Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты оказания образовательных услуг



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Субъекты оказания образовательных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всех субъектов оказания образовательных услуг можно подразделить на несколько групп: это, во-первых, стороны, то есть те, кто оказывает данные услуги, и те, кому эти услуги оказываются. Еще одним субъектом можно назвать государство, которое выступает, не только в роли «спонсора» но и в роли «выгодоприобретателя».

Итак, рассмотрим состав лиц оказывающих данные услуги: первое - образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона «Об образовании» образовательным, является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.

Подавляющее большинство образовательных организации действует в форме учреждений. Все государственные образовательные организации являются учреждениями.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Образовательному учреждению для осуществления в полной мере прав юридического лица необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров и в других случаях. Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение лицензии, на право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

Общие положения об учреждении содержатся в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, на сегодняшний день действует законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему в основном относится право оперативного управления. В отдельных же случаях учреждение может быть субъектом и другого вещного права. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе определены их виды, те из собственников, которые вправе установить такое вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.

В Гражданском Кодексе отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами.

Несмотря на то, что частные собственники наделены правом создавать учреждения, подавляющее большинство учреждений функционирует за счет финансирования из государственного и (или) местного бюджетов. Допускается совместное финансирование различными собственниками, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц.

Финансирование учреждения может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом «зарабатывать», т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, в Гражданском Кодексе не оговорен минимальный объем финансирования собственником. Именно из-за того, что «зарабатывание» может поставить под угрозу основные цели деятельности учреждения, органы государства находятся на полном финансировании собственника.

Отсутствие в Гражданском Кодексе регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в Законе «Об образовании» и о «Высшем и послевузовском образовании» предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения: в данном случае термин «учреждение» применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.

Представляется, что в Гражданском Кодексе следовало предусмотреть нормы, как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Итак, свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Мингосимущество России.

Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

При создании учреждения на базе федеральной собственности от имени собственника выступают различные уполномоченные им органы. Предшествуют же этому постановления Правительства России о создании учреждения или об утверждении устава (положения) уже существующего учреждения либо указ Президента России.

В целях единообразного правового положения учреждений одного профиля деятельности Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица.

В содержании устава наряду с выполнением общих требований (п. 1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях) следует указать: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель; организационно - правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; финансирования и материально - технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской деятельности; порядок управления образовательным учреждением, в том числе: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; порядок изменения устава образовательного учреждения; порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

Говоря об учредительных документах, следует отметить, что в Федеральном Законе «Об образовании» используются еще два понятия: «договор между учредителем и юридическим лицом» и «договор между учредителями» (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами). В п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» термин «учредительный договор» впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительных документов учреждения: «...вуз создается в соответствии с решением собственника или условиями учредительного договора». Данное определение правовой природы договора между учредителями представляется ошибочным. Анализ норм Гражданского Кодекса об учредительном договоре (п. 2 ст. 52, ст. 70, 84, п. 1 ст. 89, п. 2 ст. 122) свидетельствует о том, что заключение учредительного договора возможно только, во-первых, при создании юридических лиц, являющихся собственником принадлежащего им имущества, и, во-вторых, в случаях, прямо предусмотренных Гражданским Кодексом. Поскольку учреждение не входит ни в одну из указанных групп, постольку договор между учредителями при создании учреждения не может рассматриваться как учредительный.

По правовой природе исследуемый договор можно отнести к договорам об осуществлении права общей долевой собственности. При создании учреждения несколькими лицами имущество юридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности, а размер долей определяется в зависимости от участия каждого в создании учреждения и в дальнейшем финансировании его деятельности. Конструкция права общей долевой собственности в современных условиях не совсем приемлема для конструкции юридического лица. Поэтому в Гражданском Кодексе следовало бы указать на недопустимость совместного финансирования учреждения несколькими субъектами либо сохранить возможность такого финансирования лишь для учреждений, созданных на базе государственной и муниципальной собственности.

