Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность исследования определяется высокой ролью нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.

По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь – антидемпинговых) мер, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли.

При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами – до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Объектом протекционистских мер часто становятся товары, импортируемые из Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2010 года Минэкономразвития зафиксировало 93 ограничительные меры на ввоз российских товаров, которые действуют на территории 22 стран мира. Самое большое количество ограничений на импорт из России ввели Белоруссия (22), а также страны Евросоюза (17). Максимальное количество ограничительных мер направлено на металло- и химическую продукции (28 и 14 соответственно).

Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования, и занимает в данном списке 1-е место среди стран - нечленов ВТО: с момента образования ВТО по настоящее время странами-членами ВТО в отношении российских товаров проведено 99 расследований, по результатам которых были введены 84 ограничительные меры.

Активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития. Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики России в условиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых «агрессивных» из них.

В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического 2

кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле. Интересен в этом аспекте опыт США и Евросоюза, выбранных диссертантом для исследования современного состояния нетарифного регулирования.

Таким образом, изучение международной практики применения нетарифных мер, опыта их использования в механизме государственного регулирования внешней торговли в развитых странах, современных тенденций развития нетарифного инструментария внешнеторговой политики Российской Федерации представляет важное направление современных экономических исследований.

Степень разработанности проблемы. Нетарифное регулирование в последние годы не раз становилось предметом научных исследований. В появившихся по этой проблематике монографиях и диссертациях исследовались различные аспекты использования нетарифных мер в механизме регулирования международной торговли. Российские и зарубежные ученые исследовали особенности нетарифных мер, сравнивая их, как правило, с тарифными и иными инструментами торговой политики (российские исследователи – Бабин Э.П., Гутник В.П., Данильцев А.В., Дмитриев С.С., Дюмулен И.И., Загашвили В.С., Исаченко Т.М., Козырин А.Н., Королев И.С., Пресняков В.Ю., Щебарова Н.Н. и др., иностранные авторы – Винод Томас, Джон Нэш, Джозеф Ю. Стиглиц, Дэвид Г. Тарр, Эндрю Чарлтон и др.)1. Некоторые авторы посвящали свои исследования исключительно мерам нетарифного регулирования (российские исследователи – Алексеев С.А., Ванина И.С., Галицкая Н.В., Гнилитская Е.В.¸ Дьякова И.С., Дюжева Н.В., Ершов А.Д., Зимин С.В., Зотов Г.М., Иванов А.С., Панькова Н.А., Ревин В.Н., Роденков А.И., Сабельников Л.В., Свинухов В.Г., Сухов С.М., Тарасов В.И., Тараторин И.Г. и др., иностранные авторы – Bijit Bora, Aki Kuwahara, Sam Laird, Cletus C. Coughlin, Geoffrey E. Wood и др.)2. Однако до сих пор отсутствует

1 См., например, российских авторов: Бабин Э. П., Исаченко Т. М. Внешнеэкономическая политика. М., 2007; Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Отв. ред. Королев И.С. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М., 2003; Данильцев А. В. Использование инструментов торговой политики для обеспечения внешнеэкономических интересов российских предприятий: Дис. … докт. экон. наук. М., 1999; Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2004; Козырин А. Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 1994; Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: Дис. … докт. экон. наук. М., 1997; Щебарова Н. Н. Механизм формирования соотношения свободы торговли и протекционизма и его воздействия на позиции России в мировой торговле: Дис. … докт. экон. наук. М., 2004 и др. Среди работ зарубежных авторов следует упомянуть: Винод Томас, Джон Нэш. Внешнеторговая политика: опыт реформ (перевод с англ.). М., 1996; Джозеф Ю. Стиглиц, Эндрю Чарлтон. Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию? (перевод с англ.) М., 2007; Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / под ред. Дэвида Г. Тарра. М., 2006 и др.

