Уроки 23-24. Теории развития общества
Представления о развитии общества в культуре. Теории развития общества в социологии. Революционные теории. Эволюционные теории. Теории культурно-исторических типов. Религиозные представления о развитии общества, будущем человечества.
(§ 10 учебника. – 10 кл. и методпособия).
1-й час. Деловая игра в соответствии с рекомендациями методпособия. Учащиеся, разделившись на 5 групп в соответствии с основными типами представлений о развитии общества (теории социальной революции, социальной эволюции, культурно-исторических типов, религиозные циклические, религиозные линейные - христианское), «представляют» каждый из выделенных типов. Характеризуют его особенности и связи с другими типами. Используется схема в учебнике. 2-й час. Анализ-обсуждение результатов изучения различных взглядов на развитие общества. Формулировка и обсуждение выводов (методпособие). Выполнение заданий из практикума №11 (§ 10) и №11 (§ 11), дискуссия по материалу этих заданий.
Уроки 25-26. Критерии развития общества и смысл истории
Социальный прогресс. Проблема критериев прогресса общества. Проблема направленности и смысла исторического процесса.
(§ 11 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7 (§ 11) практикума).
1-й час. Проблемная беседа с обсуждением отдельных вопросов в соответствии с планом урока, рекомендованным в методпособии. В ходе обсуждения можно использовать рисунок, графически изображающий основные представления о качественных изменениях общества в истории (методпособие) в соответствии с различными представлениями, опираясь на материал предыдущих уроков, проводя сопоставление с перечнем критериев общественного прогресса (учебник). Ключевыми вопросами являются: 1) анализ перечисленных в учебнике критериев общественного прогресса, их обсуждение и проверка понимания учащимися; 2) обсуждение проблемы направленности и смысла исторического процесса, развития общества. 2-й час. Выполнение заданий из учебника и практикума.
Уроки 27-28. Российское общество
Россия в мировой цивилизации. История развития общественных отношений в России. Современное российское общество. Проблемы и перспективы социального развития России.
(§ 12 учебника. – 10 кл. и методпособия).
1-й час. Традиционный комбинированный урок по материалу учебника и в соответствии с рекомендациями методпособия. Историко-социологический обзор развития российского общества дополняется выборочным обсуждением отдельных актуальных вопросов. 2-й час. Проблемный семинар-обсуждение материала, изученного на первом уроке. Проблемные вопросы к семинару: Россияне – кто мы? Этносы России в истории российского общества и государства. Реформы в российском обществе: как сделать их конструктивными? Российская Федерация – Украина – Белоруссия: разные государства – одно общество? Состояние и перспективы социальных отношений в России. Вариант: Работа с материалами средств массовой информации по проблемам осмысления истории и современного состояния российского общества.
Уроки 29-30. Современное человечество
Современное человечество. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Многообразие путей и форм общественного развития и тенденция универсализации форм общественной жизни и культуры (глобализация). Проблемы социального развития разных цивилизаций и человечества в целом. Целостность и противоречия современного мира. Идея многополярного мира. Роль России в сохранении мира на Земле, будущее России в XXI веке.
(§ 13 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-7, 9-11 (§ 13) практикума).
1-й час. Школьная лекция в соответствии с планом в методпособии. Вариант: Деловая игра «Международная конференция»: выступление «консультантов» по каждому вопросу плана (методпособие) с последующим обсуждением в форме вопросов из аудитории, комментированным чтением вспомогательных материалов и документов по теме (в сильном классе). Завершающий урок по теме «Общество в мире» подводит итог рассмотрению процессов социального развития на уровне отдельных обществ в их историческом развитии и всего человечества в целом. Важно отметить это обстоятельство и указать, что следующей темой станет изучение социальных процессов «внутри» общественного организма. 2-й час. Лабораторная работа по заданиям в учебнике и практикуме.
Текущее повторение (1 час) Вопросы для повторения 1.Каковы функции и возможности международного и российского национального природоохранного законодательства? 2.Что такое расширенное воспроизводство культуры? 3.Какие науки изучают человека, общество? 4.В чем общее и особенное семьи, этноса, нации как объединений людей в общественной жизни? 5.Какой тип семьи является традиционным в русской культуре, в культуре других народов России? В чем заключается особенность взаимоотношений мужа и жены в патриархальной моногамной семье? 6.Охарактеризуйте состав населения Российской Федерации по этническому признаку. Сделайте такой же анализ для соседних стран – республик бывшего СССР. 7.В чем заключается основное отличие теорий социального прогресса от религиозных представлений о развитии общества? 8.Каковы глобальные проблемы человечества и пути их разрешения? 9.Как соотносится идея многополярного мира с основными теориями развития общества? 10.В чем особенности геополитического положения России в современном мире?
Вариант: Обобщение по теме 2. Решение заданий практикума к §§ 5-13. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания.
Литература для учащихся Гуревич П.С. Основы культуроведения: Учебник для 10–11 классов. – М., 2002. Зверев А.Т. Экология: Практикум. 10-11 классы – М., 2002. Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника. 10 класс. – М., 2001. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9-11 классы. – М., 2000. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для 10-11 классов. – М., 2002. Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998-2002. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской и советской культуры XX века: Учебное пособие для 9 класса. – М., 2002. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв.; Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв.; Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в. – М., 1998-2002. Соколов Э.В. Культурология: Очерки истории культур: Пособие для старшеклассников. – М., 1994. Литература для учителя
Гуревич П.С. Методические рекомендации и тематическое планирование по курсу «Основы культуроведения»: 10–11 классы. – М., 2002. Громыко М.М. О воззрениях русского народа. - М., 2000- 2001. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Методическое пособие для учителя к учебно-методическому комплекту «Экология»: 10-11 классы. – М., 2002. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000. Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. – М., 2002. Современный мир: Материалы для учителя. 10-11 классы. В 2-х выпусках. – М., 1993. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века: 10-11 классы. – М., 1998-2002; История мировых цивилизаций. ХХ век: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 классы. – М., 1999-2002.
Тема 3. Социальные отношения (21 час)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |