Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 23-24. Теории развития общества



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Уроки 23-24. Теории развития общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Представления о развитии общества в культуре. Теории развития общества в социологии. Революционные теории. Эволюционные теории. Теории культурно-исторических типов. Религиозные представления о развитии общества, будущем человечества.

 

(§ 10 учебника. – 10 кл. и методпособия).  

 

1-й час. Деловая игра в соответствии с рекомендациями методпособия. Учащиеся, разделившись на 5 групп в соответствии с основными типами представлений о развитии общества (теории социальной революции, социальной эволюции, культурно-исторических типов, религиозные циклические, религиозные линейные - христианское), «представляют» каждый из выделенных типов. Характеризуют его особенности и связи с другими типами. Используется схема в учебнике.

2-й час. Анализ-обсуждение результатов изучения различных взглядов на развитие общества. Формулировка и обсуждение выводов (методпособие).

Выполнение заданий из практикума №11 (§ 10) и №11 (§ 11), дискуссия по материалу этих заданий.

 

Уроки 25-26. Критерии развития общества и смысл истории

 

Социальный прогресс. Проблема критериев прогресса общества. Проблема направленности и смысла исторического процесса.

 

(§ 11 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7 (§ 11) практикума).  

 

1-й час. Проблемная беседа с обсуждением отдельных вопросов в соответствии с планом урока, рекомендованным в методпособии.

В ходе обсуждения можно использовать рисунок, графически изображающий основные представления о качественных изменениях общества в истории (методпособие) в соответствии с различными представлениями, опираясь на материал предыдущих уроков, проводя сопоставление с перечнем критериев общественного прогресса (учебник).  

Ключевыми вопросами являются: 

1) анализ перечисленных в учебнике критериев общественного прогресса, их обсуждение и проверка понимания учащимися;

2) обсуждение проблемы направленности и смысла исторического процесса, развития общества.

2-й час. Выполнение заданий из учебника и практикума.

 

Уроки 27-28. Российское общество

 

Россия в мировой цивилизации. История развития общественных отношений в России. Современное российское общество. Проблемы и перспективы социального развития России.

 

(§ 12 учебника. – 10 кл. и методпособия).  

 

1-й час. Традиционный комбинированный урок по материалу учебника и в соответствии с рекомендациями методпособия. Историко-социологический обзор развития российского общества дополняется выборочным обсуждением отдельных актуальных вопросов.

2-й час. Проблемный семинар-обсуждение материала, изученного на первом уроке.

Проблемные вопросы к семинару:

Россияне – кто мы?

Этносы России в истории российского общества и государства.

Реформы в российском обществе: как сделать их конструктивными?

Российская Федерация – Украина – Белоруссия: разные государства – одно общество?

Состояние и перспективы социальных отношений в России.

Вариант: Работа с материалами средств массовой информации по проблемам осмысления истории и современного состояния российского общества.

 

Уроки 29-30. Современное человечество

 

Современное человечество. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Многообразие путей и форм общественного развития и тенденция универсализации форм общественной жизни и культуры (глобализация). Проблемы социального развития разных цивилизаций и человечества в целом. Целостность и противоречия современного мира. Идея многополярного мира. Роль России в сохранении мира на Земле, будущее России в XXI веке.

 

(§ 13 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7, 9-11 (§ 13) практикума).  

 

1-й час. Школьная лекция в соответствии с планом в методпособии.

Вариант: Деловая игра «Международная конференция»: выступление «консультантов» по каждому вопросу плана (методпособие) с последующим обсуждением в форме вопросов из аудитории, комментированным чтением вспомогательных материалов и документов по теме (в сильном классе).

Завершающий урок по теме «Общество в мире» подводит итог рассмотрению процессов социального развития на уровне отдельных обществ в их историческом развитии и всего человечества в целом. Важно отметить это обстоятельство и указать, что следующей темой станет изучение социальных процессов «внутри» общественного организма.

2-й час. Лабораторная работа по заданиям в учебнике и практикуме. 

 

Текущее повторение (1 час)

Вопросы для повторения

1.Каковы функции и возможности международного и российского национального природоохранного законодательства?

2.Что такое расширенное воспроизводство культуры?

3.Какие науки изучают человека, общество?

4.В чем общее и особенное семьи, этноса, нации как объединений людей в общественной жизни?

5.Какой тип семьи является традиционным в русской культуре, в культуре других народов России? В чем заключается особенность взаимоотношений мужа и жены в патриархальной моногамной семье?

6.Охарактеризуйте состав населения Российской Федерации по этническому признаку. Сделайте такой же анализ для соседних стран – республик бывшего СССР.

7.В чем заключается основное отличие теорий социального прогресса от религиозных представлений о развитии общества?

8.Каковы глобальные проблемы человечества и пути их разрешения?

9.Как соотносится идея многополярного мира с основными теориями развития общества?

10.В чем особенности геополитического положения России в современном мире?

 

Вариант: Обобщение по теме 2.

    Решение заданий практикума к §§ 5-13. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания.

 

Литература для учащихся

Гуревич П.С. Основы культуроведения: Учебник для 10–11 классов. – М., 2002.

Зверев А.Т. Экология: Практикум. 10-11 классы – М., 2002.

Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника. 10 класс. – М., 2001.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9-11 классы. – М., 2000.

Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для 10-11 классов. – М., 2002.

Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998-2002.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской и советской культуры XX века: Учебное пособие для 9 класса. – М., 2002.

Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв.; Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв.; Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в. – М., 1998-2002.

Соколов Э.В. Культурология: Очерки истории культур: Пособие для старшеклассников. – М., 1994.

Литература для учителя

 

Гуревич П.С. Методические рекомендации и тематическое планирование по курсу «Основы культуроведения»: 10–11 классы. – М., 2002.

Громыко М.М. О воззрениях русского народа. - М., 2000- 2001.

Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Методическое пособие для учителя к учебно-методическому комплекту «Экология»: 10-11 классы. – М., 2002.

Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.

Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. – М., 2002.

Современный мир: Материалы для учителя. 10-11 классы. В 2-х выпусках. – М., 1993.

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века: 10-11 классы. – М., 1998-2002; История мировых цивилизаций. ХХ век: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 классы. – М., 1999-2002.

 

Тема 3. Социальные отношения (21 час)



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Уроки 23-24. Теории развития общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 23-24. Теории развития общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)