Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предложения по совершенствованию выборного законодательства.



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Предложения по совершенствованию выборного законодательства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Со времени первоначального принятия Закона о выборах от 28 сентября 1995 года в целях его совершенствования и приведения его в соответствие с нормами международного избирательного права в него девять раз вносились изменения и дополнения – конституционными законами от 19 июня 1997 года, от 8 мая 1998 года, от 6 ноября 1998 года, от 6 мая 1999 года, от 28 июня 1999 года, от 14 апреля 2004 года, от 15 апреля 2005 года, от 25 декабря 2006 года, от 19 июня 2007 года.

Основные нововведения 2004 года: исключены безальтернативные выборы, предварительное голосование; введен принцип формирования избирательных комиссий маслихатами по представлению политических партий; отменены ограничения к кандидатам, согласно которым не могли быть зарегистрированы в качестве кандидатов на выборные должности лица: 1) привлекавшиеся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; 2) на которые в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение; кандидаты, ранее баллотировавшиеся на первоначальных выборах, получили право участвовать и в повторных: ранее закон запрещал это; в законе приведен полный и исчерпывающий список нарушений, которые могут послужить основанием для отмены регистрации в качестве кандидата; более подробно регламентирована процедура голосования и подсчета голосов; кандидатам и политическим партиям разрешено иметь большее количество доверенных лиц, которые получили право требовать пересчета бюллетеней на избирательном участке; изменен принцип составления списков избирателей: избиратели вносятся в списки согласно регистрации места жительства; в закон внесена четкая трактовка понятия «агитация»; запрещена благотворительность во время агитационной кампании, которая, как и подкуп избирателей, является нарушением принципов свободного волеизъявления граждан; средствам массовой информации вменено в обязанность осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий без предпочтений, отдаваемых кому-либо из них; введены гарантии равного доступа кандидатов к СМИ; запрещено проведение ненадлежащей предвыборной агитации, а также перечислены ее основные признаки (предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведение лотерей, благотворительных акций, выплата денег либо обещание предоставления таковых); предусмотрена возможность использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов.

Положения о значительном расширении прав наблюдателей были включены в закон в 2004 году. Ранее в Законе о выборах не были отражены такие права наблюдателей как: возможность находиться в помещении для голосования на так называемых «закрытых участках»; находиться в транспортном средстве во время перевозки переносных избирательных урн; наблюдать за ходом голосования, процедурой подсчета голосов в условиях, обеспечивающих возможность четкого обозрения всех этих процедур; присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности прибыть в помещение для голосования; делать фото-, аудио- и видеозаписи; после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии. И эти права уже закреплены.

Изменения 2005 года привели к урегулированию тех пробелов в избирательном законодательстве, которые выявила избирательная кампания 2004 года: гражданам предоставлена возможность голосования по открепительным удостоверениям; приняты меры по повышению ответственности кандидатов на выборные должности: кандидаты, а также их супруги обязаны до регистрации представлять в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и об имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения; количество доверенных лиц кандидатов было ограничено количеством, не превышающим трех человек на каждый избирательный участок в соответствующем избирательном округе; уточнены и детализированы положения, касающиеся финансирования избирательной кампании, более подробно регламентированы вопросы финансовой отчетности и осуществления финансовых операций в период выборов.

Введенный в 2005 году запрет на любые формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, способствующих оказанию воздействия на избирателей или членов избирательных комиссий, с момента окончания срока проведения предвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов в 2006 году был отменен путем исключения пункта 6 из статьи 44 Закона о выборах.

В июне 2007 года в связи с внесенными в мае 2007 года в Конституцию изменениями в Закон о выборах внесены существенные изменения. Определен новый порядок формирования Мажилиса Парламента по партийным спискам; дифференцирован размер вносимого политическими партиями избирательного взноса в зависимости от количества голосов избирателей, полученных в поддержку политической партии на предыдущих выборах; расширены возможности политических партий участвовать в работе избирательных комиссий: политические партии, не имеющие представителя в составе избирательной комиссии, вправе делегировать в нее своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании, который наделяется всеми правами члена избирательной комиссии; исключена норма, ограничивающая избрание на должность председателя и секретаря ЦИК лиц без высшего юридического образования, что привело к расширению круга лиц, могущих претендовать на избрание на вышеуказанные должности; на законодательном уровне регламентирован порядок изготовления и выдачи открепительных удостоверений на право голосования: теперь открепительные удостоверения не выдаются избирателям, желающим участвовать в голосовании в другом избирательном округе или на другом избирательном участке в пределах одного населенного пункта; уточнены статус и полномочия местных наблюдателей и наблюдателей иностранных государств, международных организаций, а также полномочия доверенных лиц. При этом закрепляются гарантии соблюдения международно-признанных прав наблюдателей, в том числе права присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, получать в избирательных комиссиях информацию о ходе избирательной кампании, встречаться со всеми участниками избирательного процесса, иметь доступ на все избирательные участки во время голосования и подсчета голосов, наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям, информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить им рекомендации, делать публичные заявления после объявления результатов выборов.

