Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование и развитие человеческого потенциала.



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Образование и развитие человеческого потенциала. 0.00 из 5.00 0 оценок




Независимая оценка и мониторинг качества образования. Анализ многообразия образовательных систем и тенденций. Общественно-государственное управление функционированием и развитием системы образования.

Обеспечение для детей и родителей информирования и формирования установки относительно потребностей и возможностей социума в области образования и развития человеческого потенциала.

Доступность общего образования: пешая доступность школы, возможность обучения по выбранному профилю, получения дополнительного образования, профессиональной подготовки; развитие дистанционного (Интернет-) обучения для всех особых категорий детей.

Программа «Школьный успех» - комплекс мероприятий, направленных на дифференциацию и индивидуализацию обучения, формирующих ситуацию планируемого успеха, компенсирующую негативное влияние системы Единого государственного экзамена на содержание школьного образования

Региональное влияние на содержание школьного образования.

Достижение наибольшей эффективности труда каждого учителя. Занятость учителей-пенсионеров. Адаптация нового учителя в школе, наставничество.

Формирование нового уровня взаимопонимания и взаимодействия школы и родителей.

Школа информатизации: новые цели для учащегося, эффективность для учителя, прозрачность и понятность для родителя.

Исследование основных проблем, с которыми сталкиваются дети в школах: неуспешность, перегрузка, незащищенность прав, насилие; формирование компетентности учителя в этих вопросах

Соблюдение прав детей в школах. Правовое просвещение («Я и мои права»). Взаимодействие образования с институтом прав ребенка. Система защиты прав (школьные уполномоченные по правам ребенка, юридические консультации и т.д.). Соответствующая работа с педагогами.

Безопасность детей в школах. Межшкольные участковые (использование опыта других регионов).

Формирование жизненной перспективы и места образования в ней для каждого ребенка и каждой семьи. Системы поиска, поддержки, помощи в выборе жизненного пути для талантливой молодежи.

Внеурочная жизнь и досуг в школе. Развитие системы школ полного дня, клубов, секций.

Комплексный проект «Школа будущего».

 Дополнительное образование детей в системе дополнительного образования и в школе.

Ребенок в культурной среде

Патриотическое, историческое, эстетическое, экологическое воспитание в городе вне школы. Повышение качества, популярности, привлекательности соответствующих мест, мероприятий и программ.

Развитие выставок, музеев и экскурсий (Город Науки, Центр Интеллект, Московский музей образования и др.)

Молодежная субкультура

· Анализ существующих явлений и тенденций

· Конкурсная поддержка молодежных изданий, СМИ, Интернета, кино, театров и клубов

Активизация роли детей в культурной среде города. Массовые представления, хепенинги, танцевальные шоу и парады с участием детей. Театры, теле- и мульти- студии, создаваемые детьми. Дизайн детьми городских пространств и плоскостей. Бумажные и Интернет- издания, осуществляемые детьми.

Развитие детского чтения и слушания качественной литературы.

Клубная и кружковая работа.

Ребенок в социальном окружении.

Двор, как социальная ячейка, пространство игры и отдыха, получения положительных эмоций и эстетических впечатлений

Исследование: основные проблемы детей в социальном окружении. Дети на улице.

Профилактика правонарушений и социально опасного поведения.

Курение.

Алкоголизм.

Наркомания.

Игромания.

Среда современных информационных технологий. Ребенок в Интернете – проблемы воспитания, права, защиты.

Проблема ранних сексуальных отношений.

Труд несовершеннолетних. Развитие молодежных бирж труда. Проблема эмансипации. Трудовое право

Толерантность.

Дети мигрантов. Проблема социально-культурной адаптации

Подростковые общественные организации, движения, неформальные объединения

Участие молодежи в управлении. Молодежные советы. Студенческое правительство

Развитие инфраструктуры социальных служб, клубов по месту жительства и т.д. Подготовка соответствующих кадров. Волонтерство.

 

Ребенок в городской природно-техногенной среде

Ребенок и живая растительность

Ребенок и архитектурный ландшафт

Ребенок в подъезде

Ребенок во дворе

Ребенок на улице

Дети в «зонах отдыха», на городских пляжах, в парках и т.д.

Ребенок в беде.

Исследование: московские дети «за гранью».

