Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в эпоху Екатерины II : просвещенный абсолютизм



2020-02-04 483 Обсуждений (0)
Россия в эпоху Екатерины II : просвещенный абсолютизм 0.00 из 5.00 0 оценок




Просвещенный абсолютизм. Абсолютизм - явление общеевропей­ское, характерное для многих государств, хотя не совпадающее пол­ностью по времени существования и имевшее в каждой стране свои особенности. Для абсолютизма было характерно развитие феодально­го государства на основе усиливающейся централизации власти мо­нарха. Происходит отождествление понятий «общее благо» и «госу­дарственная польза». В обществе укореняется мысль о всемогуществе монарха и его законодательной деятельности.

В правление Екатерины II происходят некоторые изменения: дво­рянство, достигнув вершины экономического могущества, в условиях становления капиталистического уклада начинает утрачивать свои потенциальные возможности; усиливается экономическая роль и об­щественно-политическая сила купечества; крестьянство и все низшие слои городского и сельского населения усиливают борьбу против кре­постнической эксплуатации. Под влиянием просветительской мысли складываются более широкие представления о государственной власти и ее роли в историческом прогрессе. Абсолютизм в это время пытается использовать некоторые из этих идей, осуществляя преобразования в области управления, суда, культуры, в экономической политике, но, конечно, лишь постольку, поскольку они не меняли сложившихся со­циальных отношений и были необходимы для решения насущных го­сударственных задач. По мнению ряда ученых, уже тот факт, что са­модержавию пришлось привлекать дополнительные средства в виде новых политических идей для своего укрепления, говорит о сдвигах, которые происходили в общественном сознании.

Для «просвещенного абсолютизма» характерно преувеличенное представление о роли законодательства и законодательной деятельно­сти абсолютной власти. Идеал государственного устройства для Ека­терины II — это централизованная, неограниченная бюрократиче­ская монархия, где органы власти действуют на основе твердо соблю­даемых законов.

Идеи просвещенного абсолютизма проявились во внутренней поли­тике Екатерины П. В 1767 г. начала работу Уложенная комиссия, при­званная создать новый кодекс законов (со времени Соборного Уло­жения Алексея Михайловича прошло более 100 лет). Императрица пыталась на практике следовать идеям «просвещенного абсолютиз­ма», разработанным французскими просветителями, и написала «На­каз», в котором выразила идеи всеобщей свободы («Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного»). Однако для депутатов Уложенной комиссии насущной проблемой яв­лялось отстоять свои привилегии. Освобождение крестьян, по мне­нию некоторых помещиков, было бы величайшей ошибкой, «ограничение крестьянства обществу покажется бесполезным». Под предло­гом начавшейся русско-турецкой войны работа комиссии была приостановлена.

В духе просвещенного абсолютизма были проведены в 1775 г. губернская реформа и реформа местного самоуправления. Страна бы­ла разделена на 50 губерний по 300—400 душ в каждой и уезды по 20— 30 тыс. душ в каждом. В губерниях была учреждена единообразная система губернского правления, состоящая из губернатора, губерн­ского правления, Казенной палаты, ведавшей финансами, Приказа общественного призрения. Все сословия (кроме крепостных) получи­ли право участия в местном самоуправлении и суде.

В 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворяне получили ряд личных и сословных прав (право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий или службы, наказания для преступившего закон дворянина мог оп­ределить только суд, свободного выезда за границу). Были оформле­ны права «городского сословия», разделенного на 6 разрядов. Они имели право избирать членов общей и шестигласной думы, городско­го голову.

В переписке с Вольтером Екатерина отмечала, что она желает вся­чески содействовать развитию просвещения в России. В этой связи была проведена реформа 1786 г.: в губернских городах открывались 4-классные училища, в уездных — 2-классные. Указ «О вольных типо­графиях» 1783 г., предоставивший право заводить типографии всем желающим, способствовал расширению книгопечатания.

Противоречия политики «просвещенного абсолютизма». Реформы императрицы были направлены на укрепление самодержавного госу­дарства. Крепостное право оставалось незыблемым. А.Н. Радищев за «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорен к смертной казни, а затем отправлен в Сибирь. Хотя сам Радищев был уверен, что он развил идеи императрицы, выраженные в ее «Наказе». За критику дворянства Н.И. Новиков был отправлен в тюрьму.

Самодержавно-крепостнические порядки приходили в противоре­чие с развивающимися капиталистическими отношениями, которые стимулировались самой императрицей. Были приняты первые указы о свободной для всех торговле, отменены привилегии «указных» фаб­рикантов, но почти следом повышен соляной налог для покрытия бюджетного дефицита. В 1765 г. учреждено Вольное экономическое общество в России, и в то же время введена монополия дворянства на винокурение и принят указ о праве помещиков ссылать крепостных на каторжные работы. Жестко императрица расправилась с участниками Пугачевского бунта (1773—1775 гг.). По мнению Л.И. Семенниковой, по своему содержанию восстание не несло никакой позитивной про­граммы, восставшие выступали против модернизации, разрушающей патриархальные традиции, и стремились вернуться к идеализирован­ной старине, коллективному общинному труду под руководством доброго православного царя.



2020-02-04 483 Обсуждений (0)
Россия в эпоху Екатерины II : просвещенный абсолютизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в эпоху Екатерины II : просвещенный абсолютизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)