Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ уровня безработицы в России в 2009-2010 гг.



2020-03-17 510 Обсуждений (0)
Анализ уровня безработицы в России в 2009-2010 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Влияние экономического кризиса на рынок труда началось уже в конце 2008 года. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек.

Эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения).

За январь-август 2009 года число мигрантов внутри России сократилось на 191,1 тыс. человек или на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост увеличился на 7,7 тыс. человек, или на 4,7%. Это произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших из Российской Федерации. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших, зарегистрированных по месту жительства, на 2,1 тыс. человек или на 1,1%, в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 3,7 тыс. человек, или на 2,1 процента.

По оценке Росстата, численность экономически активного населения в сентябре текущего года составила 76,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. При этом на конец сентября занято в экономике было 70,4 млн. человек, что на 1,2 млн. человек меньше, чем на конец сентября 2008 года.

 


Рисунок 2.1 - Численность занятых в экономике в 2008-2009 гг.

 

Преобладающая часть занятого населения (50,3% от общей численности занятых) в сентябре 2009 года работало на крупных и средних предприятиях и в организациях.

После роста численности безработных, отмеченного в начале 2009 года, во II и III кварталах наблюдается ее снижение. Так, на конец сентября 2009 г., по данным Росстата, общая численность безработных граждан снизилась на 243 тыс. человек по сравнению с концом августа текущего года и составила 5,8 млн. человек или 7,6% экономически активного населения. Однако необходимо отметить, что численность безработных на конец сентября текущего года превышает аналогичный показатель прошлого года более чем на 1 млн. человек.

 


Рисунок 2.2 - Прирост (снижение) численности безработных в 2008 и 2009 гг.

 

В сентябре текущего года продолжила снижаться и численность официально зарегистрированных безработных, которая на конец месяца составила 2,035 млн. человек или 2,7% экономически активного населения. Доля официально зарегистрированных безработных, начиная с июня 2009 года стабилизировалась на уровне 2,8% экономически активного населения и только в сентябре чуть снизилась, достигнув 2,7% экономически активного населения.

Это снижение безработицы можно объяснить сезонностью и реализацией региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которых работники, находящиеся под угрозой увольнения, направляются на временные работы или опережающее обучение.

Анализ информации об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников свидетельствует о том, что процесс высвобождения затронул такие виды экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, в том числе машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность; строительство, транспорт и связь и другие.

Работники, переведенные на режим неполного рабочего времени и находящиеся в вынужденных отпусках и простое по вине администрации, могут пополнить собой ряды безработных граждан. По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, проводимого Минздравсоцразвития России, суммарная численность этих работников уже 5 месяцев остается очень высокой и составляет 1,6 млн. человек.

В целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации от 19 июня 2009 г. №ВП-П13-3392 Плана действий по реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год осуществляются мероприятия по поддержке рынка труда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития России (приказ от 28 ноября 2008 г. №683) организуют работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных "горячих линий" для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере.

Предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. №915 увеличена с 1 января 2009 года максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.

Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №1089 утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", которым устанавливаются порядок и условия предоставления указанных субсидий.

Выделение субсидий предусмотрено на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

создание временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения);

оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В федеральном бюджете на эти субсидии в 2009 году было предусмотрено 43,5 млрд. рублей.

Региональные программы 82 субъектов Российской Федерации одобрены на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова в целях отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Федеральной службой по труду и занятости заключены все 82 соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ. Всего утвержденными программами предусматривалось выделение из федерального бюджета 23,6 млрд. рублей, предполагалось участие в указанных программах 1,5 млн. человек.

