Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В статье представлен анализ проблем, связанных с изучением и описанием лексико-семантической системы языка в современной лингвистике.

 Современная лексикология изучает лексику языка как систему систем. Группы слов, образующие систему, могут различаться по объему, по признаку, который лежит в основе их общности (форма или содержание), по степени сходства значений лексических единиц, по характеру отношений (парадигматические или синтагматические) между лексическими единицами. Минимальные группировки слов, основанные на сходстве формы, образуют омонимы и паронимы; при опоре на содержание выделяются такие объединения слов, как семантические и синонимические ряды, антонимические пары и конверсивы, гиперо-гипонимические группы. Лексикология исследует и более крупные группировки слов – поля, которые также образуются парадигматическими или синтагматическими отношениями на основе формальных (гнездо слов) или содержательных признаков (лексико-семантические группы и лексико-стилистические классы слов). Совокупность парадигматических и синтагматических полей лежит в основе тематических и функционально-семантических полей, отображающих определенные сферы внеязыковой действительности.

Одним из наиболее эффективных способов группировки лексики как объекта системного изучения является лексическое гнездо (общность однокоренных слов), в составе которого слова связаны по значению, грамматическим свойствам, морфемной и словообразовательной структуре, а динамический (синхронно-диахронический) подход к изучению семантической структуры всего лексического гнезда дает возможность проследить его функционирование в истории языка и объяснить многие факты его современного состояния.

Итак, как показывает наше исследование, именно в крупных объединениях – в лексических гнездах – могут быть выявлены и прослежены связи и взаимодействия между словами, их активизация или ослабление, изменения соотношений сфер употребления слов, их функциональная стратификация, то есть все те изменения, которые происходят в лексической системе языка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. – Л.: Наука, 1975.

2.  Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике: Около 9 000 терминов / Под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. М.: Азбуковник, 2001.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

4. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. – М.: Международные отношения, 1980.

5. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала ХХ в. // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. – СПб.: Наука, 1992. – С. 37 – 260.

6. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: Наука, 1990.

7. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М.: Филол. об-во «Слово»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

8. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987.

9. Брэгг Л. Что создает ученого? // Наука и жизнь. – 1970. – № 9. – С. 80 – 84.

10. Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. – Уфа: Изд-е БашГУ, 1997.

11. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга, 1975.

12. Десницкая А.В. Сравнительное языкознание и история языков. –  Л.: Наука. 1984.

13. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. – М.: Наука, 1977.

14. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. – М.: Высшая школа, 1974.

15. Иванов Вяч. Вс. Об исследовании структуры лингвистики и ее языка // ВЯ. – 1988. – № 2. – С. 23 – 38.

16. Ильенков Э. Учитесь мыслить смолоду. – М.: Знание, 1977.

17. Калашникова Г.Ф. О подготовке дипломных работ на филологических факультетах пединститутов // РЯШ. – 1987. – № 6. – С. 79 – 81.

18. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2000.

19. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М., 1997.

20. Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. – М.: Наука, 1986.

21. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

22. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справоч-ник / Под ред. Л.Ю. Иванова и др. М.: Флинта-Наука, 2003.

23. Леонтьев А.А. Психолингвистика. – М.: Наука, 2004.

24. Маркулович А. Заметки о научном и художественном творчестве // Наука и жизнь. – 1972. – № 11. – С. 61 – 65.

25. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – М., 1980.

26. Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.

27. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. – М., 1985.

28. Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976.

29. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: Наука, 1979.

30. Розанов В.В. О понимании. – СПб.: Наука, 1994.

31. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

32. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.

33. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л.: Наука, 1989.

34. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов. – М.: Наука, 1983.

35. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. – М.: Прогресс, 1980.

36. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – М., 1976.

37. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975.

38. Стилистико-грамматические черты языка научной литературы. – М., 1970.

39. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

40. Теория и методология языкознания: Методы исследования языка. – М.: Наука, 1989.

41. Уильми Г.Ф. Поэзия науки. – М.: Наука, 1970.

42. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

43. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта +, 1998.

44. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.


П Р И Л О Ж Е Н И Я



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)