Социальное сиротство. Безнадзорные и беспризорные дети. Проблема социальной адаптации и качества жизни выпускников детских домов

Дети в местах лишения свободы, социальная адаптация, воспитание, обучение.

Подростковые банды, подростки в криминальной среде.

 

Сквозные вопросы (отдельные вопросы могут быть распределены по направлениям, вопросы из направлений могут быть вынесены в сквозные)

Формирование комплексной системы целей и показателей реализации Стратегии и комплексного прогноза хода, результатов и долгосрочных последствий стратегии. Координация с долгосрочной стратегией развития Москвы до 2025 года, другими московскими и федеральными программами

Научно-методологическая проработка проблемы детства в современном большом городе, учет специфики Москвы, построение научных основ реализации Программы

Правовая и нормативная база Программы

Права ребенка

Организация и поддержка деятельности Общественного совета Программы

Безопасность и комфортность жизни ребенка в городе

Информационная среда

Создание, поддержка и обеспечение безопасности единой базы данных московских детей на основе базы данных Управления ЗАГС

Сайты, форумы, вики по проблематике Программы

Воспитание и социальная адаптация

· Детские организации и общественные движения

· Патриотическое воспитание

· Правовое воспитание

· Экологическое воспитание

Занятость молодежи

· Ученические компании. «Достижения молодых»

· Детско-взрослые предприятия

· Сезонная работа, ее организационные формы

 Дети-инвалиды

 Взаимодействие с Подмосковьем и другими регионами и странами, с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.)

 Взаимодействие со СМИ

· Государственно-общественное регулирование медиа-контента, воздействующего на детей и семью

· Медиа-поддержка реализации Стратегии

Изобретение книги

Для чтения необходима книга. Вы можете обсудить с детьми вопрос о том, как книги появились. Может быть, они что-то уже знают из различных школьных курсов или других источников. Что-то они еще узнают в дальнейшем. Вопросы о происхождении книг (особенно, в связи с упоминанием начала книгопечатания в России) могут задавать и сами учащиеся. Мы приводим здесь основные данные об этом. Возможно, они пригодятся Вам на Ваших уроках.

Язык. Учащиеся, даже первоклассники, конечно, знают, что бывает устная речь – общение путем слов и письменная (та, которая используется в книгах). Они могут вполне грамотно ответить на Ваши вопросы о том, что это такое. Они также могут обсудить вопрос о том, разговаривают ли животные и в чем разница сигналов, которые животные подают друг другу, от речи.

При этом Вы можете им объяснить, что ученые сами не знают, как же возникла устная речь и обсудить, в чем, по мнению учащихся, трудность в выяснении этого вопроса (почему нельзя найти свидетельства этого возникновения или поставить эксперимент).

Все же ученые полагают, что уже сто тысяч лет назад (а, может быть и раньше, около 300.000 лет назад) человек был анатомически способен говорить. Это анатомическое строение давно умерших людей ученые устанавливают по их останкам – скелетам, костям, которые они находят в земле на местах древних поселений людей.

В тех же местах ученые обнаруживают следы деятельности человека (орудия, которыми пользовался человек – куски камня, которыми человек пользовался в своей работе и др.). При этом они обнаружили, что деятельность человека стала намного более сложной 50 тысяч лет назад. Возможно, это связано с появлением языка.

 

Письменность. О появлении письменности можно говорить более определенно. (Здесь опять можно спросить учащихся – почему?) По найденным учеными данным, письменность существовала уже около 9 тыс. лет назад. Около 5 тысяч лет назад, в Древнем Египте уже использовался алфавит.

 

Печать текста. Учащиеся могут оценить прогресс, возникший в истории человечества более тысячи лет назад, когда тексты, вместо того, чтобы переписывать начали печатать в количестве сотен экземпляров путем создания матрицы, на которую наносится краска. Скорее всего, они видели этот процесс, возможно, даже пробовали оставить оттиск на бумаге. В любом случае, полезно попробовать сделать оттиски, а, еще лучше, и какую-либо печать самим.

Технология печати текста существовала в Китае во втором веке. Первая дошедшая до нас книга была напечатана в 932 году.

 

Набор. Идея набора состоит в том, чтобы не вырезать, рисовать, или иным способом вручную создавать целую страницу, а однажды сделать только буквы алфавита в достаточном количестве, а дальше набирать из этих бука нужный текст, как это делается в кассе бука и слогов или на компьютерной клавиатуре. Книжный набор был изобретен в Китае Пи-Шеном около 1040 года (менее тысячи лет назад).

