Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад российской культуры XIX века в мировую культуру



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Вклад российской культуры XIX века в мировую культуру 0.00 из 5.00 0 оценок




Образование. Общественный демократический подъем в порефор­менное время внес изменения и в систему образования. В стране раз­вернулось широкое движение за бессословное образование, создание народных школ, изменение методов преподавания в них. Структура образования и преемственность между ступенями сохранялась.

В начальном образовании действовало несколько типов школ: дере­венские школы грамотности (в них преподавали учителя из грамот­ных крестьян); церковно-приходские школы (на средства правитель­ства); воскресные школы для взрослых.

Средние школы находились в основном в городах: классические и военные гимназии; реальные, коммерческие, военные и духовные училища; женские гимназии и институты благородных девиц.

В царствование Александра II политика правительства по отношению к высшей школе была более либеральной, чем в царствование Александра III. В 1880-е гг. усилился контроль за системой образования, ограничивалась деятельность земств, увеличилась сеть церковно-приходских школ. Свою роль в этом сыграли циркуляр 1887 о «кухаркиных детях» (запретивший принимать в гимназии представителей «низших классов») и принятый в 1884 г. новый университетский устав (ликвидировавший их автономию).

Наука. Общая тенденция экономического развития обусловила подъем естественных и технических наук: географии и этнографии (Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский), математики (П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, С.В. Кова­левская), физики (А.Г. Столетов, А.С. Попов, П.Н. Лебедев), техники (П.Н. Яблочков, Л.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолков­ский), химии (Д.И. Менделеев, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров). Стара­ниями санитарных и земских врачей, а также полевых хирургов (в условиях боевых действий) успешно развивалась медицина (Н.И. Пиро­гов, С.П. Боткин). Выдающимися достижениями отмечено развитие биологии (И.И. Мечников, И.П. Павлов). Особый интерес в обществе вызывала историческая наука (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, Н.И. Кареев). Поиски обоснований исторического пути развития России обусловили становление русской философии (Д.И. Писарев, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов и др.).

Литература. Вторая половина XIX в. стала временем расцвета в литературе критического реализма. Писатели в своем творчестве отра­жали реальные процессы, происходившие в обществе. Так, в романах И.С. Тургенева (например, «Отцы и дети») созданы образы новых ге­роев эпохи — разночинцев и демократов, представлено явление общественной жизни — нигилизм. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека — главная тема Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Записки из мертвого дома», «Братья Карамазовы»). Разночинская молодежь своим идейным вождем счи­тала Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»). Для народников программным произведением был роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Картину крепостного общества, живые образы помещиков и чиновников нарисовал И.А. Гончаров в произведениях «Обыкновен­ная история», «Обрыв», «Обломов». М.Е. Салтыков-Щедрин в «Исто­рии одного города», «Помпадурах и помпадуршах», «Господах Головлевых» резко обличал нравы крепостников, казнокрадов, взяточни­ков, ханжей и лицемеров.

Живопись. Ведущим направлением стал критический реализм. Вы­ступая против навязывания классических сюжетов, несколько худож­ников ушли из Академии художеств и создали в 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок» (Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и др.). В русской живописи представлены жанры: социально-бытовой (В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка»; Г.Г. Мясоедов «Земство обедает», «Страдная пора. Косцы»; И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»; К.Е. Маковский «Крестьянский обед в поле», В.Е. Маковский «На бульваре», «Крах банка»), историче­ский (Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходка», «Отказ от исповеди»; В.И. Суриков «Утро стрелецкой каз­ни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком»), портретный (И.Е. Репин портреты Толстого, Мусоргского, Сеченова, Тургенева, И.Н. Крамской портреты Сал­тыкова-Щедрина, Некрасова, Толстого, Шишкина), пейзажный (И.И. Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок»), батальный (П.В. Верещагин «Апофеоз войны», «Побежденные. Панихида по убитым»), былинный (В.М. Васнецов «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»).

Архитектура развивалась под влиянием формирования индустриального общества. Постройки стали более функциональными (до­ходные дома, общественные и административные здания, вокзалы, промышленные предприятия). Господствующим направлением был стиль эклектики и его разновидность — псевдорусский стиль, для ко­торого характерно использование в декоре элементов древнерусского зодчества: в Петербурге — церковь Воскресения «на крови» (арх. Д.А. Портланд), в Москве — Исторический музей (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Городская дума (Д.Н. Чиганов), Верхние торговые ряды на Красной площади (А.Н. Померанцев). Отделанные под русскую старину фасады построек (шатры, башенки, фигурные наличники и т.п.) контрастировали с современными интерьерами.

Черты эклектики были присущи монументальной скульптуре. Наиболее ярким примером являются памятники Тысячелетию России в Новгороде и Екатерине II в Петербурге скульптора М.О. Микешина. Большое влияние на развитие скульптуры оказали А.М. Опекушин (памятник Пушкину в Москве и др.), М.М. Антокольский (Иван Грозный, Петр I, Христос, Нестор-летописец, Ермак и др.).

Вторая половина XIX в. — время расцвета русской музыкальной культуры, ставшей явлением мировой культуры. Заметно выросло влияние национальных народных мелодий. В 1850—1860-х гг. сформиро­вался кружок композиторов «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков). Начался расцвет творчества П.И. Чайковского (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Театр все более становился органической частью об­щественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной ин­теллигенции. Театр был неразрывно связан с именем А.Н. Островско­го. На драматургии Островского воспитывался и раскрылся талант многих русских актеров: П.М. Садовского, Н.Х. Рыбакова, П.А. Стрепетовой, А.Е. Мартынова, Н.А. Никулиной и др.

 



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Вклад российской культуры XIX века в мировую культуру 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад российской культуры XIX века в мировую культуру

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)