Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы государственного регулирования ВТ России



2020-02-03 208 Обсуждений (0)
Методы государственного регулирования ВТ России 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Таможенно-тарифные: · экспортный тариф; · импортный тариф.
II. Нетарифные методы: · лицензирование (автоматическое, неавтоматическое); · квотирование (экспортные, импортные квоты); · экспортный, импортный, валютный контроль; · защитные меры (антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины); · технические меры (барьеры) требования к качеству товара, их соответствие санитарным, фитосанитарным, ветеринарным требованиям, системам сертификации); · паратарифные платежи (сборы за таможенное оформление, хранение, тамож. сопровождение товара; НДС и акцизы; декларируемая таможенная стоимость; сбор за транзитную перевозку товара по территории РФ).

За последние 10 лет система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные изменения. Если в 90-е годы основными нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль, то сейчас усилился ряд мер, связанных с защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры).

 «Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений России как новый инструмент для российской практики появилось в середине 1999 г. в связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам российской стали на их рынок, проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.

В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. В практике государственного регулирования применяется так называемое автоматическое лицензирование, отличающееся упрощенным порядком оформления лицензий. С помощью этих лицензий государство имеет возможность осуществлять надзор за импортными потоками и ходом внешнеторговых операций.

Развитие нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает комплекс связанных между собой мер, включающих его гармонизацию с нормами и правилами, сложившимися на мировом рынке, в первую очередь, под воздействием системы договорных отношений в рамках ВТО, совершенствование законодательной базы в направлении рационализации политики протекционизма, упрощения порядка лицензирования, оптимизации экологических и других защитных мер, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок.

Российская экономика оказалась чувствительной к кризисным проявлениям в мировом хозяйстве. Для устранения несбалансированности российского хозяйства неизбежно требуется глубокая коррекция, которая учитывала бы коренные интересы промышленности, ее сохранения и создания условий развития по инновационному пути. В сложившейся ситуации требуется взвешенная торговая политика, эффективно пользующаяся инструментами нетарифного регулирования. Роль нетарифной ограничительной практики в российской политике заметно растет.

Несмотря на то, что за годы реформ российское законодательство в области регулирования внешнеторговой деятельности получило значительное развитие,    отсутствие ряда нормативных актов, необходимых для ее осуществления, как полагает автор, часто приводит к использованию мер оперативного регулирования, вызванных различными неэкономическими обстоятельствами. В связи с этим целесообразными и необходимыми являются меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы с целью выработки эффективного механизма регулирования внешнеторговой деятельности предприятий, в основу которого положен разумный протекционизм.   

Определенные сложности присоединения России к ВТО связаны с образованием Таможенного союза. С июля 2010 г. вступил в действие Таможенный Кодекс Таможенного союза и одновременно с ним - блок международных соглашений. Российская сторона в соответствии с законодательством Российской Федерации в одностороннем порядке применяет меры нетарифного регулирования, а в соответствии с международными договорами - отдельные меры таможенно-тарифного регулирования. Однако Кодекс нельзя считать эффективным с точки зрения интересов развития российской экономики. Таможенный союз представляется излишне бюрократизированной системой, в которой пока не решены вопросы, имеющие первостепенное хозяйственное значение (например, проблема квотирования энергоресурсов). На наш взгляд, важным направлением может стать встречное движение сторон ВТО-ТС, обеспечивающее сближение позиций Сторон на основе раздельного присоединения. Необходима коррекция ряда параметров нетарифного регулирования.

Наиболее спорной, проблематичной и в то же время действенной и эффективной компонентой внешнеторговой политики, особенно в кризисный и посткризисный периоды, является характер комплекса мер, обеспечивающих защиту и поддержку национального производителя. Исследования ведущих экономистов различных стран мира в области внешнеторговой политики показывают, что по временному параметру подключения мер протекционизма или либерализации торговли все государства отличаются друг от друга. Ряд государств начинают свои реформы с жесткого курса на управление политикой импорта, другие же - с полной ее либерализации.

Результатом торговой политики, проводимой с использованием первого или второго подхода, будут разные последствия в экономике в зависимости от выбора целей первого или второго порядка, определения «точек роста» и выбора затратного либо экономного варианта реализации реформы. Автор полагает правомочным вывод о целесообразности установления приоритетности протекционистских мер и инструментов импортозамещения в системе комплексных мероприятий по совершенствованию нетарифной ограничительной практики в России.

Обобщая результаты проведенного анализа, автор приходит к выводу, что современная система нетарифного регулирования в Российской Федерации находится в основном под воздействием двух комплексных политико-экономических факторов, связанных с:

- нестабильностью мирового рынка;

- необходимостью адаптироваться к условиям присоединения к ВТО, с учетом состоявшегося образования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Двухфакторный комплексный подход определяет параметры совершенствования политики нетарифного регулирования, основные черты коррекции сложившейся разбалансированности экономических и административных, прямых и косвенных, транспарентных и скрытых методов воздействия на российскую внешнеторговую практику (см. таблицу 4) в условиях присоединения к ВТО, функционирования Таможенного союза и негативного воздействия нестабильности мирового хозяйства.

Таблица 4



2020-02-03 208 Обсуждений (0)
Методы государственного регулирования ВТ России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы государственного регулирования ВТ России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)