Образование и развитие человеческого потенциала.
Независимая оценка и мониторинг качества образования. Анализ многообразия образовательных систем и тенденций. Общественно-государственное управление функционированием и развитием системы образования. Обеспечение для детей и родителей информирования и формирования установки относительно потребностей и возможностей социума в области образования и развития человеческого потенциала. Доступность общего образования: пешая доступность школы, возможность обучения по выбранному профилю, получения дополнительного образования, профессиональной подготовки; развитие дистанционного (Интернет-) обучения для всех особых категорий детей. Программа «Школьный успех» - комплекс мероприятий, направленных на дифференциацию и индивидуализацию обучения, формирующих ситуацию планируемого успеха, компенсирующую негативное влияние системы Единого государственного экзамена на содержание школьного образования Региональное влияние на содержание школьного образования. Достижение наибольшей эффективности труда каждого учителя. Занятость учителей-пенсионеров. Адаптация нового учителя в школе, наставничество. Формирование нового уровня взаимопонимания и взаимодействия школы и родителей. Школа информатизации: новые цели для учащегося, эффективность для учителя, прозрачность и понятность для родителя. Исследование основных проблем, с которыми сталкиваются дети в школах: неуспешность, перегрузка, незащищенность прав, насилие; формирование компетентности учителя в этих вопросах Соблюдение прав детей в школах. Правовое просвещение («Я и мои права»). Взаимодействие образования с институтом прав ребенка. Система защиты прав (школьные уполномоченные по правам ребенка, юридические консультации и т.д.). Соответствующая работа с педагогами. Безопасность детей в школах. Межшкольные участковые (использование опыта других регионов). Формирование жизненной перспективы и места образования в ней для каждого ребенка и каждой семьи. Системы поиска, поддержки, помощи в выборе жизненного пути для талантливой молодежи. Внеурочная жизнь и досуг в школе. Развитие системы школ полного дня, клубов, секций. Комплексный проект «Школа будущего». Дополнительное образование детей в системе дополнительного образования и в школе. Ребенок в культурной среде Патриотическое, историческое, эстетическое, экологическое воспитание в городе вне школы. Повышение качества, популярности, привлекательности соответствующих мест, мероприятий и программ. Развитие выставок, музеев и экскурсий (Город Науки, Центр Интеллект, Московский музей образования и др.) Молодежная субкультура · Анализ существующих явлений и тенденций · Конкурсная поддержка молодежных изданий, СМИ, Интернета, кино, театров и клубов Активизация роли детей в культурной среде города. Массовые представления, хепенинги, танцевальные шоу и парады с участием детей. Театры, теле- и мульти- студии, создаваемые детьми. Дизайн детьми городских пространств и плоскостей. Бумажные и Интернет- издания, осуществляемые детьми. Развитие детского чтения и слушания качественной литературы. Клубная и кружковая работа. Ребенок в социальном окружении. Двор, как социальная ячейка, пространство игры и отдыха, получения положительных эмоций и эстетических впечатлений Исследование: основные проблемы детей в социальном окружении. Дети на улице. Профилактика правонарушений и социально опасного поведения. Курение. Алкоголизм. Наркомания. Игромания. Среда современных информационных технологий. Ребенок в Интернете – проблемы воспитания, права, защиты. Проблема ранних сексуальных отношений. Труд несовершеннолетних. Развитие молодежных бирж труда. Проблема эмансипации. Трудовое право Толерантность. Дети мигрантов. Проблема социально-культурной адаптации Подростковые общественные организации, движения, неформальные объединения Участие молодежи в управлении. Молодежные советы. Студенческое правительство Развитие инфраструктуры социальных служб, клубов по месту жительства и т.д. Подготовка соответствующих кадров. Волонтерство.
Ребенок в городской природно-техногенной среде Ребенок и живая растительность Ребенок и архитектурный ландшафт Ребенок в подъезде Ребенок во дворе Ребенок на улице Дети в «зонах отдыха», на городских пляжах, в парках и т.д. Ребенок в беде. Исследование: московские дети «за гранью». Социальное сиротство. Безнадзорные и беспризорные дети. Проблема социальной адаптации и качества жизни выпускников детских домов Дети в местах лишения свободы, социальная адаптация, воспитание, обучение. Подростковые банды, подростки в криминальной среде.
