Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование и динамика структуры государственной службы



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Формирование и динамика структуры государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Принятие Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003) и Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004) означало, что окончательно сложились законодательные рамки структуры социального института государственной службы как совокупности связей ее основных элементов (т.е. должностей) друг с другом и с внешней средой.

 

В соответствии с современным законодательством о государственной службе Российской Федерации, к структуре государственной службы относятся: категории и группы должностей; система классных чинов как существующий в России механизм иерархического выстраивания государственной службы; квалификационные требования к должностям; механизмы отбора на государственную службу и должностного роста (включая образовательные механизмы).

Основные структурные компоненты института государственной гражданской службы России таковы:

· Должности, устанавливаемые Конституцией России и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, а также должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов России для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов России (так называемые «государственные должности», по смыслу примерно соответствующие международным понятиям «выборных должностей» и «должностей политических назначенцев») к государственной службе не относятся. К государственной гражданской службе относятся должности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц на государственных должностях. В отличие от многих стран, в России учителя, врачи, работники почт, и т.д., не являются гражданскими служащими, поскольку они не участвуют непосредственно в государственном управлении;

· имеются четыре категории должностей государственной службы, а именно категория «руководители», категория «помощники (советники)», категория «специалисты» и категория «обеспечивающие специалисты;

· в составе категорий должностей существуют группы должностей. Общий перечень групп должностей, от старших к младшим, состоит из пяти групп – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. При этом, в категории «обеспечивающие специалисты» нет высшей группы должностей, в категории «специалисты» нет младшей группы, а в категориях «помощники (советники)» и «руководители» нет младшей и старшей групп должностей;

· общие перечни должностей, в государственных органах, включая их названия и соответствие категориям и группам, регулируются посредством реестров должностей[30];

· иерархия должностей государственной гражданской службы и их соотнесение с иерархиями должностей в правоохранительной и военной службе задается через систему классных чинов, присваиваемых по итогам проведения квалификационного экзамена[31];

· категории и группы должностей отличаются по предъявляемым к ним профессиональным квалификационным требованиям (профессиональным знаниям, умениям и навыкам – тем, что принято обозначать понятием «профессиональные компетенции»). Наиболее значительные квалификационные требования, наличие высшего профессионального образования, относятся к должностям категорий «руководители», «помощники (советники)», специалисты всех групп должностей, и к главной и ведущей группам должностей категории «обеспечивающие специалисты». Наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению служебной деятельности, необходимо для старшей и младшей групп должностей категории «обеспечивающие специалисты». Кроме того, к квалификационным требованиям для всех категорий и групп должностей относится наличие стажа (опыта) работы по специальности и соответствующих навыков, причем к стажу работы относится не только время работы на государственной и муниципальной службе[32];

· замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (прием на службу) осуществляется на основании открытого конкурса, который не проводится только в случаях замещения полномочий на определенный ограниченный срок (для руководителей и помощников (советников), нахождения гражданина в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе, для младшей группы должностей (где конкурс обеспечить трудно, часто бывает только один претендент на место, либо вообще желающих занять должность нет), либо в случае должностей, для который необходим допуск к государственной тайне[33];

· соответствие государственного гражданского служащего замещаемой должности определяется на основании регулярной аттестации (не реже одного раза в три года)[34]. Присвоение очередного классного чина, соответствующего группе должностей (должностной рост), производится на основе результатов сдачи квалификационного экзамена[35];

· существенным фактором должностного роста является получение государственным гражданским служащим дополнительного профессионального образования[36], призванного выработать определенные профессиональные компетенции.

 

Не регулируются законодательно, но зависят от установленных правовых норм, два динамических компонента структуры, описывающие институт государственной гражданской службы, и одновременно фиксирующие взаимоотношение института гражданской государственной службы с внешней средой: количественные и качественные характеристики состава государственной службы; конкуренция должностей государственной службы с соответствующими должностями иных профессиями публичного сектора (спрос и предложение на рынке труда).

Динамические компоненты структуры государственной службы хорошо показывают, какова в действительности ситуация с государственной гражданской службой: реализуются ли, и как, принятые правовые нормы, какие основные структурные проблемы существуют, в каком направлении развивается государственная гражданская служба, какое влияние на это развитие оказывает проведение других институциональных реформ, в частности административной реформы.

       Изменения численности, возрастного состава, гендерных характеристик, уровня профессионализма (образование), оплаты труда государственной гражданской службы (до 2006 года включительно)[37] показывают, что эволюция государственной гражданской службы происходит противоречиво, с элементами как положительных, так и отрицательных изменений. Представим описание этих изменений в виде таблицы:

 

Динамический компонент структуры государственной гражданской службы Направление происходящих изменений Оценка изменений (положительные или отрицательные изменения)
Количественный состав Сократился в 2004 году, сразу после начала административной реформы, и увеличивается с тех пор, превзойдя дореформенные показатели Изменения отрицательные, поскольку предполагалось, что устранение дублирующих функций приведет к устойчивому сокращению аппарата
Возрастной состав Процент в возрасте выше 40 лет на федеральном уровне уменьшился по должностям категории руководителей (по сравнению с 2005 годом) Изменения положительные, поскольку тем самым происходит омолаживание госаппарата
Гендерный состав Устойчиво держится в соотношении более 70% женщин / менее 30% мужчин[38] Изменения нейтральные
Образовательный состав Устойчиво около 70% имеет высшее профессиональное образование. Одновременно, процент гражданских служащих с высшим профессиональным образованием в области специализаций государственного управления повышается Изменения положительные, т.е. профессиональный уровень растет
Уровень оплаты труда Повышается, в среднем поднявшись в 2008 г. приблизительно до 17 тыс.руб. в центральных аппаратах министерств (600 долларов США при текущем курсе на ноябрь 2008 г.), т.е. более, чем в 2 раза по сравнению с 2005 годом Изменения формально положительные, однако происходит увеличение разрыва в оплате между младшими и старшими группами должностей, плюс надокладные выплаты занимают до 90% общей суммы денежного содержания
Привлекательность профессии на рынке труда В 2007-2008 гг. начала повышаться по ряду федеральных органов[39], что измерялось в ходах опросов студентов (при прохождении практик) и выпускников факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Изменения положительные, однако причина возможно скрывается как в положительной динамике заработных плат в государственных федеральных органах

 

           



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Формирование и динамика структуры государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование и динамика структуры государственной службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)