментария (первый параграф) и выявлению путей повышения эффективности нетарифного регулирования (второй параграф).

За последние два десятилетия механизм нетарифного регулирования в Российской Федерации прошел сложный путь становления и развития – от демонтажа государственной монополии внешней торговли к созданию организационно-правовых основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, одним из методов которого является использование нетарифных мер. В настоящий момент механизм нетарифного регулирования переживает период реформирования, обусловленного задачами адаптации российского механизма к правилам ВТО и интеграционными процессами на постсоветском пространстве. Происходящие изменения связаны также с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, которые не могли не сказаться на внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Отмечается, что развитие организационной основы нетарифного регулирования в Российской Федерации пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций. Соответствующие процессы происходят под воздействием сразу нескольких факторов:

а) формирование базовой (общей) и специальных (автономных) моделей нетарифного регулирования.

Специальная (автономная) модель нетарифного регулирования сформирована, например, применительно к внешней торговле военно-технической продукцией. Нормативные основы такой модели содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также Федеральных законах «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и «Об экспортном контроле». Создание самостоятельной модели нетарифного регулирования в отношении военной продукции и товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля, объясняется существованием в России государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества и преобладанием в связи с этим специфических административных мер регулирования;

б) развитие институциональной основы внешнеторгового регулирования в ходе административной реформы в Российской Федерации.

Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти предусматривает передачу большинства полномочий по нетарифному регулированию от Министерства экономического развития РФ к Министерству промышленности и торговли РФ (отдельные полномочия по нетарифному регулированию получили также и другие федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство сельского хозяйства РФ); 14

в) сосуществование двух близких, но самостоятельных, несовпадающих, а в отдельных случаях и противоречащих друг другу систем регулирования.

В настоящее время нетарифные меры в Российской Федерации применяются одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима (схема 3). На практике наличие организационных и нормативных «нестыковок» между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Таможенно-тарифное регулирование ввозные и вывозные таможенные пошлины (таможенный тариф) Нетарифное регулирование лицензирование, квотирование, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры и др. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью - запреты и ограничения, вводимые из соображений публичного порядка, обороны и безопасности; - запреты и ограничения, вводимые в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ; - запреты и ограничения, вводимые как международные санкции и др. Меры экономического и административного характера, способствующие внешней торговле - информационное обеспечение; - ярмарки и выставки; - деятельность торгпредств и т.д. Таможенное регулирование

Схема 3. Соотношение государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного регулирования в Российской Федерации

По мнению диссертанта, основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации должны стать:

– обеспечение экономической обоснованности при принятии решений о применении нетарифных мер и их деполитизация;

– борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;

– устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования;

– оптимизация организационной структуры нетарифного регулирования. В условиях возникшего в ходе административной реформы рассредоточения 15

полномочий по установлению и применению нетарифных мер между несколькими федеральными органами исполнительной власти особое значение приобретает хорошо налаженная координация действий между всеми субъектами публичной администрации, участвующими в процессе принятия решений по нетарифному регулированию.

В Заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного научного исследования.

В Приложениях приведены статистические и иные материалы, дополнительно подтверждающие и иллюстрирующие выводы автора.



2020-02-03 294 Обсуждений (0)
Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)