Россия в XVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к Новому времени
Население и хозяйство в XVII в. Смута предопределила весь ход развития хозяйственной жизни в России XVII в. Поместные владения, выданные от государства за службу или как «милость», полностью разорились. В то же время, не дождавшись улучшения своего положения от власти, простые люди стали бороться против богатых угнетателей. Именно во время Смуты движение против богатых было очень сильным — бедные люди поддерживали Хлопка, Болотникова, «Тушинского вора», чтобы участвовать в разграблении людей состоятельных, а также городов, которые «неправедными» путями нажили свои богатства. До середины XVII в. положение хозяйства в России было очень тяжелым: застой в промышленности и торговле, всеобщая бедность; города и торговые сотни не могли оправиться после разгрома Смутного времени, в то же время велись и новые тяжелые войны. Во второй половине XVII в. наблюдается оживление экономики. С развитием внутренней и международной торговли от Персии до Швеции, от Сибири до Англии и Голландии, от Польши и ливонских городов до Китая выделяются «торговые люди», занятые исключительно скупкой и перепродажей товаров. Развивается казенная промышленность. Некоторые мануфактуры XVII в. в России являлись довольно крупными предприятиями со значительным количеством работников, разнообразным техническим разделением труда. Одной из крупнейших русских мануфактур был Пушечный двор, возникший еще в конце XV в. В XVII в. появились мануфактуры в районах Тулы, Каширы, Воронежа, Соликамска и т. д. (всего насчитывалось 65 мануфактур, занятых изготовлением железа, меди, стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий). Появились и частные мануфактуры, основанные главным образом купцами. Купцы пользовались как крепостным, так и наемным трудом. Дальнейшее развитие получили ремесленные мастерские, которые постепенно стали переориентироваться с заказа на продажу товаров. Начинается процесс экономической специализации районов (Поволжье становилось центром по обработке кож, Поморье — изделий из дерева и добычи соли, Новгород — льняного полотна, Тула и Кашира — металлургии и обработки железа). Большую роль играли ярмарки (Макарьевская в среднем течении Волги), Ирбитская (в Западной Сибири) и др. Однако в целом рыночное хозяйство не являлось определяющим, в стране господствовало натуральное хозяйство. Правительство пыталось стимулировать отечественную экономику. В 1653 г. был принят Торговый устав (установил 5-процентную пошлину с цены ввозимого товара), в 1667 г. — Новоторговый устав (вводивший 10-процентную пошлину на иностранные товары, которые производились внутри России). Политическое развитие при первых Романовых. В XVII в. нашли свое дальнейшее развитие тенденции укрепления самодержавной власти, расширения влияния государства на жизнь всего общества в целом и формирования крепостнической системы. В условиях политической нестабильности после Смуты первые Романовы были вынуждены опираться на Земские соборы, которые в 1613—1622 гг. функционировали постоянно, хотя круг предметов их ведения значительно сужается. Земский собор собирался в основном для решения финансовых вопросов (введения новых налогов, обеспечения армии и т.д.). По мере усиления монархической власти деятельность Собора приобрела формальный характер. С 1622 г. более 10 лет он не собирался. С приходом к власти Алексея Михайловича деятельность Собора несколько активизировалась, особенно в обсуждении и принятии решений по вопросам внешней политики (в 1649 г. Земский собор утвердил Соборное уложение, в 1653 г. — ратифицировал воссоединение Украины с Россией). К концу XVII в., когда власть самодержца укрепилась, Земские соборы прекратили созывать. За годы опричнины и Смуты слой боярства несколько видоизменился: более четкими стали различия между родовитым и служилым боярами. Изменился состав Боярской думы. Царь постоянно стремился расширить представительство менее знатных бояр и дворян в противовес родовитой аристократии. Родовое начало в думе постепенно вытесняется служилым. На позднем этапе своего существования в думе появляется такая категория, как думные дворяне, являвшиеся выходцами из мелкого дворянства, или думные дьяки, т. е. представители администрации центральных учреждений. Некоторые из думных дворян достигали даже боярского чина, как, например, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев. Изменилось положение сословий, которые все более осознавали свои интересы, положение в обществе. Особое влияние на развитие государства со второй половины XVII в. оказало дворянство, которое стало социальной опорой абсолютизма, позиции боярской аристократии слабели. В 1682 г. было отменено местничество, и поместное землевладение было уравнено с вотчинами в правовом отношении. В то же время все другие социальные слои (крестьянство, купечество и горожане) подавлялись. Такая ситуация не способствовала развитию предпринимательства, частнособственнических отношений и рыночной экономики страны. Единственная возможность форсированного движения страны состояла в использовании внеэкономических стимулов, прежде всего дальнейшего закрепощения крестьян и государственного вмешательства во все стороны жизни общества. Соборное уложение 1649 г. законодательно закрепило складывающееся в предшествующее время крепостное право и самодержавную власть. Несмотря на это, в недрах феодально-крепостнических порядков появляются ростки буржуазных общественных отношений. Новые веяния в культуре. В XVII в. начался процесс разрушения традиционного средневекового религиозного мировоззрения — «обмирщения» культуры. Церковь постепенно теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей. В большей степени этот процесс затронул ремесленно-торговое городское население, в среде которого формировались новые представления о жизни (активная жизненная позиция, рациональное мышление). Подобные взгляды находили отклик и среди дворян, и среди придворной аристократии. Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени». Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку. Государственные нужды требовали применения культурных достижений западных стран, контакты с которыми в XVII в. постепенно расширяются. Однако новые явления в культуре утверждались в острой борьбе с господствующей религиозной культурой, защитницей которой выступила церковь. Все более насущной становилась потребность организованного обучения. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища). Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. С 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Развитие ремесла и торговли, рост связей с западноевропейскими странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер. Изменения в общественной жизни ознаменовали новый этап в развитии литературы — формировалось светское направление. Важным шагом в развитии литературы, свидетельствовавшим о разрыве со средневековыми традициями, явился переход от исторических литературных героев к вымышленным. Не подвиги «угодников Божиих», а жизнь и дела простых людей все чаще привлекали внимание читателя. Отличительной чертой литературы этого времени стала многожанровость. В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Архитекторы все чаще отходят от средневековой строгости и простоты, наблюдается стремление к внешней нарядности и живописности. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Церкви стали похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Церковь во главе с патриархом Никоном пыталась воспрепятствовать «обмирщению» зодчества, однако ее попытки остались безуспешными. В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы. Тем не менее в рамках религиозной живописи появляются портретный и бытовой жанры. Парсуны писались по западному образцу — масляной краской на холсте (портреты князя Б. Репнина, Л. Нарышкина и др.). Новым явлением в культурной жизни при дворе стал театр.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |