Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданский заказ и дошкольное образование



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Гражданский заказ и дошкольное образование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время понятие «гражданский заказ» применительно к системе образования не имеет четкой и ясной нормативной определенности. На федеральном уровне отсутствуют какие - либо документы, регламентирующие статус, содержание понятия «гражданский заказ». Тем не менее, по сути, понятие «гражданский заказ» означает набор неких требований к дошкольным образовательным учреждениям со стороны совокупности иных субъектов, взаимодействующих с дошкольным образовательным учреждением (учреждениями). В широком контексте гражданский заказ формулируется обществом в целом по отношению к тому или иному сегменту образования с точки зрения роли этого сегмента в жизни общества.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что субъектами, формировании гражданского заказа должны выступать представители общества в широком смысле этого слова - общественные и иные организации, граждане, вовлеченные в той или иной форме в систему дошкольного образования. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р указывалось на то, что социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.

Учитывая изложенное выше возможно сформулировать примерное содержание гражданского заказа дошкольному образованию, которое сводится к следующему:

· обеспечение успешного освоению программ начального общего образования воспитанниками;

· создание равных условий для детей при поступлении в начальную школу;

· обеспечение условий для проведения демографической политики Российской Федерации, направленной на повышение рождаемости, посредством обеспечения возможности беспрепятственного устройства в дошкольные образовательные учреждения;

· сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

· обеспечение условий социально-экономического развития муниципальных образований, регионов и федерации в целом, в части, касающейся обеспечения условий для включения родителей воспитанников в активную трудовую деятельность;

· обеспечение социальной защиты для родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагающей затруднительность оплаты содержания, воспитания, присмотра и ухода за детьми;

· усиление влияния родителей в деятельности дошкольных образовательных учреждений с целью более эффективного решения задач дошкольного образования.

Так или иначе, содержание требований, составляющих гражданский заказ по отношению к системе образования должно определяться исходя из принципов образовательной политики, установленных статьей 2 Закона РФ «Об образовании», в частности, принципов гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единства федерального культурного образовательного пространства, защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, общедоступности образования адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников, светского характера образования, свободы и плюрализма, демократического, государственно - общественного характера управления образованием.

Реализация требований субъектов формирования должна предполагать необходимость широкого включения в деятельность дошкольного образовательного учреждения родителей (законных представителей), общественных организаций, выражающих их интересы с установлением обязанности учитывать предъявляемые ими требования при осуществлении образовательного процесса. Такого рода участие будет способствовать соблюдению прав участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, улучшению качества образования в указанных учреждениях.

Родители воспитанников (законные представители) наделены статусом участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Помимо родителей к числу участников образовательного процесса относятся воспитанники, педагогические работники. (п.28 типового положения).

Закон РФ «Об образовании» в п.7. статьи 15 наделяет родителей (законных представителей) воспитанников правом на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

В типовом положении закреплена обязанность дошкольного образовательного учреждения ознакомить родителей (лиц их заменяющих) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п.29). Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (п.30 типового положения). Тем не менее, следует сказать, что статус родителей как участников образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений не урегулирован в необходимой для их полноценного участия мере в действующих нормативных правовых актах, хотя проблема максимального обеспечения участия родителей в деятельности образовательного учреждения разрешается также включением соответствующих норм в устав учреждения.

Система дошкольного образования выступает в настоящее время ресурсом, обеспечивающим функционирование многих важнейших сфер государственного управления, в частности оборонной и правоохранительной, в части, касающейся укрепления статуса соответствующих государственных служащих. Так например Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1992 года № 230 «Вопросы государственной налоговой службы» предписывает Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт – Петербурга обеспечивать предоставление мест в дошкольных учреждениях работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 20 августа 1992 года № 604 «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей рекомендует исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по социальному обеспечению военнослужащих при Министерстве обороны Российской Федерации оказывать помощь военнослужащим в размещении детей в детских дошкольных учреждениях.

Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 19) а также Федеральный закон РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 44) устанавливают право судей и прокурорских работников на внеочередное предоставление мест для их детей в детских дошкольных учреждениях.

Естественно, что возможность беспрепятственного устройства детей в дошкольные образовательные учреждения, которая должна обеспечиваться за счет системы дошкольного образования, выступает важным фактором, обеспечивающим повышение статуса работников тех или иных сфер, создание условий для их комфортной работы. Данная возможность может лечь в основу предъявления заказа системе дошкольного образования в виде обеспечения для работников, имеющих детей дошкольного возраста, по возможности наиболее полного участия в трудовой деятельности.

В этом отношении на уровне субъектов федерации также могут приниматься нормативные правовые акты, гарантирующие какой-либо группе работников бюджетной сферы предоставление мест их детям в дошкольных образовательных учреждениях.

Так например, согласно Закону Астраханской области от 4 октября 2006 года № 70/2006-03 «О порядке первоочередного предоставления детям сотрудников милиции по мету жительства их семей мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности» устанавливается право на первоочередное предоставление мест детям сотрудников милиции, детям сотрудников милиции, погибших (умерших) в связи с осуществлением служебной деятельности, либо умерших до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, а также детям сотрудников милиции, получивших в связи с осуществлением служебной деятельности телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего прохождения службы (далее - дети сотрудников милиции), по месту жительства их семей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности, расположенных на территории Астраханской области. Также в качестве примера возможно привести Законы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 2 июня 2006 года № 249-оз и Еврейского автономной области от 30 сентября 2005 года № 539-ОЗ с аналогичным предметом регулирования.

Важно отметить то, что Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», к сожалению не содержит каких – либо показателей, отражающих эффективность деятельности органов государственной власти субъектов федерации в сфере дошкольного образования, что не будет обеспечивать должного уровня внимания к проблемам дошкольного образования при всей важности данного сегмента образования.

2. Учитывая изложенное полагаем возможным сформулировать некоторые предложения, могущие лечь в основу построения модели нормативного правового регулирования дошкольного образования на современном этапе:

· необходимо расширение полномочий родителей (законных представителей) и общественных организаций, выражающих их интересы в управлении дошкольными образовательными учреждениями, определении условий и содержания дошкольного образования, в контроле за уровнем подготовки и переподготовки работников учреждений дошкольного образования;

· нормативные правовые акты, при регулировании деятельности дошкольных образовательных учреждений должны предполагать обязательный публичный характер деятельности указанных учреждений дошкольного образования, включающий публичную отчетность в деятельности указанных учреждений.

· в целях обеспечения заинтересованности органов региональной власти и местного самоуправления в развитии и совершенствовании дошкольного образования в интересах граждан, проживающих на соответствующих территориях полагаем необходимым дополнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» таким показателем как:

«Количество детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения и (или) группы кратковременного пребывания в соотношении с общим количеством детей дошкольного возраста, проживающих на территории субъекта федерации.».

 



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Гражданский заказ и дошкольное образование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданский заказ и дошкольное образование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)