Сквозные вопросы (отдельные вопросы могут быть распределены по направлениям, вопросы из направлений могут быть вынесены в сквозные) Формирование комплексной системы целей и показателей реализации Стратегии и комплексного прогноза хода, результатов и долгосрочных последствий стратегии. Координация с долгосрочной стратегией развития Москвы до 2025 года, другими московскими и федеральными программами Научно-методологическая проработка проблемы детства в современном большом городе, учет специфики Москвы, построение научных основ реализации Программы Правовая и нормативная база Программы Права ребенка Организация и поддержка деятельности Общественного совета Программы Безопасность и комфортность жизни ребенка в городе Информационная среда Создание, поддержка и обеспечение безопасности единой базы данных московских детей на основе базы данных Управления ЗАГС Сайты, форумы, вики по проблематике Программы Воспитание и социальная адаптация · Детские организации и общественные движения · Патриотическое воспитание · Правовое воспитание · Экологическое воспитание Занятость молодежи · Ученические компании. «Достижения молодых» · Детско-взрослые предприятия · Сезонная работа, ее организационные формы Дети-инвалиды Взаимодействие с Подмосковьем и другими регионами и странами, с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.) Взаимодействие со СМИ · Государственно-общественное регулирование медиа-контента, воздействующего на детей и семью · Медиа-поддержка реализации Стратегии Изобретение книги Для чтения необходима книга. Вы можете обсудить с детьми вопрос о том, как книги появились. Может быть, они что-то уже знают из различных школьных курсов или других источников. Что-то они еще узнают в дальнейшем. Вопросы о происхождении книг (особенно, в связи с упоминанием начала книгопечатания в России) могут задавать и сами учащиеся. Мы приводим здесь основные данные об этом. Возможно, они пригодятся Вам на Ваших уроках. Язык. Учащиеся, даже первоклассники, конечно, знают, что бывает устная речь – общение путем слов и письменная (та, которая используется в книгах). Они могут вполне грамотно ответить на Ваши вопросы о том, что это такое. Они также могут обсудить вопрос о том, разговаривают ли животные и в чем разница сигналов, которые животные подают друг другу, от речи. При этом Вы можете им объяснить, что ученые сами не знают, как же возникла устная речь и обсудить, в чем, по мнению учащихся, трудность в выяснении этого вопроса (почему нельзя найти свидетельства этого возникновения или поставить эксперимент). Все же ученые полагают, что уже сто тысяч лет назад (а, может быть и раньше, около 300.000 лет назад) человек был анатомически способен говорить. Это анатомическое строение давно умерших людей ученые устанавливают по их останкам – скелетам, костям, которые они находят в земле на местах древних поселений людей. В тех же местах ученые обнаруживают следы деятельности человека (орудия, которыми пользовался человек – куски камня, которыми человек пользовался в своей работе и др.). При этом они обнаружили, что деятельность человека стала намного более сложной 50 тысяч лет назад. Возможно, это связано с появлением языка.
Письменность. О появлении письменности можно говорить более определенно. (Здесь опять можно спросить учащихся – почему?) По найденным учеными данным, письменность существовала уже около 9 тыс. лет назад. Около 5 тысяч лет назад, в Древнем Египте уже использовался алфавит.
Печать текста. Учащиеся могут оценить прогресс, возникший в истории человечества более тысячи лет назад, когда тексты, вместо того, чтобы переписывать начали печатать в количестве сотен экземпляров путем создания матрицы, на которую наносится краска. Скорее всего, они видели этот процесс, возможно, даже пробовали оставить оттиск на бумаге. В любом случае, полезно попробовать сделать оттиски, а, еще лучше, и какую-либо печать самим. Технология печати текста существовала в Китае во втором веке. Первая дошедшая до нас книга была напечатана в 932 году.
Набор. Идея набора состоит в том, чтобы не вырезать, рисовать, или иным способом вручную создавать целую страницу, а однажды сделать только буквы алфавита в достаточном количестве, а дальше набирать из этих бука нужный текст, как это делается в кассе бука и слогов или на компьютерной клавиатуре. Книжный набор был изобретен в Китае Пи-Шеном около 1040 года (менее тысячи лет назад). Принято считать, что первая печатная книга была издана в Корее в 1377 году.
Европейское книгопечатание в XV-XIX вв. Начиная с середины XV века (после 1440 года) Иоганн Гуттенберг создал процесс книгопечатания, который в основном оставался неизменным до середины XIX века. Этот процесс включает набор текста из выпуклых свинцовых литер, выдавливание набранного текста в глине – получение матрицы, заливку расплавленного металла в матрицу – получение металлического набора (уже целого, неразъемного на литеры) с которого и печатаются многие тысячи копий. Одной из проблем, которую оказалось непросто решить в XIX веке, была задача автоматизации набора, то есть выбора литер из кассы и раскладки их обратно в кассу.