2 Алексеев С. А. Регулирование использования нетарифных мер в праве ЕС: Дис. … канд. юрид. наук. М, 2003; Ванина И. С. Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования: зарубежный и отечественный опыт: Дис. … канд. экон. наук. М., 2003; Галицкая Н. В. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенных правоотношениях: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005; Гнилитская Е. В. Нетарифное регулирование внешнеторговых операций. М., 2006; Дьякова И. С. 3

Нетарифные барьеры в торговле промышленно развитых капиталистических стран: Дис. … канд. экон. наук. М., 1973; Дюжева Н. В. Нетарифное регулирование в современной международной торговле: Дис. … канд. экон. наук. М., 2005; Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001; Зимнин С.В. Роль нетарифных мер регулирования во внешней торговле Европейского Союза на современном этапе: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2007; Зотов Г. М., Иванов А. С., Сабельников Л. В. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления. М, 1992; Панькова Н. А. Возможности, пути и последствия применения нетарифных мер регулирования внешней торговли России в условиях ее вступления в ВТО: Дис. … канд. экон. наук. М., 2006; Ревин В. Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли в России: Дис. … канд. экон. наук. М., 1998; Тарасов В. И., Свинухов В. Г., Сухов С. М. Нетарифные меры защиты агропродовольственного рынка. М., 2005; Bijit Bora, Aki Kuwahara, Sam Laird. Quantification of Non-Tariff Measures / Policy Issues in International Trade and Commodities. Study Series № 18. – UNCTAD/ITCD/TAB/19. – N.Y., Geneva, 2002; Cletus C. Coughlin, Geoffrey E. Wood. An Introduction to Non-Tariff Barriers to Trade // Federal Reserve Bank of St. Louis. – Jan.-Feb. 1989. P. 32-46; Analysis of Non-Tariff Barriers of Concern to Developing Countries // OECD (2005). OECD Trade Policy Working Papers. № 16, OECD Publishing, doi: 10.1787/223281783722 и др.

комплексное исследование, позволяющее свести воедино различные аспекты этой многоплановой проблемы с учетом обстановки, сложившейся к концу первого десятилетия XXI века. Восполнить сложившийся в научной литературе пробел призвано настоящее диссертационное исследование.

Цель исследования состоит в разработке новых подходов к систематизации мер нетарифного регулирования, определении их значения для практики государственного регулирования международной торговли, подготовке предложений и рекомендаций по их применению в Российской Федерации.

Сформулированная таким образом цель обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого диссертантом исследования:

проанализировать определения нетарифных ограничений и их классификации в зарубежных и отечественных исследованиях;

охарактеризовать сущность нетарифного регулирования в международной торговле;

определить место нетарифного метода в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

рассмотреть правила и рекомендации ВТО по использованию нетарифных средств защиты;

изучить зарубежный опыт нетарифного регулирования на примере ЕС и США и возможности его применения в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

исследовать современное состояние нетарифных инструментов, применяемых в российской практике внешнеторгового регулирования, и определить пути повышения эффективности их использования.

 

Объектом исследования выступает система нетарифных мер международной торговли. Данная проблематика исследуется в контексте общих проблем модернизации внешнеторгового регулирования, с учетом 4

новых кризисных реалий мировой экономики и процессов реформирования российской модели государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения, формирующиеся в процессе применения мер нетарифного регулирования при осуществлении государственного регулирования международной торговли.

Теоретическая и методологическая база исследования. В основу теоретической разработки поставленной проблемы и решения задач положены общенаучные методы исследования: системного, исторического, системно-функционального, сравнительного анализа, а также подхода, предполагающего изучение проблемы на микро- и макроуровне, использование прогнозных и рейтинговых оценок и т. д.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также государственного регулирования внешней торговли.

Информационную базу диссертационного исследования составили официальные документы, отчеты и исследования международных организаций (ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, Всемирной таможенной организации, МВФ, Всемирного банка, МБРР и т.д.), нормативные акты органов ЕС, США, Российской Федерации и ряда других стран, относящиеся к государственному регулированию внешней торговли, международные договоры и соглашения. Диссертантом использовались информационно-статистические источники ООН, ЕС, США (UN COMTRADE Database, Eurostat Comext Database, U. S. Imports for Consumption and General Imports и др.) и России (источники Росстата, Федеральной таможенной службы, Минэкономразвития России, Банка России и др.), аналитические материалы наднациональных и государственных институтов ЕС, США, России, периодические издания (БИКИ, Внешняя торговля, Мировая экономика и международные отношения, Современная Европа, Эксперт, Business Week, The Economist, Financial Times, The Wall Street Journal и др.) и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном анализе системы нетарифных мер, используемых в международной торговле, выявлении изменений, происходящих в сфере внешнеторгового регулирования в условиях глобализации и мирового экономического кризиса, подготовке предложений и рекомендаций по применению нетарифных мер в Российской Федерации.