Принято считать, что первая печатная книга была издана в Корее в 1377 году.

 

Европейское книгопечатание в XV-XIX вв. Начиная с середины XV века (после 1440 года) Иоганн Гуттенберг создал процесс книгопечатания, который в основном оставался неизменным до середины XIX века. Этот процесс включает набор текста из выпуклых свинцовых литер, выдавливание набранного текста в глине – получение матрицы, заливку расплавленного металла в матрицу – получение металлического набора (уже целого, неразъемного на литеры) с которого и печатаются многие тысячи копий. Одной из проблем, которую оказалось непросто решить в XIX веке, была задача автоматизации набора, то есть выбора литер из кассы и раскладки их обратно в кассу.

 

Российское книгопечатание. Первая российская книга была напечатана в типографии Ивана Федорова в Москве в 1564 году. Эта книга – «Апостол», была не первой «пробой пера» а образцом зрелого типографского искусства. Очень полезно показать детям (на экране или в книге) страницу «Апостола». Хорошего качества изображение имеется в Интернете: http://www.int-edu.ru/museum/history_old_4.html (с пояснением и переводом), а также http://www.palmira.net/arts/nlr/images/high/apostols.jpg, http://old-rus.narod.ru/pict/1_1_pic13.htm


Поиск в Интернете

Первый урок, посвященный 860-летию Москвы может быть началом серьезной индивидуальной работы учащихся с литературными произведениями. Одним из важных элементов этой работы может быть самостоятельный поиск текстов, дающих представление о жизни города в целом, отдельных, иногда «нетипичных» людей в нем, например, самих поэтов и писателей. Трудно сегодня представить себе поиск информации без Интернета. Однако, начиная работать с Интернетом, и взрослый и ребенок часто испытывает разочарование. Информации – море, а нужную найти трудно.

Приведем один пример. Самым крупным поэтическим сервером русского Интернета является Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Он основан в 1997 г. и ведется во многом силами одного человека Марии Школьниковой, на ее личные средства. Сегодня на этом сервере более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов.

На этом сервере можно попытаться найти все упоминания слова Москва. Учащиеся, попытавшиеся это сделать могут испытать разочарование – большинство упоминаний этого слова будут в выходных данных поэтических сборников, в месте написания произведения, месте жизни поэта. Однако, проявив терпение, они могут отыскать очень интересные поэтические строки, по-разному раскрывающие жизнь города и отношение поэта к нему.

С другой стороны, конечно, во многих произведениях, где нет слова Москва, рассказывается много интересного о жизни в нашем городе. Учащимся начальной школы вы можете например, предложить познакомиться со стихами Агнии Барто. Можно «раздать» эти стихотворения детям и предложить им подготовиться к следующему уроку, прочитать их дома родителям, обсудить с ними, спросить о вещах, которые они не поняли и потом прочитать (по тексту, не наизусть, но подготовившись) и ответить на вопросы других детей (или учителя, если у учеников их не будет).

 

Такая же ситуация возникнет и при поиске в других Интернет-библиотеках, содержащих полные тексы литературных произведений. Там и вправду много интересного. Но, как правило, искать придется по автору или названию произведения, а это не всегда удобно. Ученик может не знать ни того, ни другого.

Есть и специализированные сайтов. О них мы много упоминали выше в настоящем методическом пособии, например, одним из лучших сайтов по истории Москвы, где есть и рассказы о литераторах-москвичах, это: http://walk.rambler.ru/index.html. Но здесь некоторым недостатком его школьного использования оказывается высокий уровень терпимости к пьянству.

Одной из проблем, с которой Вы столкнетесь, используя Интернет, будет ненадежность информации, в том числе – неточное или ошибочное указание автора текста, большое количество опечаток, возникших при сканировании и не выправленных. Будьте осторожны.

Значительная работа ведется на Российском общеобразовательном портале http://school.edu.ru/. Там сегодня сосредоточены десятки тысяч информационных источников, ориентированных именно на среднее образование. Активно идет и формирование электронной библиотеки информационных образовательных ресурсов: www.edu.ru/, window.edu.ru/.

