Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная реабилитация инвалидов



2020-02-03 249 Обсуждений (0)
Профессиональная реабилитация инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Значительные усилия потребуются для включения инвалидов в свободный рынок труда, так как полноценная профессиональная реабилитации заключается в том, чтобы сделать инвалида конкурентоспособным на рынке труда и оказать ему реальное содействие в трудоустройстве.

В целях обеспечения занятости инвалидов местные исполнительные органы устанавливают квоты рабочих мест для инвалидов в размере 3 % от общей численности рабочих мест; создают дополнительные рабочие места для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса; создают специальные, а также социальные рабочие места.

В ходе выполнения Программы создано 144 специальных рабочих мест для инвалидов, оборудованных специальными приспособлениями и техникой для удобства работы лиц с ограниченными возможностями.   

Следует отметить, что  созданы они лишь в 8 регионах из 16 (это Акмолинская область – 27 места, Актюбинская – 5, ЗКО – 8, СКО – 9, ВКО-1, Костанайская – 53, Мангистауская – 18, Павлодарская – 23).

Трудоустроено по квоте 3493 инвалида из 16961 мест, предусмотренных по квоте. При этом  в городе Алматы рабочие места по квоте не созданы, в Жамбылской области их создано лишь - 12, Кызылординской – 14, Атырауской – 76, городе Астане – 46.

В Мангистауской области, несмотря на имеющиеся 3140 рабочих мест по квоте, трудоустроено всего лишь 24 инвалида. Аналогичная ситуация сложилась в Южно-Казахстанской области, где на имеющиеся 2531 мест по квоте, трудоустроены всего  164 инвалида.                

   На временную работу направлено более 73 инвалидов, на общественные работы – 1390.

Учитывая низкую конкурентоспособность инвалидов, согласно ИПР в течение 2008 года на профессиональную подготовку и переподготовку направлено 717 инвалидов, из которых трудоустроено лишь 240 инвалидов или 33,4 % из числа прошедших обучение.

Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о том, что основная часть инвалидов, сохранивших трудоспособность, не имеет условий для профессиональной реабилитации.

4.4. Ведение Централизованной базы данных инвалидов

 

Обязательным условием совершенствования системы реабилитации инвалидов является создание Централизованной базы данных инвалидов (далее – ЦБДИ), формирование которой завершено в 2008 году.

ЦБДИ содержит информацию о количестве инвалидов, состоянии и причинах инвалидности, проводимых реабилитационных мероприятиях и позволяет обеспечить контроль за качеством и эффективностью проводимой работы по реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

          Несмотря на предпринимаемые меры и определенные позитивные сдвиги в системе социальной защиты инвалидов, сохраняются определённые проблемы:

- по-прежнему, слабым звеном в работе с инвалидами остается профилактика инвалидности среди часто и длительно болеющих лиц, и как следствие, сохранение относительно высокого роста инвалидности, особенно по сердечно-сосудистым заболеваниям, онкопатологии. Как было сказано, высокий уровень инвалидности от общего заболевания именно среди трудоспособного населения;

    - отсутствие в достаточном объеме реабилитационных центров и отделений реабилитации в стационарах, что в дальнейшем приводит к утяжелению групп инвалидности. Отсутствуют центры реабилитации в Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской областях, в городах Астане, Алматы.

    Сложившаяся в республике практика выделения стационарных коек на функциональной основе недостаточна для реализации стационарного этапа реабилитации (в настоящее время коечный фонд, предназначенный для отделений медицинской реабилитации, составляет в республике только 3,0 % от общей мощности);

- незначительный удельный вес современных форм содержания и реабилитации инвалидов (центры дневного пребывания, дома-интернаты малой вместимости);

- ограниченный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и транспорту.

Несмотря на выделяемые средства из местных бюджетов, вопросы создания местными исполнительными органами беспрепятственного доступа к имеющимся и строящимся объектам вызывают множество нареканий со стороны инвалидов. Не во всех строящихся объектах социальной инфраструктуры, культурно-зрелищных организаций и спортивных сооружений обеспечиваются качественный доступ инвалидам. Есть серьезные нарекания на общественный транспорт, который не оборудуется устройствами, специальными приспособлениями для инвалидов, не обустроены также остановки.

- невысокий уровень профессиональной реабилитации инвалидов, осложненный низкой конкурентоспособностью инвалидов.

   

Привлечение НПО и использование возможностей

Гражданского общества

     Становление и развитие современной системы социальной защиты людей с ограниченными возможностями, расширение возможностей их активного участия в общественной жизни нельзя представить без участия неправительственного сектора. В решении проблем лиц с ограниченными возможностями, в том числе и в разработке нормативно-правовых актов Министерство труда и социальной защиты населения тесно сотрудничает с общественными объединениями инвалидов.

Образован и действует Координационный совет в области социальной защиты инвалидов (постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2005 года № 1266.),в состав которого вошли представители заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций. Совет является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан и образован с целью выработки предложений и рекомендаций по вопросам социальной защиты инвалидов, обеспечения взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций, общественных объединений инвалидов.

В рамках реализации Закона «О специальных социальных услугах» на 2009-2011 годы в республиканском бюджете на размещение государственного социального заказа в неправительственном секторе предусмотрено 1 686,9 млн. тенге.

Вместе с тем, в рамках государственного социального заказа за счет средств республиканского бюджета на 2009 год запланирована реализация 3 социальных проектов на сумму 8 100,0 тыс. тенге, в том числе:

- «Разработка стандарта оказания специальных социальных услуг инвалидам с психоневрологическими заболеваниями»;

- «Производство социального ролика: «Интеграция детей-инвалидов в здоровую среду (профилактика социального сиротства и тяжких инвалидизирующих патологий)»;

- «Поддержка Интернет-ресурса и организация на его основе информационной, правовой и социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации».  

 Все эти направления и новые подходы к социальной защите лиц с ограниченными возможностями выступают реальным ответом на вызовы времени. Вместе с тем, нужно также помнить: сохранение социальной стабильности и повышение благосостояния населения во многом зависят не только от государства, но и от мобилизации усилий всех представителей общества и каждого гражданина страны.

В целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями рекомендуем Правительству Республики Казахстан, министерствам труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, акимам областей и городов Астаны и Алматы в период 2009 – 2012 годов реализовать на практике следующие меры:

    1. Продолжить работу по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) с учетом общепризнанных международных стандартов;

     2.  Правительству Республики Казахстан, Министерству труда и социальной защиты населения совместно с заинтересованными государственными органами разработать План действий по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью, реализация которого позволит создать условия для ратификации Конвенции о правах инвалидов.

     3.    Совместно изучить потребность регионов в лечебных учреждениях реабилитационной направленности для хронических больных и инвалидов.

      4. В целях повышения уровня охраны здоровья населения и обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья Правительству Республики Казахстан и Министерству здравоохранения Республики Казахстан  принять необходимые меры по охране материнства и детства, снижению уровня инвалидности среди детей.

      5. В целях совершенствования системы реабилитации, усиления социальной поддержки и улучшения качества жизни инвалидов Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разработать и принять «План мероприятий по совершенствованию системы реабилитации инвалидов на 2009-2011 годы».

    6. Правительству Республики Казахстан, министерствам труда и социальной защиты населения, образования и науки, акимам областей и городов Астаны и Алматы в целях поддержки лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и выполнения республикой международных обязательств, предусмотреть увеличение государственных образовательных грантов для подготовки социальных работников соответствующих специальностей и квалификации в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

    7. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, акимам всех уровней развивать сотрудничество с международными и неправительственными организациями, занимающимися вопросами лиц с ограниченными возможностями.

    8. В целях повышения уровня культуры граждан в отношении лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) Министерству культуры и информации Республики Казахстан совместно с Министерством труда и социальной защиты населения подготовить и выпустить краткие информационные материалы и разместить их в СМИ.

                     Права оралманов

 

Репатриация казахов на историческую родину является одним из главных приоритетов миграционной политики страны. На государственном уровне принимаются меры для создания механизмов репатриации этнических казахов, в том числе их организованное переселение и создание условий для жизнедеятельности в местах поселения.

Начиная с 1991 года Республика Казахстан приняла более 706 тыс. этнических казахов.

С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики.

В 2007 году принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007 – 2015 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399).

Правовую основу Программы составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции населения», Указы Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399 «О Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007 – 2015 годы», от 28 августа 2006 года № 167 «О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года» (далее – Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года) и от 10 июля 2003 года № 1149 «О Государственной программе развития сельских территорий на 2004 – 2010 годы».

В рамках действующей законодательной базы государство оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В настоящее время с учетом единовременного пособия, средств для приобретения жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества, каждой семье, в среднем состоящей из 5 человек, выделяется 833 тыс. тенге.

    В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов (далее – центры). С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда, Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау.

Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и по желанию – русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Всем оралманам обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 % оралманов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства, каждый четвертый занят в сельском хозяйстве.

Для оказания помощи оралманам при областных акиматах созданы Советы оралманов, которые занимаются изучением и решением вопросов оралманов в новых условиях проживания.

Создана и совершенствуется информационная база данных «Оралман», которая в дальнейшем будет интегрирована в создаваемую единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг.

В настоящее время в республике осуществляются проекты по решению жилищных вопросов этнических иммигрантов. Так, в городе Шымкенте Южно-Казахстанской области реализуется проект по переселению из Республики Узбекистан около 2-х тыс. семей этнических иммигрантов. Для организации их компактного проживания на основе привлечения к строительству самих переселенцев и использованию местных строительных материалов ведется строительство 2 тыс. коттеджей. В городе Алматы реализуется проект «Байбесик» по возведению 185 домов; в Сарыаркинском районе г. Астаны разработан проект строительства микрорайона «Нурбесик».

В организации переселения и интеграции этнических мигрантов в новые общественные условия имеют место определенные проблемы.

 Расселение оралманов происходит неравномерно, имеет место вторичная миграция. В настоящее время около шестидесяти процентов переселенцев проживают в регионах с достаточно напряжённым рынком труда - в Южно-Казахстанской, Мангистауской, Алматинской и Жамбылской областях, что не всегда соответствует государственной политике распределения трудовых ресурсов.

Низок уровень занятости оралманов, их обеспеченность собственным жильем.

В этой связи по поручению Главы государства разработана Программа«Нұрлы көш» (Постановление Правительства от 2 декабря 2008 г. № 1126).

 Целью Программы является осуществляемое на добровольной основе рациональное расселение и содействие в занятости и обустройстве этническим казахам, бывшим гражданам страны, пожелавшим вернуться в Казахстан, и внутренним мигрантам в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.

 Реализация Программы  позволит упорядочить процессы этнической, внутренней и внешней миграции и подчинить их интересам социально-экономического развития регионов; будет стимулировать возвращение в страну граждан различных национальностей, выехавших из Казахстана по тем или иным причинам.

К сожалению, на практике встречаются факты нарушения прав оралманов, гарантированных действующим законодательством Казахстана.

Анализ обращений оралманов в Комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан, а также материалов проверок, проведенных органами прокуратуры показывает, что некоторые территориальные органы уполномоченного государственного органа по миграции часто нарушают требования Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также Инструкции определения статуса оралмана и включения их в квоту иммиграции оралманов. Кроме того, некоторые оралманы обратили внимание Комиссии по правам человека на нарушение их прав на получение пенсионных выплат до получения ими гражданства Республики Казахстан.

Анализ действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам, связанным с назначением жилищной помощи, выплаты пенсий и пособий оралманам показал, что в соответствии со статьей 2 Закона РК  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законом и международными договорами.  

Пунктом 1 Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 1063 (далее - Правила), предусмотрено, что граждане Республики Казахстан, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, должны иметь документы, удостоверяющие личность: 1) паспорт гражданина РК; 2) удостоверение личности; 3) вид на жительство иностранца в РК; 4) удостоверение лица без гражданства.

Других документов, удостоверяющих личность, Правилами не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, оралманам, не получившим гражданство Республики Казахстан, и не оформившим документально свое постоянное проживание в Республике Казахстан (вид на жительство), пенсионные выплаты и пособия из Центра (на основании удостоверения оралмана) не назначаются.

Согласно статье 14 Закона о миграции лицам, признанным оралманами, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение оралмана является документом строгой отчетности и служит основанием для получения льгот и компенсаций, предусмотренных Законом.

В силу требований пункта 18 «Отдельных вопросов правового регулирования пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан», утвержденных Постановлением Правительства от 28 января 2000 года № 136

 лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение, а также виды на жительство, выданные органами внутренних дел.      

Совместным приказом Министра внутренних дел РК от 9 апреля 2004 года № 215, Министра иностранных дел РК от 14 апреля 2004 года 

№ 08-1/93 и Председателя Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии от 14 апреля 2004 года № 35-п утверждена Инструкция «О порядке применения Правил въезда и пребывания иностранных граждан в Республику Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконной миграции иностранных граждан на территории Республики Казахстан».