Наиболее существенные научные результаты исследования, отражающие его научную новизну, состоят в следующем:

1. Уточнено понятие нетарифных мер в международной торговле через сравнение с «нетарифными барьерами» и «нетарифными 5

ограничениями» и обоснована нетождественность данных понятий. Выявлены недостатки общепринятого подхода к определению нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования.

2. Установлено, что активизировавшийся с наступлением мирового экономического кризиса государственный протекционизм реанимировал практику использования отдельных нетарифных инструментов, однако их применение в основном соответствовало нормам ВТО.

3. Раскрыты особые возможности нетарифных мер регулирования международной торговли в кризисных условиях. Установлено, что их сохранение в арсенале международной торговли объясняется эффективностью их использования в качестве антикризисной меры.

4. На примере применения нетарифных мер в ЕС и США установлено, что из постоянно развивающегося и модернизирующегося инструментария внешнеторгового регулирования государство выбирает ту комбинацию нетарифных ограничений, которая, с одной стороны, в большей степени соответствует особенностям организационно-правовых основ функционирования национального механизма внешнеторгового регулирования, а с другой стороны, обладает оптимальным защитным действием. Раскрыты основные тенденции современного развития нетарифного регулирования в ЕС и США.

5. Определены основные этапы развития механизма нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в России. Выявлены недостатки и противоречия проведенных преобразований, сформулированы основные направления повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации.

6. Подготовлены предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации, включая обеспечение экономической обоснованности при принятии решений о применении нетарифных мер, устранение сложившегося в Российской Федерации дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования, оптимизацию организационной структуры нетарифного регулирования.

Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью исследуемых в диссертации проблем, ориентированностью всей работы на совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности и практики применения нетарифных мер.

Решение отмеченных в работе проблем должно увеличить эффективность применения нетарифных мер в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

Содержащиеся в диссертации материалы и рекомендации могут быть использованы федеральными органами государственной власти и 6

управления (Федеральным Собранием, Министерством иностранных дел РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и т. д.) при формировании торговой политики Российской Федерации и решении вопросов о применении нетарифных мер, а также российскими организациями в их практической деятельности по совершению внешнеэкономических операций.

Отдельные положения диссертации нашли свое применение в практической деятельности Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел РФ, реализации ряда законодательных инициатив.

Сформулированные в диссертационном исследовании теоретические выводы могут быть использованы в педагогической деятельности, при чтении курсов: «Международная торговля», «Международные экономические отношения», «Международный менеджмент», «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» и др.

Апробация исследования. Результаты исследования были представлены диссертантом на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления» (экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2009); «Регион: экономические и правовые проблемы и перспективы развития» (Тюменский государственный университет, 2005); «Таможня – 2004: сквозь призму экономики и права» (Российская таможенная академия, 2004) и др.

По теме диссертации опубликованы 17 научных работ общим объемом свыше 20 печатных листов.

Основные положения и выводы диссертации получили апробацию также в иных формах: проведение научных исследований по теме «Экспортный контроль в механизме регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» в рамках гранта, полученного диссертантом от Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в 2004 году (№04-03-00059а); чтение на протяжении ряда лет лекций и проведение семинарских занятий по курсам «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» и «Международное экономическое право» в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» (Master of Business Administration); проведение практических занятий по применению таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с сотрудниками таможенных органов в период службы диссертанта в Белгородской таможне (с 1995 по 2000 год).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 7

Поставленная цель и задачи диссертационного исследования определили следующую структуру работы:

Введение

Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли

§ 1. Понятие и сущность нетарифного регулирования

§2. Основные инструменты нетарифного регулирования международной торговли

Глава 2. Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли

§ 1. Меры нетарифного регулирования в Европейском Союзе

§ 2. Практика нетарифного регулирования в США

Глава 3. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации

§ 1. Формирование системы мер нетарифного регулирования

§ 2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются выбор темы и ее актуальность, излагаются цели, задачи и методы исследования, описывается эмпирическая база, определяются практическая значимость полученных результатов и степень их апробации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации исследуются понятие и сущность нетарифного регулирования, а также его основные инструменты.