Не надо забывать, что в Интернете можно выбирать изображения на заданную тему. В основных поисковых системах Вы можете найти соответствующую «кнопку» на экране. Укажем примеры таких изобразительных ресурсов с хорошего портала http://artclassic.edu.ru/:

 

В.Д.Поленов.

· Московский дворик http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12792&ob_no=15656

· Бабушкин сад

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15690&cat_ob_no=12792;

А.К.Саврасов.

· Вид на Кремль в ненастную погоду http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19368&cat_ob_no=12792

· Лосиный остров в Сокольниках http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12792&ob_no=15617;

И.И.Левитан.

· Осенний день. Сокольники http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2015614

 

Весьма полезным общим источником информации в Интернете сегодня является общедоступная и создаваемая широким и открытым кругом людей энциклопедия Википедия: ru.wikipedia.org/ и ее версии на других языках (наиболее обширная – английская). Другой важной общедоступной энциклопедией является Кругосвет: www.krugosvet.ru/, созданная в рамках программ Института открытого общества.

 

Укажем наиболее солидные литературные коллекции в Интернете, которые Вам понадобятся в различных ситуациях и будут содействовать привитию вашим учащимся любви к чтению и освоению ими современного информационного пространства.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) http://feb-web.ru/: полнотекстовая система по произведениям русской словесности (есть также справочная литература, словари, научные исследования и историко-биографическими работы).

Содержание библиотеки: электронные издания, каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни...) или произведению («Слово о полку Игореве» и др.).

Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Самый крупный поэтический сервер русской сети, основан в 1997 г.

Содержание: более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов.

 

Российский общеобразовательный портал http://litera.edu.ru/: русская и зарубежная литература для школы, где выбор авторов и произведений обусловлен требованиями школьного обучения, но предусматривает и некоторое расширение.

 

Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/.

Самая известная в русском интернете виртуальная библиотека

Библиотека не специализированная: русская и зарубежная классика, современная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, и пр., и пр.

 

Русские мемуары http://memoirs.ru/: старинная Россия в дневниках и воспоминаниях. Библиотека посвящена истории России 18 – 19 веков, в первую очередь представлена мемуарная литература. Собрание текстов восполняет многочисленные пробелы в исторической литературе и позволяет увидеть живую картину российской жизни в старину.

Содержание: дневники, воспоминания, записки, журналы, описания, рассказы, анекдоты и проч., собранные из дореволюционных изданий.

 

Библиотека восточной литературы http://www.vostlit.info/ : средневековые исторические источники Востока и Запада. Одна из самых основательных и культурных библиотек, с точки зрения оформления и подачи текстов. Приводятся все ссылки на источники, тексты, как правило, снабжены обширными примечаниями, некоторые источники на русском языке прежде не публиковались.

Содержание библиотеки: хроники с 6 века (и раньше), русские, византийские, болгарские летописи, анналы, хронографы, путешествия (в том числе в Московию, а также паломничества, русские хожения, путевые заметки), отчеты посольств, дневники походов, сказания, записки и мемуары.

 

Библиотекарь.Ру http://bibliotekar.ru/rus/index.htm: электронная библиотека нехудожественной литературы.

Содержание: статьи и книги по истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции, художественные альбомы и отдельные произведения по русской истории и культуре. Древнерусская литература: летописи, сказания, повести, поучения жития, легенды.

Некоммерческая библиотека Im Werden. http://imwerden.de/ содержит значительный историко-культурный материал. Там, например, можно найти рассказы о времени Московского царства – что ели в старину, как одевались, когда появились на Руси карты и шахматы и как эти игры были запрещены (см. Приложение 1, М.И.Пыляев «Старое житье», http://imwerden.de/pdf/pyljaev_staroe_zhitje_1897.pdf




Тексты. Проза

Ю. М Лужков

Мистика

Надо признаться в России сейчас любят всякую мистику. Впрочем, оно и понятно: глядя на все происходящее, как не впасть в мистицизм? Можно ли, например, в материалистических терминах объяснить внезапное появление миллиардных состояний буквально из ничего? Или без помощи дьявольских сил осуществить дематериализацию гигантского имущества одной из богатейших стран мира? Нет, господа, глядя на подобные метаморфозы, если и можно усомниться в бытии Бога, то в Дьяволе никак нельзя. И все же, по-моему, все это хотя и ловкий, но обман, то есть дело не запредельных сил, а фокусников и аферистов. Не мистика, а техника. Между тем бывают вещи действительно загадочные. Причем там, где быть им вроде бы совершенно не место, где решаются задачи сугубо земные и прагматичные. Да и начинается все, как правило, незаметно, буднично: однажды на пятый этаж здания московской мэрии на Тверской, 13...