В соответствии с пунктом 68 указанной Инструкции заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан иностранными гражданами, въехавшими в республику в соответствии с квотой иммиграции, подаются непосредственно в территориальные подразделения Комитета по миграции МТСЗН РК.При одновременном обращении оралманов с ходатайствами о приеме их в гражданство Республики Казахстан, подпадающих под действие Указа Президента Республики Казахстан «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан»,документы на право постоянного проживания могут не выдаваться.  

Таким образом, отсутствие в Правилах и Приказе норм, предусматривающих выдачу оралманам удостоверений, служащих основанием для получения соответствующих льгот и компенсации (жилищных и иных пособий, а также пенсий),существенно ущемляет права оралманов.                                                                                                                    

Кроме того, необходимо внести изменение и дополнение в пункт 2 вышеуказанных Правил, указав документом, удостоверяющим личность оралмана, - удостоверение оралмана.

    Одним из стимулирующих мероприятий по репатриации казахов на историческую Родину является предоставление им безвозмездно земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

 При этом зачастую нарушаются требования статей 405, 502 и 506 Налогового кодекса Республики Казахстан, согласно которым при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получении гражданства Республики Казахстан, оралманы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

    В городе Алматы, Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Костанайской областях выявлены факты, когда с оралманов незаконно взыскивалась государственная пошлина.

     Необходимо законодательно регулировать вопрос выделения денежных средств из бюджета оралманам, переехавшим на историческую Родину по квоте иммиграции, предусмотрев обязательную норму возврата денежных средств обратно государству в случае добровольного возвращения ими в страну выезда.

    Комиссия по правам человека при Президенте РК, разделяя позицию государства и стремясь оказать содействие историческому процессу возвращения казахов на историческую Родину, инициирует ряд идей, направленных на совершенствование государственной политики в сфере миграционных отношений оралманов. Комиссия выступает за дифференцированный подход, учитывающий многогранность самой проблемы и необходимость в этой связи согласования различных подходов и позиций и считает, что необходимо определить приоритеты в отношении оралманов и отдавать предпочтение возвращению в первую очередь тех, кто не по своей воле оказался в странах дальнего зарубежья. Что касается казахов, компактно проживающих на территории России, Узбекистана, то надо иметь в виду, что большая часть их испокон веков живет в этих странах, хотя, бесспорно, среди них немало и тех, кто оказался там в лихую годину - во времена революции и коллективизации, обернувшихся для казахского народа самым настоящим геноцидом. Как показывает мониторинг, проведенный сотрудниками Секретариата Комиссии по правам человека при Президенте РК в городе Санкт-Петербурге, Саратовской и Омской областях, и в городе Омске, большинство этнических казахов, проживающих в этих регионах, предпочитает трудиться и жить в России.

В целях защиты прав оралманов в возвращении на историческую Родину по квоте иммиграции и без нее, обеспечения их социально-экономических прав, Комиссия по правам человека при Главе государства рекомендует Правительству разработать и принять отдельный нормативный правовой акт, освобождающий их при пресечении государственной границы от таможенных пошлин независимо от количества вещей и имущества. Кроме того, рекомендует внести соответствующие дополнения в Закон о миграции.

осс

Необходимо внести коррективы в государственную жилищную программу, реализовать сбалансированный подход с учетом интересов как оралманов, так и других казахстанцев. Решение может быть найдено лишь в рамках социального партнерства общества и власти. Забота об оралманах не должна ущемлять интересы других граждан и нарушать их права. Это обстоятельство предполагает ответственность не только государства, но и структур гражданского общества, НПО, профессиональных союзов. Проблемы оралманов - это общие проблемы страны. Чтобы решить их, необходимо взаимодействие общества и государства. Например, решению проблемы адаптации оралманов может способствовать создание современных центров интеграции, которые призваны помочь людям в решении вопросов получения гражданства, трудоустройства, приобретения специальности.

В целях обеспечения прав оралманов рекомендуем Правительству Республики Казахстан реализовать следующие меры в период 2009-2011 годов:

1. В целях обеспечения прав оралманов, не получивших гражданство и не успевших оформить документально свое постоянное проживание в Казахстане, на получение пенсий и иных социальных пособий внести изменения и дополнения в нормативные акты, регламентирующие порядок выдачи пенсий, пособий и иных социальных выплат, в частности -  в Инструкцию о порядке организации назначения и выплаты пенсионных выплат, государственных социальных пособий и государственных специальных пособий из Центра, предусмотрев в перечне документов наличие удостоверения оралмана, являющегося основанием для назначения пенсий и пособий.

2. Законодательно установить минимальную пенсионную выплату оралманам, достигшим пенсионного возраста, из тех зарубежных государств, с которыми Республика Казахстан не имеет двусторонних соглашений по пенсионным вопросам.

3. Внести дополнение в пункт 2 Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года №1063 указав документом, удостоверяющим личность оралмана, - удостоверение оралмана.

 4. В целях защиты прав оралманов в возвращении на историческую Родину по квоте иммиграции и без нее, обеспечения их социально-экономических прав необходимо разработать и принять отдельный нормативный правовой акт, освобождающий их при пересечении государственной границы от таможенных пошлин независимо от количества вещей и имущества. Кроме того, необходимо внести соответствующие дополнения в Закон РК «О миграции населения».  

 5. Постоянно провести мониторинг выполнения государственной программы «Нұрлы көш».

 5. В целях обеспечения прав оралманов на жилище разработать и внедрить на практике механизм обеспечения оралманов доступным жильем в рамках Государственной жилищной программы.    

 6. В целях полного обеспечения прав оралманов на получение гражданства Республики Казахстан в упрощенном порядке, а также для устранения всевозможных условий для совершения коррупционных правонарушений сотрудниками миграционной полиции и других государственных органов, исключить из перечня необходимых документов для оформления гражданства адресную справку в отношении оралманов, обязывающую их постоянно зарегистрироваться по месту жительства сразу после переезда на историческую Родину, несмотря на то, что они еще не имеют постоянного жилья на праве собственности по месту жительства.

7. В целях устранения наличия двойного гражданства оралманов, необходимо заключить двусторонние межправительственные соглашения со странами выезда оралманов, предусматривающие нормы об обязательном информировании Министерством внутренних дел Республики Казахстан соответствующих уполномоченных государственных органов зарубежных государств о принятии казахстанского гражданства конкретным оралманом.

                    

                     Права ребенка

   

В области защиты прав детей и детства в Республике Казахстан проводится работа по обеспечению социальных и правовых гарантий качества жизни детей, соответствующих международным стандартам.

Важным шагом в обеспечении международных стандартов качества жизни детей стала ратификация Казахстаном в 1994 году Конвенции ООН о правах ребенка.

Общие принципы Конвенции о правах ребенка имплементированы во многих законах Казахстана: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» и других.

За время ратификации Конвенции о правах ребенка Казахстан уже дважды отчитывался в Комитете ООН по правам ребенка о выполнении его положений. Объединенный второй и третий отчет, подготовленный Правительством Республики Казахстан, был обсужден на 45-й сессии Комитета ООН по правам ребенка в мае 2007 года.

Следует отметить, что Комитет ООН по правам ребенка в положительном ключе отметил меры, предпринимаемые Казахстаном в области защиты прав детей. При обсуждении доклада одним из положительных достижений признано развитие и совершенствование новой законодательной базы, а также сотрудничество государственных органов с международными организациями и различными органами ООН по вопросам детства.

Комитет ООН по правам ребенка также положительно оценил опыт Республики Казахстан в области альтернативного ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей: создание «домов надежды», домов юношества, детских деревень семейного типа. Была поддержана инициатива развития новых форм семейного воспитания: опека, попечительство, патронат, приемные семьи.

Комитет ООН по правам ребенка одобрил принятие различных планов и стратегий в области образования, здравоохранения, поддержки молодежи.

Однако, положительно оценивая деятельность Правительства Республики Казахстан в области защиты прав детей, Комитет ООН по правам ребенка отметил имеющиеся в этом вопросе проблемы и дал рекомендации по дальнейшему улучшению ситуации с правами ребенка в Казахстане.

Одной из рекомендаций Комитета было создание самостоятельного уполномоченного органа по реализации положений Конвенции ООН по правам ребенка, включая эффективную координационную деятельность между центральными и местными исполнительными органами в сотрудничестве с НПО. В соответствии с данными рекомендациями постановлением Правительства Республики Казахстан в январе 2006 году был создан Комитет по охране прав детей Министерства образования Республики Казахстан, а в августе 2007 года - департаменты по защите прав детей во всех регионах республики. Такая мера позволила создать в республике новую государственную систему управления правозащитной деятельностью в интересах ребенка, основным компонентом которой является нравственно-духовное развитие человека.

    Комитетом ООН по правам ребенка также было рекомендовано разработать соответствующий Национальный план действий. В связи с этим в 2007 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1245 была утверждена программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы. В данной программе предусматривается комплекс мер по улучшению качества жизни детей, профилактике социального сиротства, обеспечению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, приближенных к семейным. В ходе реализации программы планируется открытие пяти специальных коррекционных организаций образования, 3-х реабилитационных центров для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, 6-и детских деревень семейного типа, 12-и домов юношества, 15-и детских домов семейного типа, а также увеличение числа специалистов органов опеки и попечительства.