Центризбирком осуществляет взаимодействие с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (далее – БДИПЧ/ОБСЕ) по вопросам совершенствования выборного законодательства Республики Казахстан. С БДИПЧ/ОБСЕ обсуждались рекомендации по совершенствованию выборного законодательства, изложенные в 4-х документах: 1) Оценка БДИПЧ/ОБСЕ Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (24 августа 2004 года);
2) Отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Мажилиса Парламента Республики Казахстан 19 сентября и 3 октября 2004 года;
3) Итоговый отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Республики Казахстан 4 декабря 2005 года; 4) Итоговый отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными парламентскими выборами 18 августа 2007 года.

В 2006 году состоялись два круглых стола с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей международных организаций, проведены три консультации с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ. Вышеприведенные изменения и дополнения в Закон о выборах являются практическим воплощением рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ. Ряд рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ были реализованы на уровне постановлений Центризбиркома. К примеру, оповещение наблюдателей о повторном подсчете голосов и предоставление им возможности наблюдать за повторным подсчетом (постановление ЦИК от 2 августа 2007 года № 103/218).

Некоторые рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ не могут быть приняты, так как могут привести к ухудшению положения участников избирательного процесса. В частности, предложение БДИПЧ/ОБСЕ сократить 10-дневный срок обжалования действий (бездействия), решений избирательных комиссий, установленный Законом о выборах. Со ссылками на дальность расстояний в стране и сложностью в этой связи оперативного сбора всех документов по обжалованию в оригинале эксперты Центризбиркома убеждали экспертов БДИПЧ/ОБСЕ в оптимальности упомянутого 10-дневного срока и доказывали, что обращение в суд и иные действия по обжалованию могут быть предприняты в любой из дней этого срока.

В 2008 году в целях подготовки пакета предложений по внесению изменений и дополнений в закон о выборах распоряжением Председателя Центризбиркома создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли депутаты обеих Палат Парламента, представители государственных органов, политических партий, неправительственных организаций. Рабочая группа собрала и систематизировала предложения всех заинтересованных сторон, которые были в июне 2008 года направлены в БДИПЧ/ОБСЕ.

Вопросы реформирования выборного законодательства были обсуждены на двух круглых столах, организованных Центризбиркомом совместно с БДИПЧ/ОБСЕ. Первый круглый стол на тему: «Участники избирательного процесса: их проблемы и возможности» состоялся 28 марта 2008 года, второй круглый стол на тему: «Избирательные технологии и процедуры» прошел 13 июня 2008 года. В марте, июне и октябре 2008 года состоялись консультации с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ и Национального комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств.

На основе подготовленных предложений по совершенствованию выборного законодательства Министерством юстиции Республики Казахстан разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», который 14 ноября 2008 года был внесен Правительством в Мажилис Парламента Республики Казахстан. В январе 2009 года законопроект был принят Парламентом и феврале названный Закон подписан Главой государства.

Закон предусматривает правовой механизм, позволяющий формировать Парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая партия не пройдет 7-процентный барьер.

Кроме того, Закон предусматривает ограничение лицам, виновным в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения, выдвигаться кандидатом в Президенты, депутаты Парламента и маслихатов, а также в члены иного органа местного самоуправления.

В целях обеспечения равных возможностей для освещения избирательных мероприятий всех политических партий в пункт 7 статьи 27 закона введена дополнительная вторая часть, предусматривающая равные объемы печатной площади и эфирного времени при распространении СМИ информации о мероприятиях по выдвижению и регистрации кандидатов и партийных списков.

Закон упорядочивает сроки выборов депутатов маслихатов вместо выбывших. Возлагает на Центризбирком полномочия по разъяснению законодательства о выборах и изготовлению открепительных удостоверений на право голосования. Упорядочивает работу участковых избирательных комиссий. На период подготовки и проведения выборов улучшает материальное обеспечение членов избирательных комиссий, не являющихся государственными служащими. Предусматривает покрытие из республиканского бюджета расходов на оплату услуг специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы.

В пункт 4 статьи 28 Закона внесены изменения, которые предусматривают равные и единые условия по предоставлению помещений для встреч с избирателями, а также опубликованию графика встреч с избирателями в СМИ.

Из пункта 2 части четвертой статьи 20-2 Закона исключена норма о том, что в качестве наблюдателей международных организаций и иностранных государств не аккредитуются лица, не имеющие практики наблюдения за выборами. Таким образом, расширяются возможности для участия в международном наблюдении за выборами.

В целом, следует отметить, что процесс совершенствования выборного законодательства на этом не ограничивается и ведется постоянно.

 



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Предложения по совершенствованию выборного законодательства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предложения по совершенствованию выборного законодательства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)