Руководит образовательным учреждением на основе единоначалия должностное лицо: директор, ректор. По общему правилу, назначает на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителя учреждения в отличие от подобного назначения на унитарных предприятиях, согласно Гражданском Кодексе, не является исключительным правом собственника. Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не только назначение, но и избрание руководителя на должность. Непосредственное руководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственных образовательных учреждений федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации. Именно руководитель имеет право вести всю хозяйственную деятельность и в частности несет ответственность за надлежащее оказание образовательных услуг.

Негосударственным образовательным учреждением (за исключением вузов) руководит непосредственно учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Устав государственного, муниципального вуза, утвержденный собственником, действует не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием. В этом заключается различие вуза и учреждений другого вида деятельности.

Таким образом, применительно к учредительным документам имеет место несоответствие между Законом о некоммерческих организациях и законами об образовании и о высшем образовании. И поскольку в Гражданском Кодексе не указывается, кто вправе принимать устав учреждения, то представляется, что принятие устава вуза общим собранием правомерно, потому как Закон о высшем образовании определяет особенности правового положения названного вида учреждений.

Образовательное учреждение может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

Отметим, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Образовательные учреждения проходят ряд «проверок» на соответствие оказываемых услуг условиям образования, программам. Это, во-первых, лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Целью лицензирования образовательного учреждения является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

В силу ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Отметим, что лицензирование осуществляется для образовательных учреждений в силу Федерального Закона «Об образовании», а не в силу Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Не подлежит лицензированию:

· образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

· индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Аттестация. Это основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются: исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов; соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня. Успешное прохождение аттестации является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения. Отметим, что признание государственного статуса не влечет признания имущества учреждения государственной собственностью.

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

При установлении государственного статуса образовательного учреждения рассматриваются следующие показатели: уровень реализуемых образовательных программ - на основании заключения аттестационной комиссии; направленность реализуемых образовательных программ - на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин; структуру классов; качество подготовки выпускников - на основе заключения аттестационной комиссии; кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно - педагогических, руководящих работников - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа; информационно - техническое оснащение образовательного процесса - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа; медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса - при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

Тип, вид и категория образовательного учреждения, определяются в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых данным учреждением образовательных программ, и устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

К образовательным учреждения относятся следующие их виды:

1) Дошкольные - это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

2) Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень - начальное общее образование 4 года; вторая ступень - основное общее образование 5 - 6 лет; третья ступень - среднее (полное) общее образование 2 года.

3) Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Конституция Российской Федерации предусмотрела, что каждый имеет право на образование. Под «каждым» понимается не любое лицо, в частности юридическое, которое в силу своего статуса не может быть субъектом такого рода, а человек. Конституция Российской Федерации последовательно проводит линию соответствующую международным правовым актам, предусматривающими право все людей на образования, без каких либо ограничений по гражданству, расе, национальности и т. д. Российской Федерации является участником конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования». Несмотря на то, что нормы российского законодательства в области образования не содержат дискриминационных ограничений, на практике зачастую иностранные граждане и лица без гражданства значительно ограничиваются в праве на образование. Установление дополнительных выплат не только за сам процесс образования, но и за бытовую сферу, связанную с образованием стали уже привычным делом для многих ВУЗов в нашей стране.

Субъект, зачисленный в образовательное учреждение обладает набором прав и обязанностей, и является специальным. Именно он получает основы умственного развития, социальные навыки, приобщается к общечеловеческим ценностям в дошкольном учреждении, учится читать в общеобразовательном, получает специальность в высшем. Однако не всегда он будет являться стороной в процессе возникновения правоотношений, частью которых он является.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, по достижении восемнадцатилетнего возраста. Из этого правила есть несколько исключений. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Также несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет также могут, совершают сделки, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Положения Гражданского Кодекса, распространяются на граждан Российской Федерации, в случае же если гражданин иностранного государства, в соответствии с законодательством данного государства признается полностью дееспособным, то и в Российской Федерации он будет иметь возможность осуществлять любую деятельность, как и любой дееспособный, совершеннолетний гражданин.



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Субъекты оказания образовательных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты оказания образовательных услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)