    В целях реализации этих рекомендаций Министерством образования и науки совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами подготовлен План мероприятий по реализации Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, который рассмотрен и утвержден на заседании Межведомственной Комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека. В настоящее время в республике проводится работа по реализации этого Плана.

    В целях реализации статьи 20 Конвенции о правах ребенка, а также выполнения пунктов 8 и 45 рекомендаций 33-ей сессии Комитета ООН по правам ребенка разработан проект Закона Республики Казахстан               «О присоединении и ратификации Республикой Казахстан Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», принятой в Гааге 29 мая 1993 года. В настоящее время данный документ находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Принятие данного документа позволит обеспечить гарантии защиты прав ребенка после усыновления.

В соответствии с Планом законопроектных работ на 2009 год ведется разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества». Учитывая опыт зарубежных стран, в законопроекте предполагается изменить требования при подборе лиц на должность воспитателей, в части исключения возрастного ценза 30 лет и дополнить предложением о возможности приема на должность воспитателей детских деревень семейных пар. Кроме того, предполагается расширить круг лиц из числа выпускников организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для прохождения ими социальной адаптации в домах юношества.

     Принимаются меры по разработке действенных механизмов по решению проблем социального сиротства, раннему выявлению неблагополучных семей. С участием международных и отечественных экспертов, представителей органов внутренних дел, НПО, родительской общественности, психологов, социальных педагогов и руководителей школ республики проводятся различные мероприятия: тренинги, конференции, семинары, консультации и многое другое.

     Для изучения положения детей в республике совместно с государственными и негосударственными организациями проводятся различные исследования и мониторинги. Так, в соответствии с Договором между Правительством Республики Казахстан и Детским Фондом ООН «ЮНИСЕФ» совместно с неправительственными общественными организациями проведены два социологических исследования: «Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе детских интернатных учреждений» и «Оценка нужд и потребностей в социальных услугах уязвимых детей и семей». Данные исследования проводились в целях изучения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из уязвимых слоев населения.

Особое внимание уделяется вопросам недопущения наихудших форм детского труда, которые также могут влиять на качества жизни детей. Хотя законодательством Республики Казахстан установлены ограничения детского труда и предусматривается уголовная и административная ответственность за вовлечение детей к наихудшим формам детского труда, имеют место факты привлечение детей к работам, которые могут нанести вред их физическому развитию, возможностям получения качественного образования. Так, например, допускаются случаи незаконного привлечения детей в Алматинской области по уборке табака, в Южно-Казахстанской области - по сбору хлопка. К сожалению, в настоящее время в республике еще не разработан механизм сбора статистической отчетности в части использования детского труда по отраслям народного хозяйства, требует дополнительного изучения вопрос использования детского труда в надомных условиях, в крестьянских и фермерских хозяйствах, нуждаются в пересмотре нормы трудового законодательства, регламентирующие порядок и заключение трудовых договоров с несовершеннолетними, и некоторые аспекты их трудовой деятельности, в том числе при совмещении учебы и работы. Учитывая эти и другие проблемы в сфере занятости несовершеннолетних, заинтересованными министерствами и ведомствами, Конфедерацией работодателей республики подписан Совместный план работы в рамках Регионального проекта Международной организации труда (МОТ) по искоренению наихудших форм детского труда. В соответствии с этим документом с целью повышения информированности населения о наихудших формах детского труда выпущен сборник международного и казахстанского законодательства в области защиты прав детей, а именно борьбы с наихудшими формами детского труда, проведено исследование ситуации с детским трудом в регионах республики.

     Однако, несмотря на принимаемые меры, в вопросах охраны прав и защиты интересов детей есть еще определенные проблемы и нерешенные вопросы.

      Остается актуальной проблема социального сиротства. Свыше 12 тысяч семей являются неблагополучными, только в 2008 году лишены родительских прав 854 родителя. В настоящее время из 16008 детей-сирот, воспитывающихся в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты населения республики, 84,2 % являются социальными сиротами.

Сложным остается вопрос обеспечения жильем выпускников организаций для детей-сирот. Лишь около 10% детей, воспитыва



2020-02-03 249 Обсуждений (0)
Профессиональная реабилитация инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная реабилитация инвалидов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)