Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к Новому времени



2020-02-04 497 Обсуждений (0)
Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к Новому времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Население и хозяйство в XVII в. Смута предопределила весь ход раз­вития хозяйственной жизни в России XVII в. Поместные владения, выданные от государства за службу или как «милость», полностью ра­зорились. В то же время, не дождавшись улучшения своего положе­ния от власти, простые люди стали бороться против богатых угнетате­лей. Именно во время Смуты движение против богатых было очень сильным — бедные люди поддерживали Хлопка, Болотникова, «Ту­шинского вора», чтобы участвовать в разграблении людей состоятель­ных, а также городов, которые «неправедными» путями нажили свои богатства. До середины XVII в. положение хозяйства в России было очень тя­желым: застой в промышленности и торговле, всеобщая бедность; го­рода и торговые сотни не могли оправиться после разгрома Смутного времени, в то же время велись и новые тяжелые войны. Во второй по­ловине XVII в. наблюдается оживление экономики.

С развитием внутренней и международной торговли от Персии до Швеции, от Сибири до Англии и Голландии, от Польши и ливонских городов до Китая выделяются «торговые люди», занятые исключи­тельно скупкой и перепродажей товаров. Развивается казенная про­мышленность. Некоторые мануфактуры XVII в. в России являлись довольно крупными предприятиями со значительным количеством работников, разнообразным техническим разделением труда. Одной из крупнейших русских мануфактур был Пушечный двор, возникший еще в конце XV в. В XVII в. появились мануфактуры в районах Тулы, Каширы, Воронежа, Соликамска и т. д. (всего насчитывалось 65 ма­нуфактур, занятых изготовлением железа, меди, стекла, бумаги, ко­жевенных, суконных и других изделий). Появились и частные ману­фактуры, основанные главным образом купцами. Купцы пользова­лись как крепостным, так и наемным трудом. Дальнейшее развитие получили ремесленные мастерские, которые постепенно стали пере­ориентироваться с заказа на продажу товаров.

Начинается процесс экономической специализации районов (Повол­жье становилось центром по обработке кож, Поморье — изделий из дерева и добычи соли, Новгород — льняного полотна, Тула и Каши­ра — металлургии и обработки железа). Большую роль играли ярмарки (Макарьевская в среднем течении Волги), Ирбитская (в Западной Сибири) и др. Однако в целом рыночное хозяйство не являлось опре­деляющим, в стране господствовало натуральное хозяйство. Прави­тельство пыталось стимулировать отечественную экономику. В 1653 г. был принят Торговый устав (установил 5-процентную пошлину с це­ны ввозимого товара), в 1667 г. — Новоторговый устав (вводивший 10-процентную пошлину на иностранные товары, которые произво­дились внутри России).

Политическое развитие при первых Романовых. В XVII в. нашли свое дальнейшее развитие тенденции укрепления самодержавной власти, расширения влияния государства на жизнь всего общества в целом и формирования крепостнической системы. В условиях поли­тической нестабильности после Смуты первые Романовы были выну­ждены опираться на Земские соборы, которые в 1613—1622 гг. функ­ционировали постоянно, хотя круг предметов их ведения значительно сужается. Земский собор собирался в основном для решения финан­совых вопросов (введения новых налогов, обеспечения армии и т.д.). По мере усиления монархической власти деятельность Собора приоб­рела формальный характер. С 1622 г. более 10 лет он не собирался. С приходом к власти Алексея Михайловича деятельность Собора не­сколько активизировалась, особенно в обсуждении и принятии реше­ний по вопросам внешней политики (в 1649 г. Земский собор утвер­дил Соборное уложение, в 1653 г. — ратифицировал воссоединение Украины с Россией). К концу XVII в., когда власть самодержца укре­пилась, Земские соборы прекратили созывать.

За годы опричнины и Смуты слой боярства несколько видоизме­нился: более четкими стали различия между родовитым и служилым боярами. Изменился состав Боярской думы. Царь постоянно стремил­ся расширить представительство менее знатных бояр и дворян в про­тивовес родовитой аристократии. Родовое начало в думе постепенно вытесняется служилым. На позднем этапе своего существования в ду­ме появляется такая категория, как думные дворяне, являвшиеся вы­ходцами из мелкого дворянства, или думные дьяки, т. е. представите­ли администрации центральных учреждений. Некоторые из думных дворян достигали даже боярского чина, как, например, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев.

Изменилось положение сословий, которые все более осознавали свои интересы, положение в обществе. Особое влияние на развитие госу­дарства со второй половины XVII в. оказало дворянство, которое ста­ло социальной опорой абсолютизма, позиции боярской аристократии слабели. В 1682 г. было отменено местничество, и поместное земле­владение было уравнено с вотчинами в правовом отношении. В то же время все другие социальные слои (крестьянство, купечество и горо­жане) подавлялись. Такая ситуация не способствовала развитию предпринимательства, частнособственнических отношений и ры­ночной экономики страны. Единственная возможность форсиро­ванного движения страны состояла в использовании внеэкономиче­ских стимулов, прежде всего дальнейшего закрепощения крестьян и государственного вмешательства во все стороны жизни общества. Соборное уложение 1649 г. законодательно закрепило складывающее­ся в предшествующее время крепостное право и самодержавную власть. Несмотря на это, в недрах феодально-крепостнических по­рядков появляются ростки буржуазных общественных отношений.

Новые веяния в культуре. В XVII в. начался процесс разрушения традиционного средневекового религиозного мировоззрения — «об­мирщения» культуры. Церковь постепенно теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей. В большей степени этот процесс затронул ремесленно-торговое го­родское население, в среде которого формировались новые представ­ления о жизни (активная жизненная позиция, рациональное мышле­ние). Подобные взгляды находили отклик и среди дворян, и среди придворной аристократии.

Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской куль­туры к культуре «нового времени». Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к чело­веку. Государственные нужды требовали применения культурных дос­тижений западных стран, контакты с которыми в XVII в. постепенно расширяются. Однако новые явления в культуре утверждались в ост­рой борьбе с господствующей религиозной культурой, защитницей которой выступила церковь.

Все более насущной становилась потребность организованного обучения. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-гре­ко-латинской академии (первоначально — училища). Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников госу­дарственной службы. С 1621 г. для царя стала изготовляться рукопис­ная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных ино­странных известий. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лав­ка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Развитие ремесла и торговли, рост связей с западноевропейскими странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний, которые носили преиму­щественно прикладной характер.

Изменения в общественной жизни ознаменовали новый этап в развитии литературы — формировалось светское направление. Важ­ным шагом в развитии литературы, свидетельствовавшим о разрыве со средневековыми традициями, явился переход от исторических ли­тературных героев к вымышленным. Не подвиги «угодников Божиих», а жизнь и дела простых людей все чаще привлекали внимание читате­ля. Отличительной чертой литературы этого времени стала многожанровость. В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие из­менения. Широко стали применяться новые виды строительных ма­териалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Архитекторы все чаще отходят от средневековой строгости и простоты, наблюдается стремление к внешней нарядности и живо­писности. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Церкви стали похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Церковь во главе с патриархом Ни­коном пыталась воспрепятствовать «обмирщению» зодчества, однако ее попытки остались безуспешными.

В живописи в большей степени сохранились установившиеся тра­диции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы. Тем не менее в рамках религиозной живописи появляются портретный и бытовой жанры. Парсуны писались по западному об­разцу — масляной краской на холсте (портреты князя Б. Репнина, Л. Нарышкина и др.). Новым явлением в культурной жизни при дворе стал театр.

 



2020-02-04 497 Обсуждений (0)
Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к Новому времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к Новому времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)