В условиях динамично меняющейся ситуации на региональных рынках труда потребовалось оперативное внесение изменений в действующие региональные программы. С июня 2009 года началась процедура корректировки региональных программ как по численности участников мероприятий (изменение приоритетов), так и по финансовому обеспечению, на основании которой по состоянию на 1 октября на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жукова одобрена корректировка 59 региональных программ, и с 28 субъектами Российской Федерации заключены Дополнительные Соглашения к ранее заключённым Соглашениям. С учетом указанной корректировки численность участников увеличилась и составит около 2 млн. человек (по оценке Минздравсоцразвития России), что обеспечивается выделением из федерального бюджета средств в размере 34,5 млрд. рублей. Всего на реализацию региональных программ по состоянию на 1 октября 2009 г. было перечислено из федерального бюджета 26,5 млрд. рублей. Выделение средств на снижение напряженности на рынке труда было продолжено в 2010 году, а также продолжится и в 2011 г. Однако объем выделяемых на эти средств федерального бюджета будет уменьшен. Так в 2009 году в федеральном бюджете на реализацию региональных программ было предусмотрено 43,5 млрд. рублей, а в 2010 году - 36,3 млрд. рублей (предполагаемое количество участников в 2010 году - 1,7 млн. человек). Минздравсоцразвития России подготовлен и в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект постановления "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", предусматривающий расширение категорий участников региональных программ и предоставления им дополнительных гарантий.

В связи с принимаемыми мерами Правительством Российской Федерации по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда, следует отметить, что потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные службы занятости в III квартале 2009 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек. Однако, коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в сентябре текущего года увеличился по сравнению с сентябрем 2008 г. с 0,8 до 1,8.

 

Рисунок 2.3 - Численность зарегистрированных безработных и потребность работодателей в работниках в 2008 и 2009 гг. (на конец месяца)


Проводится работа по регулированию трудовой миграции.

На 2009 год квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу была утверждена в размере 3,9 млн. разрешений постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. №835.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. №916 "О внесении изменений в правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в российской федерации" был увеличен резерв квоты, нераспределенный по субъектам Российской Федерации с 30% до 50 процентов. Таким образом, по субъектам Российской Федерации распределено 1,9 млн. разрешений (приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. №777н), остальные 2 млн. разрешений - нераспределенный резерв квоты (т. е. 50% от общего размера квоты).

В течение 9 месяцев 2009 г. в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, продолжается работа по согласованию федеральными органами исполнительной власти проектов программ переселения второй очереди, разработанных субъектами Российской Федерации. За отчетный период были согласованы распоряжениями Правительства Российской Федерации 9 проектов региональных программ. С начала реализации программы по состоянию на 23 сентября 2009 г. в 16 субъектов Российской Федерации, начавших реализацию Государственной программы, прибыло около 15,1 тысяч переселенцев вместе с членами семей (по данным ФМС России).

Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).

Влияние мирового финансового кризиса заставляет работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).

При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволяет сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны - данные работники расширяют категорию потенциально безработных граждан, что может привести к увеличению регистрируемой безработицы.

Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, но наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.

По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения к концу ноября 2010 г. составила 75,3 млн. человек, или более 53% от общей численности населения.

 

Рисунок 2.4 - Уровень общей безработицы в 2010 году


В экономике страны в этот период было занято 70,2 млн. человек, что на 0,2 млн. человек меньше, чем в октябре текущего года.

В указанных условиях, в ноябре 2010 г. было отмечено снижение численности безработных граждан, по методологии МОТ, до 5 млн. человек (6,7% экономически активного населения), по сравнению с октябрем текущего года на 97 тыс. человек.

 

Рисунок 2.5 - Численность официально зарегистрированных безработных

 

В течение девяти последних месяцев продолжается положительная тенденция снижения неполной занятости. По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, которым были предоставлены отпуска, находящихся в простое по вине администрации, или работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, на 8 декабря составила 575 тыс. человек, что на 17 тыс. человек меньше данного показателя в начале месяца.

Несмотря на снижение общей безработицы, регистрируемая безработица за последний месяц не изменилась. Так, в конце ноября в органах службы занятости было зарегистрировано 1,53 млн. безработных граждан (2% экономически активного населения), столько же, сколько и месяц назад. Негативно на рынок труда влияет снижение потребности работодателей в рабочей силе, которая в конце ноября заявленная в государственные службы занятости населения, составила 1,08 млн. вакансий и сократилась за месяц на 85,5 тысяч вакансий.

Коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в ноябре текущего года составил 162,4 человека (за соответствующий месяц 2009 года - 262,6 человека).



2020-03-17 510 Обсуждений (0)
Анализ уровня безработицы в России в 2009-2010 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ уровня безработицы в России в 2009-2010 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)