Определение понятия «нетарифное регулирование» и уяснение его содержания необходимы, во-первых, для правильного понимания объекта изучения, а, во-вторых, для структурирования инструментария внешнеторгового регулирования и установления границ применения нетарифного метода регулирования внешней торговли.

В диссертации проводится разграничение близких по смыслу понятий «нетарифные меры» и «нетарифные барьеры». Под нетарифными мерами понимаются все способы воздействия на внешнеторговые потоки, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам.3 Среди нетарифных мер, в свою очередь, выделяют группу нетарифных барьеров. Критериями для отнесения к нетарифным барьерам служат, во-первых, высокая степень протекционизма, а во-вторых, установленные международной торговой

3 SICE – Foreign Trade Information System. Dictionary of Trade Terms. URL: http://www.sice.oas.org/dictionary/TNTM_e.asp (дата обращения: 13.01.2009). 8

практикой и национальными законодательствами ограничения на их применение.

Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о «барьерах» и «ограничениях» международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т. д.

Исследуя различные дефиниции нетарифных мер, диссертант установил, что чаще всего в них используется прием определения нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования. Это приводит, во-первых, к тому, что отдельные инструменты торговой политики (таможенная оценка, порядок определения страны происхождения товара и др.) становятся общими как для таможенно-тарифного, так и для нетарифного методов государственного регулирования внешней торговли, а во-вторых – к ошибочному выведению из состава нетарифных мер отдельных инструментов, обладающих внешними признаками сходства с таможенной пошлиной, но при этом имеющих иную экономическую и правовую природу (антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлина).

В первом случае возникают сложности с определением природы упомянутых инструментов и, как следствие – порядка их применения. Во втором случае это может привести к неверному представлению об антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлинах как разновидностях таможенной пошлины и приданию этим нетарифным инструментам характера мер таможенно-тарифного регулирования (схема 1). предварительная антидемпинговая пошлинапредварительная компенсационная пошлинапредварительная специальная пошлинаинструментнетарифного регулированияинструмент таможенно-тарифного регулированияТаможенные пошлиныпошлины во внешней торговлеОсобые пошлиныввозные таможенные пошлинывывозные таможенные пошлинысезонные пошлиныЗакон РФ «О таможенном тарифе»специальная пошлинаантидемпинговая пошлинакомпенсационная пошлинаФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

Схема 1. Система пошлин, взимаемых во внешней торговле 9

Диссертантом исследованы основные функции нетарифного регулирования (экономическая, политическая, социальная, экологическая, фискальная и др.), а также рассмотрены проблемы количественной оценки нетарифных мер, имеющей значение не только для научных исследований, аналитики, но и используемой в целях повышения эффективности внешнеторгового регулирования, определения основных направлений торговой политики, проведения многосторонних торговых переговоров, формирования позиций сторон по вопросам торговых уступок.

Автором изучены и учтены методики количественной оценки нетарифных мер, разработанные в рамках исследовательских проектов ЮНКТАД, ВТО, МВФ, ОЭСР и других международных организаций, а также методы количественной оценки нетарифных мер, изложенные в работах российских и зарубежных исследователей международной торговли4. Система показателей количественной оценки нетарифных мер включает следующие критерии: частота применения (NTM incidence), охват нетарифными мерами (import coverage ratio), тарифный эквивалент нетарифной меры и др.

4 Bijit Bora, Aki Kuwahara, Sam Laird. Quantification of Non-Tariff Measures / Policy Issues in International Trade and Commodities. Study Series № 18. – UNCTAD/ITCD/TAB/19. – N.Y., Geneva, 2002; Дюмулен И . И . Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004. C. 51-58.

Особое внимание в диссертации уделено вопросам систематизации и классификации нетарифного инструментария (второй параграф первой главы). Очевидно, что без упорядочения арсенала мер нетарифного регулирования, насчитывающего сотни разнообразных инструментов и ограничений внешнеторговой деятельности, их изучение становится невозможным. Для классификации нетарифных мер использовались различные основания (схема 2).

Неопределенные

Административные

Экономические

По форме воздействия

Неограниченные

Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

По сроку применения

Индивидуальные

Глобальные

По степени охвата

Внутренние

Пограничные

По месту воздействия

Косвенные

Прямые

По характеру воздействия



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)