Российское книгопечатание. Первая российская книга была напечатана в типографии Ивана Федорова в Москве в 1564 году. Эта книга – «Апостол», была не первой «пробой пера» а образцом зрелого типографского искусства. Очень полезно показать детям (на экране или в книге) страницу «Апостола». Хорошего качества изображение имеется в Интернете: http://www.int-edu.ru/museum/history_old_4.html (с пояснением и переводом), а также http://www.palmira.net/arts/nlr/images/high/apostols.jpg, http://old-rus.narod.ru/pict/1_1_pic13.htm Поиск в Интернете Первый урок, посвященный 860-летию Москвы может быть началом серьезной индивидуальной работы учащихся с литературными произведениями. Одним из важных элементов этой работы может быть самостоятельный поиск текстов, дающих представление о жизни города в целом, отдельных, иногда «нетипичных» людей в нем, например, самих поэтов и писателей. Трудно сегодня представить себе поиск информации без Интернета. Однако, начиная работать с Интернетом, и взрослый и ребенок часто испытывает разочарование. Информации – море, а нужную найти трудно. Приведем один пример. Самым крупным поэтическим сервером русского Интернета является Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Он основан в 1997 г. и ведется во многом силами одного человека Марии Школьниковой, на ее личные средства. Сегодня на этом сервере более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов. На этом сервере можно попытаться найти все упоминания слова Москва. Учащиеся, попытавшиеся это сделать могут испытать разочарование – большинство упоминаний этого слова будут в выходных данных поэтических сборников, в месте написания произведения, месте жизни поэта. Однако, проявив терпение, они могут отыскать очень интересные поэтические строки, по-разному раскрывающие жизнь города и отношение поэта к нему. С другой стороны, конечно, во многих произведениях, где нет слова Москва, рассказывается много интересного о жизни в нашем городе. Учащимся начальной школы вы можете например, предложить познакомиться со стихами Агнии Барто. Можно «раздать» эти стихотворения детям и предложить им подготовиться к следующему уроку, прочитать их дома родителям, обсудить с ними, спросить о вещах, которые они не поняли и потом прочитать (по тексту, не наизусть, но подготовившись) и ответить на вопросы других детей (или учителя, если у учеников их не будет).
Такая же ситуация возникнет и при поиске в других Интернет-библиотеках, содержащих полные тексы литературных произведений. Там и вправду много интересного. Но, как правило, искать придется по автору или названию произведения, а это не всегда удобно. Ученик может не знать ни того, ни другого. Есть и специализированные сайтов. О них мы много упоминали выше в настоящем методическом пособии, например, одним из лучших сайтов по истории Москвы, где есть и рассказы о литераторах-москвичах, это: http://walk.rambler.ru/index.html. Но здесь некоторым недостатком его школьного использования оказывается высокий уровень терпимости к пьянству. Одной из проблем, с которой Вы столкнетесь, используя Интернет, будет ненадежность информации, в том числе – неточное или ошибочное указание автора текста, большое количество опечаток, возникших при сканировании и не выправленных. Будьте осторожны. Значительная работа ведется на Российском общеобразовательном портале http://school.edu.ru/. Там сегодня сосредоточены десятки тысяч информационных источников, ориентированных именно на среднее образование. Активно идет и формирование электронной библиотеки информационных образовательных ресурсов: www.edu.ru/, window.edu.ru/. Не надо забывать, что в Интернете можно выбирать изображения на заданную тему. В основных поисковых системах Вы можете найти соответствующую «кнопку» на экране. Укажем примеры таких изобразительных ресурсов с хорошего портала http://artclassic.edu.ru/:
В.Д.Поленов. · Московский дворик http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12792&ob_no=15656 · Бабушкин сад http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15690&cat_ob_no=12792; А.К.Саврасов. · Вид на Кремль в ненастную погоду http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19368&cat_ob_no=12792 · Лосиный остров в Сокольниках http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12792&ob_no=15617; И.И.Левитан. · Осенний день. Сокольники http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2015614
Весьма полезным общим источником информации в Интернете сегодня является общедоступная и создаваемая широким и открытым кругом людей энциклопедия Википедия: ru.wikipedia.org/ и ее версии на других языках (наиболее обширная – английская). Другой важной общедоступной энциклопедией является Кругосвет: www.krugosvet.ru/, созданная в рамках программ Института открытого общества.
Укажем наиболее солидные литературные коллекции в Интернете, которые Вам понадобятся в различных ситуациях и будут содействовать привитию вашим учащимся любви к чтению и освоению ими современного информационного пространства. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) http://feb-web.ru/: полнотекстовая система по произведениям русской словесности (есть также справочная литература, словари, научные исследования и историко-биографическими работы). Содержание библиотеки: электронные издания, каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни...) или произведению («Слово о полку Игореве» и др.). Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Самый крупный поэтический сервер русской сети, основан в 1997 г. Содержание: более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов.
Российский общеобразовательный портал http://litera.edu.ru/: русская и зарубежная литература для школы, где выбор авторов и произведений обусловлен требованиями школьного обучения, но предусматривает и некоторое расширение.
Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/. Самая известная в русском интернете виртуальная библиотека Библиотека не специализированная: русская и зарубежная классика, современная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, и пр., и пр.
Русские мемуары http://memoirs.ru/: старинная Россия в дневниках и воспоминаниях. Библиотека посвящена истории России 18 – 19 веков, в первую очередь представлена мемуарная литература. Собрание текстов восполняет многочисленные пробелы в исторической литературе и позволяет увидеть живую картину российской жизни в старину. Содержание: дневники, воспоминания, записки, журналы, описания, рассказы, анекдоты и проч., собранные из дореволюционных изданий.
Библиотека восточной литературы http://www.vostlit.info/ : средневековые исторические источники Востока и Запада. Одна из самых основательных и культурных библиотек, с точки зрения оформления и подачи текстов. Приводятся все ссылки на источники, тексты, как правило, снабжены обширными примечаниями, некоторые источники на русском языке прежде не публиковались. Содержание библиотеки: хроники с 6 века (и раньше), русские, византийские, болгарские летописи, анналы, хронографы, путешествия (в том числе в Московию, а также паломничества, русские хожения, путевые заметки), отчеты посольств, дневники походов, сказания, записки и мемуары.
Библиотекарь.Ру http://bibliotekar.ru/rus/index.htm: электронная библиотека нехудожественной литературы. Содержание: статьи и книги по истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции, художественные альбомы и отдельные произведения по русской истории и культуре. Древнерусская литература: летописи, сказания, повести, поучения жития, легенды. Некоммерческая библиотека Im Werden. http://imwerden.de/ содержит значительный историко-культурный материал. Там, например, можно найти рассказы о времени Московского царства – что ели в старину, как одевались, когда появились на Руси карты и шахматы и как эти игры были запрещены (см. Приложение 1, М.И.Пыляев «Старое житье», http://imwerden.de/pdf/pyljaev_staroe_zhitje_1897.pdf Тексты. Проза Ю. М Лужков Мистика Надо признаться в России сейчас любят всякую мистику. Впрочем, оно и понятно: глядя на все происходящее, как не впасть в мистицизм? Можно ли, например, в материалистических терминах объяснить внезапное появление миллиардных состояний буквально из ничего? Или без помощи дьявольских сил осуществить дематериализацию гигантского имущества одной из богатейших стран мира? Нет, господа, глядя на подобные метаморфозы, если и можно усомниться в бытии Бога, то в Дьяволе никак нельзя. И все же, по-моему, все это хотя и ловкий, но обман, то есть дело не запредельных сил, а фокусников и аферистов. Не мистика, а техника. Между тем бывают вещи действительно загадочные. Причем там, где быть им вроде бы совершенно не место, где решаются задачи сугубо земные и прагматичные. Да и начинается все, как правило, незаметно, буднично: однажды на пятый этаж здания московской мэрии на Тверской, 13... 1. Итак, однажды в конце девяносто второго года в мой кабинет вошла старушка с авоськой в руке. Вернее, то была не авоська, а полиэтиленовая сумка с рекламой какого-то курорта и надписью "Пусть всегда будет солнце", под которой загорала коричневая девица на морском берегу. 2. Между тем городская жизнь шла своим ходом, и этот её ход имел непосредственное отношение к нашей истории. Год за годом Москва усердно занималась центром города. Выполнялось много проектов, обсуждались даже самые неподъемные предложения. При этом очень часто, приближаясь к заколдованному месту, где раньше стоял храм, натыкались на гигантскую яму в центре - заброшенный бассейн, превратившийся в безобразную свалку. Стало ясно, что сделай хоть все в центре города, но оставь эту яму, Москва не вернет себе былой красоты и величия. 3. Кто не видел проекта Дворца Советов, советую посмотреть. Вавилонская башня, возмутившая Бога, выглядела, вероятно, не столь вызывающе по отношению к небесам. Наверху, на здании должна была стоять 140-метровая статуя Ленина, уходя в облака. Именно так: расчеты показывают, что частая в нашем городе облачность должна была скрывать то, что было у вождя выше пояса, оставляя москвичам лишь нижнюю, идейно менее значимую часть. 4. А что же наша старушка? Оказывается, она видела эту процессию. Не знаю, по телевизору или как, но только жизнь ее в ту минуту совершенно преобразилась. Существование обрело новый смысл. Раз храм решили воссоздать, значит, появилась цель: убедиться, что завещанная Библия будет-таки передана настоятелю. 5. Финал нашей истории оказался достойным ее начала. 31 декабря 1999 года состоялось освящение храма Христа Спасителя. Собрались все - высшее руководство православной церкви, других конфессий, правительство, гости. По окончании церемонии присутствующих пригласили в трапезный зал скромно отметить выдающееся событие. Там после патриаршего приветствия слово предоставили мне.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |