Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 42-43. Социальные классы и слои



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Уроки 42-43. Социальные классы и слои 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие “социальный класс”: марксизм о социальных классах. Теория классов. Причины классовых противоречий. Ограниченность понятия “социальный класс”. Классовоподобные группы, их своеобразие. Социальные слои.

 

(§ 19 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 19 практикума).  

 

1-й час. Лабораторная работа с учебником: подзаголовки 1-3. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 19.

2-й час. Дискуссия по проблеме классов и классовой борьбы. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 19. В конце урока проводится самостоятельная работа – выполнение заданий практикума к § 19.

 

Уроки 44-45. Молодежь

 

Социальная группа – молодёжь. Психологические особенности молодежи. Молодежь среди других демографических групп. Социальное положение молодежи: планы, возможности, реальность. Информационное общество и молодежь. Социальная мобильность молодых в современной России.

 

(§20 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к §20).  

 

1-й час. Урок можно провести с использованием приема «Учимся вместе». Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §20.  

2-й час. Урок желательно начать с чтения отрывка из статьи российского философа Э.В.Ильенкова, которое станет побудительным мотивом для самостоятельного разбора по учебнику вопроса об индивидуальных особенностях вхождения в пору молодости. По окончании работы над текстом учебника учитель может предложить учащимся выполнить письменную работу по вопросам №1-4 и №6 к §20 (учебник). Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §20.  

 

Уроки 46-47. Социальная мобильность

 

Понятие «социальная мобильность». Социальная мобильность и рынок. Причины социальной мобильности. Промышленный переворот и социальная мобильность. Особенности социальной мобильности в СССР. Социальная модель современного российского общества Появление новых классов и слоёв, изменение социальных ролей и статусов. Социальные последствия изменений экономической системы России. Социальные критерии и современные социальные слои российского общества. Основные направления социальной мобильности в современной России и их возможные последствия. Методы изменения направления мобильности в странах с развитой рыночной экономикой.

 

(§ 21 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 21).  

 

1-й час. Начать урок целесообразно с выполнения заданий практикума к §20. Вторая часть урока может быть посвящена восстановлению в памяти учащихся понятий «социальный класс», «социальный слой», третья часть урока школьная лекция с элементами беседы (подзагловки 1-3). Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 21.  

2-й час. Традиционный урок. Учитель раскрывает содержание подзаголовков №4 и №5, по окончании учащиеся выполняют задания практикума по выбору учителя. Проводится в соответствии с рекомендациями Методпособия к § 21.

Уроки 48-49. Социальные конфликты

 

Социальные конфликты. Учёные о социальном конфликте. «Конфликтная» и «бесконфликтная» модели общества. Причины социальных конфликтов. Виды конфликтов, критерии конфликтов.

(§22 – 10 кл. и методпособия; задания практикума к § 22).  

1-й час. Лабораторная работа с текстом учебника по подзаголовкам №1-2. По окончании проводится беседа по вопросу о плюсах и минусах социальных конфликтов. Все высказанные точки зрения учитель записывает на доске. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §22.  

2-й час. Урок начинается с выполнения заданий из практикума (по выбору учителя). Вторая часть урока – дискуссия по темам, предложенным в методпособии к §22.    

 

Уроки 50-51. Межэтнические и межнациональные конфликты

 

Межэтнические и межнациональные конфликты. Типы межэтнических конфликтов. Разрешение межэтнических и межнациональных конфликтов, способы урегулирования межэтнических конфликтов.

 

(§ 23 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-5, 7 (§ 23) практикума).  

 

1-й час. Школьная лекция с элементами беседы в соответствии с планом, рекомендованным в методпособии.

В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на особую значимость межэтнического и межнационального согласия для порядка в общественной жизни и нормального развития общества.

Перед обсуждением причин и типов межэтнических и межнациональных конфликтов полезно напомнить учащимся об особенностях нации как политической общности, обладающей также характеристиками этнического состава, складывающейся в условиях единой государственности, языка общения, развития национальной культуры, хозяйства, что позволит установить логические связи с уроками №№ 20-22, 36-37.

2-й час. Выполнение репродуктивных заданий практикума.

Вариант. Работа с материалами международного и российского законодательства (международные правовые акты, признанные Российской Федерацией, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс и др.) в области регулирования межэтнических и межнациональных отношений, обеспечения основных прав человека. 

 

Текущее повторение (1 час)

Вопросы для повторения

1. Чем вы может объяснить возникающие сложности при определении понятия «общества»? Почему так важно дать точное определение данному понятию?

2. Раскройте содержание понятия «социальные отношения». Какую роль играет личная иерархия ценностей в социальных отношениях?

3. Что называют социальным институтом? Какие социальные институты вы знаете?

4. Какие нормы называют «социальными»? Какова роль социальных норм в социальных институтах?

5. Какова роль права в системе социальных норм? Как соотносятся право и другие сферы общественной

6. Чем социальная группа отличается от социального слоя? Есть ли между ними общее?

7. Охарактеризуйте понятие «социальный класс». Чем социологов не удовлетворяет понятие «социальный класс»? Чем вы можете объяснить введение в социологию понятия «социальный слой»?

8. В чем причины социальных конфликтов? Какие виды социальных конфликтов вам известны? Чем различные виды конфликтов отличаются друг от друга?

9. Как регулируются межэтнические отношения в государстве?

10.В чем состоят особенности межэтнических и межнациональных отношений, конфликтов? Как эти особенности связаны с пониманием того, что такое нация?

11.Каковы основные типы межэтнических конфликтов, в чем заключаются их основные причины? 

 

Вариант: Обобщение по теме 3.

    Решение продуктивных заданий практикума к §§ 14-23). Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания.

 

Литература для учащихся

Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество: Учебник для 10-11 классов. – М., 2000.

Боголюбов Л.Н. и др. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы. – М., 2002.

Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М., 2001.

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 10-11 классов. – М., 2001.

Крижанская В.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1999.

Социологический словарь. - Казань, 1997

 

Литература для учителя

 

Ануреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Суколов Л.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - С-Пб., 1999.

Певцова Е.А. Книга для учителя к учебнику «Обществознание» для 10-11 классов. – М., 2000-2001.

Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.

Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2000.

Фролов С.С. Социология. - М., 1998.

 

Тема 4. Духовная культура в обществе (16 часов)

Уроки 53-55. Религия

 

Религия в обществе и государстве. Виды религиозных объединений: религиозные группы, религиозные организации. Традиционные и нетрадиционные религии в обществе. Государственно-религиозные отношения. Светское государство и его основные модели. Законодательство о религии. Религия и религиозные объединения в истории России и в современности. Религиозный экстремизм. Деструктивные (разрушительные) религиозные секты, их опасность для личности и общества.

 

(§ 24 учебника. – 10 кл. и методпособия).  

 

1-й и 2-й часы. Традиционный комбинированный урок в соответствии с рекомендациями методпособия. Школьная лекция с элементами беседы, индивидуальной и групповой работы учащихся.

Возросшую роль религий, религиозных объединений в духовной сфере жизни российского общества можно иллюстрировать сравнительным анализом данных социологических исследований религиозности россиян, которые проводились в последние годы (методпособие).

Важное значение имеет выработка у школьников понимания светскости государства в соответствии с современными социокультурными и правовыми реалиями (схема в учебнике). Светскость реализуется, прежде всего, не в атеистическом или индифферентном отношении государства к религии, а в четком разделении полномочий и функций органов государственной власти и структур религиозных организаций в различных сферах жизни общества. При юридическом равенстве всех религий, обеспечении равных прав их последователей перед законом светскость не тождественна фактическому равенству всех религий в обществе. Конкретные формы государственного-конфессиональных отношений в различных областях общественной жизни (социальная помощь и благотворительность, образование, культура и др.) определяются социальными потребностями, традициями, культурой и законодательством каждого конкретного общества и государства.

3-й час. Семинар на тему «Новые религиозные объединения и культы деструктивной направленности».

Вопросы к семинару

1.Традиционные и новые религии в Российской Федерации.

2.Происхождение и основные типы новых религий.

3.Признаки деструктивной (асоциальной, антигуманной) направленности в деятельности некоторых религиозных сект.

4.Отношение деструктивных религиозных сект к семье, государству, гражданским обязанностям человека в обществе, праву на образование.

5.Деятельность новых религий и проблема национальной безопасности российского государства (вопросы совершенствования законодательства о религии).

Литература к семинару

Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. – М., 2001.