1.

Итак, однажды в конце девяносто второго года в мой кабинет вошла старушка с авоськой в руке. Вернее, то была не авоська, а полиэтиленовая сумка с рекламой какого-то курорта и надписью "Пусть всегда будет солнце", под которой загорала коричневая девица на морском берегу.
В другое время и в другом месте никто не обратил бы на эту старушку внимания. Мало ли их блуждает с такими вот сумками по городским конторам, удивляя прочее население способностью к выживанию в экстремальных условиях. Но здесь, в приемной, она вызвала легкое замешательство. Во всяком случае, по озадаченной физиономии докладывавшего о ней секретаря я понял, что никто не знает, кто она такая и зачем пришла.
Полагаю, мы с нею действительно никогда бы не встретились, если бы не удивительная настойчивость, какую она проявила, отвергая все предложения побеседовать с другими работниками мэрии и требуя только меня. Каким-то образом вышла на одного из моих помощников, который, кстати сказать, нередко приводит в обход секретариата таких вот нестандартных посетителей. Однако и он в данном случае не мог сказать ничего внятного: "Какая-то мистика, но очень интересно" - вот и все, что удалось нацедить.
Итак, вошла сухонькая, небольшого роста, с приятным лицом. Такую, словом "старая" даже не назовешь. По осанке, движениям, интонации чувствовалось, что она была в свое время очень красивой. А должен заметить, раз уж о том зашла речь, что вовсе не всем красавицам полезно посвящать вторую половину жизни борьбе с признаками увядания. Многим идет стареть естественно, сохраняя обаяние, женственность, грацию. Они знают, что настоящий мужчина ценит женщину в любом возрасте, потому что любит само это чудо под названием "слабый пол"... Но тут прерываюсь, поскольку эта тема нас далеко уведет.
Весь облик старушки свидетельствовал, что она из небогатой, но интеллигентной семьи. Короткий опрос сразу прояснил ситуацию: вдова профессора, живет одна. Он был известным ученым. Жили душа в душу. Она посвящала ему всю себя и теперь оказалась в обычном для таких преданных жен положении: детей нет, смысла жизни тоже.
Она поставила полиэтиленовый пакет и стала вытаскивать из него увесистый газетный сверток. Ни этот пакет, ни мятые газеты не предвещали того, что увидел. На стол легла книга. Старая, в кожаном переплете, с желтыми неровными страницами. Кожа местами потрескалась. Тяжелые листы при переворачивании громко дышали, словно страдая одышкой. Не только рукописные строчки, но и слова, даже буквы на этих страницах жили свободно, собственной жизнью, сохраняя в то же время удивительную гармонию и лад. Несмотря на церковнославянский, я смог, к своему удивлению, без труда разбирать старинный текст.
Старушка пояснила, что это один из первых экземпляров Библии на Руси. Другой такой хранится в Румянцевской библиотеке. Книга принадлежала покойному мужу. Он был историком и берег эту Библию всю жизнь, пряча от пристального внимания партийцев. И так ею дорожил, что не продал бы никому ни за какие деньги.
Не помню, как долго я просидел, листая Библию. Хотя не знаток этого дела, но, должен признаться, почувствовал некую ауру. В общем понял, что моя гостья принесла что-то действительно редкостное.
А она сидела и смотрела. Ее неторопливость, спокойная отрешенность задавали темп и тон разговора. Стараясь не разрушать этой атмосферы, мягко спросил:
- А чего бы вы хотели?
- Ничего, - отвечает. - Хочу подарить эту книгу вам. Меньше всего был готов к такому ответу. К нам, в мэрию, конечно, стекаются разные подарки, для них даже создан специальный музей на третьем этаже. Но в данном случае речь шла о большой культурной ценности, которую надо хранить, экспонировать, кому-то показывать. Городской офис, согласитесь, не лучшее место для этого.
- Извините, - говорю, - не могу принять такого подарка. Это ведь, если не ошибаюсь, национальное достояние. Существуют специальные места: музеи, библиотеки... Если хотите, поможем на ваших условиях передать книгу туда.
- Вы не поняли, - возразила она. - Я ничего от вас не хочу. Просто сейчас передаю книгу. А потом, когда построите храм, отдадите ее Патриарху. Так сказал покойный муж.
- Не понимаю, почему бы вам самой не отдать книгу Патриарху, - говорю, не ухватив всей цепочки ее рассуждении.
