Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общая характеристика производства по делам

Об административных правонарушениях

 

 

Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью административно-юрисдикционного производства и представляет собой жестко регламентированную законом (Кодексом РФ об административных правонарушениях) совокупность процессуальных действий уполномоченных на это субъектов по возбуждению, рассмотрению, обжалованию и исполнению постановлений по делу об административных правонарушениях.

Характерными чертами производства по делу об административном правонарушении является:

- разновидностью юрисдикционной деятельности;

- деятельностью правоприменительной, т.е. отношения возникают только тогда, когда есть потребность разрешить спор о праве (правонарушение и явление имеющее место в объективной действительности);

- деятельностью жестко регламентированной законом, и состоит из ряда последовательно совершаемых действий, именуемых - стадиями производства по делам об административных правонарушениях;

- деятельностью осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами – субъектами административной юрисдикции. Все субъекты административной юрисдикции, в зависимости от вида конкретного административного правонарушения, может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке. При этом, полномочия участников производства по делам об административных правонарушениях на разных стадиях производства - разная.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений[30].

Классификация (виды) производства по делам об административных правонарушениях может проводиться по различным основаниям.

Так, в зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнение определенного перечня действий по выявлению, фиксации, документированию, сбору доказательств по делу об административном правонарушении. Это необходимо для объективного, всестороннего, полного рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении обоснованного постановления по нему. Однако, действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности в упрощенном порядке. При применении упрощенного порядка уполномоченное на то должностное лицо назначает административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ[31].  Наряду с общим и упрощенным порядком производства по делу выделяют особое производство. Оно характеризуется тем, что при осуществлении производства в этом порядке необходимо выполнить дополнительные действия возложенные на орган административной юрисдикции законом. Так при привлечении к ответственности несовершеннолетнего, необходимо привлечении его родителей при производстве по делу об административном правонарушении и т.д.   

Все органы административной юрисдикции по порядку разрешения дел делятся на:

единоначальные органы и коллегиальные органы. Особенностью рассмотрения дел единоначальными органом является то, что дело рассматривается одним должностным лицом - начальником органа, судьей. Протокол заседания не ведется. В отличие от единоначального органа, рассмотрение дела коллегиальным органам означает, рассмотрение дела комиссией, состоящей из нечетного количества членов. Решение принимается коллегиально - простым большинством голосов. Такими органами являются: административная комиссия или комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. При проведении заседания ведется протокол заседания.

Классифицировать производство по делам об административных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения:производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административной юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.

 

Стадии производства по делам об административных

Правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях, входит в общее понятие административно -юрисдикционный процесс. Она включает в себя четыре стадий производства по делам об административных правонарушениях. Каждая стадия имеет свою специфику и функциональную направленность. Она отличается определенной самостоятельностью. По завершении предыдущей стадии начинается новая.

Под стадией следует понимать самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности. На каждой стадии принимает участие разное количество участников производства. Они совершают определенные процессуальные действия, составляют процессуальные документы. Все совершаемые действия является частными по отношению друг к другу, но направлены на реализацию единой цели производства - законность и  неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение. После выполнения требований закона и составления процессуального документа на одной стадии, начинается новая стадия. На следующей стадии, чаще всего, проверяются документы, собранные и составленные на предыдущей стадии.     Производство по делам об административных правонарушениях по своей структуре имеет схожесть с уголовным процессом, но оно несколько проще. Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех стадий:

- возбуждение и расследование дела;

- рассмотрение дела по существу и вынесение постановления;

- обжалование или опротестование постановлений (факультативная стадия);

- исполнение постановлений.

На первой стадии выявляются элементы состава административного правонарушения. Объект - каким общественным отношениями причинен вред? Объективная сторона правонарушения её обязательные и факультативные элементы - каким образом правонарушение выражено в объективной действительности? Кто совершил данное правонарушение? Отбирается объяснение от лица совершившего противоправное деяние - устанавливается субъективная сторона правонарушения. Кроме того, на первой стадии возможно проведения административного расследования, по результатам которого составляется протокол об административном правонарушении.     

На второй стадии производства по делу об административном правонарушении заключается в том, что уполномоченный на то орган или должностное лицо рассматривает дело об административном правонарушении и выносят по нему постановление.

На третьей стадии (факультативной) производства по делу об административном правонарушении, на основании поданной жалобы или протесту прокурора, вынесенное постановление, при наличии обстоятельств предусмотренных в законе, может быть пересмотрено и отменено, а может быть оставлено в силе.

Четвертая стадия производства по делу об административном правонарушении - исполнение постановлений заключается в обязанности правонарушителя претерпеть состояние административной наказанности. Она начинается сразу же после вступления постановления в законную силу.

 

 

Порядок возбуждения и расследования дела об административном правонарушении

 

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. Именно при возбуждении дела закладываются основы для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, сформулированных в ст. 24.1 КоАП РФ. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности. От полноты, всесторонности и объективности предварительной правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а в конечном итоге – обоснованность и справедливость постановления по делу. В своей совокупности эти факторы обеспечивают социальную эффективность законодательства об административных правонарушениях и воспитательное значение правоприменительного процесса.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении, по сути, производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится исключительно по месту совершения проступка. Наряду с этим возможно выполнение отдельных действий по месту жительства нарушителя или по месту учета транспортных средств. Закон не установил срока, в течение которого по возбужденному делу об административном правонарушении должна быть закончена предварительная подготовка, а дело направлено по подведомственности. Но в подзаконном ведомственном акте определено, что такая работа должна быть выполнена в 10-дневный срок.

Возбуждение дела об административном правонарушении производится в упрощенном порядке. Как правило, это действие совершается без вынесения отдельного процессуального документа в форме постановления. Обычно начальник органа налагает на заявлении (ином письменном обращении) резолюцию и поручает, как правило, провести проверку по обращению и оформить материалы дела.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

-  непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП);

- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 ч. 1.ст.28.1 КоАП, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка. Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки проступка, т.е. наличие повода, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершенном проступке.

При наличии оснований соответствующее должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении. Кодекс об административных правонарушениях не указывает, кто и в каких случаях составляет такой процессуальный документ. Но важно, что протокол составляется по каждому факту обнаруженного административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации (ст. 28.2 КоАП РФ).

Статья 28.6 Кодекса устанавливает, в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с ч.1 ст.28.6 КоАП постановлению.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 КоАП содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего КоАП. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 КоАП, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

Помимо составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения правильного рассмотрения дела следует:

1) получить объяснение от лица, привлекаемого к административной
ответственности;

2) получить объяснения от свидетелей (и особенно в тех случаях, когда правонарушитель отрицает свою вину в содеянном);

3) выяснить возможные судимости или факты привлечения к административной ответственности;

4) собрать сведения о семейном положении правонарушителя и размере его заработной платы, пенсии или стипендии.

Такие данные понадобятся при определении вида и меры административного наказания, которые назначаются с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы или на рассмотрение общественности.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)