Вариант: выполнение репродуктивных заданий практикума

 

Уроки 56-57. Идеология

 

Идеология в обществе. Духовно-мировоззренческие основы идеологии. Функции идеологии в общественной жизни. Основные идейные течения в духовной культуре человечества. Религиозные и светские идеологии в истории и современности. Основные тенденции в духовной жизни современной России.

 

(§ 25 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-8 (§ 25) практикума).  

 

1-й час. Школьная лекция с элементами беседы, обсуждение отдельных вопросов. В содержании урока следует выделить основные темы:

1) место идеологии в духовной сфере жизни личности, социальных групп, общества в целом, связь идеологии с философскими и религиозными мировоззрениями, а также с другими сферами духовной жизни – мораль, искусство, образование, наука и др.;

2) мировоззренческие основы идейных течений, идеологий (схема «Основные типы мировоззрений» в методпособии).

3) идеологии в истории духовной культуры, развитии человеческой цивилизации (по учебнику);

4) основные идейные течения и способы их выражения в современном российском обществе.

2-й час. Выполнение заданий практикума.

Вариант: лабораторная работа с материалами средств массовой информации, программами политических партий и т.п. на предмет выявления в их содержании идеологической направленности.

Уроки 58-60. Мораль

 

Мораль в обществе. Духовно-мировоззренческие основы и сущность морали. Нравственность личности и общественная мораль. Этика. Системы морали, моральный идеал. Взгляды на источники морали в обществе. Политика и мораль. Моральные проблемы в научной деятельности.

 

(§ 26 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-12 (§ 26) практикума).  

 

1-й час. Школьная лекция с обсуждением отдельных вопросов по материалу учебника (до пункта «Мораль в политике»).

Основные вопросы лекции, которые должны быть раскрыты учащимся:

1) духовно-мировоззренческие основы морали; морали нет без мировоззренческой основы (можно использовать схему «Основные типы мировоззрения» в предыдущем параграфе методпособия);

2) системы морали (религиозные и нерелигиозные), их значение в истории, культуре, жизни современного общества;

3) нравственная культура и духовная жизнь личности, интеллектуальные и эмоциональные качества человека.

4) происхождение морали, основные взгляды на этот вопрос.

Особое внимание советуем обратить на проблему связи нравственной культуры человека с его интеллектуальным развитием (по учебнику, материал на основе словаря В.И. Даля).

2-3-й часы. Рассмотрение моральных проблем в политике и науке можно провести в группах (2 «сильные» и 2 «слабые») в соответствии с рекомендациями методпособия.

В заключение урока возможна работа с заданиями практикума.

Урок 61-62. Наука

 

Наука в обществе. Наука как вид познания и социальная деятельность.Цели и задачи науки в обществе. Формирование науки как особой сферы жизни общества, развитие научной картины мира. Современная наука. Основные отрасли научного знания. Фундаментальные и прикладные науки. Дифференциация и интеграция наук. Роль науки в современном обществе.

 

(§ 27 учебника. – 10 кл. и методпособия; задания №№ 1-6, 12 (§ 27) практикума).  

 

1-й час. Урок семинарского типа в соответствии с планом в методпособии, с сочетанием индивидуальной и групповой работы учащихся.

Возможно самостоятельное изучение учащимися материала учебника до вопроса о развитии научной картины мира с последующими объяснениями учителя и проверочным опросом (можно использовать задание №1 в учебнике, вопросы и задания из практикума).

Особое внимание рекомендуется обратить на раскрытие основного противоречия научного способа познания, определяющегося дискретностью научного подхода к целостному миру. Останавливаясь на этом вопросе, можно актуализировать знания учащихся, полученные при рассмотрении разных аспектов этого вопроса ранее (урок 2 и урок 26 – мораль в науке). Четкое обозначение этого противоречия позволяет выделить специфику научного знания в отношении философского и религиозного познания, особенности науки в духовной сфере жизни общества.

2-й час. Урок в форме докладов учащихся об основных этапах развития научной картины мира (4 докладчика). Заключительное обсуждение состояния и перспектив развития науки в современном обществе, в России можно провести с опорой на схему «Единство и взаимосвязи научных дисциплин» (методпособие). В конце урока выполнение заданий практикума.



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Уроки 42-43. Социальные классы и слои 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 42-43. Социальные классы и слои

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)