- Потому что связана обещанием. Мой муж перед кончиной велел сделать именно так. Передать книгу тому, кто будет восстанавливать храм Христа Спасителя, чтобы тот - то есть вы - передал ее настоятелю. А настоятелем храма Христа Спасителя по положению всегда был Патриарх.
- Храм? Какой храм? Мы вовсе не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя!
- Мой муж сказал, что будете. А он в таких вещах никогда не ошибался.
Тут читателю придется напрячь воображение, чтобы представить себе мое удивление. Начался какой-то странный разговор. Она говорила с большой убежденностью, но что-то совершенно невнятное. Можно было понять только, что покойный был непростым человеком. Он обладал - не знаю, как это точнее сказать, - даром ясновидца. В общем, он что-то предсказывал несколько раз в жизни, и затем это сбывалось.
Так вот, перед смертью ему было не то видение, не то голос свыше. Подробностей она не знала. Знала одно: что это откровение относилось к храму Христа Спасителя, В том смысле, что он будет восстановлен. Причем в этом деле каким-то образом буду задействован я.
Так что, как ни отпирался, сколько ни уверял собеседницу, что у правительства Москвы на этот счет нет никаких планов, все было напрасно. Она так верила в провидческие способности мужа, что считала его предсмертное прозрение чем-то более достоверным, чем все, на чем мы строим свои планы и городские проекты.
Я стал осторожно заворачивать книгу и запихивать обратно в пакет.
- Не могу принять ваш подарок. Мы не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя. Вы ставите невыполнимое условие. Так что простите, у меня дела.
Старушка сидит спокойно, словно ее и не попросили только что из кабинета.
- Во-первых, я знаю, что будете. А во-вторых, обязана выполнить последнюю волю мужа. Только тогда смогу считать, что сделала все, что должны была сделать на этой земле.
Начинается какая-то ненормальность, причем по второму кругу.
Я:
- Не хочу вас обманывать. Книга очень ценная, но вы пришли не по адресу. Не могу принять на свою совесть такое условие. Пожалуйста, заберите книгу - и закончим этот разговор.
Она:
- Хорошо, давайте так; я оставлю эту Библию, и вы ее обязательно передадите Патриарху, когда...
И так далее. Тот же самый разговор.
Я уже начинаю смотреть на нее другими глазами. Но, вглядываясь в умное лицо, слыша спокойную интонацию, убеждаюсь, что передо мной вполне разумный человек. А значит, эта настойчивость, эта твердость имеет какое-то иное основание, пусть непонятное, но требующее как минимум уважения.
Надо было искать другой выход из ситуации. В конце концов куда она денется теперь с этой Библией?
- Единственное, что могу обещать, - говорю наконец, - что, когда закончу свое пребывание на посту мэра, передам книгу преемнику. А тот своему. И так далее по цепочке. Может быть, когда-нибудь кто-то действительно восстановит храм. Тогда и передаст книгу настоятелю. И можно будет считать, что воля покойного выполнена. А пока не вижу другого выхода. Только так.
Наверное, ее не очень удовлетворил такой вариант. Но делать нечего. Она должна была выполнить поручение, и она это сделала.
- Могу пообещать, - говорю на прощание, - что книга в конце концов будет передана в храм и послужит людям. Но что это будет связано с храмом Христа Спасителя, обещать не могу.
- Меня устраивает, - спокойно сказала она.
- Но вы не будете потом себя укорять, что не исполнили завещание мужа?
- Меня это устраивает, потому что уверена, что поступаю правильно.
- Хорошо, - говорю, - оставьте свои координаты.
И она ушла. Долгое время о ней ничего не было слышно.
Лишь однажды увидел на каком-то юбилейном собрании и даже расстроился. Похоже, все развивалось именно так, как я себе представлял. Жила одна, постепенно теряя интерес к жизни. Здоровье стало ухудшаться. Она меньше следила за собой. В полном безразличии и бесцельно проводила свои дни. И возможно, даже тяготилась, что Господь ее, как говорится, позабыл и до сих пор к себе не призывает.
А Библия хранилась в сейфе. Каждый раз, когда на прием приходили специалисты - ученые или музейные работники, - доставал и показывал. Все подтверждали, что держат в руках действительно бесценную вещь. Интересовались, правильно ли мы храним. Советовали подреставрировать книгу. Все это было аккуратно исполнено.
Но что касается героини рассказа, то сюжет, как говорится, завис.

2.

Между тем городская жизнь шла своим ходом, и этот её ход имел непосредственное отношение к нашей истории. Год за годом Москва усердно занималась центром города. Выполнялось много проектов, обсуждались даже самые неподъемные предложения. При этом очень часто, приближаясь к заколдованному месту, где раньше стоял храм, натыкались на гигантскую яму в центре - заброшенный бассейн, превратившийся в безобразную свалку. Стало ясно, что сделай хоть все в центре города, но оставь эту яму, Москва не вернет себе былой красоты и величия.
Я стал интересоваться историей возведения храма, его разрушения. Оказалось, с этим местом издавна было связано много событий и народных преданий. Касались они даже не названия Чертолье, которое народный язык увязывал с чертом, а прежде всего "стародевичьего" Алексеевского монастыря, который был выдворен отсюда в связи со строительством храма Христа Спасителя.
То была первая женская обитель, основанная еще в XIV веке, не раз перестраивавшаяся, горевшая, грабленая и татарами, и поляками, и французами, и наконец обосновавшаяся со всеми своими церквами, монашьими кельями, школой и кладбищем на берегу Москвы-реки возле Кремля. Такое положение делало монастырь весьма заметным в топографии православной Москвы. Ведь в тогдашнем городском укладе именно женские обители играли особую роль. Туда определяли одиноких девиц и старых дам, а то и просто неугодных или провинившихся жен. Находясь в самом центре, монастырь был весьма посещаемым и мирянами. А если учесть, что в нем находилась чудотворная икона, что от него шла прямая дорога к Новодевичьему - по ней двигались праздничные процессии и крестные ходы, - то можно себе представить, насколько все это казалось привычным и незыблемым. То была важнейшая часть московского городского уклада, освященная веками, то есть традицией.
   При богобоязненном государе Александре I монастырь никто не решился бы тронуть: когда выбирали место для нового храма, говорили о любых вариантах, но не о нем. Другое дело - брат его, Николай I. Как человек насквозь петербургский он не выносил московского патриархального сантимента. Так что когда придворный архитектор, решив, что властная вертикаль важнее местной традиции, предложил снести "стародевичий", царь без колебаний принял это решение. Многие считали, что зря.
   Говорят, больше всего проблем было с игуменьей. По слухам, когда хмурым утром 17 октября 1837 года солдаты силой выдворяли ее из монастыря, она что-то такое произнесла во гневе, что окружающие содрогнулись. В народе еще долго ходили слухи о страшном проклятии: мол, все, что выстроят на этом месте, будет порушено. И настолько глубоко вошло это поверье, что, когда почти через сто лет, 5 декабря 1931 года, взорвали "мрачный притон самодержавия", в народе вновь возродился слух о проклятье игуменьи. Поговаривали о том, что оно стало сбываться.
   Да и как тут было сомневаться-то? Храм взорвали, а Дворец Советов, ради которого это сделали, не построили.
   А уж когда на месте храма появился открытый бассейн с голыми грешниками, для верующих это выглядело просто как адское видение.
   Впрочем, бассейн вскоре тоже прикрыли. Так что к 90-м годам на "нехорошем" месте, кроме развалин, не было вообще ничего.

3.

    Кто не видел проекта Дворца Советов, советую посмотреть. Вавилонская башня, возмутившая Бога, выглядела, вероятно, не столь вызывающе по отношению к небесам. Наверху, на здании должна была стоять 140-метровая статуя Ленина, уходя в облака. Именно так: расчеты показывают, что частая в нашем городе облачность должна была скрывать то, что было у вождя выше пояса, оставляя москвичам лишь нижнюю, идейно менее значимую часть.
   Чтобы оценить грандиозность проекта, приведу еще один факт. Указующая рука Ленина с технической точки зрения представляла собой консоль гигантских размеров. Чтобы она не сломалась от перенапряжения, был создан специальный "институт руки", имевший директора, заместителя, штат научных сотрудников и секретные разработки.
   У Андрея Платонова есть повесть о строителях нового общества - "Котлован". Там революционные массы роют гигантскую яму под будущее здание коммунизма. Причем ни на что больше, кроме котлована, у них сил не хватает. Повесть оказалась пророческой: советским зодчим так и не удалось реализовать чудовищный замысел, который подавлял бы все в центре города. Правда, в отличие от платоновских героев они успели не только вырыть котлован. Они успели заложить в котлован фундамент.
   Да, господа, под будущее здание был сделан гигантский монолит, покоившийся на большом количестве опор, доходящих до прочных известняковых пород.
   Мы провели исследовательские работы. И обнаружили, что этот фундамент, рассчитанный на давление гигантского сооружения высотой более 300 метров, дошел до нас в хорошем состоянии. Арматура из танковой стали. Бетон лучших марок. Уникальная вещь.
   И тут сердце строителей дрогнуло. Что-то шевельнулось в наших душах: "Слушай: фундамент есть!" А что такое фундамент? Не знаете? Значит, вы не строитель.
   По чистой случайности этот фундамент имел одну особенность. Он был заложен гораздо ниже нулевой отметки разрушенного храма. То есть до основания нужно было еще дорасти строительными конструкциями.
   И тут сама собой возникла идея: а что если на этом подхрамовом пространстве воскресить тот, прежний, разрушенный еще в прошлом веке Преображенский храм "стародевичьего" монастыря? Может быть, и заклятие утратит силу?
   Сказано - сделано. Нарисовали эскизы. Провели расчеты. И со всеми этими материалами как-то вечером напросились к Патриарху. На аудиенцию.
   Святейший рассматривал наброски очень внимательно. О чем только не расспрашивал в тот вечер. И о надежности фундамента, и о том, в какой степени достижимо воссоздание исторической правды. Сколько времени понадобится? Сколько средств надо затратить? Можно ли закупить тот же камень? Можно ли возродить те же фрески? Мы отвечали на все вопросы настолько подробно, насколько могли.
   И тогда Святейший принял решение.
   4 января 1995 года в Успенском соборе Московского Кремля был проведен молебен о воссоздании храма Христа Спасителя.
   Затем на месте будущего храма состоялись крестный ход и закладка капсулы. Не в основание главного храма - до него надо было еще дорасти. А в основание того, прежнего, воскрешение которого должно было изменить наконец дух этого места.

4.

    А что же наша старушка? Оказывается, она видела эту процессию. Не знаю, по телевизору или как, но только жизнь ее в ту минуту совершенно преобразилась. Существование обрело новый смысл. Раз храм решили воссоздать, значит, появилась цель: убедиться, что завещанная Библия будет-таки передана настоятелю.
   Просто поразительно, как все, что мы делаем, имеет второй, скрытый смысл. Трудно гадать, что имел в виду ее супруг, делая свое последнее распоряжение. Но оно оказалось спасительным для любимой жены. Безвременно ее покинув и тем самым лишив точки опоры, он нашел способ дать ей другую опору, более прочную и вековечную.
   Она стала каждый день приходить на стройку. Когда был открыт Нижний храм и в нем начались богослужения, не пропустила ни одного.
   Там мы встретились однажды. Я был поражен преображением. Вместо больной и бессильной старушки увидел бодрую женщину. Вместо печали на лице играла улыбка. Изменились реакции. Она ожила. Возник стимул к существованию. Это было второе рождение. Чудо. Новая жизнь.

5.

Финал нашей истории оказался достойным ее начала. 31 декабря 1999 года состоялось освящение храма Христа Спасителя. Собрались все - высшее руководство православной церкви, других конфессий, правительство, гости. По окончании церемонии присутствующих пригласили в трапезный зал скромно отметить выдающееся событие. Там после патриаршего приветствия слово предоставили мне.
   И тогда я решил рассказать эту историю. Все, о чем вы сейчас прочли. Как пришла женщина, принесла Библию в полной уверенности, что это



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Образование и развитие человеческого потенциала. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование и развитие человеческого потенциала.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)